Статья на тему «Сделать сложное простым легко: доказано опытом!»
Всероссийский конкурс для школьных педагогов на лучшую образовательную статью «Просто о сложном»
Сделать сложное простым легко: доказано опытом!
Сегодня в педагогической литературе можно найти целый арсенал форм, методов и приёмов, способных значительно повысить качество обучения детей. Однако в каждом учебном предмете есть свои «подводные камни», сложные вопросы, которые заставляют учителя искать новые пути разрешения дидактических задач. И русский язык, конечно, не исключение.
В процессе преподавания русского языка у учителя появляются собственные находки, идеи, как проще донести сложный материал до каждого ребёнка. И здесь полностью соглашусь со словами писателя Оскара Уайльда: «В жизни нет ничего сложного. Это мы сложны. Жизнь – простая штука, и в ней что проще, тем правильнее».
В подтверждение данных слов хочется привести один пример из практики проведения уроков русского языка самими же учащимися. «Учителями» они становятся в дни самоуправления, когда им по желанию предлагается провести фрагмент урока по выбору. Так, при объяснении темы «Сказуемое» в пятом классе ученица вдруг объяснила одноклассникам отсутствие глагола в предложении тем фактом, что он просто «надел шапку-невидимку», и под ней (шапкой-невидимкой) прячется глагол «был». Действительно, объяснить пятиклассникам, что такое нулевая связка так же сложно, как и то, что в позиции сказуемого может находиться выраженная неглагольная группа, кстати, не всегда и восьмиклассники сразу понимают данную тему. А вот идея с «шапкой-невидимкой» работает отлично: достаточно объяснить детям в 5 классе при синтаксическом разборе, что если нет в предложении глагола, то нужно с него «снять шапку-невидимку», под которой прячутся глаголы «был» или «была, были, есть» и так далее, которые укажут на слово, выступающее сказуемым. В 8 классе потом ребята в предложениях безошибочно определяют составное именное сказуемое.
Такие простые способы эффективного запоминания информации можно отнести к приёмам мнемоники, или мнемотехники. В Большом толковом словаре дано следующее определение данному термину:
МНЕМОНИКА, -и; ж. [от греч. mnēmoniká - искусство запоминания] Совокупность правил и приёмов, облегчающих запоминание нужных сведений, фактов при помощи создания искусственных ассоциаций [1].
Конечно, на уроках русского языка уже активно используются разнообразные приёмы мнемотехники, которые основаны на формировании запоминающихся фраз или стихотворений. Например, многие учащиеся узнают сонорные согласные по слову «минеральный», а глаголы-исключения второго спряжения запоминают по известному стихотворению, заучивают постановку трудных ударений в словах по фразам, которые, кстати, можно при желании преобразовать: «Съели то́рты и не влезли в шо́рты, зато надели ба́нты и ша́рфы».
Полученная ассоциативная информация не только сохранится в памяти ребёнка, но и будет «всплывать» автоматически, когда нужно будет решить определённые языковые задачи. Для любого правила можно составить собственную «шпаргалку», используя мнемотехнические приёмы – ассоциативные ряды, коды, смысловые связки, блоки, метод «Римская комната» и другие [2].
В 6 классе одной з самых трудных языковых тем является «Склонение количественных числительных». В учебнике русского языка авторов М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Л. А. Тростенцова данная тема представлена в § 72 под темой «Числительные, обозначающие целые числа». Авторы учебника только косвенно указывают на существование типов склонения количественных числительных, приводят примеры склонения числительных 5-80, 200-900, частично – склонение числительных 40, 90 и 100.
Данная тема требует особого внимания, поскольку неправильное употребление склонения числительных – распространённая грамматическая ошибка, к тому же в этом году в нашей республике изменился формат ГИА, теперь он будет проходить в формате ЕГЭ. В 7 задании Единого государственного экзамена в одном из выделенных слов ребята должны будут найти допущенную ошибку в образовании формы слова, например, увидеть, что в словосочетаниях «о СЕМИСТА километрах», «с ВОСЬМИСТАМИ блюдами» неверно употреблены падежные формы числительных.
Эту проблему решаю следующим образом: готовлю каждому ученику на урок карточку:
1 тип 1 – РЧ: один, одна, одно, одни | 2 тип 2, 3, 4 И.п. два Р. п. двух Д. п. двум В.п. = И.п. или Р.п. Т. п. двумя П. п. о двух | 3 тип 5-80 (кроме 40) !!! Везде «ТИкаем», а в Т.п. «Юкаем» И.п. -ти Р. п. –ти Д. п. –ти В.п. = И.п. Т. п. -тью П. п. –ти |
4 тип 40, 90, 100 «Числа сто, девяносто, сорок любят очень букву А» И.п. сорок Р. п. сорокА Д. п. сорокА В.п. = И.п. Т. п. сорокА П. п. сорокА | 5 тип 200-900 !!!«Юкнуть» в середине Т.п. И.п. пятьсот Р. п. пятисот – нот Д. п. пятистам – нотам В.п. = И.п. Т. п. пятьюстами – нотами П. п. пятистах – нотах | 6 тип тысяча, миллион, миллиард (склоняем как существительные) |
Начинаю объяснение с понятия тип, шестиклассники легко запоминают, что каждый тип объединяет числительные, которые склоняются одинаково. Обращаем внимание на винительный падеж, который в 3, 4 и 5 типе совпадает с именительным падежом, на аббревиатуру РЧ в 1 типе, которая указывают на то, что только числительное один может изменяться по родам и числам среди количественных числительных. Далее подробно останавливаемся на 3 типе: детям нужно чётко уяснить, что числительные во всех падежах имеют окончание -ти, и только в творительном падеже – -тью, здесь и помогают своеобразные словесные формулы: «тикать» и «юкать»: «Во всех падежах «тикаем», а в творительном – «юкаем». Когда доходит до склонения числительных на обозначение сотен, обращаем внимание снова на творительный падеж: «Не забыть «юкнуть» в середине числительного и проверить себя «нотами». Запомнить склонение чисел 40, 90 и 100 помогает следующая фраза: «Числа сто, девяносто, сорок любят очень букву А».
Отработать полученные знания затем можно с помощью интерактивного метода обучения «Карусель», а также в процессе всех последующих уроков во всех классах, например, на этапе активизации знаний учащихся, выполняя упражнение «Да или нет?»:
«ДА ИЛИ НЕТ?»: о пятиста студентах, семистами листами, с четырьмя детьми, шестьюдесятью попытками, с восьмистами блюдами, в трёхстах метрах, шестиста учебников, со стами рублями.
Запомнить употребление собирательных числительных с существительными можно, запомнив фразу: «Собирались мальчишки в джинсах играть с щенками без девочек». Запоминаем последовательность, анализируя грамматические и ассоциативные особенности существительных в данной фразе: мальчишки – мужской род, джинсы – только множественное число, щенки – детёныши животных, без девочек, значит, существительные женского рода употреблять нельзя.
Подобные карточки-схемы можно предложить учащимся и по другим темам. К примеру, в учебнике для 7 класса правила обособления причастных оборотов изложены не все, а учащимся придётся вернуться к этой теме в 8 классе при изучении темы «Обособленные определения». Отрабатываем правила по следующему справочному материалу:
Как правило, учащиеся путают, перед определяемым словом или после него нужно поставить запятую при причастном обороте. Помочь им решить эту проблему может простое сравнение причастного оборота с автобусом, а определяемого слова – с пешеходом: перед «автобусом» переходить нельзя, нужно остановиться, то есть поставить запятую, после «автобуса» можно идти смело, но нужно проверить, нет ли препятствий-исключений. Последние, в свою очередь, можно запомнить по фразе: «Я убежал от автобуса по веской причине и потерялся». Раскрыть смысл фразы и запомнить правила-исключения помогает следующая расшифровка:
Я | Определяемое слово выражено личным местоимением: «/Поражённый увиденной картиной/, он стоял молча». |
убежал от автобуса | Причастный оборот отделён от определяемого слова другими членами предложения: «/Припорошенные пылью/, на полках стояли старые книги». |
по веской причине | Причастный оборот имеет обстоятельственное значение (причину): «/Поражённый увиденной картиной/, хирург стоял как вкопанный». |
и потерялся | Нет определяемого слова при причастном обороте: «/Припорошенные пылью/, выглядели очень удручающе». |
Таким образом, сделать сложное простым можно и, думаю, нужно, достаточно проявить только немного творчества.
Список использованной литературы
Грамота.ру [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://gramota.ru/slovari/dic/?word=мнемоника&all=x
ТОП 25 приемов мнемотехники для взрослых и детей [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://bukva.info/blog/top_10_priemov_mnemotekhniki/
Горбачёва Марина Юрьевна
Вовк Людмила Ивановна
Горбачёва Марина Юрьевна
Вовк Людмила Ивановна
Горбачёва Марина Юрьевна
Вовк Людмила Ивановна
Фоминова Елена Владимировна
Вовк Людмила Ивановна
Селиванова Галина Геннадьевна
Вовк Людмила Ивановна