Влияние хорового пения на формирование личности ребенка. Из опыта работы Будневич Т.К

2
0
Материал опубликован 12 August 2020

Влияние хорового пения на формирование личности ребенка.

Из опыта работы преподавателя детской школы искусств Будневич Т.К.


Более тридцати лет я работаю с детским хором, люблю свою работу и считаю себя счастливым человеком.

Хор – это довольно сложный организм, создание и функционирование которого требуют энергии, знаний, умений всех заинтересованных лиц: педагога, самих учеников и, конечно же, их родителей. Поэтому, формирую хоровой коллектив с хорошей внутренней атмосферой, интенсивно развивающийся не только в художественно-эстетическом плане, но и воспитывающий каждого ребенка в отдельности и группу детей в целом.

Важнейшей задачей для успешной и продолжительной жизни хорового коллектива считаю развитие и поддержание устойчивого интереса у детей к занятиям хоровым пением, коллективным творчеством, искренней увлеченности музыкой. «Пение в хоре является как бы народной общедоступной музыкальной школой, в которой музыка познается не отвлеченной, без связи с окружающей жизнью, а идет рядом с ней, украшает, обогащает ее», - писал великий педагог и композитор А.В. Свешников. Это высказывание раскрывает глубинную сущность занятий в хоре, которые не только повышают музыкальную культуру, но и способствуют разностороннему развитию детей, формированию личности каждого из них, воспитывают художественные потребности, эстетические взгляды, нравственные идеалы. «Эмоциональное побуждение разума дает положительные результаты. Я считаю, что чем раньше ребенок соприкасается с музыкой, тем тоньше и эмоциональнее становится детская душа, так как музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности», - писал В.А. Сухомлинский, бесспорный авторитет в понимании процессов воспитания детей.​​​​​​​

Для достижения целей музыкального образования особенно важна творческая атмосфера. Важно воспитать не простых исполнителей, но ценителей услышанного, умеющих ясно выражать свои мысли. Свою работу направляю на то, чтобы хор «Радуга», которым я руковожу, был коллективом единомышленников, объединенных любовью к музыке и хоровому пению, чувствующих гармонию индивидуального и коллективного исполнения, стремящихся к художественному и нравственному совершенствованию. В ходе работы перевожу естественные, обычные впечатления детей на музыкальный язык и добиваюсь того, чтобы музыкальное звучание стало главным рассказчиком, действующим лицом этих жизненных представлений. Это – исходная точка развития музыкального слуха детей.


На протяжении многих лет набираю в свой хоровой коллектив детей не поющих (не владеющих голосом) и плохо интонирующих. При наборе смотрю на горящие глаза ребенка и сильное желание учиться петь. Этот фактор является определяющим условием зачисления в хоровой класс. К сожалению, такое явление, как отсутствие вокальных данных, музыкального слуха, нарушение координации голоса и слуха, плохая интонация, в последнее время наблюдается все чаще и чаще. Но желание петь, психологический настрой ребенка на занятия музыкой, взаимная симпатия педагога и ребенка, любовь к музыке творят чудеса.

В своей работе руководствуюсь «напутствием» Б.В. Асафьева, который писал, что необходимо готовить «понятливых, культурных слушателей, которых не так уж много, и от интеллектуального уровня которых зависит, в конце концов, прогресс нашей музыки». Нужно рассматривать музыку как живое искусство, ставить во главу угла процесс художественного восприятия ее. Б.В. Асафьев обращал внимание на то, что «стремление должно быть одно: не навязывать музыку, а убеждать ею, не развлекать, а радовать; наконец, внедрять в сознание слушателей, что музыкальное искусство не есть отвлеченное, чисто звуковое отображение».

В музыкальной школе специальный хоровой класс занимает важное место в системе музыкального образования и воспитания. Основной формой работы хорового класса являются групповые занятия, общие репетиции, где видна классная и домашняя работа каждого ученика и коллектива в целом. Хочется привести высказывание знаменитого дирижера Натана Рахлина «Оркестр нельзя собрать даже из лучших музыкантов. Оркестр нужно растить и выращивать. А этот процесс бесконечный. Никакие фантазии, никакие эмоции дирижера не объединят, не «сольют» оркестр, если он не «сделан», не «сработан»». Эти слова полностью можно отнести и к работе дирижера-хоровика. Хор – это инструмент, на котором артистично и виртуозно играет дирижер. Каждый голос – струна в его руках. Слаженный и дисциплинированный коллектив одухотворен решением задач, среди которых:

- чистый и красивый унисон;

- чистое интонирование;

- пение на ровном, наполненном дыхании;

- ясность строя в многоголосных сочинениях;

- тембровое и стилевое разнообразие;

- эмоциональная насыщенность хорового звучания;

- осмысленность прочтения текста.

В хоровом классе групповые занятия проводятся два раза в неделю и третье занятие – сводное, где встречаются все группы. С одной стороны малое количество детей в групповых занятиях дает возможность максимального использования принципа индивидуального подхода к ученику, с другой – нарушает главную идею хорового искусства – идею хорового пения, идею коллективного творчества. Вот почему уделяю большое внимание сводным репетициям и пропуски этих уроков недопустимы.

Важной работой хорового класса, важным ее звеном является концертная деятельность, где воспитывается душа ребенка. Она – радость, ради которой дети идут в хор, она зеркало художественного и профессионального уровня коллектива, она его открытое лицо. В работе над концертной программой рождается единство и духовное сплочение участников творческого процесса, утверждается их творческое и жизненное кредо, как ценителей и пропагандистов искусства.

Концертная деятельность коллектива, стремление выйти к людям, поделиться, рассказать со сцены, вместе волноваться, переживать и радоваться – должно быть естественной потребностью, необходимостью каждого его участника. И нет большей радости для творческой личности, чем благодарность слушателя, понявшего тебя и поверившего тебе. Но … это впереди. Большим трудом достигается необходимое хору совершенство. Ведущим в нашем хоре является и принцип преемственности. Убеждена в том, что чем раньше соприкасается ребенок с музыкой, тем тоньше и эмоциональнее становится детская душа.

Основная цель работы хорового класса – музыкальное и личностное воспитание ребенка, развитие его индивидуальности, музыкального вкуса, навыков и нравственных принципов работы в коллективе. Основным критерием в хоровом классе является психологическая готовность ребенка заниматься музыкой.

Ставлю задачи воспитательно-образовательного и творческого характера, связанные с формированием верной художественно-эстетической ориентацией детей, с приобщением их к подлинной музыкальной культуре, развитием исполнительских навыков: певческого дыхания, координации и взаимодействия всех органов голосового аппарата в певческом звукообразовании, развития музыкальных способностей учеников в коллективной форме. Хоровое пение активизирует слух, укрепляет память и развивает творческие способности благодаря вовлечению каждого ребенка в интересную практическую деятельность.

Основная работа над концертными программами идет на уроке. Прежде всего, дети должны уверенно знать исполняемые произведения, готовиться к концерту специально и заранее (авралы исключены). Чтобы чувствовать себя равноправными участниками концерта, они должны знать всю программу, свое место в ней. Они должны быть уверенными в том, что их выступления ждут. Дети, участвуя в концерте, чувствуют себя художниками – на занятиях творили, создавали художественное произведение, а на сцене – преподнесли его слушателям! Воспитанное всей жизнью коллектива уважение к своему хору и его труду сделать невозможным такое неприличное явление, как переглядки, перемигивание (даже с залом). Первое впечатление – внешний вид детей. Их выход, расстановка, лица, степень сосредоточенности или веселости должны сразу вызвать у зрителя чувства уважения к артистам, ожидания и интереса к их выступлению.

На сцену выходит дирижер. Его появление должно вызвать у детей особое состояние, отраженное в их лицах, - «Как мы рады! Пришло время, начинаем! Не беспокойтесь, будьте в нас уверены! Мы готовы! Мы с Вами!». Те же чувства и «слова» на лице дирижера, обращенного к хору. И так должно быть не только на сцене, но и на обычных групповых занятиях, где многочисленные оттенки атмосферы взаимоотношений – неудачи, огорчения, обиды, раздражения, волнения, непонимания, а также радость удач, успешное исполнение партии – способствуют гармонии течения жизни класса и естественностью укрепляют жизненные и творческие силы коллектива.

Первое произведение, первые звуки, именно звучание хора – первое, что воспринял зал. Это звучание – предмет наших хормейстерских забот, поисков, разочарований и побед. Как рады мы, если вдруг услышали в коротком эпизоде красоту и гармонию в звучании нашего хора! Я убеждена, что в основе красоты звучания хора лежит естественность звукообразования в сочетании со стремлением к осознанной и прочувствованной выразительностью. Помогая ребятам выработать свободную постановку корпуса, естественное, а не нарочитое открывание рта, пользование дыханием, стараюсь, чтобы гармония звукообразующего и слухового аппаратов приносило наслаждение поющим, и конечно, стремлюсь, чтобы уже первые звуки хора со сцены привлекли внимание.

Стремлюсь не допускать безразличное выражение лица ни у одного хориста, ни в одном произведении. К сожалению, у наших детей внутреннее переживание не всегда отражаются в лице, взгляде, позе. И прошу тогда быть их «артистами». Для достижения результатов в артистизме советую им тренироваться дома перед зеркалом, что часто оказывается очень полезным.

В художественном росте хора немалую роль играет и внеклассная работа. Внеклассные мероприятия сближают детей, активизируют их, снимают детские комплексы, способствуют развитию творческих способностей, формируют хоровой коллектив, умеющий донести плоды кропотливой повседневной работы до публичного исполнения в самой естественной, живой и художественно-выразительной форме.

Хор «Радуга», которым я руковожу, существует в г. Набережные Челны с 1995 года. Мы отметили уже четыре «юбилея» нашего хора: пяти-, десяти-, пятнадцати- и двадцатилетие, к каждому из которых были подготовлены праздничные концертные программы и выпущены сборники песен из репертуара «Радуги». Очень серьезно ко всем концертам готовятся вместе с детьми их родители: они активны, заинтересованно исполняют доверенные им роли, готовят призы и подарки. Все ценят эту возможность совместного творчества, где каждый проявляет и свои способности, и свою ответственность.

Внеклассная работа хора «Радуга» разнообразна по формам деятельности, методам работы, тематике. Здесь, конечно же, традиционные внеклассные часы. Например, начало учебного года отмечаем внеклассными часами «Мы пришли учиться петь!», «Мы за лето подросли», конец учебного года – внеклассным часом «Мы играем и поем». Завершаются такие мероприятия играми и аттракционами, где все очень активны, а традиционное чаепитие способствует сближению детей: старшие заботятся о младших, проявляют к ним добрые чувства, заботу, младшие отвечают встречным вниманием. Конечно, главное место отводится музыке и стихам.

Кроме традиционных внеклассных часов провожу тематические. На тематических часах «Музыкальный кубик», «Поздравляем первоклассников», «Золотая осень» дети свободно музицируют: исполняют на фортепиано свои любимые пьесы, песни, поют соло и хором. Таким образом, закрепляется музыкальная грамотность.

Проводя эти мероприятия, всегда помню, что главное – не развлечение детей, а формирование у них интереса и любви к музыке, хоровому пению, создание коллектива единомышленников, чувствующих гармонию индивидуального и коллективного исполнения, стремящихся к художественному и нравственному совершенству. Цель работы в целом – введение детей в большой мир музыкального искусства, формирование любви к музыке во всем богатстве ее форм и жанров.

В Набережных Челнах живут люди восьмидесяти национальностей. Мы, стремясь воспитать в детях любовь к родной земле, стараясь развить потребность в сохранении ее многонациональной культуры, делаем это доступными нам средствами музыки. Мы ищем и находим педагогические технологии формирования у детей интереса к музыкальной культуре всех народов, проживающих в Татарстане, развития художественно-эстетических потребностей общения с музыкой народов нашего региона, в том числе татарских композиторов.

Большая концертная деятельность хора (более 20 концертов в год), ее разнообразная внеклассная работа, тесный контакт с родителями – все это приводит к успешному конечному результату: ввести учащегося в мир большого музыкального искусства, научить любить музыку во всем богатстве ее форм и жанров, воспитать у учащегося музыкальную культуру, как часть всей его духовной жизни, дать радость открытия красоты музыкальной культуры. И хочу закончить строчками В. Степанова:

Музыка – мира и дружбы язык,

Общий язык, всем понятный язык.

Музыка – это земля на рассвете,

Музыка – это все дети на свете.

Пусть же наполнятся музыкой света

Каждого сердце и наша планета.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации