Урок по ОБЖ «Влияние вредных привычек на здоровье» (10 класс)
Пояснительная записка к презентации
Аксенова Елена Валентиновна
учитель биологии, химии и ОБЖ высшей категории
Пояснительная записка к уроку
Урок разработан мною согласно требованиям системно-деятельностного подхода, предусматривает коллективную работу ребят с обширным видео материалом. Разработка, так же, может быть использована в качестве классного часа, общешкольного мероприятия.
Урок содержит две основные содержательные мысли: вредные привычки в традиционном понимании – табакокурение, алкоголизм, наркомания (о чём у ребят уже имеются некие стереотипы) и вред современных средств коммуникации – компьютеров, мобильных телефонов, системы Wi-Fi – на который зачастую мало обращают внимание. Можно поднять и такую актуальную тему, как вербовка молодых людей в ряды «Даиш», чтобы активно противостоять данному явлению.
Уважаемые коллеги, вы можете использовать эти части как самостоятельные модели нескольких уроков.
Материал будет актуален на уроках биологии в 8 классе, химии в 10 классе, обществознании.
К разработке прилагается презентация, видеоматериал и примерные схемы, таблицы для заполнения учащимися.
Обязательно потренируйтесь работать с презентацией. В неё вставлены видеоролики, которые включаются на слайде. Не вырезайте презентацию из общей папки к уроку (там находятся видеофрагменты для общего просмотра) – не будут работать видеослайды.
Класс: 10
Тема урока: «Влияние вредных привычек на здоровье»
Тип: Урок рефлексии.
Деятельностная цель: формирование у учащихся стойких взглядов на пагубное влияние вредных привычек: табакокурения, алкоголизма, наркомании; на отрицательное воздействие современных средств коммуникации;
Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция взглядов на отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих.
Основные виды универсальных учебных действий:
Коммуникативные УУД – вопросы общения, формирование у учащихся способностей к рефлексии.
Познавательные УУД – познакомить с основными понятиями - привычка, вредная привычка; развивать общеучебные универсальные действия, логику.
Регулятивные УУД – формировать умение воспринимать оценку других учеников, приводить примеры вредных привычек, развивать целеполагание;прогнозирование результатов вредных привычек; побуждать детей к размышлению, что выбор зависит от тебя самого;
Личностные УУД – воспитывать чувство ответственности за свои поступки, умение оценивать их; закрепить в сознании ребят понятие о пагубности вредных привычек; самоопределение; смыслообразование; нравственно-этическая ориентация.
- Оборудование: 7 компьютеров, м/м проектор, презентация, заготовки для групп – 3 схемы и 3 таблицы (см. Приложения 1 и 3)
Структура урока:
1) этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности;
2) этап актуализации и пробного учебного действия;
3) этап локализации индивидуальных затруднений;
4) этап построения проекта коррекции выявленных затруднений;
5) этап реализации построенного проекта;
6) этап обобщения затруднений во внешней речи;
7) этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону;
8) этап включения в систему знаний и повторения;
9) этап рефлексии учебной деятельности на уроке;
10) Д/З;
11) этап самооценки.
Ход урока:
1) Этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности
У.: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы поговорим о: (слайд 1)
1- действиях, постоянное осуществление которых стало для человека потребностью, и без которых он уже не может обойтись. Как вы думаете, что это?
2 - говорят, что это бывает сильнее любви (ПРИВЫЧКА)
(слайд 2) Эпиграфом к нашему уроку я взяла строки Джорджа Герберта - американского философа и социолога:
«Творец, Ты человеку клад вручил,
Но он, глупец, богатства те
Напрасно расточил…»
О каком богатстве идёт речь? (О здоровье)
(слайд 3) Имеется ли связь между этими понятиями: ПРИВЫЧКА и ЗДОРОВЬЕ?
2) Этап актуализации и пробного учебного действия
Учитель: Какие бывают привычки? (Полезные и вредные)
Интерактивная доска: (слайд 4) Перед вами список различных привычек. Я прошу отметить те привычки, которые не идут на пользу человеку. (На слайде: быть пунктуальным, соблюдать режим сна, питания, быть исполнительным, вежливым, заниматься зарядкой, выполнять домашние задания, быть ответственным, быть опрятным, собранным, доводить дело до конца; курение, алкоголизм, наркомания, игромания, грызть ногти, грызть письменные принадлежности, жевать жевательную резинку, переедать, опаздывать, выражаться нецензурными словами, интернет зависимость, зависимость от социальных сетей, использовать слова-паразиты, мусорить.)
(слайд 5) Учитель: Как называют такие привычки? Правильно. Это - вредные привычки – то есть те, которые вредят здоровью человека, мешают ему осуществлять свои цели и полностью использовать в течение жизни свои возможности.
А всё ли мы знаем о таких привычках?
Мы попытаемся добраться до истины! Следовательно, тема нашего урока:
(слайд 6) «Влияние вредных привычек на здоровье»
Мы выяснили с вами, что привычки бывают полезными и вредными.
3) Этап локализации индивидуальных затруднений
(слайд 7) Назовите три самые известные вредные привычки (табакокурение, алкоголизм, наркомания).
Что конкретно вам об этом известно? Какие цели и задачи вы поставите перед собой?
Давайте убедимся, что это действительно так. Возможно вы узнаете ещё важные факты.
4) Этап построения проекта коррекции выявленных затруднений
(слайд 8) Я предлагаю всем побывать в роли экспертов-аналитиков по этим трем направлениям. Давайте разделимся на группы по интересующим вас вопросам, для расширения знаний по этим вредным привычкам.
Просмотрите на компьютерах имеющуюся информацию, проанализируйте её и внесите в Лист исследования.
5) Этап реализации построенного проекта
(Ребята делятся на группы: 1 группа - «Табакокурение»; 2 группа - «Алкоголизм»; 3 группа - «Наркомания», но для удобства сначала работают в парах за компьютерами с дополнительным материалом, просматривая видеоролики, а затем совещаются в группах по направлениям, заполняя схемы в Листах исследования (Приложение 1).
У каждой пары свой видеоматериал, поэтому работа в группе дополняет полученную информацию.)
6) Этап обобщения затруднений во внешней речи
Ребята озвучивают свои работы. Докладывает 1 представитель от группы.
7) Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону
(учитель иллюстрирует их ответы слайдами 9, 10, 11: «Букет алкоголика», «Венок наркомана», «Икебана курильщика»)
Ребята сверяют составленные таблицы с эталоном на доске. Самооценка.
8) Этап включения в систему знаний и повторения
(слайд 12) Учитель: Мне пришли на ум строки из стихотворения Роберта Рождественского «В музее естествознания»:
Древо жизни листвой шевелит,
ветвь – направо и ветвь - налево.
'Человек разумный' сидит
на вершине этого древа.
Он - мыслитель.
Он хмурит лоб.
Человека ИДЕЯ гложет :
хочет что-то придумать,
чтоб
самого себя
уничтожить.
Он подпер подбородок рукой -
вождь прогресса,
краса и гордость...
Он - придумает!
Он - такой!
Вы, пожалуйста,
не беспокойтесь!
Ещё несколько лет назад были в диковинку компьютеры, мобильные телефоны. А произнесенное вслух словосочетание «Wi-Fi» действовало завораживающе. Теперь же мы не можем представить себе наше существование без этих устройств.
Но вслед за прогрессом пришла и расплата - в виде новых вредных привычек. Различного рода мании и зависимости: игромания, интернетомания, зависимость от социальных сетей.
Мы все стали участниками нового вида быстрого получения информации в огромном количестве, да так, что, порою не можем ее систематизировать. Да и отказаться от её получения мы не в силах.
На прошлом уроке вы сами стали инициаторами мини-исследования (слайд 13) «Изучение роли современной системы получения информации для обучающихся МБОУ СОШ № 9»
Доложите, пожалуйста, результаты ваших исследований.
(4 ученика рассказывают, ссылаясь на полученные данные анкет (Приложение 2), иллюстрируя диаграммами.) (слайд 14)
1-й: Какую одну вещь вы возьмёте с собой на необитаемый остров?
Достаточно высокий процент учащихся – 30% не осознаёт своей зависимости от гаджетов. Они их берут в качестве незаменимой вещи на необитаемый остров, не задумываясь о бесполезности – нет электричества, связи.
2-й: Обоснование выбора единственной необходимой вещи: (слайд 15)
3-Й: Считают себя зависимыми от гаджетов: (слайд 16)
Процент ребят, признавших себя зависимыми от различных видов медийных средств, достигает 58%. Итого все вместе дают уже 88% «инфицированных» медийной зависимостью.
4-й: Знания о вреде мультимедийных средств: (слайд 17)
Практически никто конкретно не знает никакой информации о вреде новых «игрушек». Может быть вы владеете таковой? (слайд 18)
Предлагаю всем вместе посмотреть видео ролики. (ПРОСМОТР видео.) (слайд 19-20)После просмотра учитель спрашивает:
Так, что же теряют заядлые игроманы? Каковы их ценности? (ответы ребят) (слайд 21)
Просмотр видео (слайд 22-23) В чём убедительны кадры опытов с мобильными телефонами? (ответы ребят) (слайд 24)
Просмотр видео (слайд 25-26) Насколько вредны социальные сети? (ответы ребят)
(слайд 27) Учитель: Как-то не задумываешься пока не произнесут имя очень смелого американца Эдварда Сноудена. И сразу, как из рога изобилия сыпятся ответы! (слайд 28)
Учитель: Схемы соединяются в один большой «Бермумедийный треугольник». (слайд 29)
Облик настоящего вируса Медийной лихорадки.
(слайд 30) Учитель: найдите средство от этого заболевания.
Но задачи для каждой группы будут разными – заполните таблицы (Приложение 3).
(После просмотра видеороликов ребята работают в группах, ищут противоядие для вируса «Мультимедийной лихорадки».)
Учитель: Пожалуйста, доложите результаты ваших исследований!
(По одному представителю от группы предлагают свои «рецепты»).
9) этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
Этап осознания (на слайде высказывания, которые необходимо завершить ребятам):
(слайд 31-32) Учитель: Вредные привычки обладают рядом особенностей, среди которых особенно следует отметить:
Употребление алкоголя, наркотиков и курение вредны как здоровью самого подверженного им человека, так и ……. (здоровью окружающих его людей).
Зависимость от средств мультимедийной продукции поглощает человечество с гораздо большей … (скоростью, чем остальные привычки).
Вредные привычки в конечном итоге обязательно подчиняют себе все остальные …(действия человека, всю его деятельность).
Отличительной чертой вредных привычек является … (привыкание, невозможность без них прожить).
Избавиться от вредных привычек чрезвычайно … (трудно, но необходимо).
(слайд 33) А над ним
проносится век.
Повороты.
Круговороты...
Да не уж то
и человек -
тупиковая ветвь
природы?!
(слайд 34) Ребята, а что же другие ученики та и останутся в неведении?
Ваши предложения…
10)Пусть это будет вашим творческим Д/З:
Выбери любое:
Эссе: Как Homo sapiens не стать тупиковой ветвью Природы.
Разработать проект: Как защитить детей от интернет - зависимости?
Расскажи детям как затягивает в «Бермумедийный треугольник».
Напиши стихотворение, посвящённое Медийной лихорадке.
Нарисуй плакаты о важности сохранения здоровья.
11) Этап самооценки:
(слайд 35) Давайте вспомним эпиграф к нашему уроку: «Творец, Ты человеку клад вручил, но он, глупец, богатства те напрасно расточил…»
(слайд 36) Предлагаю вам принести клятву самому себе.
Чтобы не расточить свой бесценный клад – здоровье:
Ребята становятся в круг, кладут руку на Сферу Здоровья и кратко продолжают фразу: «Я никогда не буду ...».
(слайд 37)
ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ РЕСУРСЫ:
Стихи Р.Рождественского.
Джорджа Герберта цитата.
Видеоролики к уроку из YouTube.
Приложения:
Здесь будет файл: /data/edu/files/j1454644696.docx (Приложение 1. Лист исследования)
Здесь будет файл: /data/edu/files/o1454621334.docx (Приложение 2. Анкеты учащихся)
Здесь будет файл: /data/edu/files/m1454621164.docx (Приложение 3. Таблицы со схемами "вирусов")
Здесь будет файл: /data/edu/files/h1454645808.pptx (Презентация к уроку)
Нагорная Светлана Петровна