Программа внеурочной деятельности кружка «Светофорик»
Рабочая программа кружка «Светофорик»
Возраст детей: с 7-10 лет
Сроки реализации: программа рассчитана на 4 года обучения Количество часов в год: 34ч.
В неделю: 1 час
Составитель: Морозова Е.П.
Новосибирск, 2024
Планируемые результаты сформулированы по ФГОС в соответствии с уровнем освоения курса внеурочной деятельности «Светофорик»:
предметные:
- выделять различные дорожные знаки, узнавать их и соотносить с особенностями своего поведения как участника движения;
- объяснять значение и функции конкретного знака (в значении, приближенном к установленным ПДД в соответствующем документе);
- находить и исправлять ошибки в графическом изображении дорожных ситуаций;
- раскрывать в соответствии с дорожными знаками правила движения;
- разыгрывать различные роли участников движения (водитель, пешеход, пассажир, сотрудник ГИБДД), передавать особенности их поведения в зависимости от ситуации;
метапредметные:
- умение анализировать, оценивать, сравнивать, строить рассуждение;
- формирование способности оценивать свое поведение со стороны;
- формирование рефлексивных умений — предвидение возможных опасностей в реальной обстановке;
- формирование умения планировать и оценивать результаты своего поведения.
личностные:
- самостоятельность в принятии правильных решений;
- убежденность и активность в пропаганде добросовестного выполнения правил дорожного движения, как необходимого элемента сохранения своей жизни;
- внимательность и вежливость во взаимоотношениях участников дорожного движения
регулятивные:
- использование речи для регуляции своего действия;
- адекватное восприятие предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
- умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
- умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи;
коммуникативные:
- работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
- ставить вопросы;
- обращаться за помощью;
- формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- слушать собеседника;
- договариваться и приходить к общему решению;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- осуществлять взаимный контроль;
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Содержание курса внеурочной деятельности «Светофорик»
Содержание курса внеурочной деятельности «Светофорик» направлено на достижение планируемых результатов:
- развитие и совершенствование навыков поведения на дороге, оказания первой доврачебной помощи;
- формирование интереса к регулярным занятиям велоспортом, повышение спортивного мастерства;
- формирование совокупности устойчивых форм поведения на дорогах, в общественном транспорте, в случаях чрезвычайных ситуаций;
- формирование глубоких теоретических знаний правил дорожного движения;
- формирование у детей желание вести работу по профилактике ПДД и навыков пропагандисткой работы;
- сокращение детского дорожно-транспортного травматизма по вине детей и подростков.
Теория(23 часа)
Вводное занятие. Дисциплина на дороге. Обязанности пешеходов при движении по тротуару. Опасности, подстерегающие пешехода на тротуаре. Как правильно ходить по дороге с друзьями, братом, сестрой, пожилыми людьми.
Правила поведения учащихся на улице и дороге. Правостороннее движение пешеходов и транспортных средств. Пешеходная и велосипедная дорожки.
Как пешеходы и водители поделили дорогу. Сформировать у учащихся обобщённые понятия, добиться их понимания и осмысления; развить умение оценивать действия водителей, пешеходов; расширить словарный запас по дорожной лексике.
Остановочный путь и скорость движения. Скорость движения и торможение автомобиля. Остановочный и тормозной путь. Особенности движения пешеходов и водителей в разное время суток.
Пешеходные переходы. Правила перехода дороги с двусторонним и односторонним движением. Опасные ситуации при переходе дороги. Примеры дорожно- транспортных происшествий с детьми (по материалам дорожной полиции).
Нерегулируемые перекрёстки. Опасные ситуации при переходе проезжей части на нерегулируемом перекрестке. Нерегулируемые перекрестки в микрорайоне школы.
Регулируемые перекрёстки. Светофор. Назначение светофора. Сигналы светофора и их значение. Типы светофоров. Опасные ситуации при переходе проезжей части на регулируемом перекрестке. Из истории светофора.
Проект №1 «История светофора». Ознакомить учащихся с историей появления светофора, развивать интерес к технике, совершенствовать двигательные умения и навыки безопасного поведения на улицах и дорогах.
Регулировщик и его сигналы. Сигналы регулировщика и правила перехода проезжей части по этим сигналам. Дорожная полиция. Цели и задачи, решаемые дорожной полицией. Инспектор дорожной полиции, его работа.
Где ещё можно переходить дорогу. Правила перехода дороги, если в зоне видимости отсутствуют пешеходный переход или перекресток. Опасные ситуации, возникающие при таком переходе. Примеры дорожно- транспортных происшествий с детьми при таких переходах дороги (по материалам дорожной полиции).
Правостороннее движение транспортных средств и пешеходов. Знакомство с новым понятием «правостороннее движение», расширить словарный запас по дорожной лексике, формировать и развивать целостность восприятия дорожной среды, воспитывать дисциплинированность соблюдений правил ПДД.
Причины детского дорожно- транспортного травматизма. Нарушителями бывают и пешеходы, и водители, развивать бдительность, наблюдательность, осторожность, дисциплинированность, ответственность за свои поступки; всегда смотреть во все стороны и прислушиваться к звукам приближающихся машин; рассмотреть положительные и отрицательные привычки детей и взрослых на дорогах.
Безопасное поведение на тротуарах и обочинах.
Дорога и её элементы, правила поведения на ней. Знакомство с понятием «проезжая часть дороги», сформировать чувство предвидения опасности.
Проект №2 «Зелёная дорога». Переход дороги на зелёный сигнал светофора является правилом дорожного движения, даётся установка на правопослушное поведение по соблюдению сигналов светофора.
Виды автотранспортных средств и их тормозные свойства. Понятие тормозного пути. Факторы, влияющие на величину тормозного пути. Опасность перехода улицы перед близко идущим транспортом. Виды автотранспортных средств и их назначение. Продолжать формировать у учащихся представления о безопасном поведении на улицах и дорогах. Дать понятие о том, что движущийся транспорт остановить мгновенно невозможно.
Поездка на автобусе и троллейбусе. Правила пользования автобусом и троллейбусом. Правила перехода дороги при движении на остановку и после выхода из автобуса или троллейбуса. Автобусные и троллейбусные остановки в микрорайоне школы. Примеры дорожно- транспортных происшествий с детьми (по материалам дорожной полиции).
Поездка на трамвае и других видах транспорта. Правила перехода дороги при движении на остановку и после выхода из трамвая. Правила безопасного поведения при пользовании маршрутным такси, легковым автомобилем, мотоциклом, велосипедом, грузовиком.
Дорожные знаки и дорожная разметка. Значение дорожных знаков для пешеходов и водителей. Дорожные знаки: «Велосипедная дорожка», «Движение на велосипедах запрещено». Таблички. Дорожная разметка, ее назначение и виды.
Проект №3 «О чём говорят дорожные знаки». Закрепление знаний учащихся по дорожным знакам. Название и предназначение знаков сервиса.
Сигналы, регулирующие дорожное движение. Закрепить знание сигналов светофора, регулировщика.
Где можно и где нельзя играть. Места для игр и езды на самокатных средствах в городе и за городом. Опасность игр вблизи железнодорожных путей. Где можно играть в микрорайоне школы и дома.
Проект №4 «Где можно и где нельзя играть». Места для игр и езды на самокатных средствах в городе и за городом. Опасность игр вблизи железнодорожных путей. Где можно играть в микрорайоне школы и дома.
Ты – велосипедист. Игры и соревнования на велосипедах с элементами фигурного вождения.
Улица глазами водителей. Что такое дорожно- транспортное происшествие (ДТП). Причины возникновения дорожно-транспортных происшествий по вине пешеходов.
Итоговое занятие. Правила дорожного движения. Подведение итогов.
Практика (11 ч).
Правила поведения учащихся на улице и дороге. Правостороннее движение пешеходов и транспортных средств. Пешеходная и велосипедная дорожки.
Проект №1 «История светофора». Ознакомить учащихся с историей появления светофора, развивать интерес к технике, совершенствовать двигательные умения и навыки безопасного поведения на улицах и дорогах.
Проект №2 «Зелёная дорога». Переход дороги на зелёный сигнал светофора является правилом дорожного движения, даётся установка на правопослушное поведение по соблюдению сигналов светофора.
Дорожные знаки и дорожная разметка. Значение дорожных знаков для пешеходов и водителей. Дорожные знаки: «Велосипедная дорожка», «Движение на велосипедах запрещено». Таблички. Дорожная разметка, ее назначение и виды.
Проект №3 «О чём говорят дорожные знаки». Закрепление знаний учащихся по дорожным знакам. Название и предназначение знаков сервиса.
Сигналы, регулирующие дорожное движение. Закрепить знание сигналов светофора, регулировщика.
Проект №4 «Где можно и где нельзя играть». Места для игр и езды на самокатных средствах в городе и за городом. Опасность игр вблизи железнодорожных путей. Где можно играть в микрорайоне школы и дома.
Ты – велосипедист. Игры и соревнования на велосипедах с элементами фигурного вождения.
Календарно-тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Светофорик»
№ |
Перечень разделов и тем
|
Кол-во часов |
||
Всего |
Теория |
Практика |
||
1. |
Вводное занятие. |
1 |
1 |
|
2-3 |
Правила поведения учащихся на улице и дороге. |
2 |
1 |
1 |
4. |
Как пешеходы и водители поделили дорогу. |
1 |
1 |
|
5. |
Остановочный путь и скорость движения. |
1 |
1 |
|
6. |
Пешеходные переходы. |
1 |
1 |
|
7. |
Нерегулируемые перекрестки. |
1 |
1 |
|
8. |
Регулируемые перекрестки. Светофор. |
1 |
1 |
|
9-10 |
Проект №1 «История светофора». |
2 |
1 |
1 |
11. |
Регулировщик и его сигналы. |
1 |
1 |
|
12. |
Где еще можно переходить дорогу. |
1 |
1 |
|
13. |
Правостороннее движение транспортных средств и пешеходов. |
1 |
1 |
|
14. |
Причины детского дорожно-транспортного травматизма. |
1 |
1 |
|
15. |
Безопасное поведение на тротуарах и обочинах. |
1 |
1 |
|
16. |
Дорога и её элементы, правила поведения на ней. |
1 |
1 |
|
17-18 |
Проект №2 «Зелёная дорога». |
2 |
|
2 |
19. |
Виды автотранспортных средств и их тормозные свойства. |
1 |
1 |
|
20. |
Поездка на автобусе и троллейбусе. |
1 |
1 |
|
21-22 |
Дорожные знаки и дорожная разметка. |
2 |
1 |
1 |
23-24 |
Проект №3 «О чём говорят дорожные знаки». |
2 |
1 |
1 |
25-26 |
Сигналы, регулирующие дорожное движение. |
2 |
1 |
1 |
27 |
Где можно и где нельзя играть. |
1 |
1 |
|
28-29 |
Проект №4 «Где можно и где нельзя играть». |
2 |
|
2 |
30-31 |
Ты – велосипедист. |
2 |
1 |
1 |
32-33 |
Улица глазами водителей. |
2 |
1 |
1 |
34 |
Итоговое занятие. |
1 |
1 |
|
|
ИТОГО |
34 |
23 |
11 |