Внеклассное занятие по русскому языку в 3 классе для детей с легкой умственной отсталостью «В цирке»
Внеклассное занятие по русскому языку в 3 классе
для детей с легкой умственной отсталостью
Игра-путешествие «В цирке».
Цель занятия: обобщить и систематизировать знания учащихся о словах с изученными орфограммами.
Задачи:
Дидактическая: закрепить написание слов с мягким знаком в середине и на конце слова, с безударными гласными, правописание жи-ши, ча-ща.
Коррекционно-развивающая: коррекция зрительного и слухового восприятия на основе упражнений в запоминании и воспроизведении, коррекция логического мышления на основе упражнений в сравнении, установлении логических связей.
Воспитательная: воспитание организованности, работоспособности,
самостоятельности, умения самоконтроля, мотивации к учению через занимательные задания.
Оборудование и наглядный материал: рисунки животных-артистов цирка, кроссворды, таблица «Алфавит», раздаточный материал с буквами и слогами, песня «Цирк».
Ход занятия:
Орг. момент. «Настрой на урок».
II. Сообщение темы занятия. Актуализация знаний и представлений.
Сегодня на занятии мы будем закреплять пройденный материал по русскому языку с помощью игровых и занимательных упражнений. Будьте внимательны, работайте активно, вспоминайте правила, чтобы правильно отвечать на вопросы и выполнять задания.
Наше занятие сегодня необычное, мы приглашены в цирк на цирковое представление.
А что такое цирк? (это зрелищное представление с участием акробатов, гимнастов, клоунов, дрессированных животных). Поднимите руки, кто из вас был в цирке? Кто не был в цирке, те наверно смотрели представления по телевизору, в интернете.
-А кто вызывает больше смеха в цирке?
Сегодня на представлении будут выступать звери и птицы, и предлагать свои задания. Итак, представление начинается!
III. Закрепление пройденного материала.
1.Встречайте попугайчиков. Они предлагают поиграть в игру, которая так и называется «Попугайчики». Давайте вспомним слова.
Мы ни девочки, ни мальчики,
Все сейчас мы попугайчики.
Попугай не зевай,
Вместе с нами повторяй!
Фа-ва, фа-ва- на дворе растет трава.
Фу-ву, фу-ву – Федя рвет козе траву.
Фы-вы, фы-вы – много он сорвал травы.
-Произнесите скороговорку: Кукушка кукушонку купила капюшон, как в капюшоне он смешон.
-Молодцы, вы справились с заданием!
2.Следующий участник представления зебра. На кого она похожа? Чем отличается? У нас в лесу можно увидеть зебру? Где она живет? Зеброй называют пешеходный переход. Ее можно увидеть на проезжей части дороги – указатель перехода для пешеходов.
- Почему пешеходную дорожку называют зеброй? (Свое название эта разметка получила за сходство с окраской экзотического животного – зебры).
Для чего нужна такая разметка? (для контраста).
Зебра предлагает вам перейти дорогу, но для этого надо решить кроссворд.
В клетки надо вписать слова, значение которых я буду читать.
1.Сумка школьника, которую носят на спине (ранец).
2. Занавеска на окно (штора).
3.Рабочий столик ученика в школе (парта).
4.Дикая полосатая лошадка (зебра).
| 1 | | 2 | |
3 | | | | |
| | | | |
4 | | | | |
| | | | |
Молодцы! Теперь мы можем перейти дорогу.
3.На арене цирка выступает слоненок, он лопоухий, смешной, хочет подружиться с детворой. Он подружится с вами, ребята, если вы справитесь с его заданием. Вот он смешал и положил вам в конверты слоговые и буквенные карточки и предлагает составить из них как можно больше слов. Принимайтесь за дело (работа в парах). Прочитайте составленные слова. А теперь назовите сначала слова, которые состоят из 1 слога, 2 слогов, 3 слогов. Докажите, как вы определили количество слогов в слове? (Слова: окуни, кот, кит, кино, окно, нота, нитки, акула и т.д.)
н о ку а ла к но ни ко ты т н ки к ко то ка ру ва в |
Молодцы, ребята! Вы правильно справились с заданием, теперь у вас есть новый друг – добрый, смешной слоненок.
4. Следующий артист, маленький львенок. Вот что он говорит о себе: не рычу и не кусаю – я с ребятами играю. Посмотрите на меня, очень добрый львенок я. Он предлагает вот какое задание: на карточках записаны слова, но что с ними случилось? Послушайте.
Мы обычные слова.
Всех нас знает каждый.
Мы содержим букву «а», трижды или дважды.
Иногда всего одну, только не в начале.
Но сегодня…- Ну и ну! Все они сбежали.
- Какая буква сбежала? (буква а). Составьте слова. Кто быстрее составит поднимает зеленый кружок (индивидуальная работа).
БРБН | СТКН | СТРТ | СХР | КРНДШ |
-Назовите слово, где одна буква сбежала, на какой слог падает ударение? Что такое старт? (место, откуда начинается соревнование, начало спортивного соревнования, дать старт – дать знак к началу соревнования).
- Назовите слово, где две (три) буквы сбежали, на какой слог падает ударение? Объясните значение слов?
5. На арену цирка выезжает косолапый мишка, он предлагает вам отгадать кроссворд. Для этого надо отгадать загадки, отгадки вписать в пустые клеточки.
Загадки:
1. Сами крошки, боятся кошки, под полом живут, туда все несут (мыши).
2. Мы ходим ночью, ходим днем, но никуда мы не уйдем (часы).
3. Драчуны и забияки, живут в воде, когти на спине и щука не проглотит (ерши).
4. Бегут по дорожке доски да ножки (лыжи).
5. Из горячего колодца через нос водица льется (чайник).
6.Белые горошки на зеленых ножках (ландыши).
Если мы все заполнили правильно, то в выделенных клеточках прочтем отгадку на загадку.
7.Маленькие домики по улице бегут, мальчиков и девочек по улице везут (машины).
На какое правило все эти слова-отгадки?
| | | | м | ы | ш | и |
| | | ч | а | с | ы | |
| | е | р | ш | и | | |
л | ы | ж | и | | | | |
ч | а | й | н | и | к | | |
л | а | н | д | ы | ш | и | |
6. А теперь выступает жираф, он считает себя самым умным, так как он все видит и все знает. Но действительно ли он такой умный. Мы сейчас посмотрим.
Алфавит «По порядку». На таблице все буквы алфавита, сколько их всего? Но это еще не алфавит, почему? (буквы расположены не по порядку).
Давайте поможем жирафу исправить ошибки и назовем буквы по порядку.
7. Следующая артистка - маленькая, смешная обезьянка. Она предлагает среди картинок найти отгадку и записать слово под картинкой.
Загадки:
1.Весь я сделан из железа, у меня ни ног, ни рук.
Я по шляпку в доску влезу, а по мне все тук, да тук (гвоздь).
2. Льется речка - мы лежим.
Лед на речке - мы бежим (коньки).
3. Что копали из земли, жарили, варили? Что в золе мы испекли, ели, да хвалили? (картофель).
4. Летом бродит без дороги, между сосен и берез, а зимой он спит в берлоге, от мороза прячет нос (медведь).
5.Сбоку марка и картинка.
В круглых штампах грудь и спинка.
Маленькое очень.
Быстрое, как птица. Если ты захочешь – за море умчится (письмо).
6. На тополях мохнатые сережки
И близок день, последний школьный день
В тот день лучи запляшут по дорожке
Распустится лиловая … (сирень).
-На какое правило эти слова? Что обозначает мягкий знак в словах? Назовите мягкий согласный звук в словах?
8. Последний участник нашего представления - леопард. Леопардик очень мил, он в пятнистой шубке. Он еще не отрастил коготки и зубки. Леопардик предлагает игру «Буква заблудилась». Неизвестно, как случилось, только буква заблудилась. Заскочила в чей-то дом и хозяйничает в нем. Но едва туда вошла. Буква - озорница. Очень странные дела начали твориться. Я буду читать стихи, вы должны внимательно слушать все слова и там, где прозвучат ошибки хором произнести нужные слова.
1. Закричал охотник: - Ой!
Двери гонятся за мной! (звери).
2.На виду у детворы
Крысу красят маляры (крышу).
3. Посмотрите-ка, ребятки:
Раки выросли на грядке (маки).
4. Тает снег. Течет ручей
На ветвях полно врачей (грачей).
5.Старый дедушка Пахом
На козе скакал верхом (коне).
6.Жучка будку не доела:
Неохота. Надоело (булку).
7.Синеет море перед нами
Летают майки над волнами (чайки).
8.Мама с бочками пошла
По дороге вдоль села (дочками).
IV. Подведение итогов.
-Молодцы! Назовите правила, которые мы повторяли на занятии?
-Назовите артистов - зверей, которые выступали сегодня на представлении и предлагали свои задания? Как вы думаете, довольны, они остались вашими ответами?
Вы сегодня все молодцы, хорошо справились с заданиями!
Артисты цирка прощаются с вами и ждут вас не следующем представлении (звучит песня «Цирк»).