Календарно-тематическое планирование по русскому языку (5 класс)
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. Уроки спланированы с учётом знаний, умений и навыков по предмету, которые сформированы у школьников в процессе реализации принципов развивающего обучения. Соблюдая преемственность с начальной школой, предусматривается обучение русскому языку в 5 классе на высоком, но доступном уровне трудности, быстрым темпом, отводя ведущую роль теоретическим знаниям. На первый план выдвигается раскрытие и использование познавательных возможностей учащихся как средства их развития и как основы для овладения учебным материалом. Повысить интенсивность и плотность процесса обучения позволяет использование различных форм работы: письменной и устной, под руководством учителя и самостоятельной. Сочетание коллективной работы с индивидуальной и групповой снижает утомляемость учащихся от однообразной деятельности, создаёт условия для контроля и анализа полученных знаний, качества выполненных заданий.
Для пробуждения познавательной активности и сознательности учащихся в уроки включены сведения из истории русского языка, прослеживаются процессы формирования языковых явлений, их взаимосвязь.
Материал в программе расположен с учётом возрастных возможностей учащихся.
В программе предусмотрены вводные уроки, раскрывающие роль и значение русского языка в нашей стране и за её пределами. Программа предусматривает прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится повторению. Для повторения в начале и в конце года выделяются специальные часы. В 5 классе необходимо уделять внимание преемственности между начальным и средним звеном обучения. Решению этого вопроса посвящён раздел «Вспоминаем, повторяем, изучаем». Для организации систематического повторения, проведения различных видов разбора подобраны примеры из художественной литературы.
Разделы учебника «Русский язык. 5 класс» содержат значительное количество упражнений разного уровня сложности, к которым прилагаются интересные, разнообразные задания, активизирующие мыслительную деятельность учащихся. При изучении разделов решаются и другие задачи: речевого развития учащихся, формирования общеучебных умений (слушать, выделять главное, работать с книгой, планировать последовательность действий, контролировать).
В программе также специально выделены часы на развитие связной речи. Темы по развитию речи – речеведческие понятия и виды работы над текстом – пропорционально распределяются между грамматическим материалом. Это обеспечивает равномерность обучения речи, условия для его организации.
Форма организации образовательного процесса: классно-урочная система.
Технологии, используемые в обучении: развивающего обучения, обучения в сотрудничестве, проблемного обучения, развития исследовательских навыков, информационно-коммуникационные, здоровьесбережения и т.д.
Основными формами и видами контроля знаний, умений и навыков являются: входной контроль в начале и в конце четверти; текущий – в форме устного, фронтального опроса, контрольных, словарных диктантов, предупредительных, объяснительных, выборочных, графических, творческих, свободных («Проверяю себя»), диктантов с грамматическими заданиями тестов, проверочных работ, комплексного анализа текстов; итоговый – итоговый контрольный диктант. Словарный диктант, комплексный анализ текста.
Место курса «Русский язык» в базисном учебном (образовательном) плане
Федеральный базисный (образовательный) учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации (вариант № 1) предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка на этапе основного общего образования в объеме 175 часов в 5 классе.
Данная рабочая программа рассчитана на 5 учебных часов в неделю, что составляет 170 часов в год.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
5 КЛАСС
Введение. Язык – важнейшее средство общения (4 ч.)
Язык и человек. Общение устное и письменное. Чтение и его виды. Слушание и его приёмы. Научный, художественный, разговорный стили речи.
Вспоминаем, повторяем, изучаем (20 ч.)
Части слова. Орфограмма. Место орфограмм в словах. Правописание проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корне слова. Правописание букв и, а, у после шипящих. Разделительные ъ и ь.
Самостоятельные и служебные части речи.
Имя существительное: три склонения, род, падеж, число. Правописание гласных в падежных окончаниях существительных. Буква ь на конце существительных после шипящих.
Имя прилагательное: род, падеж, число. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных.
Местоимения 1, 2 и 3-го лица.
Глагол: лицо, время, число, род (в прошедшем времени); правописание гласных в личных окончаниях наиболее употребительных глаголов 1 и 2 спряжения; буква ь во 2-м лице единственного числа глаголов. Правописание тся и ться; раздельное написание не с глаголами.
Наречие (ознакомление).
Предлоги и союзы. Раздельное написание предлогов с другими словами.
Текст. Тема текста, его основная мысль. Изложение подробное, по плану. Сочинение по впечатлениям. Правка текста.
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. (30 ч.)
Основные синтаксические понятия (единицы): словосочетание, предложение, текст.
Пунктуация как раздел науки о языке.
Словосочетание: главное и зависимое слова в словосочетании.
Предложение. Простое предложение; виды простых предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Восклицательные и невосклицательные предложения. Знаки препинания: знаки завершения (в конце предложения), выделения, разделения (повторение).
Грамматическая основа предложения. Тире между подлежащим и сказуемым.
Главные члены предложения, второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство.
Нераспространенные и распространенные предложения (с двумя главными членами). Предложения с однородными членами, не связанными союзами, а также связанными союзами а, но и одиночным союзом и; запятая между однородными членами без союзов и с союзами а, но, и. Обобщающие слова перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова.
Синтаксический разбор словосочетания и предложения.
Обращение, знаки препинания при обращении. Вводные слова и словосочетания.
Сложное предложение. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения. Сложные предложения с союзами (с двумя главными членами в каждом простом предложении).
Запятая между простыми предложениями в сложном предложении перед и, а, но, чтобы, потому что, когда, который, что, если.
Прямая речь после слов автора и перед ними; знаки препинания при прямой речи.
Диалог. Тире в начале реплик диалога.
Пунктуационный разбор простого предложения.
Умение соблюдать правила пунктуации в рамках изучения материала. Умение интонационно правильно произносить повествовательные, вопросительные, побудительные и восклицательные предложения, а также предложения с обобщающим словом.
Речь устная и письменная; диалогическая и монологическая. Основная мысль текста. Этикетные диалоги. Письмо как одна из разновидностей текста. Устное и письменное сжатое изложение. Сочинение - повествование. Отзыв о сочинении товарища. Сочинение по картине.
Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи (15 ч.)
Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи; гласные и согласные звуки. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Твердые и мягкие согласные. Твердые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков. Звонкие и глухие согласные. Сонорные согласные. Звонкие и глухие согласные, не имеющие парных звуков. Гласные и согласные в речи. Сильные и слабые позиции звуков.
Фонетический разбор слова.
Орфоэпия. Произносительные нормы литературного языка. Орфоэпические словари.
Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме; алфавит. Рукописные и печатные буквы; прописные и строчные. Каллиграфия.
Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Обозначение мягкости согласных. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных. Опознавательные признаки орфограмм.
Орфографический разбор.
Орфографические словари.
Умение соблюдать основные правила литературного произношения в рамках требований учебника; произносить гласные и согласные перед гласным е.
Умение находить справки о произношении слов в различных словарях (в том числе орфоэпических).
Типы текстов. Повествование. Описание предмета, картины. Отбор языковых средств в зависимости от темы, цели, адресата высказывания. Подробное изложение повествовательного текста с описанием.
Лексика. Культура речи (9 ч.)
Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка. Слово и его лексическое значение. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Толковые словари.
Умение пользоваться толковым словарем, словарем антонимов и другими школьными словарями. Умение употреблять слова в свойственном им значении.
Сочинение – рассуждение. Создание текста на основе исходного (подробное изложение от третьего лица), членение его на части. Описание изображенного на картине с использованием необходимых языковых средств.
Морфемика. Орфография. Культура речи (22 ч.)
Морфемика как раздел науки о языке. Морфема как наименьшая значимая часть слов. Изменение и образование слов. Однокоренные слова. Основа и окончание в самостоятельных словах. Нулевое окончание. Роль окончаний в словах. Корень, суффикс, приставка; их назначение в слове. Чередование гласных и согласных в слове. Беглые гласные. Варианты морфем. Морфемный разбор слов. Морфемные словари.
Орфография как раздел науки о языке. Орфографическое правило.
Правописание гласных и согласных в приставках; буквы з и с на конце приставок. Правописание чередующихся гласных о и а в корнях -лож- - -лаг, -рос- - -раст-. Буквы ё и о после шипящих в корне. Буквы ы и и после ц.
Умение употреблять слова с разными приставками и суффиксами. Умение пользоваться орфографическими и морфемными словарями.
Рассуждение в повествовании. Рассуждение, его структура и разновидности. Письмо – повествование. Описание картины с элементами рассуждения. Выборочное изложение.
Морфология. Орфография. Культура речи (61 ч.)
Имя существительное (22 ч)
Имя существительное как часть речи. Синтаксическая роль имени существительного в предложении.
Существительные одушевленные и неодушевленные (повторение). Существительные собственные и нарицательные. Большая буква в географическими названиях, в названиях улиц и площадей, в названиях исторических событий. Большая буква в названиях книг, газет, журналов, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных произведений; выделение этих названий кавычками. Род существительных. Три склонения имен существительных: изменение существительных по падежам и числам.
Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа.
Склонение существительных на -ия, -ий, -ие. Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных.
Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных.
Морфологический разбор слов.
Умение согласовывать прилагательные и глаголы прошедшего времени с существительными, род которых может быть определен неверно (например, фамилия, яблоко).
Умение правильно образовывать формы именительного (инженеры, выборы) и родительного (чулок, мест) падежей множественного числа.
Умение использовать в речи существительные-синонимы для более точного выражения мыслей и для устранения неоправданного повтора одних и тех же слов.
Доказательства и объяснения в рассуждении. Сжатое изложение – повествование. Подробное изложение с изменением лица рассказчика.
Имя прилагательное (13 ч.)
Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.
Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с основой на шипящую. Неупотребление буквы ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую.
Полные и краткие прилагательные.
Изменение полных прилагательных по родам, падежам и числам, а кратких - по родам и числам.
Морфологический разбор имён прилагательных.
Умение правильно ставить ударение в краткой форме прилагательных (труден, трудна, трудно).
Умение пользоваться в речи прилагательными-синонимами для более точного выражения мысли и для устранения неоправданных повторений одних и тех же слов.
Описание животного. Структура текста данного жанра. Стилистические разновидности этого жанра. Сочинение с описанием животного в рассказе.
Глагол (26 ч.)
Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола в предложении.
Не с глаголом.
Неопределенная форма глагола (инфинитив на -ть (-ться), -ти (-тись), -чь (-чься). Правописание -ться и -чь (-чься) в неопределенной форме (повторение).
Совершенный и несовершенный вид глагола; I и II спряжение. Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов.
Правописание чередующихся гласных е и и в корнях глаголов -бер- - -бир-, -дер- - -дир-, -мер- - -мир-, - nep- - -пир-, - тер- - - тир-, -стел- - -стил-.
Время глагола: прошедшее, настоящее и будущее.
Морфологический разбор глагола.
Соблюдение правильного ударения в глаголах, при произношении которых допускаются ошибки (начать, понять; начал, понял; начала, поняла; повторит, облегчит и др.).
Умение согласовывать глагол-сказуемое в прошедшем времени с подлежащим, выраженным существительным среднего рода и собирательным существительным. Умение употреблять при глаголах имена существительные в нужном падеже.
Умение использовать в речи глаголы-синонимы (например, со значением высказывания, перемещения, нахождения) для более точного выражения мысли, для устранения неоправданного повтора слов.
Понятие о рассказе, об особенностях его структуры и стиля. Невыдуманный рассказ о себе. Рассказы по сюжетным картинкам. Репортаж. Устный рассказ по рисунку. Сжатое изложение рассказа. Изложение лингвистического текста.
Повторение и систематизация пройденного в 5 классе (9 ч.)
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
ЛИЧНОСТНЫЕ универсальные учебные действия:
– чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
– любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
– устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
– интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
– интерес к изучению языка;
– осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
– самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;
– самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;
– самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;
– работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;
– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
– самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;
– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
– извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
– владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
– излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;
– пользоваться словарями, справочниками;
– осуществлять анализ и синтез;
– устанавливать причинно-следственные связи;
– строить рассуждения.
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
– учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
– уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
– уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;
– уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
– уметь задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
– уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
– осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;
– оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;
– высказывать и обосновывать свою точку зрения;
– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
– выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
– задавать вопросы.
Предметные результаты:
-по фонетике и графике: производить фонетические разбор слова; соотносить звуковой облик слова с его графическим изображением; свободно пользоваться алфавитом при работе со словарем; не смешивать буквы и звуки;
– по орфоэпии: правильно произносить употребительные слова изученных частей речи; пользоваться орфоэпическим словарем;
– по лексике: пользоваться толковым словарем, словарем синонимов, антонимов; толковать лексическое значение слова с помощью толкового словаря, через антонимы и синонимы; давать элементарный анализ лексического значения слова;
– по морфемике и словообразованию: выделять морфемы на основе словообразовательного анализа слова; выделять основу слова; образовывать новые слова с помощью типичных для изученных частей речи суффиксов, с помощью приставок, приставок и суффиксов; сложения основ; производить морфемный разбор; производить словообразовательный разбор;
– по морфологии: различать части речи по наличию у слова определённых морфологических признаков; указывать морфологические признаки и функцию в предложении изученных частей речи; уметь образовывать формы изученных частей речи; производить морфологический разбор изученных частей речи;
– по синтаксису: выделять словосочетание в предложении; определять главное и зависимое слово; образовывать словосочетания с именем существительным, глаголом в качестве главного и зависимого слова; определять вид предложения по цели высказывания, интонации; определять грамматическую основу предложения; определять вид предложения по количеству грамматических основ; определять вид предложения по наличию/отсутствию второстепенных членов предложения; определять однородные члены; определять вводные слова и обращения (данное умение не является обязательным, т.к. материал вводился ознакомительно); различать простое и сложное предложение; производить синтаксический разбор предложения;
– по орфографии: находить изученные орфограммы в словах и между словами, правильно писать слова с изученными орфограммами; обосновывать выбор написания; находить и исправлять орфографические ошибки; правильно писать изученные в 5-м классе слова с непроверяемыми написаниями;
– по пунктуации: находить изученные типы смысловых отрезков в предложениях и тексте, правильно оформлять предложения изученных типов и текст в соответствии с изученными пунктуационными правилами; обосновывать место и выбор знака препинания; находить и исправлять пунктуационные ошибки на изученные правила;
– по связной речи, чтению и работе с информацией: читать учебно-научный текст изучающим чтением; владеть отдельными приёмами ознакомительного чтения учебно-научного текста; выделять в учебно-научном тексте ключевые слова, составлять план; определять тему, основную мысль (авторский замысел) в тексте из художественного произведения, пересказывать текст подробно и сжато; понимать основные отличия текстов-описаний, повествований, рассуждений, писать тексты этих типов; определять стиль текста; письменно подробно излагать художественный и учебно-научный текст; пытаться использовать в собственной письменной речи изученные особенности частей речи (синонимию, многозначность, антонимию), синтаксических конструкций; последовательно развивать мысль в сочинении в соответствии с темой и замыслом, делать абзацные отступы; озаглавливать текст, пользуясь разными типами заголовков.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ |
Тема |
Количество часов |
1 |
Язык и общение. |
4 |
2 |
Вспоминаем, повторяем, изучаем. |
20 |
3 |
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. |
30 |
4 |
Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи. |
15 |
5 |
Лексика. Культура речи. |
9 |
6 |
Морфемика. Орфография. Культура речи. |
22 |
7 |
Морфология. Имя существительное |
22 |
8 |
Имя прилагательное |
13 |
9 |
Глагол |
26 |
10 |
Повторение и систематизация изученного материала |
9 |
|
Итого |
170 |
ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
Входной контроль в начале и в конце года; текущий – в форме устного, фронтального опроса, контрольных, словарных диктантов, предупредительных, объяснительных, выборочных, графических, творческих, свободных («Проверяю себя») диктантов с грамматическими заданиями, тестов, проверочных работ, комплексного анализа текстов; итоговый – итоговый контрольный диктант, словарный диктант, комплексный анализ текста.
Литература для учителя
1. Богданова Г. А. Уроки русского языка в 5 классе: книга для учителя / Г. А. Богданова. -М.: Про-свещение, 2001.
2. Богданова Г. А. Сборник диктантов по русскому языку. 5-9 классы. - М.: Просвеще¬ние, 2005.
3. Бройде М. Русский язык в упражнениях и играх: нетрадиционный подход / М. Бройде. -М.: Айрис-Пресс, 2001.
4. Дейкина А. Д. Раздаточные материалы по русскому языку. 5-8 класс/А. Д. Дейкина, Т. М. Пахнова. - М.: Дрофа, 2001.
Литература для учащихся
1. Баранов М. Т. Русский язык: Учебник. 5класс / М. Т. Баранов. - М.: Просвещение, 2006.
2. Богданова Г. А. Тестовые задания по русскому языку: 5класс / Г. А. Богданова. -М.: Просвещение, 2005.
3. Малюшкин А. Б. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку.5-8 класс / А. Б. Малюшкин, Л. Н. Иконницкая. - М.: Сфера, 2006.
4. Михайлова С. Ю. Ключи к орфографии / С. Ю. Михайлова. - М.: Просвещение, 2005.
7. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля: Русский язык. 5класс. - М.: Интеллект-Центр, 2006.
8. Тростенцова Л. А. Дидактический материал по русскому языку: 5 -8 класс /Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская. - М.: Просвещение, 2006.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 5 КЛАССЕ
№ п/п |
Номер урока в разделе |
Тема урока |
Колич. часов |
Дата (план) |
Дата (факт) |
|
|
||||
Язык и общение. (3+1)
|
|
||||||||||
|
1 |
Язык и человек. Общение устное и письменное |
1 |
|
|
|
|
||||
|
2 |
Читаем учебник. Слушаем на уроке |
1 |
|
|
|
|
||||
|
3 |
РР. Стили речи |
1 |
|
|
|
|
||||
|
4 |
Входной контрольный диктант |
1 |
|
|
|
|
||||
Вспоминаем, повторяем, изучаем. (16 ч.+4 ч.) |
|
||||||||||
|
1 |
Звуки и буквы. Произношение и правописание |
1 |
|
|
|
|
||||
|
2 |
Орфограмма |
1 |
|
|
|
|
||||
|
3 |
Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова |
1 |
|
|
|
|
||||
|
4 |
Правописание проверяемых согласных в корне слова |
1 |
|
|
|
|
||||
|
5 |
Правописание непроизносимых согласных в корне слова |
1 |
|
|
|
|
||||
|
6 |
Буквы и, у, а после шипящих |
1 |
|
|
|
|
||||
|
7 |
Разделительные Ъ и Ь |
1 |
|
|
|
|
||||
|
8 |
Раздельное написание предлогов с другими словами |
1 |
|
|
|
|
||||
|
9 |
Р/Р Текст. Что мы знаем о тексте? Обучающее изложение по тексту Г.А.Скребицкого «Хитрый заяц» ( по упр.70) |
1 |
|
|
|
|
||||
|
10 |
Контрольное тестирование |
1 |
|
|
|
|
||||
|
11 |
Части речи |
1 |
|
|
|
|
||||
|
12 |
Глагол |
1 |
|
|
|
|
||||
|
13 |
-Тся и -ться в глаголах |
1 |
|
|
|
|
||||
|
14 |
Личные окончания глаголов |
1 |
|
|
|
|
||||
|
15 |
Имя существительное |
1 |
|
|
|
|
||||
|
16 |
Имя прилагательное |
1 |
|
|
|
|
||||
|
17 |
Местоимение. Нормы произношения местоимений |
1 |
|
|
|
|
||||
|
18 |
Контрольный диктант по теме «Вспоминаем, повторяем, изучаем» |
1 |
|
|
|
|
||||
|
19 |
Анализ контрольного диктанта
|
1 |
|
|
|
|
||||
|
20 |
РР. Сочинение по картине. Описание картины (А.Пластов. «Летом») |
1 |
|
|
|
|
||||
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. (25 ч.+5 ч.) |
|
||||||||||
|
1 |
Синтаксис. Пунктуация |
1 |
|
|
|
|
||||
|
2 |
Словосочетание |
1 |
|
|
|
|
||||
|
3 |
Разбор словосочетания |
1 |
|
|
|
|
||||
|
4 |
Предложение |
1 |
|
|
|
|
||||
|
5 |
РР Сжатое изложение по тексту В.П. Катаева |
1 |
|
|
|
|
||||
|
6 |
Виды предложений по цели высказывания |
1 |
|
|
|
|
||||
|
7 |
Восклицательные предложения |
1 |
|
|
|
|
||||
|
8 |
РР Устный анализ тем сочинений. Сочинение на тему по выбору. Устный отзыв о сочинении |
1 |
|
|
|
|
||||
|
9 |
Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее |
1 |
|
|
|
|
||||
|
10 |
Сказуемое |
1 |
|
|
|
|
||||
|
11 |
Тире между подлежащим и сказуемым |
1 |
|
|
|
|
||||
|
12 |
Нераспространенные и распространенные предложения. Второстепенные члены предложения |
1 |
|
|
|
|
||||
|
13 |
Дополнение |
1 |
|
|
|
|
||||
|
14 |
Определение |
1 |
|
|
|
|
||||
|
15 |
Обстоятельство |
1 |
|
|
|
|
||||
|
16 |
Предложения с однородными членами |
1 |
|
|
|
|
||||
|
17 |
Знаки препинания в предложениях с однородными членами |
1 |
|
|
|
|
||||
|
18 |
Предложения с обращениями |
1 |
|
|
|
|
||||
|
19 |
РР Письмо |
1 |
|
|
|
|
||||
|
20 |
Контрольный диктант с грамматическим заданием |
1 |
|
|
|
|
||||
|
21 |
Анализ контрольного диктанта. Синтаксический разбор простого предложения |
1 |
|
|
|
|
||||
|
22 |
РР. Сочинение по картине (Ф.Решетников. «Мальчишки») |
1 |
|
|
|
|
||||
|
23 |
Пунктуационный разбор простого предложения |
1 |
|
|
|
|
||||
|
24 |
Простые и сложные предложения |
1 |
|
|
|
|
||||
|
25 |
Синтаксический разбор сложного предложения |
1 |
|
|
|
|
||||
|
26 |
Прямая речь |
1 |
|
|
|
|
||||
|
27 |
Диалог |
1 |
|
|
|
|
||||
|
28 |
Повторение |
1 |
|
|
|
|
||||
|
29 |
РР. Сжатое изложение (по Е.Мурашовой) |
1 |
|
|
|
|
||||
|
30 |
Контрольный диктант по теме «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи» |
1 |
|
|
|
|
||||
Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи. (12 ч.+3 ч.) |
|
||||||||||
|
1 |
Фонетика. Гласные звуки |
1 |
|
|
|
|
||||
|
2 |
Согласные звуки |
1 |
|
|
|
|
||||
|
3 |
Изменение звуков в потоке речи |
1 |
|
|
|
|
||||
|
4 |
Согласные твердые и мягкие |
1 |
|
|
|
|
||||
|
5 |
РР. Повествование. Обучающее изложение с элементами описания (К.Паустовский. «Шкатулка») |
1 |
|
|
|
|
||||
|
6 |
Согласные звонкие и глухие |
1 |
|
|
|
|
||||
|
7 |
Графика. Алфавит |
1 |
|
|
|
|
||||
|
8 |
РР .Описание предмета. Сочинение-описание |
1 |
|
|
|
|
||||
|
9 |
Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака |
1 |
|
|
|
|
||||
|
10 |
Двойная роль букв е, ё, ю,я |
1 |
|
|
|
|
||||
|
11 |
Орфоэпия |
1 |
|
|
|
|
||||
|
12 |
Фонетический разбор слова |
1 |
|
|
|
|
||||
|
13 |
Повторение |
1 |
|
|
|
|
||||
|
14 |
РР. Описание предметов, изображенных на картине (Ф.Толстой. «Цветы, фрукты, птица») |
1 |
|
|
|
|
||||
|
15 |
Контрольный диктант по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи» |
1 |
|
|
|
|
||||
Лексика. Культура речи. (7 ч.+2 ч.) |
|
||||||||||
|
1 |
Слово и его лексическое значение |
1 |
|
|
|
|
||||
|
2 |
Однозначные и многозначные слова |
1 |
|
|
|
|
||||
|
3 |
Прямое и переносное значение слов |
1 |
|
|
|
|
||||
|
4 |
Омонимы |
1 |
|
|
|
|
||||
|
5 |
Синонимы |
1 |
|
|
|
|
||||
|
6 |
РР. Сочинение по картине (И.Грабарь. «Февральская лазурь») |
1 |
|
|
|
|
||||
|
7 |
Антонимы |
1 |
|
|
|
|
||||
|
8 |
Повторение |
1 |
|
|
|
|
||||
|
9 |
РР. Подробное изложение (К.Паустовский. «Первый снег») |
1 |
|
|
|
|
||||
|
|
|
1 |
||||||||
|
1 |
Морфема – наименьшая значимая часть слова. Изменение и образование слов. |
1 |
|
|
|
|
||||
|
2 |
Окончание |
1 |
|
|
|
|
||||
|
3 |
Основа слова |
1 |
|
|
|
|
||||
|
4 |
РР. Сочинение по личным впечатлениям в форме письма |
1 |
|
|
|
|
||||
|
5 |
Корень слова |
1 |
|
|
|
|
||||
|
6 |
РР.Рассуждение. Сочинение-рассуждение |
1 |
|
|
|
|
||||
|
7 |
Суффикс |
1 |
|
|
|
|
||||
|
8 |
Приставка |
1 |
|
|
|
|
||||
|
9 |
РР. Выборочное изложение с изменением лица |
1 |
|
|
|
|
||||
|
10 |
Чередование звуков Беглые гласные |
1 |
|
|
|
|
||||
|
11 |
Варианты морфем |
1 |
|
|
|
|
||||
|
12 |
Морфемный разбор слова |
1 |
|
|
|
|
||||
|
13 |
Правописание гласных и согласных в приставках |
1 |
|
|
|
|
||||
|
14 |
Буквы з,с на конце приставок |
1 |
|
|
|
|
||||
|
15 |
Буквы а-о в корне –лаг-лож |
1 |
|
|
|
|
||||
|
16 |
Буквы а-о в корне -раст-рос- |
1 |
|
|
|
|
||||
|
17 |
Буквы ё-о после шипящих в корне |
1 |
|
|
|
|
||||
|
18 |
Буквы и-ы после ц |
1 |
|
|
|
|
||||
|
19 |
Повторение «Морфемика. Орфография. Культура речи» |
1 |
|
|
|
|
||||
|
20 |
Контрольный диктант по теме «Морфемика. Орфография. Культура речи» |
1 |
|
|
|
|
||||
|
21 |
Анализ контрольных работ. Работа над орфографическими и пунктуационными ошибками, допущенными в диктанте |
1 |
|
|
|
|
||||
|
22 |
РР Сочинение по картине(П. Кончаловский. «Сирень в корзине»),(упр.470) |
1 |
|
|
|
|
||||
|
|
|
1 |
||||||||
|
1 |
Имя существительное как часть речи |
1 |
|
|
|
|
||||
|
2 |
РР Доказательства в рассуждении |
1 |
|
|
|
|
||||
|
3 |
РР Сочинение-рассуждение |
1 |
|
|
|
|
||||
|
4 |
Имена существительные одушевленные и неодушевленные |
1 |
|
|
|
|
||||
|
5 |
Имена существительные и нарицательные. Большая буква в именах собственных |
1 |
|
|
|
|
||||
|
6 |
Род имен существительных |
1 |
|
|
|
|
||||
|
7 |
Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа |
1 |
|
|
|
|
||||
|
8 |
РР Сжатое изложение (Е.Пермяк. «Перо и чернильница») |
1 |
|
|
|
|
||||
|
9 |
Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа |
1 |
|
|
|
|
||||
|
10 |
Три склонения имен существительных |
1 |
|
|
|
|
||||
|
11 |
Падеж имен существительных |
1 |
|
|
|
|
||||
|
12 |
Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе |
1 |
|
|
|
|
||||
|
13 |
Контрольный диктант по теме «Имя существительное» |
1 |
|
|
|
|
||||
|
14 |
Анализ контрольной работы |
1 |
|
|
|
|
||||
|
15 |
РР Изложение с изменением лица |
1 |
|
|
|
|
||||
|
16 |
Множественное число имен существительных |
1 |
|
|
|
|
||||
|
17 |
Правописание о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных |
1 |
|
|
|
|
||||
|
18 |
Морфологический разбор имени существительного |
1 |
|
|
|
|
||||
|
19 |
РР Сочинение по картине (Ганский. «Февраль. Подмосковье») |
1 |
|
|
|
|
||||
|
20 |
Повторение по разделу «Имя существительное» |
1 |
|
|
|
|
||||
|
21 |
Контрольный диктант по теме «Правописание имен существительных» |
1 |
|
|
|
|
||||
|
22 |
Анализ контрольной работы |
1 |
|
|
|
|
||||
Имя прилагательное (9 ч.+ 4 ч.) |
|
|
1 |
||||||||
|
1 |
Имя прилагательное как часть речи |
1 |
|
|
|
|
||||
|
2 |
Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных |
1 |
|
|
|
|
||||
|
3 |
Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных |
1 |
|
|
|
|
||||
|
4 |
РР. Описание животного. Изложение по тексту А.Куприна «Ю-ю» |
1 |
|
|
|
|
||||
|
5 |
Прилагательные полные и краткие |
1 |
|
|
|
|
||||
|
6 |
Прилагательные полные и краткие |
1 |
|
|
|
|
||||
|
7 |
РР. Описание животного на основе изображенного. Сочинение по картине (А.Комарова «Наводнение») |
1 |
|
|
|
|
||||
|
8 |
Морфологический разбор имени прилагательного |
1 |
|
|
|
|
||||
|
9 |
РР. Сочинение «Как я испугался» |
1 |
|
|
|
|
||||
|
10 |
Повторение по теме «Имя прилагательное» |
1 |
|
|
|
|
||||
|
11 |
Контрольный диктант |
1 |
|
|
|
|
||||
|
12 |
Анализ контрольных работ. Работа над ошибками |
1 |
|
|
|
|
||||
|
13 |
РР. Сочинение «Мое любимое животное» |
1 |
|
|
|
|
||||
Глагол (22 ч. +4 ч.)
|
|
||||||||||
|
1 |
Глагол как часть речи |
1 |
|
|
|
|
||||
|
2 |
Не с глаголами |
1 |
|
|
|
|
||||
|
3 |
РР. Рассказ |
1 |
|
|
|
|
||||
|
4 |
Неопределенная форма глагола |
1 |
|
|
|
|
||||
|
5 |
Правописание –тся и –ться в глаголах |
1 |
|
|
|
|
||||
|
6 |
Виды глагола |
1 |
|
|
|
|
||||
|
7 |
Буквы е-и в корнях с чередованием |
1 |
|
|
|
|
||||
|
8 |
Буквы е-и в корнях с чередованием. Тестирование |
1 |
|
|
|
|
||||
|
9 |
РР. Невыдуманный рассказ (о себе) |
1 |
|
|
|
|
||||
|
10 |
Контрольный диктант по теме «Глагол» |
1 |
|
|
|
|
||||
|
11 |
Анализ контрольных работ |
1 |
|
|
|
|
||||
|
12 |
Время глагола. Прошедшее время |
1 |
|
|
|
|
||||
|
13 |
Настоящее время |
1 |
|
|
|
|
||||
|
14 |
Будущее время |
1 |
|
|
|
|
||||
|
15 |
Спряжение глаголов |
1 |
|
|
|
|
||||
|
16 |
Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием |
1 |
|
|
|
|
||||
|
17 |
Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием |
1 |
|
|
|
|
||||
|
18 |
Обобщение изученного о правописании глаголов с безударным личным окончанием. Контрольное тестирование |
1 |
|
|
|
|
||||
|
19 |
Морфологический разбор глагола |
1 |
|
|
|
|
||||
|
20 |
РР. Сжатое изложение с изменением формы лица (А.Савчук. «Шоколадный торт») |
1 |
|
|
|
|
||||
|
21 |
Ь после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа |
1 |
|
|
|
|
||||
|
22 |
Употребление времен |
1 |
|
|
|
|
||||
|
23 |
Повторение изученного по теме «Глагол». |
1 |
|
|
|
|
||||
|
24 |
Контрольный диктант по теме «Глагол». |
1 |
|
|
|
|
||||
|
25 |
Анализ контрольного диктанта. |
1 |
|
|
|
|
||||
|
26 |
РР Сочинение-рассказ по рисунку О.Поповича «Не взяли на рыбалку»/ Спортивный репортаж по серии рисунков |
1 |
|
|
|
|
||||
Повторение и систематизация изученного (9 ч.)
|
|
||||||||||
|
1 |
Разделы науки о языке |
1 |
|
|
|
|
||||
|
2 |
Орфограммы в приставках |
1 |
|
|
|
|
||||
|
3 |
Орфограммы в корнях слов |
1 |
|
|
|
|
||||
|
4 |
Орфограммы в окончаниях |
1 |
|
|
|
|
||||
|
5 |
Употребление ъ и ь |
1 |
|
|
|
|
||||
|
6 |
Знаки препинания в простом и сложном предложении. Работа со словарями. Творческие отчеты учащихся |
1 |
|
|
|
|
||||
|
7 |
Контрольный итоговый диктант |
1 |
|
|
|
|
||||
|
8 |
Проект « Словари 21 века в школе» |
1 |
|
|
|
|
||||
|
9 |
Урок – игра «Путешествие в страну Лингвистию» |
1 |
|
|
|
|