План-конспект урока-исследования по химии «Вода в повседневной жизни» (11 класс)
ПЛАН-КОНСПЕКТ
Урока-исследования: «Вода в повседневной жизни»
1.Ф.И.О. (полностью) | Леденева Ирина Алексеевна |
2.Место работы | МОУ «Средняя общеобразовательная школа №13» |
3.Должность | Учитель химии и биологии |
4.Предмет | биология |
5.Класс | 11 |
6.Тема и номер урока в теме | Вода в повседневной жизни, урок в теме «Роль воды в химических реакциях» |
7.Учебник | Химия 11 класс базовый уровень. О.С.Габриелян, Москва, Дрофа ,2014 г. |
8. Цель урока Познакомить с ролью воды в природе , узнать о загрязнителях водоемов, научиться технике проведения лабораторных опытов и качественному анализу, исследовательской работе
9. Задачи
Обучающие : Учиться проводить исследовательскую работу, познакомиться с вредным влиянием отдельных ионов. Показать связь теории с практикой
Развивающие: Учиться наблюдать, анализировать, делать выводы, строить
гипотезы и их доказывать.
Воспитательные: учить сотрудничеству, работе в команде. Воспитывать бережное отношению к природе.
10 . Тип урока Урок-исследование.
11 . Форма работы Беседа. Групповая и индивидуальная.
12.Оборудование: Мультимедийный проектор, презентация.
Колбы с растворами: сульфата аммония, нитрата калия, соды и молока, железа и сульфата меди, хлорида железа и хлорида кальция, гидроксида аммония. Растворы: дифениламина, роданида калия, карбоната натрия, хлорида бария, азотной кислоты, соляной кислоты, фенолфталеина, гидроксида аммония, хлорида кальция. Пробирки, спиртовки-2,спички-2, держатели для пробирок-2,таблицы растворимости - на каждую группу/6/.
13.Структура и ход урока.
1. Организационный момент.
2. Постановка задачи урока.
Сегодня на местном материале мы отрабатываем выполнение качественных реакций по теме "Вода в химических реакциях»
3. Беседа, работа с презентацией.
Давайте посмотрим как выглядит из космоса наша планета. она цвета? Почему? называют голубой планетой, ¾ ее поверхности занимает вода. Это моря и океаны, реки и болота, подземные воды, ледники и даже облака.
Вода входит в состав всех живых организмов. Если человек потеряет 50% массы тела в следствии голодания, то он может остаться жив, а если всего лишь 15-20 % в следствии обезвоживания, то смерть не минуема. Почему? Чем голодание отличается от обезвоживания? (При голодании теряются вещества организма, сначала углеводы, затем жиры и в конце белки. При обезвоживании клетки организма теряют воду). Когда может произойти обезвоживание? (При высокой окружающей температуре, при отравлениях и при некоторых инфекционных заболеваниях, связанных с потерей воды).
Но не только живые организмы содержат воду .Молекулы некоторых минеральных веществ удерживают вокруг себя молекулы воды. Такие вещества называют кристаллогидраты.
Все биохимические и большинство химических реакции проходят в водной среде .
И животные, и растительные клетки усваивают питательные вещества только из водных растворов.
Все реакции обмена веществ в организме человека, и в первую очередь реакция гидролиза, протекают или с участием воды, или в водной среде. Что такое гидролиз? (дословно- разложение вещества водой). Где в жизни мы сталкиваемся с этим процессом? ( При приеме пищи. Это подготовительный этап энергетического обмена).
Вода – не только условие жизни индивидуального организма. Без нее было бы невозможно существование биосферы, т.е. жизни на земле вообще, поскольку круговорот веществ и энергии в биосфере возможен только с участием воды.
Вода - это и универсальный растворитель. Большинство веществ растворяется в воде,/см. таблицу растворимости/ и не только полезных.
4.Постановка задачи деятельности.
Сегодня мы будем проводить качественный анализ воды. Но не просто воды, а взятой из различных водоемов нашей местности.
У нас есть шесть проб воды. Сейчас вы увидите, из каких источников они взяты.
1.Вода с поймы реки /Ока/.
2.Вода с животноводческого комплекса.
3. Вода с отходами промышленного производства.
4.Вода из подземной скважины.
5.Вода с отходами птицефермы.
6. Вода с поймы реки /Нара/
Давайте попробуем предположить , что может находиться в такой воде.
5.Обсуждение и выдвижение гипотез.
/Обсуждение : какие вещества могут содержаться в данных пробах воды./
В поймах рек? (Удобрения.) Вспоминаем, какие удобрения известны. (Калийные, азотные, фосфорные.)Какие удобрения вносят дважды в год? (азотные).
Животноводческий комплекс предполагает выращивание коров и переработку молока. Что может содержать вода с этой пробой? (Остатки белка и соды).
Вода с отходами промышленного производства может содержать? (соединения тяжелых металлов, железа, свинца, меди).
Какие вещества может содержать вода из подземной скважины? (соединения железа т.к. в Подмосковье подземные воды содержат соединения железа ).
Вода с отходами птицефермы. Какими отходами птицеферма может угрожать водоему? (Животные остатки – послед - образуют азотсодержащие соединения, фильтров для обеззараживания которых не существует).
6. Поиск решения поставленных задач.
Следующий этап работы- подбор качественных реакций на ионы, которые могут содержаться в в пробах воды./Обсуждение/.
Ион аммония – нагревание, выделение запаха.
Сульфат ион - соли бария.
Нитрат ион - дифениламин.
Ион железа +3 - рыжий цвет, роданид калия.
Ион меди +2-гидроксид аммония, голубой цвет.
ионы кальция - карбонат ион.
Карбонат ион - кислота
Белок - нагревание с азотной кислотой.
7. Самостоятельная работа в группах
Ваша задача определить, откуда взят ваш образец и чем опасны содержащиеся в нем ионы./Учащиеся получают образцы воды, выбирают реактивы, проводят качественные реакции и готовят отчет, который затем заслушивается и обсуждается.
Бригада 1
Удобрения | Реакция с ВаСl2 | Реакция с NаОН (нагрев) |
Сульфат аммония ( NH4)2SO4 | Белый осадок ВаSO4 | Запах аммиака NH3 |
Ответьте на вопрос, какие последствия для обитателей пруда может иметь такое загрязнение и чем оно опасно для человека.
Бригада 2
Название веществ | Реакция с НNO3 при нагревании | Реакция с HCL |
Белок | Белый осадок желтеет | ----- |
Сода Na2CO3 | ------------- | Выделение углекислого газа |
Вопросы: Что происходит в такой сточной воде с белком?
Почему такая вода пахнет аммиаком? Сероводородом? Можно ли ее использовать в технологии использования молочных продуктов без очистки.
Бригада 3
Ионы | Реакция с раствором аммиака | Реакция с раствором KCNS |
Fe3+ | ----------------- | Кроваво-красное окрашивание |
Cu2+ | Ярко-синее окрашивание | --------------- |
Чем опасны ионы тяжелых металлов для человека?
Бригада 4
В колбе жесткая вода из подземной скважины. В ней содержатся ионы кальция и магния.
Ионы | Реакция с Na2CO3 |
Ca2+ | Образуется белый осадок CaCO3 |
Вопросы: Что произойдет, если эту воду без смягчения направить на нужды города?
Например, в котлы городской котельной. А как эта вода ведет себя при приготовлении пищи, стирки белья?
Сделайте вывод, какие способы смягчения воды вы можете предложить. Нужно ли совсем убирать ионы кальция и магния? Какое влияние они оказывают на сердечно - сосудистую систему?
Бригада 5
1.В колбе сточная вода птицефермы. она пахнет аммиаком, реакция с фенолфталеином показала присутствие гидроксид - ионов.
Вопросы: Какие органические остатки могут быть в такой воде? Чем опасен аммиак?
Бригада 6
У нас вода с водоема ,где огромные площади заняты совхозными полями. Проверили воду на содержание нитратов.
Ионы | Реактив |
NO3- | Дифениламин /несколько капель/-синее окрашивание. |
Вопрос: Чем нитраты опасны для человека?
Существует организация - Роспотребнадзор, которая систематически следит за состоянием водоемов. Итоги неутешительные.
Подведение итогов урока.
Приложение.
По физиологическому действию на организм аммиак относится к группе веществ удушающего и нейротропного действия, способных при ингаляционном поражении вызвать токсический отёк лёгких и тяжёлое поражение нервной системы. Аммиак обладает как местным, так и общим действием. Пары аммиака сильно раздражают слизистые оболочки глаз и органов дыхания, а также кожные покровы. Это мы и воспринимаем как резкий запах. Пары аммиака вызывают обильное слезотечение, боль в глазах, химический ожог конъюнктивы и роговицы, потерю зрения, приступы кашля, покраснение и зуд кожи.
Повышенное содержание железа в любой форме вредно для здоровья. Оно начинает накапливаться в печени, почках, поджелудочной железе в количествах, превышающих норму. Это приводит к созданию дополнительной нагрузки, которую органы могут не выдержать и в их работе произойдет сбой.
В зависимости от того, каким путём медь поступает в организм, происходит раздражение слизистой оболочки органов дыхания, пищеварения или кожи. Всасываясь в кровь, медь действует в первую очередь на эритроциты. Повреждается мембрана красных кровяных телец, и они разрушаются. В кровь поступает значительное количество гемоглобина, что проявляется жёлтым цветом кожных покровов. Этот процесс называется гемолизом. При интоксикации медью страдают клетки печени. Повреждается нервная система и лёгкие. Развивается почечная недостаточность.
Соли кальция вызывают жесткость воды и как следствие, накипь на нагревательных приборах, Становятся тяжелее наши чайники, больше мощности надо и на нагрев котлов, используемых в котельных и в промышленном производстве.
Нитраты в живых организмах превращаются в нитриты и нитрозидамины, которые являются канцерогенными веществами.
на нагревательных приборах
как следствие накипь на нагревательных приборах
Вызывают жесткость воды и как следствие накипь на нагревательных приборах