Урок по ОБЖ «Влияние вредных привычек на здоровье» (10 класс)

2
0
Материал опубликован 5 February 2016

Пояснительная записка к презентации

Аксенова Елена Валентиновна

учитель биологии, химии и ОБЖ высшей категории

Пояснительная записка к уроку

Урок разработан мною согласно требованиям системно-деятельностного подхода, предусматривает коллективную работу ребят с обширным видео материалом. Разработка, так же, может быть использована в качестве классного часа, общешкольного мероприятия.

Урок содержит две основные содержательные мысли: вредные привычки в традиционном понимании – табакокурение, алкоголизм, наркомания (о чём у ребят уже имеются некие стереотипы) и вред современных средств коммуникации – компьютеров, мобильных телефонов, системы Wi-Fi – на который зачастую мало обращают внимание. Можно поднять и такую актуальную тему, как вербовка молодых людей в ряды «Даиш», чтобы активно противостоять данному явлению.

Уважаемые коллеги, вы можете использовать эти части как самостоятельные модели нескольких уроков.

Материал будет актуален на уроках биологии в 8 классе, химии в 10 классе, обществознании.

К разработке прилагается презентация, видеоматериал и примерные схемы, таблицы для заполнения учащимися.

Обязательно потренируйтесь работать с презентацией. В неё вставлены видеоролики, которые включаются на слайде. Не вырезайте презентацию из общей папки к уроку (там находятся видеофрагменты для общего просмотра) – не будут работать видеослайды.

Класс: 10

Тема урока: «Влияние вредных привычек на здоровье»

Тип: Урок рефлексии.

Деятельностная цель: формирование у учащихся стойких взглядов на пагубное влияние вредных привычек: табакокурения, алкоголизма, наркомании; на отрицательное воздействие современных средств коммуникации;

Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция взглядов на отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих.

Основные виды универсальных учебных действий:

Коммуникативные УУД – вопросы общения, формирование у учащихся способностей к рефлексии.

Познавательные УУД – познакомить с основными понятиями - привычка, вредная привычка; развивать общеучебные универсальные действия, логику.

Регулятивные УУД – формировать умение воспринимать оценку других учеников, приводить примеры вредных привычек, развивать целеполагание;прогнозирование результатов вредных привычек; побуждать детей к размышлению, что выбор зависит от тебя самого;

Личностные УУД – воспитывать чувство ответственности за свои поступки, умение оценивать их; закрепить в сознании ребят понятие о пагубности вредных привычек; самоопределение; смыслообразование; нравственно-этическая ориентация.

- Оборудование: 7 компьютеров, м/м проектор, презентация, заготовки для групп – 3 схемы и 3 таблицы (см. Приложения 1 и 3)

Структура урока:

1) этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности;

2) этап актуализации и пробного учебного действия;

3) этап локализации индивидуальных затруднений;

4) этап построения проекта коррекции выявленных затруднений;

5) этап реализации построенного проекта;

6) этап обобщения затруднений во внешней речи;

7) этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону;

8) этап включения в систему знаний и повторения;

9) этап рефлексии учебной деятельности на уроке;

10) Д/З;

11) этап самооценки.

 

Ход урока:

1) Этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности

У.: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы поговорим о: (слайд 1)

1- действиях, постоянное осуществление которых стало для человека потребностью, и без которых он уже не может обойтись. Как вы думаете, что это?

2 - говорят, что это бывает сильнее любви (ПРИВЫЧКА)

(слайд 2) Эпиграфом к нашему уроку я взяла строки Джорджа Герберта - американского философа и социолога:

«Творец, Ты человеку клад вручил,

Но он, глупец, богатства те

Напрасно расточил…»

О каком богатстве идёт речь? (О здоровье)

(слайд 3) Имеется ли связь между этими понятиями: ПРИВЫЧКА и ЗДОРОВЬЕ?

2) Этап актуализации и пробного учебного действия

Учитель: Какие бывают привычки? (Полезные и вредные)

Интерактивная доска: (слайд 4) Перед вами список различных привычек. Я прошу отметить те привычки, которые не идут на пользу человеку. (На слайде: быть пунктуальным, соблюдать режим сна, питания, быть исполнительным, вежливым, заниматься зарядкой, выполнять домашние задания, быть ответственным, быть опрятным, собранным, доводить дело до конца; курение, алкоголизм, наркомания, игромания, грызть ногти, грызть письменные принадлежности, жевать жевательную резинку, переедать, опаздывать, выражаться нецензурными словами, интернет зависимость, зависимость от социальных сетей, использовать слова-паразиты, мусорить.)

(слайд 5) Учитель: Как называют такие привычки? Правильно. Это - вредные привычки – то есть те, которые вредят здоровью человека, мешают ему осуществлять свои цели и полностью использовать в течение жизни свои возможности.

А всё ли мы знаем о таких привычках?

Мы попытаемся добраться до истины! Следовательно, тема нашего урока:

(слайд 6) «Влияние вредных привычек на здоровье»

Мы выяснили с вами, что привычки бывают полезными и вредными.

3) Этап локализации индивидуальных затруднений

(слайд 7) Назовите три самые известные вредные привычки (табакокурение, алкоголизм, наркомания).

Что конкретно вам об этом известно? Какие цели и задачи вы поставите перед собой?

Давайте убедимся, что это действительно так. Возможно вы узнаете ещё важные факты.

4) Этап построения проекта коррекции выявленных затруднений

(слайд 8) Я предлагаю всем побывать в роли экспертов-аналитиков по этим трем направлениям. Давайте разделимся на группы по интересующим вас вопросам, для расширения знаний по этим вредным привычкам.

Просмотрите на компьютерах имеющуюся информацию, проанализируйте её и внесите в Лист исследования.

5) Этап реализации построенного проекта

(Ребята делятся на группы: 1 группа - «Табакокурение»; 2 группа - «Алкоголизм»; 3 группа - «Наркомания», но для удобства сначала работают в парах за компьютерами с дополнительным материалом, просматривая видеоролики, а затем совещаются в группах по направлениям, заполняя схемы в Листах исследования (Приложение 1).

У каждой пары свой видеоматериал, поэтому работа в группе дополняет полученную информацию.)

6) Этап обобщения затруднений во внешней речи

Ребята озвучивают свои работы. Докладывает 1 представитель от группы.

7) Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

(учитель иллюстрирует их ответы слайдами 9, 10, 11: «Букет алкоголика», «Венок наркомана», «Икебана курильщика»)

Ребята сверяют составленные таблицы с эталоном на доске. Самооценка.

8) Этап включения в систему знаний и повторения

(слайд 12) Учитель: Мне пришли на ум строки из стихотворения Роберта Рождественского «В музее естествознания»:

Древо жизни листвой шевелит,

ветвь – направо и ветвь - налево.

'Человек разумный' сидит

на вершине этого древа.

Он - мыслитель.

Он хмурит лоб.

Человека ИДЕЯ гложет :

хочет что-то придумать,

чтоб

самого себя

уничтожить.

Он подпер подбородок рукой -

вождь прогресса,

краса и гордость...

Он - придумает!

Он - такой!

Вы, пожалуйста,

не беспокойтесь!

Ещё несколько лет назад были в диковинку компьютеры, мобильные телефоны. А произнесенное вслух словосочетание «Wi-Fi» действовало завораживающе. Теперь же мы не можем представить себе наше существование без этих устройств.

Но вслед за прогрессом пришла и расплата - в виде новых вредных привычек. Различного рода мании и зависимости: игромания, интернетомания, зависимость от социальных сетей.

Мы все стали участниками нового вида быстрого получения информации в огромном количестве, да так, что, порою не можем ее систематизировать. Да и отказаться от её получения мы не в силах.

На прошлом уроке вы сами стали инициаторами мини-исследования (слайд 13) «Изучение роли современной системы получения информации для обучающихся МБОУ СОШ № 9»

Доложите, пожалуйста, результаты ваших исследований.

(4 ученика рассказывают, ссылаясь на полученные данные анкет (Приложение 2), иллюстрируя диаграммами.)  (слайд 14)

1-й: Какую одну вещь вы возьмёте с собой на необитаемый остров?

Достаточно высокий процент учащихся – 30% не осознаёт своей зависимости от гаджетов. Они их берут в качестве незаменимой вещи на необитаемый остров, не задумываясь о бесполезности – нет электричества, связи.

2-й: Обоснование выбора единственной необходимой вещи: (слайд 15)

3-Й: Считают себя зависимыми от гаджетов: (слайд 16)

Процент ребят, признавших себя зависимыми от различных видов медийных средств, достигает 58%. Итого все вместе дают уже 88% «инфицированных» медийной зависимостью.

4-й: Знания о вреде мультимедийных средств: (слайд 17)

Практически никто конкретно не знает никакой информации о вреде новых «игрушек». Может быть вы владеете таковой? (слайд 18)

Предлагаю всем вместе посмотреть видео ролики. (ПРОСМОТР видео.) (слайд 19-20)После просмотра учитель спрашивает:

Так, что же теряют заядлые игроманы? Каковы их ценности? (ответы ребят) (слайд 21)

Просмотр видео (слайд 22-23) В чём убедительны кадры опытов с мобильными телефонами? (ответы ребят) (слайд 24)

Просмотр видео (слайд 25-26) Насколько вредны социальные сети? (ответы ребят)

(слайд 27) Учитель: Как-то не задумываешься пока не произнесут имя очень смелого американца Эдварда Сноудена. И сразу, как из рога изобилия сыпятся ответы! (слайд 28)

Учитель: Схемы соединяются в один большой «Бермумедийный треугольник». (слайд 29)

Облик настоящего вируса Медийной лихорадки.

(слайд 30) Учитель: найдите средство от этого заболевания.

Но задачи для каждой группы будут разными – заполните таблицы (Приложение 3).

(После просмотра видеороликов ребята работают в группах, ищут противоядие для вируса «Мультимедийной лихорадки».)

Учитель: Пожалуйста, доложите результаты ваших исследований!

(По одному представителю от группы предлагают свои «рецепты»).

9) этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Этап осознания (на слайде высказывания, которые необходимо завершить ребятам):

(слайд 31-32) Учитель: Вредные привычки обладают рядом особенностей, среди которых особенно следует отметить:

Употребление алкоголя, наркотиков и курение вредны как здоровью самого подверженного им человека, так и ……. (здоровью окружающих его людей).

Зависимость от средств мультимедийной продукции поглощает человечество с гораздо большей … (скоростью, чем остальные привычки).

Вредные привычки в конечном итоге обязательно подчиняют себе все остальные …(действия человека, всю его деятельность).

Отличительной чертой вредных привычек является … (привыкание, невозможность без них прожить).

Избавиться от вредных привычек чрезвычайно … (трудно, но необходимо).

(слайд 33) А над ним

проносится век.

Повороты.

Круговороты...

Да не уж то

и человек -

тупиковая ветвь

природы?!

 

(слайд 34) Ребята, а что же другие ученики та и останутся в неведении?

Ваши предложения…

10)Пусть это будет вашим творческим Д/З:

Выбери любое:

Эссе: Как Homo sapiens не стать тупиковой ветвью Природы.

Разработать проект: Как защитить детей от интернет - зависимости?

Расскажи детям как затягивает в «Бермумедийный треугольник».

Напиши стихотворение, посвящённое Медийной лихорадке.

Нарисуй плакаты о важности сохранения здоровья.

11) Этап самооценки:

(слайд 35) Давайте вспомним эпиграф к нашему уроку: «Творец, Ты человеку клад вручил, но он, глупец, богатства те напрасно расточил…»

(слайд 36) Предлагаю вам принести клятву самому себе.

Чтобы не расточить свой бесценный клад – здоровье:

Ребята становятся в круг, кладут руку на Сферу Здоровья и кратко продолжают фразу: «Я никогда не буду ...».

(слайд 37)

 

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ РЕСУРСЫ:

Стихи Р.Рождественского.

Джорджа Герберта цитата.

Видеоролики к уроку из YouTube.

 

Приложения: 

Здесь будет файл: /data/edu/files/j1454644696.docx (Приложение 1. Лист исследования)

Здесь будет файл: /data/edu/files/o1454621334.docx (Приложение 2. Анкеты учащихся)

Здесь будет файл: /data/edu/files/m1454621164.docx (Приложение 3. Таблицы со схемами "вирусов")

Здесь будет файл: /data/edu/files/h1454645808.pptx (Презентация к уроку)

Предварительный просмотр презентации

Отгадайте! Говорят, что это, порой, сильнее любви … Легче отказаться от великих целей, чем от мелких … Действие, которое стало для человека потребностью … ПРИВЫЧКА

Эпиграф: «Творец, Ты человеку клад вручил, А он, глупец, богатства те Напрасно расточил…» Джордж Герберт ЗДОРОВЬЕ

Какая связь между понятиями? ПРИВЫЧКА ЗДОРОВЬЕ

Список привычек Грызть ногти опаздывать пунктуальность опаздывать игромания мусорить переедание Чистить зубы интернетмания Слова-паразиты Куре ние алкоголизм обязательность Засыпать в одно время Общение в соцсетях Нарко мания Быть опрятным Рано вставать Делать зарядку Жевать жвачку вежливость Выражаться нецензурно

Привычки, которые Вредят здоровью человека, Мешают осуществлению целей и мечтаний Называются вредными

Тема урока: Влияние вредных привычек на здоровье

Самое опасное чудище алкоголь табак наркотик

Аналитический этап Задание: 1. Ознакомьтесь с видеоинформацией. 2. Проанализируйте её. 3. Внесите данные в ЛИСТ ИССЛЕДОВАНИЯ 4. Сравните данные с эталоном. 5. Выводы озвучьте в виде синквейна.

Иллюстрация к ответам 1 группы «БУКЕТ» АЛКОГОЛИКА деградация цирроз Рак печени Инфаркт Гибель клеток мозга Утрата красоты Быстрое старение Подавление мужского и женского начала гепатоз инсульт тромбоз

Иллюстрация к ответам 2 группы «ВЕНОК» НАРКОМАНА Деградация личности ломки Рождение нежизнеспособных детей Смерть через 5-6 лет язвы Гибель клеток мозга Утрата красоты Быстрое старение спид гепатит ампутация тромбоз

Иллюстрация к ответам 3 группы «ИКЕБАНА» КУРИЛЬЩИКА Жизнь меньше на 20 лет слепота Рак легких Рак гортани Инфаркт Гибель клеток мозга Утрата красоты Быстрое старение Плохая память Рак губы инсульт тромбоз

Древо жизни

Затягивание в социальные сети компьи Компьютерная зависимость Изучение роли современной системы получения информации для обучающихся МБОУ СОШ № 9

Какую одну вещь вы возьмёте с собой на необитаемый остров?

Обоснование выбора:

Считают себя зависимыми от:

Знают о вреде мультимедийных средств:

Какую проблему выявило данное исследование? С Днём рождения, Дракоша!

Что теряют заядлые игроманы? Каковы ценности зависимых от компьютера?

Задумайтесь …

Результат компьютерной зависимости Теряет человеческие ценности реальность здоровье работу Морально деградирует Другие низменные приоритеты любовь дружбу жизнь

Опасен ли мобильный телефон?

Вы ещё сомневаетесь?

Результат мобильной зависимости Ведёт к агрессии Сниже нию иммунитета Сниже нию зрения Сниже нию слуха мигрени Потере жизни Раку мозга раздражительности

Так ли безвреден Wi-Fi?

Социальные сети безвредны?

Социальные сети безвредны? Три основных типа профессиональные и деловые социальные сети например, АККОС, АМР, служб знакомств и общения (напри­мер, Единая служба знакомств и общения «Мамба», служба знакомств «Limpa»), политической направленности (например, «Молодая Гвардия Единой России)

Вред социальных сетей НЕ ЗАСТРАХОВАН Потерять реальность Потерять здоровье Потерять работу От развития мании Утечки информации От мошенников От клеветы Потерять дружбу, любовь Потерять жизнь

Вирусы Медийной лихорадки

Задание: Срочно найти вакцину от Мультимедийной лихорадки

Рефлексия Вредные привычки обладают рядом особенностей, которые стоит отметить. Продолжите предложения: Употребление наркотиков, алкоголя, табака вредны как самому подверженному, так и … Зависимость от средств мультимедийной продукции поглощает человечество с гораздо большей …

Рефлексия Вредные привычки в конечном итоге обязательно подчиняют себе все остальные … Отличительной чертой вредных привычек является … Избавиться от вредных привычек чрезвычайно трудно, но … Продолжите предложение:

P.s.: … А над ним проносится век. Повороты. Круговороты... Да не уж то и человек - тупиковая ветвь природы?! … Роберт Рождественский

Ребята, а что же другие ученики так и останутся в неведении? Творческое Д/З: Эссе: Как Homo sapiens не стать тупиковой ветвью Природы. Разработать проекты: 1. Как защитить детей от интернет зависимости? 2. Расскажи детям, как затягивает в «Бермумедийный треугольник». Напиши стихотворение, посвящённое Медийной лихорадке. Нарисуй плакаты о важности сохранения здоровья.

Эпиграф к уроку: «Творец, Ты человеку клад вручил, А он, глупец, богатства те Напрасно расточил…» Джордж Герберт

Клятва Чтобы не расточить свой бесценный клад – здоровье, положите руку на Сферу Здоровья и произнесите: «Я никогда не буду …

в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии

Замечательный урок и приложения к нему! Спасибо!

12 February 2016