Влияние методов арт-терапии на развитие связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР III уровня
Кузина Анна Александровна
Учитель-логопед
Республика Хакасия,
МБДОУ Белоярский детский сад «Огонек»
Влияние методов арт-терапии на развитие связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР III уровня
Аннотация: в статье рассматривается актуальность проблемы развитие связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР III уровня с использованием методов арт-терапии, кинезитерапия и сказкотерапия как методы арт-терапии.
Ключевые слова: связная речь, арт-терапия, сказкотерапии, кинезитерапия, общее недоразвитие речи III уровня, дети дошкольного возраста.
В настоящее время речевые нарушения остаются одной из наиболее распространенных проблем у детей дошкольного возраста. Психолого-педагогические исследования в коррекционной педагогике показывают, что в настоящее время наблюдается устойчивая тенденция к увеличению числа дошкольников с ОНР III уровня (общее недоразвитие речи III уровня). У данной категории детей наблюдается недостаточная развитость связной речи, что в дальнейшем может привести к менее успешному обучению в школе.
Под общим недоразвитием речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом следует понимать такую форму речевой аномалии, при которой нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и к смысловой сторонам речи. При общем недоразвитии речи отмечается позднее ее начало, скудный запас слов, аграмматизмы, дефекты произношения и фонемообразования [5].
ОНР – это неравномерный, замедленный процесс овладения языковыми средствами родного языка (Т.В. Волосовец).
Речь возникает при наличии определенных биологических предпосылок и, прежде всего, нормального созревания и функционирования центральной нервной системы. Среди факторов, способствующих возникновению общего недоразвития речи у детей, различают неблагоприятные внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные) факторы, а также внешние условия окружающей среды. Эти факторы могут действовать как во внутриутробном периоде развития, так и во время родов, а также в первые годы жизни ребенка (Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева).
В психолого-педагогической классификации Р.Е. Левиной ОНР III уровня характеризуется тем, что обиходная речь детей оказывается более или менее развернутой, грубых лексико-грамматических и фонетических отклонений нет, имеются лишь отдельные пробелы в развитии фонетики, лексики и грамматического строя. Общее недоразвитие речи этого уровня проявляется, прежде всего, в неточном знании и неточном употреблении некоторых слов, в неумении изменять и образовывать слова. На этой стадии речевого развития у детей ограниченный речевой запас. В устной речи детей на этом этапе речевого развития обнаруживаются отдельные аграмматические фразы, неправильное или неточное употребление некоторых слов, фонетические недостатки менее разнообразны, чем у детей, находящихся на первом и втором уровнях речевого развития. В активном словаре детей преобладают существительные и глаголы, мало слов, характеризующих качества, признаки состояния предметов и действий, а также способы действий, в основном преобладают глаголы и существительные. Наблюдаются нарушения в эмоционально-волевой сфере примером которые являются раздражительность, повышенная возбудимость, двигательное беспокойство, неусидчивость, дети быстро утомляются. У детей с недоразвитием речи в самостоятельных высказываниях часто отсутствует правильная связь слов в предложениях, выражающих временные, пространственные и другие отношения. [5].
Проблема развития связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР III уровня является актуальной на сегодняшний день, которая интересовала таких ученых как, Е.И. Тихеева, В.П. Глухова, Р.Е. Левина, Т.Б. Филичива, Ф.А. Сохина и многих других.
Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. Развитие связной речи тесно взаимосвязано с такими познавательными процессами как мышление, восприятие, память и воображение.
В современном мире видна необходимость в поиске более новых, эффективных методов развития связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР III уровня, которыми являются методы арт-терапии
Арт-терапия имеет широкие, большие возможности в работе с детьми-дошкольниками, у которых присутствуют различные эмоциональные проблемы, трудности в общении, негативные поведенческие реакции.
Термин “арт-терапия” (буквально – терапия искусством) был введен А. Хиллом (1938) при описании собственной работы с туберкулезными больными в санаториях [7].
По М. Либману, арт-терапия – это использование средств искусства для передачи чувств и иных проявлений психики человека с целью изменения структуры его мироощущения [4;7]. К средствам искусства относятся: музыка, живопись, литературные произведения, театр и т. д.
В работе с дошкольниками арт-терапия выполняет следующие функции: воспитательные, коррекционные, диагностические, развивающие. Использование методов арт-терапии, основанной на комплексном подходе позволяют нам улучшить эмоциональное состояние детей с эмоционально-волевой неустойчивостью заниженной самооценкой, низкой работоспособностью, нарушениями речи, познавательной деятельности, коммуникации, поведения.
Современная арт-терапия включает в себя следующие направления:
- изотерапия – лечебное воздействие средствами изобразительного искусства: рисованием, лепкой, декоративно-прикладным искусством и т.д.;
- имаготерапия – воздействие через образ, театрализацию, драматизацию;
-кинезитерапия – воздействие через танцевально-двигательную, коррекционную ритмику, хореотерапию, и т.д.
- музыкотерапия – воздействие через восприятие музыки;
- сказкотерапия – воздействие посредством сказки, притчи, легенды [8].
На развитие связной речи у дошкольников с ОНР III уровня эффективней будет влиять сказкотерапияи и кинезитерапия.
Кинезитерапия - (kinesitherapia – в переводе с греческого: kinesis - движение, therapia - лечение) - дословно "лечение движением". Движение как результат воздействия механической энергии на организм человека применялось в качестве профилактического и лечебного средства издревле, еще во времена зарождения медицины [1].
Исследователи указывали на связь речи и выразительных движений (М.О. Гуревич; А.А. Леонтьев), двигательных и речевых анализаторов (А.Г. Иванов-Смоленский; А.Р. Лурия; Н.П. Тяпугин), на связь формы произношения с характером движений (В.А. Куршев) [2].
Занятия с использованием кинезитерапии находятся в тесной связи с другими средствами комплексного коррекционно-педагогического воздействия. Рекомендуется сочетать увлекательный сюжетный ход, игровую форму с широким использованием наглядного материала, тогда будет стимулироваться потребность в общении, развиваться речевое подражание, моторика, рождаться эмоционально-эстетический отклик. Содержание занятия напрямую связано с изучаемой лексической темой, задачами логопедической коррекции в конкретной возрастной группе, а также с программными требованиями по физическому воспитанию [2].
Рассматривая в литературе вопрос современных представлений о кинезитерапии и общем недоразвитии речи, можно сделать вывод, что на психофизиологическом уровне существует явная взаимозависимость развития речи и движений. Развивая и улучшая движения можно корректировать речевые нарушения и бороться с недоразвитием речи.
Сказкотерапия — метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром. К сказкам обращались в своем творчестве известные зарубежные и отечественные психологи: Э. Фромм, Э. Берн, Э. Гарднер, А. Менегетти, М. Осорина, Е. Лисина, Е. Петрова, Р. Азовцева, Т. Зинкевич-Евстигнеева. Данный метод, использующий сказочную форму для речевой активности детей с общим недоразвитием речи (ОНР), развивает у детей творческие способности, совершенствует эмоционально-волевую сферу [3;6].
Сказка, как известно, соответствует детской системе мироощущения и создает благоприятные условия для углубления знаний о своем внешнем и внутреннем «Я», способах взаимоотношений между людьми, возможностях самореализации. Используя сказочную форму для речевого развития личности ребенка, расширятся сознание и совершенствуется взаимодействие через речь с окружающим миром. Основной принцип сказкотерапии - целостное развитие личности, забота о душе (в переводе с греческого забота о душе и есть терапия). Трудно отрицать роль сказок и художественных произведений в воспитании правильной устной речи. Тексты сказок расширяют словарный запас, помогают верно строить диалоги, влияют на развитие связной, логичной речи [3].
Сказкотерапия в системе коррекционной работы по развитию связной речи преследует:
- создание коммуникативной направленности речевых высказываний;
- совершенствование лексико-грамматических средств языка, звуковой стороны речи;
- развитие просодической стороны речи;
- развитие диалогической и монологической речи;
- приобщение детей к истокам народной культуры.
После изучения метода сказкотерапии, взяв данный метод за основу на логопедических занятиях, определили возможность работы со сказкой с детьми старшего дошкольного возраста в коррекционно-образовательном процессе:
- использование сказки как метафоры (тексты и образы сказок вызывают ассоциации и могут быть обсуждены);
- обсуждение поведения и мотивов действий персонажей (система оценок в категории «хорошо -плохо);
- проигрывание эпизодов сказки (индивидуально, с подгруппой детей
или всей группой);
- использование сказки как притчи-нравоучения;
- рисование по мотивам сказок;
- творческая работа по мотивам сказок (анализ, рассказывание сказки, сочинение сказки).
Таким образом, арт-терапия относительно новое направление в российской педагогической практике, которое объединяет арт-терапию и обучение. Это направление имеет мощный потенциал, актуализация которого позволяет кардинально менять дидактические подходы к процессу обучения, воспитания, развития личности, организации и реализации совместной интеллектуальной и эмоционально-художественной деятельности педагога и воспитанника. Совместная деятельность взрослого и ребёнка, включающая арт-педагогические технологии, дает больший воспитательный, развивающий и обучающий эффект.
Особую ценность арт-терапия имеет для детей, испытывающих определенные затруднения в вербализации своих переживаний, например, из-за речевых нарушений, аутизма или малоконтактности, а также сложности этих переживаний и их «невыразимости» [4].
Список литературы
Анищенкова Е.С. Логопедическая ритмика для развития речи дишкольников: пособие для родителей и педагогов. – М.: «Астрель», 2007.
Бабушкина Р.Л., Кислякова О.М. Логопедическая ритмика: Методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи Под. ред. Г.А. Волковой. – СПб. КАРО, 2005.
Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Тихонова Е. А. Проективная диагностика в сказкотерапии. – СПб. Речь, 2003.
Копытин А. И. Основы арт-терапии. – СПб. Лань, 1999.
Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. – М.: Просвещение, 1967.
Практическая диагностика и психологическое консультирование / Под. ред. Т. Ю. Синченко, В. Г. Ромек. Ростов-на-Дону: Фирма Ирбис, 1998.
Рудестам Р. Групповая психотерапия. – СПб. 1999.
Сакович Н.А. Методика по арт-терапии. –СПб. 2003.