12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Афанасьева Оксана Владимировна171
учитель биологии, классный руководитель
Россия, Челябинская обл., Озерск
7

Доклад «Внедрение современных форм обучения в образовательный процесс»

Конференция: Внедрение современных форм обучения в образовательный процесс.

                                                                  Доклад.

    Современный динамичный ритм жизни кардинально меняет концепцию обучения на любом уровне образования. Наши формы обучения должны быть не только максимально наглядны (именно наглядны, как так преобладающая часть современных детей это визуалы, благодаря большому количеству окружающей их видеоинформации), но формы обучения должны быть также практичны. Дети хотят получать знания, которые они могут использовать в повседневной жизни.

     Задача педагога, в наше непростое время, быть креативным, по полной использовать имеющиеся ресурсы и по мере возможности привлекать дополнительные.

  Мне хочется поделиться личным опытом привлечения ресурсов организации дополнительного образования в ходе проведения уроков биологии в обычной средней общеобразовательной школе.

    Рядом с нашей школой расположен Детский Эколого-Биологический Центр (ДЭБЦ). Маршрут от порога школы до входа в центр занимает 5 минут. Учителю биологии, имея столь выгодное соседство, просто непозволительно не воспользоваться данной возможностью. Благодаря отзывчивости и высокому профессионализму директора ДЭБЦ я спланировала и согласовала с центром курс практических занятий и экскурсий для 5, 6 и 7-х классов. Таким образом ряд уроков по предмету биология, содержащие лабораторные, практические работы, экскурсии, проводится не в школе, а в ДЭБЦ.

     Подобная форма работы обеспечивает реализацию нескольких, довольно важных задач. Во-первых, пешие пятиминутные походы до биологического центра между уроками - это физическая активность на свежем воздухе, стимулирующая интеллектуальную работу. Во-вторых, кардинальная смена вида деятельности и учреждения активируют в детях любопытство и любознательность. В-третьих, самое главное, это непосредственный контакт с биологическими объектами. Здесь прекрасно работают инновационные методы. Индивидуальное восприятие объекта изучения играет большую роль (скользкая улитка у кого-то вызывает умиление, восхищение, неприязнь), но эмоционально подкрепленный, биологический объект запоминается лучше, поэтому так важно дать ученикам понюхать, потрогать, рассмотреть, включив все каналы восприятия. Также хорошо работает коучинг, где ребята самостоятельно учатся ставить цели и задачи лабораторной работы, все это способствует развитию критического мышления и формированию естественно-научной функциональной грамотности. Все работы проводятся в группах, что позволяет формировать навыки коммуникации, умение принимать коллективные решения.

    В 5-х классах работа в ДЭБЦ строится на формировании навыков использования биологических методов. В первую очередь это экскурсии, знакомящие с царством Растений и Животных (ДЭБЦ прекрасный ботанический сад и большое видовое разнообразие животных), где ребята учатся наблюдению, описанию и сравнению. Ну и конечно же мы не обходимся без лабораторных работ. Особым интересом пользуется лабораторная работа, где пятиклассники осваивают метод измерения. В ходе этой работы они измеряют длину ушей и лап кроликов, потом эти данные обрабатывают.

    В 6-х классах изучается ботаника, поэтому основным объектом посещения становится ботанический сад. Не секрет, что в 6 классе наука о растениях усваивается детьми очень плохо, но когда органы растений изучаются на реальных организмах, то интерес, все же просыпается.

     7-е классы – это зоология. Здесь лабораторные работы строятся на изучении внешнего строения животных, начиная с типа Моллюски и заканчивая классом Млекопитающие. В ДЭБЦ даже обитает кенгуру. Возможности сопоставить, проанализировать, найти отличия у разных таксономических групп животных на реальных организмах, обитающих в ДЭБЦ, конечно, уникальна.

    В заключении моего доклада хочется сказать, что несмотря на небольшой срок моего сотрудничества с биологическим центром (всего 3 года), мы видим постепенное возрастание не только естественно-научного интереса (школьники посещавшие ДЭБЦ во время уроков, приходят и записываются там в кружки: ухаживают за животными, выращивают цветы), но и желание трудоустроиться в летние каникулы именно в ДЭБЦ.

   Хочется пожелать всем побольше инновационных идей и их реализации, а также успешных и благодарных учеников!


 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (2)

Трефилова Раиса Поликарповна, 18.07.22 в 11:57 1Ответить Пожаловаться
Оксана Владимировна, благодарю Вас за представление опыта работы по сотрудничеству с эколого-биологическим центром!

Афанасьева Оксана Владимировна, 18.07.22 в 12:41 1Ответить Пожаловаться
Спасибо, Раиса Поликарповна!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.