Статья «Внеурочная деятельность как совокупность взаимосвязанных педагогических действий, направленных на развитие и саморазвитие личности школьника»
Автор: Серажидинова Наиля Шамилевна,
заместитель директора по воспитательной работе,
МБОУ «СОШ №22», г. Миасс
Внеурочная деятельность как совокупность взаимосвязанных педагогических действий, направленных на развитие и саморазвитие личности школьника
Чем выше человек по умственному и нравственному развитию, тем больше удовольствия доставляет ему жизнь.
Антон Павлович Чехов
Школа для каждого ребёнка — это одно из важнейших учреждений в его жизни, ведь именно здесь он приобретает основные знания по разным предметам, получает необходимый опыт для дальнейшей взрослой жизни, осваивает разнообразные социальные роли, готовя себя к самостоятельности. Успех ребенка в будущем зависит от его адаптации, индивидуализации и интеграции во время школьной жизни, и как результат, полученного багажа знаний в данный период жизни. Но, к сожалению, не все дети могут открыться и реализовать свои способности самостоятельно, поэтому многое зависит от его близкого окружения, а именно от школы и семьи. Очень важно, чтобы члены данных социальных групп помогли ребенку социализироваться и поддержали его во всех интеллектуальных и творческих начинаниях. Одна из главных задач нашей школы — поддержать ребёнка, развить его способности, дать уверенности в себе, тем самым подталкивая его к действиям. Таким образом, школа подготовит почву для реализации задатков и способностей ребенка. Именно с этой целью федеральный стандарт образования вводит требование обязательной организации в жизни школьников внеурочной деятельности. Ведь именно внеурочная деятельность играет огромную роль в формировании у школьников УУД (универсальных учебных действий), так как она является продолжением учебной деятельности. Внеурочная деятельность — это воспитательная деятельность, направленная на развитие, саморазвитие, воспитание и самовоспитание личности. В нашей школе она проводится с обучающимися школы после уроков учителями-предметниками, классным руководителем и педагогами дополнительного образования.
Реализация программы воспитания через модуль внеурочной деятельности осуществляется преимущественно через вовлечение школьников в интересную и полезную для них деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые отношения, получить опыт участия в социально значимых делах.
Реализация воспитательного потенциала курсов внеурочной деятельности происходит в рамках следующих выбранных школьниками ее видов.
Познавательная деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные на передачу школьникам социально значимых знаний, развивающие их любознательность, позволяющие привлечь их внимание к экономическим, политическим, экологическим, гуманитарным проблемам нашего общества, формирующие их гуманистическое мировоззрение и научную картину мира.
Художественное творчество. Курсы внеурочной деятельности, создающие благоприятные условия для социальной самореализации школьников, направленные на раскрытие их творческих способностей, формирование чувства вкуса и умения ценить прекрасное, на воспитание ценностного отношения школьников к культуре и их общее духовно-нравственное развитие.
Проблемно-ценностное общение. Курсы внеурочной деятельности, направленные на развитие коммуникативных компетенций школьников, воспитание у них культуры общения, развитие умений слушать и слышать других, уважать чужое мнение и отстаивать свое собственное, терпимо относиться к разнообразию взглядов людей.
Спортивно-оздоровительная деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные на физическое развитие школьников, развитие их ценностного отношения к своему здоровью, побуждение к здоровому образу жизни, воспитание силы воли, ответственности, формирование установок на защиту слабых.
Трудовая деятельность. Создание трудового отряда состоящих из обучающихся, направленного на развитие трудолюбия и уважительного отношения к физическому труду, благоустройству школьной территории и пришкольного участка.
Для учителя, проводящего внеурочную деятельность, необходимо организовать свою работу так, чтобы привлечь обучающихся ко всем видам работы, используемым учителем. Ведь именно через разнообразные формы деятельности ребенок может раскрыть в себе новые, неизвестные доселе ему самому, таланты и способности. А открыв их, он начнет верить в себя и в свои силы, не бояться делать, то, чем никогда ранее не занимался, будет легко вступать в контакт со сверстниками. Внеурочная деятельность дает возможность каждому ребенку осознать уникальность своей личности, определить свои индивидуальные способности, обозначить для себя жизненные принципы, интересы и ценности. Так же ребенок учиться давать оценку своим действиям, а значит, происходит процесс воспитания в нем ответственности за свои поступки, формирования человеческих качеств, осознания значимости в обществе таких нравственных категорий как: добро, красота, забота, взаимопомощь, доброта. Очень важно именно в школе определить и развить интересы детей, необходимо помочь претворить в жизнь их планы и мечты. Важно не забывать, что главное правило внеурочной деятельности — никакого принуждения и насилия над личностью ребенка. Таким образом, внеурочная деятельность - это совокупность взаимосвязанных педагогических действий, направленных на развитие и саморазвитие личности школьника, идущего к успеху!
Модуль «Курсы внеурочной деятельности» 1-4
№ | Классы | Мероприятия | Количество часов в неделю | Ответственные |
1-4 | Здоровое поколение | 1 | Учитель физкультуры | |
1-4 | Волшебная сила слов | 1 | Учитель начальных классов | |
1-4 | Люби и знай свой край | 1 | Учитель начальных классов | |
1-4 | Эрудит | 1 | Учитель начальных классов | |
1-4 | Чтение с увлечением | 1 | Учитель начальных классов | |
1-4 | Вокал | 1 | Учитель музыки | |
1-4 | Секция спортивной подготовки | 1 | Учитель физической культуры | |
1-4 | Информатика | 1 | Учитель информатики |
Модуль «Курсы внеурочной деятельности» 5-9
№ | Классы | Мероприятия | Количество часов в неделю | Ответственные |
5-9 | Секция спортивной подготовки | 1 | Учитель физической культуры | |
5-9 | Информатика | 1 | Учитель информатики | |
5-9 | Школа добрых дел | 1 | Классный руководитель | |
5-9 | Краеведение | 1 | Учитель географии | |
5-9 | Реальная математика | 1 | Учитель математики | |
5-9 | Биология от А до Я | 1 | Учитель биологии | |
5-9 | Умей выразить себя | 1 | Учитель изобразительного искусства | |
5-7 | В мире профессий | 1 | Социальный педагог | |
7-9 | Моя профессия – мой выбор | 1 | Социальный педагог |
Модуль «Курсы внеурочной деятельности» 10-11
№ | Классы | Мероприятия | Количество часов в неделю | Ответственные |
10-11 | ГТО | 1 | Учитель физической культуры | |
10-11 | БЛАГОтворители | 1 | Классный руководитель | |
10-11 | Поговорим о жизни | 1 | Классный руководитель |