Статья на тему «Сделать сложное простым легко: доказано опытом!»

17
10
Материал опубликован 31 May 2022

Всероссийский конкурс для школьных педагогов на лучшую образовательную статью «Просто о сложном»

Сделать сложное простым легко: доказано опытом!

Сегодня в педагогической литературе можно найти целый арсенал форм, методов и приёмов, способных значительно повысить качество обучения детей. Однако в каждом учебном предмете есть свои «подводные камни», сложные вопросы, которые заставляют учителя искать новые пути разрешения дидактических задач. И русский язык, конечно, не исключение.

В процессе преподавания русского языка у учителя появляются собственные находки, идеи, как проще донести сложный материал до каждого ребёнка. И здесь полностью соглашусь со словами писателя Оскара Уайльда: «В жизни нет ничего сложного. Это мы сложны. Жизнь – простая штука, и в ней что проще, тем правильнее».

В подтверждение данных слов хочется привести один пример из практики проведения уроков русского языка самими же учащимися. «Учителями» они становятся в дни самоуправления, когда им по желанию предлагается провести фрагмент урока по выбору. Так, при объяснении темы «Сказуемое» в пятом классе ученица вдруг объяснила одноклассникам отсутствие глагола в предложении тем фактом, что он просто «надел шапку-невидимку», и под ней (шапкой-невидимкой) прячется глагол «был». Действительно, объяснить пятиклассникам, что такое нулевая связка так же сложно, как и то, что в позиции сказуемого может находиться выраженная неглагольная группа, кстати, не всегда и восьмиклассники сразу понимают данную тему. А вот идея с «шапкой-невидимкой» работает отлично: достаточно объяснить детям в 5 классе при синтаксическом разборе, что если нет в предложении глагола, то нужно с него «снять шапку-невидимку», под которой прячутся глаголы «был» или «была, были, есть» и так далее, которые укажут на слово, выступающее сказуемым. В 8 классе потом ребята в предложениях безошибочно определяют составное именное сказуемое.

Такие простые способы эффективного запоминания информации можно отнести к приёмам мнемоники, или мнемотехники. В Большом толковом словаре дано следующее определение данному термину:

МНЕМОНИКА, -и; ж. [от греч. mnēmoniká - искусство запоминания] Совокупность правил и приёмов, облегчающих запоминание нужных сведений, фактов при помощи создания искусственных ассоциаций [1].

Конечно, на уроках русского языка уже активно используются разнообразные приёмы мнемотехники, которые основаны на формировании запоминающихся фраз или стихотворений. Например, многие учащиеся узнают сонорные согласные по слову «минеральный», а глаголы-исключения второго спряжения запоминают по известному стихотворению, заучивают постановку трудных ударений в словах по фразам, которые, кстати, можно при желании преобразовать: «Съели то́рты и не влезли в шо́рты, зато надели ба́нты и ша́рфы».

Полученная ассоциативная информация не только сохранится в памяти ребёнка, но и будет «всплывать» автоматически, когда нужно будет решить определённые языковые задачи. Для любого правила можно составить собственную «шпаргалку», используя мнемотехнические приёмы – ассоциативные ряды, коды, смысловые связки, блоки, метод «Римская комната» и другие [2].

В 6 классе одной з самых трудных языковых тем является «Склонение количественных числительных». В учебнике русского языка авторов М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Л. А. Тростенцова данная тема представлена в § 72 под темой «Числительные, обозначающие целые числа». Авторы учебника только косвенно указывают на существование типов склонения количественных числительных, приводят примеры склонения числительных 5-80, 200-900, частично – склонение числительных 40, 90 и 100.

Данная тема требует особого внимания, поскольку неправильное употребление склонения числительных – распространённая грамматическая ошибка, к тому же в этом году в нашей республике изменился формат ГИА, теперь он будет проходить в формате ЕГЭ. В 7 задании Единого государственного экзамена в одном из выделенных слов ребята должны будут найти допущенную ошибку в образовании формы слова, например, увидеть, что в словосочетаниях «о СЕМИСТА километрах», «с ВОСЬМИСТАМИ блюдами» неверно употреблены падежные формы числительных.

Эту проблему решаю следующим образом: готовлю каждому ученику на урок карточку:

1 тип

1 – РЧ: один, одна, одно, одни

2 тип

2, 3, 4

И.п. два

Р. п. двух

Д. п. двум

В.п. = И.п. или Р.п.

Т. п. двумя

П. п. о двух


3 тип

5-80 (кроме 40)

!!! Везде «ТИкаем», а в Т.п. «Юкаем»

И.п. -ти

Р. п. –ти

Д. п. –ти

В.п. = И.п.

Т. п. -тью

П. п. –ти

4 тип

40, 90, 100

«Числа сто, девяносто, сорок любят очень букву А»

И.п. сорок

Р. п. сорокА

Д. п. сорокА

В.п. = И.п.

Т. п. сорокА

П. п. сорокА

5 тип

200-900

!!!«Юкнуть» в середине Т.п.

И.п. пятьсот

Р. п. пятисот – нот

Д. п. пятистам – нотам

В.п. = И.п.

Т. п. пятьюстами – нотами

П. п. пятистах – нотах

6 тип

тысяча, миллион, миллиард (склоняем как существительные)


Начинаю объяснение с понятия тип, шестиклассники легко запоминают, что каждый тип объединяет числительные, которые склоняются одинаково. Обращаем внимание на винительный падеж, который в 3, 4 и 5 типе совпадает с именительным падежом, на аббревиатуру РЧ в 1 типе, которая указывают на то, что только числительное один может изменяться по родам и числам среди количественных числительных. Далее подробно останавливаемся на 3 типе: детям нужно чётко уяснить, что числительные во всех падежах имеют окончание -ти, и только в творительном падеже – -тью, здесь и помогают своеобразные словесные формулы: «тикать» и «юкать»: «Во всех падежах «тикаем», а в творительном – «юкаем». Когда доходит до склонения числительных на обозначение сотен, обращаем внимание снова на творительный падеж: «Не забыть «юкнуть» в середине числительного и проверить себя «нотами». Запомнить склонение чисел 40, 90 и 100 помогает следующая фраза: «Числа сто, девяносто, сорок любят очень букву А».

Отработать полученные знания затем можно с помощью интерактивного метода обучения «Карусель», а также в процессе всех последующих уроков во всех классах, например, на этапе активизации знаний учащихся, выполняя упражнение «Да или нет?»:

«ДА ИЛИ НЕТ?»: о пятиста студентах, семистами листами, с четырьмя детьми, шестьюдесятью попытками, с восьмистами блюдами, в трёхстах метрах, шестиста учебников, со стами рублями.

Запомнить употребление собирательных числительных с существительными можно, запомнив фразу: «Собирались мальчишки в джинсах играть с щенками без девочек». Запоминаем последовательность, анализируя грамматические и ассоциативные особенности существительных в данной фразе: мальчишки – мужской род, джинсы – только множественное число, щенки – детёныши животных, без девочек, значит, существительные женского рода употреблять нельзя.

Подобные карточки-схемы можно предложить учащимся и по другим темам. К примеру, в учебнике для 7 класса правила обособления причастных оборотов изложены не все, а учащимся придётся вернуться к этой теме в 8 классе при изучении темы «Обособленные определения». Отрабатываем правила по следующему справочному материалу:

t1654022166aa.png

Как правило, учащиеся путают, перед определяемым словом или после него нужно поставить запятую при причастном обороте. Помочь им решить эту проблему может простое сравнение причастного оборота с автобусом, а определяемого слова – с пешеходом: перед «автобусом» переходить нельзя, нужно остановиться, то есть поставить запятую, после «автобуса» можно идти смело, но нужно проверить, нет ли препятствий-исключений. Последние, в свою очередь, можно запомнить по фразе: «Я убежал от автобуса по веской причине и потерялся». Раскрыть смысл фразы и запомнить правила-исключения помогает следующая расшифровка:

Я

Определяемое слово выражено личным местоимением: «/Поражённый увиденной картиной/, он стоял молча».

убежал от автобуса

Причастный оборот отделён от определяемого слова другими членами предложения: «/Припорошенные пылью/, на полках стояли старые книги».

по веской причине

Причастный оборот имеет обстоятельственное значение (причину): «/Поражённый увиденной картиной/, хирург стоял как вкопанный».

и потерялся

Нет определяемого слова при причастном обороте: «/Припорошенные пылью/, выглядели очень удручающе».


Таким образом, сделать сложное простым можно и, думаю, нужно, достаточно проявить только немного творчества.

Список использованной литературы

Грамота.ру [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://gramota.ru/slovari/dic/?word=мнемоника&all=x

ТОП 25 приемов мнемотехники для взрослых и детей [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://bukva.info/blog/top_10_priemov_mnemotekhniki/




































в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Благодарю за полезный ресурс!

1 June 2022

Спасибо большое, уважаемая Марина Юрьевна, очень ценю Ваше мнение!

1 June 2022

Удачи в конкурсе!

1 June 2022

Спасибо большое) Если честно, пытаюсь в работе абстрагироваться от всего происходящего вокруг, очень рада, что попала в нужную группу в нужное время. А еще пытаюсь освоить по Вашему примеру сайт learningapps, но пока что-то безрезультатно.

1 June 2022

С ПОБЕДОЙ! Рада за ВАС,Людмила Ивановна! Так держать!!! А что не получается???

1 July 2022

Добрый вечер, уважаемая Марина Юрьевна! Спасибо Вам огромное за добрые слова!!! Ресурс потихоньку осваиваю, спасибо, что есть Ваши замечательные примеры, кое-что удается уже. Ещё раз Вам огромное спасибо!

1 July 2022

Людмила Ивановна, творческих успехов! Поздравляю с победой!

17 August 2022

Уважаемая Елена Владимировна, спасибо огромное за добрые слова)

23 August 2022

Людмила Ивановна, спасибо! Полезная статья. творческих успехов!

15 September 2022

Огромное спасибо, Галина Геннадьевна!

15 September 2022