12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ухабина Е.А.318
Россия, Челябинская обл., г.Копейск

Разработка внеклассного мероприятия

«Внимательные математики»


Презентация "Внимательные математики" 5 класс
PPTX / 6.37 Мб

Продолжительность: 45 минут (один академический час)

Класс: 5

Место проведения: кабинет математики, библиотека

Организаторы игры-конкурса: учителя математики


Пояснительная записка

В настоящее время перед современной педагогической наукой стоит проблема, как повысить интерес школьников к математике. Это побудило искать новые методы и средства обучения, способствующие развитию интереса к предмету, воплощающие в себе идеи высокой взаимной требовательности и уважения, опирающиеся на возросшую самостоятельность ребят и, наконец, значительно расширяющие и обогащающие методический арсенал учителя, поскольку известно, что постоянство – враг интереса.

Актуальность: государственный образовательный стандарт определяет цель современного образования – воспитание компетентного выпускника, т.е. создание условия для оптимального развития способностей ребенка к дальнейшему самообразованию и совершенствованию. Она включает в себя сохранение здоровья, развитие интеллекта и эмоционально чувственной сферы, социально-личностную адаптацию. Для формирования социальных мотивов учения школьников важным для коллективной и групповой работы является наличие совместной внеклассной деятельности школьников: выработка общей цели совместной работы, поиск способов выполнения. Резко возрастает инициатива школьников, число вопросов к учителю, число контактов и разнообразных форм общения.

Математика признана интеллектообразующим учебным предметом. Знания, умения и навыки, полученные школьниками на уроках математики, развиваются, расширяются, углубляются, находят практическое применение при хорошо организованной внеклассной работе, которая является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса.

Проблема: недостаточная познавательная активность учащихся в процессе обучения.

Через внеклассную работу по математике могут быть ликвидированы следующие противоречия:

недостаток времени на уроке для развития общих умений и навыков;

большая наполняемость класса затрудняет учет индивидуальных особенностей и учебных потребностей при организации познавательной деятельности;

отсутствие разнообразных форм проведения внеклассной работы;

не всегда учитываются интересы учащихся;

привлечение собственного опыта или знаний из других областей при решении математических заданий у школьников вызывает трудности.

Внеклассная работа — это обязательное звено учебно–воспитательного процесса. Среди ее разнообразных форм математические внеклассные мероприятия занимают видное место. Они могут быть разными по тематике, содержанию и организации. В предлагаемой работе основное внимание уделяется игровой форме проведения мероприятий в рамках декады математики.

Цель: в увлекательной форме расширить и углубить знания, полученные на уроках, показать их широкое использование в жизни, пробудить в учащихся стремление к творчеству, помочь им это творчество проявить, выработать у них умение быстро мыслить, а затем свои мысли кратко излагать, проявлять находчивость в трудных ситуациях.

Задачи:

изучить учебные, познавательные интересы учащихся;

помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость внеклассного занятия по математике;

формировать положительную мотивацию участия во внеклассном занятие по математике;

обеспечить эффективное использование учащимися своих ресурсов;

созданию благоприятной атмосферы при проведении внеклассных мероприятий;

строить демократический стиль взаимоотношений с детьми.

Внеклассная работа, являясь неотъемлемой частью учебно-воспитательной работы, имеет свою специфику.

Правильно поставленная и проводимая внеклассная работа укрепляет математические знания учащихся, приобретенные ими на уроках, расширяет математический кругозор. На внеклассном занятие происходит развитие информационных компетенций ученика. Применяя данную разработку можно прийти к следующим результатам:

желание участвовать в проводимых мероприятиях;

интерес к предмету;

непринужденная атмосфера внеклассных мероприятий;

улучшение математической грамотности учащихся;

выявление одаренных учащихся для проведении олимпиад;

эффективное использование информационных технологий во внеурочной деятельности;

формирование коммуникативных качеств учащихся.

Данные мероприятия развивают воображение, про­странственные представления. История развития математического знания дает возможность пополнить запас историко-научных знаний школьников, сформировать у них представления о математике как части общечеловеческой культуры

Математическая игра-конкурс «Внимательные математики» представляет собой внеклассное мероприятие по математике, при проведении которого прослеживается связь с другими науками, целями которого являются:

повышение интереса школьников к предмету;

развитие логического мышления;

проверка уровня знаний школьников 5 класса;

сплочение классного коллектива;

умение отстоять свое мнение;

умение выслушать мнение оппонента.

«Рано или поздно всякая правильная

математическая идея находит

применение в том или ином деле»

(А.Н.Крылов)

Цели внеклассного мероприятия:

обучающие: расширить понятия базового уровня; научить решать нестандартные задачи;

развивающие: развитие познавательного интереса, математической интуиции, логического мышления, внимания, памяти, творческой деятельности учащихся, математического языка;

воспитательные: воспитание ответственности, умения принимать самостоятельные решения, командного соперничества, умения отстаивать личные и командные интересы, культуры математического мышления.

Оформление аудитории:

В зале можно повесить портреты великих математиков, плакаты с высказываниями о математике, стенгазеты: «Знаете ли вы, что…», «Все о математике», «Математика вокруг нас».

Ход мероприятия

Таблица 1 – Этапы проведения внеклассного мероприятия «Внимательные математики»

п/п

Этап (время)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

Организационный этап

(2 мин)

Приветствует участников мероприятия. Организация внимания обучающихся.

Делит класс на 5 команд по 5 человек. На столе стоит коробка с карточками-цветами для деления ребят на команды. Вступительное слово учителя

«Здравствуйте, сегодня у нас с вами интеллектуальная математическая игра «Внимательные математики» (слайд 1). Для начала разделимся на команды по 5 человек. Для этого вам необходимо из коробки вытянуть карточку определенного цвета (красная, желтая, зеленая, синяя, фиолетовая), после чего вы садитесь за стол определенного цвета.

В математике существует множество различных заданий, примеров и задач, много интересных фактов и доказательств. Об этом даже подтверждают следующие высказывания ученых (слайд 2). Предмет «математика» настолько серьезен, что полезно не упускать случая делать его немного занимательным», - писал выдающийся ученый 17 века Блез Паскаль (слайд 3). И хотя математика по-прежнему кажется многим не только серьезной, но и даже скучной наукой, иногда в ней проскальзывает озорная улыбка (слайд 4). В математике издавна существуют шуточные задачи. Но решают их люди не только ради развлечения. Иногда задача–шутка позволяет глубоко проникнуть в суть правила, лучше запомнить его»

Слушают учителя. Готовятся к участию в мероприятии. Делятся на 5 команд по 5 человек. Вытягивают из коробки на столе у учителя карточку определенного цвета (красная, желтая, зеленая, синяя, фиолетовая), после чего садятся за стол определенного цвета.

Продолжение таблицы 1

п/п

Этап (время)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

2

Первый этап «Разминка»

(7 мин)

На столе стоит коробка с порядковыми номерами для определения очередности команд.

«Сейчас мы с вами проведем небольшую разминку (слайд 5). Но для начала ваши капитаны должны вытянуть порядковый номер для вашей команды»

Проводит жеребьевку команд

«Отлично! Сейчас на слайдах будут появляться вопросы, и вы по очереди будете на них отвечать. За каждый правильный ответ вашей команде будет выдаваться жетон. Какая команда наберет больше всего жетонов, та и станет победителем. Итак, мы начинаем нашу викторину! За каждый правильный ответ команда получает 1 жетон. Внимание! Первый вопрос для первой команды (слайд 6):

1. Два товарища шли в школу во вторую смену, они встретили трех друзей-учащихся первой смены. Сколько ребят шло в школу?

Все верно! Следующий вопрос для второй команды (слайд 7):

2. Бревно распилили на четыре части. Сколько было распилов?

Правильный ответ! Следующий вопрос для третьей команды (слайд 8):

3. Двое играли в шахматы 4 часа. Сколько времени играл каждый?

Правильно! Следующий вопрос для четвертой команды (слайд 9):

4. Что легче, пуд соли или пуд ваты?

Верный ответ! Вопрос для пятой команды (слайд 10):

5. Гусь, стоя на одной ноге, весит 6 кг. Сколько он будет весить, если

Командиры команд

вытягивают порядковый номер из коробки на столе у учителя карточку с номером для команды.








Отвечают на вопросы первого этапа мероприятия «Разминка» (предположительный ответы обучающихся)

«1. Два;






2. Три;





3. 4 часа;




4. Одинаково



5. 6 кг»

Продолжение таблицы 1

п/п

Этап (время)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

2

Первый этап «Разминка»

(7 мин)

встанет на обе ноги?

Очень хорошо, вы замечательно справились с первым этапом «Разминка». Давайте занесем данные первого этапа в таблицу на доске».


3

Второй этап «Конкурс капитанов»

(7 мин)

Объявление следующего этапа мероприятия «Конкурс капитанов» (слайд 11)

«В математике много удивительного. Математикой занимались и занимаются люди разных профессий. Например, русский писатель А.С. Грибоедов (слайд 12) окончил физико–математический факультет университета, а крупнейший математик Буняковский (слайд 13) был поэтом. Математику любили Гоголь и Пушкин, Лермонтов и Толстой (слайд 14). Не только руки, ноги и тело требуют тренировки, но и мозг человека требует упражнений. Решение задач, головоломок, ребусов развивает логическое мышление, скорость реакции.

Недаром говорят, что математика – это гимнастика ума (слайд 15). И так второй этап мероприятия «Конкурс капитанов». За каждый правильный ответ капитан команды получает 1 жетон

Вопрос для капитана первой команды (слайд 16):

1. В одной семье у каждого из трех братьев есть сестра. Сколько детей в семье?

Правильный ответ. Следующий вопрос для капитана второй команды (слайд 17):

2. Одно яйцо варят 4 мин. Сколько минут надо варить 5 яиц?

Верный ответ. Вопрос для капитана

Слушают учителя, готовятся к участию во втором конкурсе мероприятия.
















Отвечают на вопросы второго этапа мероприятия «Конкурс капитанов» (предположительный ответы обучающихся)

«1. Четыре;






2. Тоже 4 минуты;



Продолжение таблицы 1

п/п

Этап (время)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

3

Второй этап «Конкурс капитанов»

(7 мин)

команды № 3 (слайд 18):

3. Тройка лошадей пробежала 30 км. Сколько километров пробежала каждая лошадь?

Хорошо, вопрос для капитана команды № 4 (слайд 19):

4. Два отца и два сына делили три апельсина. Сколько досталось каждому?

И последний вопрос для капитана пятой команды (слайд 20):

5. К семи прибавить пять. Как правильно записать: «одиннадцать» или «одиннадцать»?

Замечательно, вы справились со вторым этапом мероприятия «Конкурс капитанов». Занесем полученные результаты в таблицу на доске»


3. 30 км





4. Каждому досталось по одному апельсину



5. Никак, правильно записать двенадцать

4

Третий этап «Математика вокруг нас»

(13 мин)

Объявляет третий этап мероприятия «Конкурс команд: Самые внимательные»

«Следующий конкурс команд «Математика вокруг нас» (слайд 21). За каждый правильный ответ команда получит 1 жетон. Команды отвечают на вопросы по очереди (вопросы появляются на экране по очереди слайды 22-36). Математика имеет связь с другими науками. Я вам приготовила вопросы, в которых эта связь прослеживается. Итак, начнем:

1.Какое число делится на все числа без остатка?

2. При умножении и делении двух чисел ответы оказались равными. Что это за числа?

3. Произведение каких чисел равно их сумме?

4. Как число 31 записать 5 тройками?

5. Представить число 37 пятью

Отвечают на вопросы учителя (предположительные ответы обучающихся)









1. Ноль;


2. Один и любое натуральное число;


3. 2 · 2=2+2;


4. 3³+3+(3 : 3) = 31;

5. 33+3+3 : 3 = 37;

Продолжение таблицы 1

п/п

Этап (время)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

4

Третий этап «Математика вокруг нас»

(13 мин)

тройками.

6. Музыкальный ансамбль из 3-х исполнителей.

А) Трио     В) Нонет     С) Квартет.

7. Какую математическую фигуру украшают брильянтами?

А) Кольцо*   В) Треугольник   С) Квадрат.

8. Сколько вершин в египетском треугольнике?

А) 3*     В) 4     С)   7.

9. У какого животного глаза вращаются на 360°?

А) Крокодил   В) Хамелеон*      С) Черепаха.

10. Какие числа употребляются при счете?

А) *Натуральные  В)  Рациональные  С) Целые.

11. Какие геометрические фигуры являются спортивными гимнастическими снарядами?

А)  Ромбы   В) Кольца*    С) Треугольники.

12. Какой результат арифметического действия является « сладким на вкус»?  

А) Сумма    В) Остаток*    С) Разность

13. Каким математическим словом характеризуют необщительного, скрытного человека?

А) Прямолинейный  В) Замкнутый*   С) Открытый.

14. Какие бывают современные фотоаппараты?

А) Числовые   В) Цифровые*   С)  Дробные.

15.  Музыкальный ансамбль из 4-х исполнителей.

А) Трио    В) Нонет    С) Квартет*


6. А. Трио;



7. А. Кольцо;




8. А. 3;



9. В. Хамелеон;




10. А. Натуральные;



11. В. Кольца;





12. В. Остаток;





13. В. Замкнутый;





14. В. Цифровые;




15. С. Квартет

Продолжение таблицы 1

п/п

Этап (время)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

5

Четвертый этап «Самые внимательные»

(10 мин)

Объявляет начало четвертого этапа «Самые внимательные» (слайд 37)

«Начинаем четвертый этап «Самые внимательные». Для того чтобы правильно ответить на вопросы следующего этапа вам необходимо внимательно случать задания. Итак, начнем. За первое задание можно набрать 5 жетонов:

1. Прошу выйти от каждой команды по одному человеку. На слайде изображено пять геометрических фигур. Вы смотрите на них 5 секунд. Затем закрываем их. А вы должны будете записать название этих фигур на листах в том порядке, в каком они изображены на доске. За каждую правильную фигуру вы можете набрать 1 жетон. Начинаем, смотрите внимательно! (слайд 38). Раз, два, три, четыре, пять! Время вышло (слайд 39). Записывайте на листах фигуры в правильном порядке. Сдаем листочки и проверяем (слайд 40). Все фигуры в правильном порядке записали команды…» (перечислить сколько жетонов получает каждая команда) (слайд 41)

«2. Сейчас я буду вам читать стихи, а вы должны их внимательно прослушать и записать ответы на листах:

А) Посадила бабка в печь

Пирожки с капустой.

Для Наташи, Маши, Тани,

Коли, Оли, Гали, Вани

Пирожки уже готовы.

Да еще один пирог

Кот под лавку уволок.

Да в печи четыре штуки.

Пирожки считают внуки

Слушают учителя (предположительные ответы обучающихся)






1. Выбирают первого участника четвертого этапа «Самые внимательные»








Правильный порядок фигур:

1. треугольник;

2. квадрат;

3. прямоугольник;

4. круг;

5. ромб.

2. Выходят следующие участники команд для участии в 4 этапе









Продолжение таблицы 1

п/п

Этап (время)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

5

Четвертый этап «Самые внимательные»

(10 мин)

Если сможешь, помоги

Сосчитать нам пироги.

Б) Мы большущая семья.

Самый младший это я!

Сразу нас не перечесть:

Маня есть и Ваня есть,

Юра, Шура, Клаша, Даша

И Наташа тоже наша.

Мы по улице идем,

Говорят, что детский дом.

Посчитайте поскорей,

Сколь нас в семье детей.

Теперь давайте проверим, кто как ответил.

Внимание на экран – правильные ответы (слайд 42)

Запишем полученные результаты в таблицу на доске»


А) 12 штук










Б) 8 детей

6

Подведение итогов мероприятия (4 мин)

Подводит итоги мероприятия. Награждает победителей и участников (слайд 43)

«Математика – это орудие, с помощью которого человек познает и покоряет себе окружающий мир. Она развивает у человека такие важные качества личности, как: логическое мышление; целеустремленность, сильную волю; хорошую память; умение логически мыслить и т.д.

Подведем итоги нашего мероприятия «Внимательные математики»:

За участие награждаются команды …

III место занимает команда - …

II место – команда …

I место - …

Дружите с математикой и у вас все получится в жизни»

Слушают учителя. Подводят итоги участия в мероприятии.

Получают призы и грамоты за участие и побуду.

7

Рефлексия

(2 мин)

Проводит рефлексию проведенного мероприятия

«Наше мероприятие подошло к концу. Проведем рефлексию ответив на

Проводят рефлексию. Записывают ответы на вопросы на

Продолжение таблицы 1

п/п

Этап (время)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

7

Рефлексия

(2 мин)

несколько вопросов (слайд 44). Возьмите листочки, которые лежат у вас на столах и запишите на них ответы:


1. Больше всего мне понравилось …




2. Мне было интересно узнать …



3. Было не интересно …

После ответов на вопросы сдайте листочки с ответами мне. (слайд 45) Спасибо всем за участие в мероприятии «Внимательные математики».

листах, которые лежат на партах и сдают их учителю (предположительные ответы обучающихся)

«1. Больше всего мне понравилось изучать что-то новое о математике.

2. Мне было интересно узнать об ученых математиках.

3. Было не интересно делиться на команды, лучше играть каждый сам за себя.


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.