Внеурочная деятельность «Математика для всех» (6 класс)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Парабельская гимназия»
Рекомендовано методическим советом Протокол от « » | Принято на педагогическом совете Протокол от « » | Утверждено приказом директора от « » |
Рабочая программа
по внеурочной деятельности «Математика для всех »
6 класс
Учитель: Петягова Наталья Владимировна
Категория: нет
с. Парабель
2020г.
1. Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа внеурочной деятельности для 6 класса составлена в соответствии с:
Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (вступивший в силу 1 сентября 2013 года) п. 3.6 ст. 28.
ФГОС СОО (Приказ Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 года № 413 "Об утверждении и введение в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования" (в ред. Приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 №1644) с изменениями.
Основная образовательная программа основного общего образования на 2016-2020 гг. (утв. приказом директора от 21.06.2016 г.№179) с изменениями (утв. приказом директора от 01.09.2018 г. г. № 194);
Учебным планом (утв. приказом директора от 01.09.2018 №194)
Положение о рабочей программе по учебному предмету (курсу) педагога (утв. приказом директора от 01.09.2018 №203)
Цели и задачи
Программа внеурочной деятельности «Математика для всех» направлена, прежде всего, на удовлетворение индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника в математике. Содержание программы углубляет представление учащихся о математике, как науке, и не дублирует школьную программу математики.. Именно поэтому на занятиях внеурочной деятельности у обучающихся 6 классов повысится возможность намного полнее удовлетворить свои интересы и запросы в математическом образовании, расширить круг своих математических знаний.
Целесообразность занятий состоит и в том, что содержание курса, форма его организации помогут школьнику через практические занятия оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы и предоставят ему возможность работать на уровне повышенных возможностей. Многие задания, предлагаемые на занятиях внеурочной деятельности, носят исследовательский характер и способствуют развитию навыков рационального мышления, способности прогнозирования результатов деятельности.
Предлагаемая программа «Математика для всех» предназначена для организации внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному развитию личности
Программа рассчитана на 70 часов (2 часа в неделю) и ориентирована на учащихся 6 классов.
Целями данного курса являются:
I В направлении личностного развития:
- формирование представлений о математике, как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
- создание условий для самореализации учащихся в процессе учебной деятельности;
- развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;
- формирование интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
- воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
- формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
- развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;
II В метапредметном направлении:
- развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;
- формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;
III В предметном направлении:
- овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения образования, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;
- развитие математических, интеллектуальных способностей учащихся, обобщенных умственных умений.
- привитие учащимся практических навыков решать нестандартные задачи;
- углубление учебного материала, расширение представления об изучаемом предмете;
- создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности.
Задачи курса:
- интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых человеку для полноценной жизни в обществе.
- развитие мыслительных способностей учащихся: умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, систематизировать и обобщать.
- воспитание личности в процессе освоения математики и математической деятельности, развитие у учащихся самостоятельности и способности к самоорганизации.
Учебно-методическое и материально-технического обеспечение.
В.И.Жохов, В.Н.Погодин Математика. Математический тренажер. «Мнемозина»
Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.
Программа внеурочной деятельности по математике направлена на достижение следующих результатов обучения.
Личностных:
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений;
- готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
- развитие логического мышления, пространственного воображения, критичности мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятельности;
- сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми и младшими в образовательной, общественно – полезной, учебно – исследовательской, творческой и других видах деятельности.
Метапредметных: освоение способов деятельности
познавательные:
- овладение навыками познавательной, учебно – исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
- самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
- творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказаться от образца, искать оригинальное решение.
Коммуникативные:
- умение развёрнуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;
- адекватное восприятие языка средств массовой информации;
- владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута);
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять роли и функции участников, общие способы работы;
- использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создание базы данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.
Регулятивные:
- умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- понимание ценности образования как средства развития культуры личности;
- объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности;
- умение соотносить приложенные усилия с полученными результатами своей деятельности;
- конструктивное восприятие иных мнений и идей, учёт индивидуальности партнёров по деятельности;
- умение ориентироваться в социально-политических и экономических событиях, оценивать их последствия;
- осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Предметных:
- развитие представлений о математике как о методе познания действительности, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления;
- развитие умений работать с учебным математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;
- решение сюжетных задач разных типов на все арифметические действия; применение способа поиска решения задачи, в котором рассуждение строится от условия к требованию или от требования к условию; составление плана решения задачи, выделение этапов ее решения, интерпретация вычислительных результатов в задаче, исследование полученного решения задачи; решение логических задач;
- развитие представлений о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел; овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений;
- овладение символьным языком математики, приемами выполнения тождественных преобразований выражений, решения уравнений, систем уравнений, неравенств и систем неравенств; умения моделировать реальные ситуации на языке математики, исследовать построенные модели с использованием аппарата алгебры, интерпретировать полученный результат.
Планируемые результаты:
- приобретение новых знаний по изучаемым вопросам, расширение математического кругозора;
- приобретение опыта ясного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи с использованием математического языка;
- приобретение навыков решения разных типов заданий по рассматриваемым темам;
- приобретение навыков использования современных информационных технологий при решении задач;
- самостоятельный поиск методов решения заданий по данным темам;
- личностный рост обучающегося, его самореализация.
Основными педагогическими принципами, обеспечивающими реализацию программы, являются:
- учет индивидуальных особенностей каждого ребёнка;
- доброжелательный психологический климат на занятиях;
- личностно-деятельный подход к организации учебно-воспитательного процесса;
- подбор методов занятий соответственно целям и содержанию занятий и эффективности их применения;
- оптимальное сочетание форм деятельности;
- доступность.
3. Содержание основного общего образования по учебному предмету
«Математика для всех» (70 часов):
Занимательные дроби и проценты. Комбинаторика. Симметрия. Решение уравнений. Решение задач с построением объемных фигур. Круг Эйлера. Масштаб, решение задач с масштабом. Действия с рациональными числами.
Основные цели: формирование представлений о симметрии, масштабе, рациональных числах и объемных телах; формирование умений выполнять задания на решение уравненийи задач на построение фигур; овладение умением решать математические задачи, проверки задач; выполнять простейшие вычисления с дробями и процентами, решать задачи с рациональными числами.
В результате изучения темы учащиеся должны:
знать: понятие рациональное число, отношение, круг Эйлера, симметрия фигур; распознавать виды многогранников и объемных фигур; отношений и процентов.
уметь: определять рациональные числа; выбирать способ решения заданий с рациональными числами; строить объемные фигуры и решать задачи; решать задачи с масштабом и процентами; анализировать результат, давать ответ на поставленный в задании вопрос.
4. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
№ темы/раздела | Название раздела/темы | Всего часов | В том числе: | |
На теоретическую часть | На практическую часть | |||
Занимательные дроби и проценты | 12 | 1 | 11 | |
| Комбинаторика. | 4 | 0,5 | 3,5 |
| Симметрия | 8 | 0,5 | 7,5 |
| Решение уравнений | 6 | 1 | 5 |
| Решение задач на построение объемных фигур | 10 | 1 | 9 |
| Круг Эйлера | 4 | 0,5 | 3,5 |
| Масштаб,решение задач с масштабом | 10 | 1 | 9 |
| Действия с рациональными числами. | 16 | 1 | 15 |
| Итого | 70 | 6.5 | 63.5 |