12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ирина26
Материал размещён в группе «Учителя химии»



ПЛАН-КОНСПЕКТ


Урока-исследования: «Вода в повседневной жизни»


1.Ф.И.О. (полностью)

Леденева Ирина Алексеевна

2.Место работы

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №13»

3.Должность

Учитель химии и биологии

4.Предмет

биология

5.Класс

11

6.Тема и номер урока в теме

Вода в повседневной жизни, урок в теме «Роль воды в химических реакциях»


7.Учебник



Химия 11 класс базовый уровень. О.С.Габриелян, Москва, Дрофа ,2014 г.


8. Цель урока Познакомить с ролью воды в природе , узнать о загрязнителях водоемов, научиться технике проведения лабораторных опытов и качественному анализу, исследовательской работе

9. Задачи

Обучающие : Учиться проводить исследовательскую работу, познакомиться с вредным влиянием отдельных ионов. Показать связь теории с практикой

Развивающие: Учиться наблюдать, анализировать, делать выводы, строить

гипотезы и их доказывать.

Воспитательные: учить сотрудничеству, работе в команде. Воспитывать бережное отношению к природе.

10 . Тип урока Урок-исследование.

11 . Форма работы Беседа. Групповая и индивидуальная.

12.Оборудование: Мультимедийный проектор, презентация.

Колбы с растворами: сульфата аммония, нитрата калия, соды и молока, железа и сульфата меди, хлорида железа и хлорида кальция, гидроксида аммония. Растворы: дифениламина, роданида калия, карбоната натрия, хлорида бария, азотной кислоты, соляной кислоты, фенолфталеина, гидроксида аммония, хлорида кальция. Пробирки, спиртовки-2,спички-2, держатели для пробирок-2,таблицы растворимости - на каждую группу/6/.

13.Структура и ход урока.

1. Организационный момент.

2. Постановка задачи урока.

Сегодня на местном материале мы отрабатываем выполнение качественных реакций по теме "Вода в химических реакциях»

3. Беседа, работа с презентацией.

Давайте посмотрим как выглядит из космоса наша планета. она цвета? Почему? называют голубой планетой, ¾ ее поверхности занимает вода. Это моря и океаны, реки и болота, подземные воды, ледники и даже облака.

Вода входит в состав всех живых организмов. Если человек потеряет 50% массы тела в следствии голодания, то он может остаться жив, а если всего лишь 15-20 % в следствии обезвоживания, то смерть не минуема. Почему? Чем голодание отличается от обезвоживания? (При голодании теряются вещества организма, сначала углеводы, затем жиры и в конце белки. При обезвоживании клетки организма теряют воду). Когда может произойти обезвоживание? (При высокой окружающей температуре, при отравлениях и при некоторых инфекционных заболеваниях, связанных с потерей воды).

Но не только живые организмы содержат воду .Молекулы некоторых минеральных веществ удерживают вокруг себя молекулы воды. Такие вещества называют кристаллогидраты.

Все биохимические и большинство химических реакции проходят в водной среде .

И животные, и растительные клетки усваивают питательные вещества только из водных растворов.

Все реакции обмена веществ в организме человека, и в первую очередь реакция гидролиза, протекают или с участием воды, или в водной среде. Что такое гидролиз? (дословно- разложение вещества водой). Где в жизни мы сталкиваемся с этим процессом? ( При приеме пищи. Это подготовительный этап энергетического обмена).

Вода – не только условие жизни индивидуального организма. Без нее было бы невозможно существование биосферы, т.е. жизни на земле вообще, поскольку круговорот веществ и энергии в биосфере возможен только с участием воды.


Вода - это и универсальный растворитель. Большинство веществ растворяется в воде,/см. таблицу растворимости/ и не только полезных.

4.Постановка задачи деятельности.

Сегодня мы будем проводить качественный анализ воды. Но не просто воды, а взятой из различных водоемов нашей местности.

У нас есть шесть проб воды. Сейчас вы увидите, из каких источников они взяты.

1.Вода с поймы реки /Ока/.

2.Вода с животноводческого комплекса.

3. Вода с отходами промышленного производства.

4.Вода из подземной скважины.

5.Вода с отходами птицефермы.

6. Вода с поймы реки /Нара/

Давайте попробуем предположить , что может находиться в такой воде.

5.Обсуждение и выдвижение гипотез.

/Обсуждение : какие вещества могут содержаться в данных пробах воды./

В поймах рек? (Удобрения.) Вспоминаем, какие удобрения известны. (Калийные, азотные, фосфорные.)Какие удобрения вносят дважды в год? (азотные).

Животноводческий комплекс предполагает выращивание коров и переработку молока. Что может содержать вода с этой пробой? (Остатки белка и соды).

Вода с отходами промышленного производства может содержать? (соединения тяжелых металлов, железа, свинца, меди).

Какие вещества может содержать вода из подземной скважины? (соединения железа т.к. в Подмосковье подземные воды содержат соединения железа ).

Вода с отходами птицефермы. Какими отходами птицеферма может угрожать водоему? (Животные остатки – послед - образуют азотсодержащие соединения, фильтров для обеззараживания которых не существует).

6. Поиск решения поставленных задач.

Следующий этап работы- подбор качественных реакций на ионы, которые могут содержаться в в пробах воды./Обсуждение/.

Ион аммония – нагревание, выделение запаха.

Сульфат ион - соли бария.

Нитрат ион - дифениламин.

Ион железа +3 - рыжий цвет, роданид калия.

Ион меди +2-гидроксид аммония, голубой цвет.

ионы кальция - карбонат ион.

Карбонат ион - кислота

Белок - нагревание с азотной кислотой.

7. Самостоятельная работа в группах

Ваша задача определить, откуда взят ваш образец и чем опасны содержащиеся в нем ионы./Учащиеся получают образцы воды, выбирают реактивы, проводят качественные реакции и готовят отчет, который затем заслушивается и обсуждается.

Бригада 1


Удобрения

Реакция с ВаСl2

Реакция с NаОН (нагрев)


Сульфат аммония


( NH4)2SO4

Белый осадок ВаSO4

Запах аммиака NH3

Ответьте на вопрос, какие последствия для обитателей пруда может иметь такое загрязнение и чем оно опасно для человека.


Бригада 2



Название веществ

Реакция с НNO3 при нагревании


Реакция с HCL



Белок

Белый осадок желтеет

-----

Сода Na2CO3

-------------

Выделение углекислого газа

Вопросы: Что происходит в такой сточной воде с белком?

Почему такая вода пахнет аммиаком? Сероводородом? Можно ли ее использовать в технологии использования молочных продуктов без очистки.


Бригада 3


Ионы


Реакция с раствором аммиака

Реакция с раствором KCNS


Fe3+

-----------------

Кроваво-красное окрашивание

Cu2+

Ярко-синее окрашивание

---------------


Чем опасны ионы тяжелых металлов для человека?

Бригада 4

В колбе жесткая вода из подземной скважины. В ней содержатся ионы кальция и магния.

Ионы

Реакция с Na2CO3

Ca2+

Образуется белый осадок CaCO3

Вопросы: Что произойдет, если эту воду без смягчения направить на нужды города?

Например, в котлы городской котельной. А как эта вода ведет себя при приготовлении пищи, стирки белья?

Сделайте вывод, какие способы смягчения воды вы можете предложить. Нужно ли совсем убирать ионы кальция и магния? Какое влияние они оказывают на сердечно - сосудистую систему?


Бригада 5

1.В колбе сточная вода птицефермы. она пахнет аммиаком, реакция с фенолфталеином показала присутствие гидроксид - ионов.

Вопросы: Какие органические остатки могут быть в такой воде? Чем опасен аммиак?


Бригада 6

У нас вода с водоема ,где огромные площади заняты совхозными полями. Проверили воду на содержание нитратов.

Ионы

Реактив

NO3-

Дифениламин /несколько капель/-синее окрашивание.

Вопрос: Чем нитраты опасны для человека?

Существует организация - Роспотребнадзор, которая систематически следит за состоянием водоемов. Итоги неутешительные.

Подведение итогов урока.


Приложение.

По физиологическому действию на организм аммиак относится к группе веществ удушающего и нейротропного действия, способных при ингаляционном поражении вызвать токсический отёк лёгких и тяжёлое поражение нервной системы. Аммиак обладает как местным, так и общим действием. Пары аммиака сильно раздражают слизистые оболочки глаз и органов дыхания, а также кожные покровы. Это мы и воспринимаем как резкий запах. Пары аммиака вызывают обильное слезотечение, боль в глазах, химический ожог конъюнктивы и роговицы, потерю зрения, приступы кашля, покраснение и зуд кожи.

Повышенное содержание железа в любой форме вредно для здоровья. Оно начинает накапливаться в печени, почках, поджелудочной железе в количествах, превышающих норму. Это приводит к созданию дополнительной нагрузки, которую органы могут не выдержать и в их работе произойдет сбой.

В зависимости от того, каким путём медь поступает в организм, происходит раздражение слизистой оболочки органов дыхания, пищеварения или кожи. Всасываясь в кровь, медь действует в первую очередь на эритроциты. Повреждается мембрана красных кровяных телец, и они разрушаются. В кровь поступает значительное количество гемоглобина, что проявляется жёлтым цветом кожных покровов. Этот процесс называется гемолизом. При интоксикации медью страдают клетки печени. Повреждается нервная система и лёгкие. Развивается почечная недостаточность.

Соли кальция вызывают жесткость воды и как следствие, накипь на нагревательных приборах, Становятся тяжелее наши чайники, больше мощности надо и на нагрев котлов, используемых в котельных и в промышленном производстве.

Нитраты в живых организмах превращаются в нитриты и нитрозидамины, которые являются канцерогенными веществами.

на нагревательных приборах

как следствие накипь на нагревательных приборах

Вызывают жесткость воды и как следствие накипь на нагревательных приборах



Опубликовано в группе «Учителя химии»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.