ВЛИЯНИЕ ТИПОВ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ САМООЦЕНКИ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
УДК 37.018.1
ВЛИЯНИЕ ТИПОВ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ САМООЦЕНКИ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
Немеш Вероника Олеговна,
студентка гр. З-НО-22-1М,
nika.nemesh@yandex.ru
Научный руководитель: Гридько Ольга Александровна, доктор педагогических наук, профессор ФГБОУ «ДОНЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ», ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИКИ, Донецк, Россия
Аннотация. В статье рассматривается проблема формирования самооценки личности младшего школьника в семье. Раскрыты требования к семейному воспитанию, заложенные в нормативно-правовых актах Российской Федерации, отмечены наработки ученых в области психологии и педагогики семейного воспитания, показаны результаты анализа типов семейного воспитания.
Ключевые слова: Семенное воспитание, младшие школьники, родители, самооценка.
Актуальность исследования. Одной из актуальных тем школьного образования можно считать проблему становления самосознания и самооценки личности ребенка. Обращение ученых и педагогов практиков к этой проблеме обусловлено тем, что в школьном возрасте наблюдается начальный период осознания ребенком самого себя, своих мотивов и потребностей в мире человеческих отношений. Поэтому важно в этот период заложить основы для формирования дифференцированной адекватной самооценки.
В научной литературе самооценке уделено большое внимание. Проблема развития самооценки, структуры, функций, обсуждаются в работах Л. И. Божович, М. И. Лисиной, А. И. Липкиной и др.
Формирование адекватной самооценки школьника осуществляется не только в школе, но и в семье. На это обращают внимание М. М. Балыгин,
Д. В. Валлерштейн, И. Ф. Дементьева,Т. А. Куликова, Е. В. Плужникова и другие исследователи. Они отмечают, что самооценка личности, так называемый «образ себя», формируется на основании совокупных оценок и реакций на свое поведение со стороны окружающих. Таким образом, самооценка личности складывается в результате непрерывной обратной связи с ее окружением.
Идея оказания педагогической помощи родителям прослеживается в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», где сказано, что родители обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка, а образовательные организации оказывать помощь родителям в воспитании детей, охране и укреплении здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития. Также ФГОС ДО ставит перед школьными учреждениями задачу «обеспечения психологической поддержки семьи и повышении компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей», ориентирует педагогов на тесное взаимодействие с семьями и предполагает участие родителей в образовательной деятельности школы.
Типы семейного воспитания бывают:
Авторитарный стиль.
Либеральный стиль.
Демократический стиль.
Действительно, общение детей с родными, с окружающими, позволяет реализовать потенциал личностной свободы, воплотив его в самостоятельность, в умение реагировать на контакты, в навыки собственной инициативной деятельности, в творческие способности и приобщение к ценностям общечеловеческой культуры. Лишь благоприятная позитивная атмосфера, стабильная обстановка и доверительные отношения в семье поспособствуют здоровому воспитанию и гармоничному развитию ребенка.
Ясно, что семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора самооценки. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него людей не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем, никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда и ущерба психике ребенка. Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится вести себя в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему родители учат ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой, иначе ребенок начнет подражать отрицательным примерам родителей.
Список литературных источников:
- Бабынина, Т. Ф. Диалог с родителями. Методический аспект взаимодействия школы и семьи / Т. Ф. Бабынина, Л. В. Гильманова, В. Э. Головенко. – Москва: ТЦ Сфера, 2016. – 128с.
- Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. – Москва: Просвещение, 2007. – 387 с
- Выготский, Л. С. Проблемы возраста / Л. С. Выготский. – Москва: Просвещение, 2004. – 396 с.
- Гозман, Л. Я. Семейная педагогика / Л. Я. Гозман, Э. В.Эткин. – Москва: Просвещение, 2009. – 376 с.
- Гордон, А. Б. Популярная педагогика / А. Б. Гордон. – Москва: Просвещение, 2008. – 406 с.
- Соколова, Е. Т. Проективные методы исследования личности / Е. Т. Соколова. – Москва: Аспект-Плюс, 2012. – 199 с.
- Хрипкова, А. Г. Разговор на трудную тему / А. Г. Хрипкова. – Москва: Академия, 2009. – 64 с.