12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Любинецкая Светлана Васильевна1553

ОГКОУ "Ивановский специальный (коррекционный) детский дом «Радуга»"


Методическая разработка занятия педагога-психолога

с использованием игровых приемов по снятию эмоционального напряжения школьников на тему «Радужное настроение»


Разработала: педагог-психолог Любинецкая С.В.

Пояснительная записка: Все дети испытывают врожденную потребность в гармонии, балансе, поэтому их самочувствие всегда зависит от психологического  состояния. Но специфика современной  жизни грозит переизбытком отрицательных эмоций, стрессовых ситуаций, поэтому происходит естественное нарушение баланса эмоционального фона. Не всегда удается оградить детей от этих негативных влияний.

Психоэмоциональное напряжение – это разнообразные неблагоприятные эмоциональные состояния, связанные с неудовлетворенностью основных жизненных потребностей: фрустрация, дискомфорт, стресс, тревога, депрессивные состояния.  При этом в психической сфере наблюдается отвлекаемость внимания, затруднения в извлечении информации из памяти, снижается скорость и точность реагирования, уменьшается эффективность деятельности. Появляются различные формы отрицательного эмоционального реагирования: волнение, тревога, ожидание неудачи и провала. Они существенно сдерживают приобретение навыков общения, что оказывает разрушающее воздействие на здоровье ребенка.

Поэтому наиболее актуальной представляется психопрофилактическая работа, направленная на снижение возникающей психоэмоциональной напряженности, предотвращения возможных негативных последствий в поведении и межличностном взаимодействии ребенка.

На своих занятиях с ребятами младшего школьного возраста я использую упражнения и игры на снижение уровня напряженности, тревожности.

Это занятие входит в цикл мероприятий педагога-психолога, направленных на развитие психоэмоциональной саморегуляции младших школьников.


Цель: снижение уровня тревожности, напряженности, преодоления стрессовых состояний у детей младшего школьного возраста

Задачи: - снятие тревожности и напряженности;

- развитие творческих способностей, воображения;

- развитие мелкой моторики;

- создание хорошего настроения, сплочение коллектива.

Участники: учащиеся начальных классов, 6-8 человек

Продолжительность: 25-30 мин

Используемые материалы: цветная бумага, ручки, спокойная и веселая музыка.


Ход занятия:

- Здравствуйте, ребята! Давайте встанем в круг, возьмем друг друга за руки.

1. Упражнение  «Солнышко»

Цель: снятие эмоционального напряжения, сплочение коллектива.

Звучит спокойная музыка. Дети встали в круг. Взялись за руки. Медленно поднимаются на носоч­ки, поднимая руки вверх, как лучи солнца, делают глубокий вдох. Потом также медленно и тихо опускаются и делают выдох.

Упражнение повторяется несколько раз.

- А теперь улыбнемся и скажем все вместе «Добрый день!».

- Молодцы, ребята!


(Для выполнения следующего упражнения дети сначала садятся за столы)


2.Упражнение «Листопад»

Цель: создание хорошего настроения, снятие напряженности, развитие мелкой моторики.

Ребятам предлагается создать «листопад». Без помощи ножниц методом обрывания бумаги «вырезать» листочки из цветной бумаги и на одной стороне написать свои пожелания.

Затем участники становятся в круг и подбрасывают листочки вверх. Можно попытаться поймать листочек с пожеланием.


3.Пальчиковая гимнастика для развития мелкой моторики: «Солнце. Камешки. Заборчик»

Стоя в кругу, ребята выполняют движения руками:

Солнце (ладони приближены друг к другу, пальцы расставлены в стороны, как солнечные лучики);

Камешки (пальцы сжаты в кулак);

Заборчик (ладони обеих рук приближены друг к другу, пальцы вытянуты).


4.Игра «Лепим вареники»

Цель: снятие мышечного напряжения, повышение активности.

Звучит музыка. Ребята становятся в круг, кладут руки друг другу на спину и вспоминают движения, выполняемые хозяйкой, которая лепит вареники, после чего пробуют повторить движения сначала по очереди, потом все вместе по кругу. Затем в обратном порядке – «передать друг другу гостинец».


- Ребята, теперь мы отдохнем и немного расслабимся. Садитесь на стулья по удобнее, закрывайте глаза, слушайте музыку и представьте себе, что перед вами большая радуга.

5.Упражнение – релаксация «Вверх по радуге»

Цель: снятие напряженности, тревожности.

Звучит спокойная музыка, ребята садятся удобно, закрывают глаза, расслабляются и пытаются в цвете представить себе, что прямо перед ними – радуга. Делают глубокий вдох и представляют, что вместе с этим вдохом они поднимаются вверх по радуге, а на выдохе съезжают с нее, как с горки. Упражнение повторяется трижды.


Рефлексия.

6.Упражнение «Ладошки».

Психолог: - «Ребята! Мы сегодня с вами прекрасно позанимались, поиграли. Давайте встанем в круг, возьмёмся за руки.

«У друга мягкая и тёплая ладошка. (Дети держатся за руки)

Поглажу друга по руке немножко. (Поглаживают руки, стоящих рядом, сосредоточив внимание на теплоте рук)

Нам хорошо, когда мы вместе, рядом,

Ни ссориться, ни драться нам не надо! »


7.Упражнение «Аплодисменты»

Психолог: - А теперь все вместе похлопаем друг другу.

Наше занятие закончилось. Все ребята молодцы, вы были активны.


Литература:

1.Алябьева  Е.А. Психогимнастика в детском саду: Методические материалы в помощь психологам и педагогам. – М.: ТЦ Сфера, 2004

2.Вайнер М.Э. Игровые технологии коррекции поведения дошкольников. Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005.

3.Мазепина Т.Б. Развитие навыков ребенка в играх, тренингах, тестах. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006.

4.Клаус Фопель. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Т. 4. 2-е изд., стер.– М.: Генезис, 2003.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.