Внеурочная деятельность как способ реализации проекта «Успех каждого ребёнка

6
3
Материал опубликован 27 August 2020

«Внеурочная деятельность как способ реализации национального проекта «Успех каждого ребёнка».



К школьнику относиться нужно не как к сосуду,

который предстоит наполнить информацией,

а как к факелу, который необходимо зажечь.

В.А.Сухомлинский

7 мая 2018 года Президентом Российской Федерации был подписан Указ о национальном проекте «Образование», реализация которого охватит период с 2019 до 2024 года.

Федеральный проект «Успех каждого ребенка».

Реализация проекта направлена на формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся.

Основные мероприятия в рамках проекта:

Реализация образовательных программ основного общего и среднего общего образования в сетевой форме с участием организаций дополнительного образования детей, среднего профессионального и высшего образования, предприятий реального сектора экономики, учреждений культуры, спорта, негосударственных образовательных организаций.

Реализация модели мобильных детских технопарков «Кванториум», а также освоения онлайн модульных курсов.

Создание сети центров цифрового образования «IT-cube».

Реализация проекта ранней профессиональной ориентации учащихся 6-11 классов общеобразовательных организаций «Билет в будущее»,

Проведение открытых онлайн уроков «Проектория», направленных на раннюю профориентацию детей.

Создание сети детских технопарков «Кванториум», в том числе в каждом городе с населением более 60 тыс. человек

Работа детских общественных объединений.

Обеспечение доступности дополнительного образования обучающимся с инвалидностью и ОВЗ до уровня 70 % от общего числа детей указанной категории, в том числе с использованием дистанционных технологий

Результат реализации проекта:

80% детей в возрасте от 5 до 18 лет охвачены дополнительным образованием

225 детских технопарков «Кванториум» и 900 тыс. новых ученико-мест дополнительного образования во всех регионах функционируют региональные центры выявления и поддержки детей, проявивших выдающиеся способности.

Ступенькой на пути реализации данного проекта является внеурочная деятельность учащихся.


t1598520556aa.png

В ФГОС второго поколения внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание, определено пространство и время в образовательном процессе. С введением новых стандартов в российских школах изменилось место внеурочной деятельности, поскольку она получила статус равноправного члена образовательного процесса наряду с учебной программой. Кроме того, она стала обязательной, что подчеркнуло еѐ значимость в новой образовательной концепции. Одной из главных задач, которые призвана была решать внеурочная работа в школе, была возможность открыть доступ к дополнительным формам образования детям начальных классов, которые в силу разных причин не могли посещать спортивные, музыкальные, художественные школы. Именно внеурочный процесс даѐт возможность реализовать индивидуальный подход к ребѐнку, предоставив ему право выбора занятий по содержанию и форме проведения, учитывая его желания и интерес.

Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.

Школа после уроков - это мир творчества, проявление и раскрытие каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даёт возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования. Во внеурочной деятельности создаётся своеобразная эмоционально наполненная среда увлечённых детей и педагогов, в которой осуществляется обучение настроенных на успех учеников в  различных областях спорта, искусства, науки, техники и других видов деятельности. И, что особенно важно, творческая атмосфера позволяет детям раскрепоститься и в обстановке неформального (для детей) общения, в полной мере показать себя как личность творческую, показать свои нераскрытые пока увлечения и таланты.

Существует 4 основных типа организационных моделей внеурочной деятельности:

* модель дополнительного образования;

* модель «школы полного дня»;

* оптимизационная модель;

* инновационно -образовательная модель.

Исходя из задач, форм и содержания внеурочной деятельности, для ее реализации в качестве базовой наша школа взяла за основу оптимизационную модель. Оптимизационная модель внеурочной деятельности основана на оптимизации всех внутренних ресурсов школы. Она предполагает, что в ее реализации принимают участие все педагогические работники данного учреждения (учителя, педагог-организатор, социальный педагог, педагог-психолог и другие). В этом случае координирующую роль выполняет, как правило, классный руководитель, который в соответствии со своими функциями и задачами: а) взаимодействует с педагогическими работниками, а также учебно-вспомогательным персоналом школы; б) организует в классе образовательный процесс, оптимальный для развития положительного потенциала личности учащихся в рамках деятельности общешкольного коллектива; в) организует систему отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса, в том числе, через органы самоуправления;

г) организует социально значимую, творческую деятельность учащихся.

Внеурочная деятельность представлена по основным направлениям развития личности, согласно ФГОС:

- спортивно-оздоровительное,

-духовнонравственное,

- социальное,

-общеинтеллектуальное,

-общекультурное.

Главной особенностью всех направлений внеурочной деятельности в нашей школе является ориентирование на потребности каждого ребѐнка. Усилия организаторов внеурочной деятельности направляются на формирование у детей потребности в достижении успеха. Важно, чтобы достигаемые ребенком результаты были не только личностно значимыми, но и ценными для окружающих, особенно для одноклассников, членов школьного коллектива, представителей ближайшего социального окружения учебного заведения. Школа обеспечивает возможность каждому ученику выбрать направление. С этой целью проводится анкетирование учащихся и родителей, тестирование. Родители учащихся принимают участие в формировании учебного плана. При организации внеурочной деятельности обучающихся школой используются собственные ресурсы, а также возможности учреждений культуры (библиотеки с.Оля, ДК с. Лесное.) и дополнительного образования: детско-юношеская спортивная школа ; спорткомплекс «Олимп», школа искусств.

Для проведения занятий имеется необходимое спортивное оборудование, спортивный зал, школьная библиотека, компьютерный класс, школьный исторический Музей, на базе которого собрано более 100 предметов старины, созданы более 20 исследовательских работ, в которых накоплен материал, посвященный истории родного края.

При организации внеурочной деятельности используются системные курсы внеурочной деятельности (на их изучение установлено определенное количество часов в неделю в соответствии с рабочей программой учителя). Несистемные занятия курсов внеурочной деятельности (в рамках плана воспитательной работы школы) проводятся в свободной форме: подготовка к олимпиадам и конференциям, проектная деятельность, работа органов ученического самоуправления и др., а также проведение тематических классных, школьных, внешкольных мероприятий.

Кружковая и внеклассная работа в этом плане занимает важное место.

Несомненно, в нашей школе и в начальном звене, и в основной и старшей школе активно используется такая форма организации внеурочной деятельности

Она направлена прежде всего на развитие инициативности ребѐнка в познании и творчестве, на создание условий для формирования креативных способностей школьников и, что особенно важно, на взаимодействие школы с семьѐй. Каждому ребѐнку уделяется достаточное внимание, обязательно учитываются его способности, возможности и интересы. Основной предпосылкой, определяющей участие школьника во внеурочной деятельности нашей образовательной организации, является инициатива и желание самого ребѐнка. Всѐ это – хороший стимул формирования положительной мотивации. Наши учителя реализуют различные направления данной деятельности.

К примеру, художественно-эстетическое направление реализуется в работе таких кружков, как «Драматический кружок», «Весёлые нотки», «Радуга творчества» и другие. Уже стало школьной традицией проводить ежегодный конкурс «Минута славы», где дети могут проявить свои творческие способности в сольном и в хоровом пении. Очень ярко и зрелищно проходит этот конкурс в номинации «Танец». Дети, под руководством учителя, а зачастую и родителей , радуют и удивляют нас зажигательной «Лезгинкой», казачьими плясками, русским хороводом. Не оставит равнодушным и калмыцкий танец, и современный флешмоб, и школьный вальс др. Такие мероприятия, требующие огромной подготовки, труда, терпения являются плодом усилий учителя, детей и родителей, что, несомненно способствует успеху каждого ребёнка, выступающего перед залом, преодолению страха, скованности, умению «подать» себя, держаться уверенно, что несомненно пригодится в жизни.

Одной из важнейших составляющих физического воспитания в сельской школе является внеклассная спортивнооздоровительная работа. Здесь используются такие формы, как спортивно-оздоровительные праздники, подвижные игры на перемене, уроки здоровья, походы, выезды на природу, смотр строя и песни. Физическое воспитание во внеурочное время помогает каждому ребенку почувствовать себя успешным, позволяет учителю реализовать скрытые возможности каждого ученика. Дети, увлекающиеся спортом, вырабатывают чувство уверенности в себе, волю, хорошо учатся в школе, а затем и в высших учебных заведениях, достойно служат в рядах Российской армии. Наши мальчишки и девчонки успешно сдают нормативы ГТО, участвуют не только в школьных, но и в районнных, областных соревнованиях по баскетболу, волейболу. Особой популярностью пользуется такой вид спорта, как дзюдо.

В рамках общеинтеллектуального воспитания в начальной школе ежегодно проводится Неделя начальных классов. Это особая форма внеурочной работы ,где ученики участвуют в конкурсах, викторинах, проводят утренники ,открытые уроки с привлечением родителей, изучают дополнительную литературу по различным дисциплинам. В этом случае Неделя начальных классов становится праздником, итогом внеурочной работы, ведь здесь любой ребёнок может проявить себя, раскрыть свои способности в том или ином виде деятельности: одни прекрасно инсценируют отрывки из произведений, другие вместе с родителями создают замечательные поделки, кто-то пробует себя в роли поэта или художника-оформителя при выпуске классных тематических газе., а кто-то осваивает профессию фотографа.

Проекты. Большое внимание уделяется проектной деятельности. Формирование УУД через проектную деятельность позволяет обеспечить учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты; создавать условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Олимпиады. Наши дети с удовольствием принимают участие в различных очных творческих конкурсах, олимпиадах, проектах. Результаты достижений ребят оформляются в Портфолио, которое наглядно демонстрирует личностный рост ребёнка, является стимулом к движению вперёд, к успеху. В этом году впервые в нашей школе прошёл конкурс для учащихся начальной школы «Ученик года» среди 2-4 классов. В подготовке к конкурсу в моём классе приняли участие все ученики, выступив в группе поддержки, а также родители, неизменные помощники в каждом нашем начинании.

Чрезвычайно важно, чтобы каждый ребенок в школе имел возможность заявить себя в той деятельности, где он может быть успешен. Интересное дело найти каждому, суметь открыть и показать успех каждого – вот, в чём смысл нашей модели внеурочной деятельности. Модель организации внеурочной работы дает желаемые результаты, позволяет набираться опыта педагогическому коллективу и демонстрирует свою жизнеспособность и эффективность в условиях окружающего социума.

Учитель начальных классов МКОУ «Олинская СОШ»

Новокрещенова Оксана Вячеславовна.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Оксана Вячеславовна, спасибо за работу! Приглашаю Вас в гости на мою страничку!!!

28 August 2020

Наталья Владимировна, спасибо за комментарий и приглашение!

30 August 2020

Большое спасибо за интересную статью!!

10 April 2023

Похожие публикации