Конспект урока-исследования по биологии на тему «Значение воды в жизни растений» (5 класс)
Девяткова Ирина Валерьевна,
учитель биологии МБОУ «СОШ №2 с УИОП» г.Лысьвы
Конспект урока-исследования по теме: «Значение воды в жизни растений»
(5 класс)
Цели
содержательная: создать условия для формирования знаний о значении воды в жизни растений;
деятельностная: формировать умение анализировать результаты экспериментов и делать выводы, аргументировать свою позицию.
Обобщение: вода входит в состав растений, обеспечивает обмен веществ, защищает растения от перегрева, участвует в минеральном питание растений, фотосинтезе, прорастании семян.
Познавательные: умение работать по алгоритму, анализировать результаты экспериментов и делать выводы.
Регулятивные: умение оценивать свои действия и результаты работы.
Коммуникативные: умение организовывать учебное взаимодействие в группе, строить речевое высказывание, аргументировать свою позицию.
Этапы урока - исследования:
1.Актуализация знаний
1.1 Мотивация к исследовательской деятельности
Здравствуйте, ребята. Природа любит загадывать нам загадки. Сегодня вы будете учиться их разгадывать, исполняя роль исследователей. А кого называют исследователями?
(Ответ:исследователь – человек, занимающийся научными исследованиями. Исследование – это процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности. (Толковый словарь С.И. Ожегова).
1.2 Актуализация ЗУН и мыслительных операций
Ребята, посмотрите на картины в кабинете, что их объединяет?
(Ответ: изображение воды.)
Это картины лысьвенскиххудожников 20 века Евгения Григорьевича Шилова и Виктора Александровича Решанова. А что означает название нашего города?
(Ответ: на коми-пермяцком языке слово «лыс» - означает хвоя, а «ва» - вода, река в хвойном лесу.)
У любой реки есть исток, т.е. начало.А откуда появилась вода на нашей планете,вы узнаете из отрывка фильма «Генезис», что означает происхождение.
(Просмотр отрывка фильма «Генезис»)
2. Операционно - исполнительский этап
2.1 Постановка проблемы (создание проблемной ситуации, постановка проблемы исследования)
О каком значении воды шла речь в видеофрагменте?
(Ответ: в воде зародились первые живые организмы, похожие на современные бактерии.)
В результате длительной эволюции от первых живых организмов произошли низшие растения - водоросли. Почему они так называются?
(Ответ: их тело не делится на органы и ткани.)
Перед вами представитель этой группы - бурая водоросль ламинария.
Как вы считаете, какое значение имеет вода в её жизни?
(Ответ: среда обитания.)
От низших растений произошли высшие. Какие растения относятся к высшим?
(Ответ: это растения, тело которых делится на органы и ткани.)
Перед вами высшее пустынное растение Вельвичия удивительная.
Впервые это растение было обнаружено в 1860 году австрийским ботаником Фридрихом Вельвичем, в честь которого и было названо. Удивительного в вельвичии много. Это дерево, ствол которого диаметром до 1,2 м, высота до 50 см. Длина корней до 3 метров.У неё только 2 листа, они никогда не опадают.Произрастает вельвичия в пустынях Намибии, где почти никогда не идут дожди. Известны экземпляры возрастом более 2000лет.
2.2 Определение темы исследования и выдвижение гипотез
Могут ли растения жить без воды? Обсудите в группе и сформулируйте свою гипотезу, обоснуйте её.
Ответы:
1.Растения не могут жить без воды,потому что с её помощью происходит питание растений.
2. Без воды могут жить только пустынные растения.
3. Растения могут жить без воды.
Сформулируйтетему сегодняшнего урока.
Ответы: значение воды для растений,влияние воды на растения.
Запишите тему урока.
2.3Формулирование цели исследования
Сформулируйте цель урока.
Цель: изучить значение воды в жизни растений.
Запишите цель урока.
2.4 Выбор метода решения проблемной ситуации
Для проверки выбранных гипотез какие методы исследования необходимо применить в своей деятельности?
Ответ: изучить литературу по теме, провести измерение, эксперимент, наблюдение, моделирование.
2.5 «Открытие» детьми нового знания. Проверка гипотезы.
Для проверки гипотез выполните задания, работая в группах.
1 группа
1.Сделайте опыты и заполните таблицу.
Опыт 1. Клубень картофеля положите между двумя листами бумаги и слегка прижмите.
Запишите результат опыта и вывод в таблицу.
Опыт 2.Очистите семя подсолнечника от семенной кожуры, положите между двумя листами бумаги и прижмите.
Запишите результат опыта и вывод в таблицу.
Объект изучения | Результат опыта | Вывод |
Клубень картофеля | На бумаге появилось _______________________ | |
Семена подсолнечника | На бумаге появилось _______________________ | |
3.Прочитайте описание опыта. Если немного сухих семян нагреть в пробирке над пламенем, то вскоре на стенках пробирки появятся капельки воды.
Дайте название опыту:
__________________________________________________________________
Определите значение воды в жизни растений:
__________________________________________________________________
(вода входит в состав растения)
2 группа
1.Изучите ход опыта, напишите результат и вывод.
В колбу налили воду, поставили в неё растение рода Spathiphyllum. Сверху добавили растительного масла, чтобы вода не могла испаряться с поверхности. Отметили уровень воды в 1, 3, 5 дни опыта.
Как изменился уровень воды на 3 и 5 день?
2.Запишите результат: на третий день опыта уровень воды _____________ на _____ мм, на пятый - на ______.
3.Сделайте вывод: __________________________________________________________________
Докажите полученный вывод, используя растение толстянка или иллюстрацию (см. ниже).
Доказательство вывода:____________________________________________
4. Проведите опыт. Одну ладонь оставьте сухой, другую протрите влажной марлей.
Результат (Стало прохладней какой–нибудь ладони?): __________________________________________________________________
5.Сделайте вывод о значении воды в жизни растений:
__________________________________________________________________
(испарение воды листьями защищает растение от перегревания)
3 группа
1.Изучите ход опыта с семенами растений.
Опыт. Первая группа семян была залита небольшим количеством воды, вторая залита водой полностью, а третья группа семян была оставлена сухой. Все стаканы с семенами на 7 дней были поставлены в теплое место.
2.Напишите результат данного опыта (что произошло с семенами?):
Объект | Результат | Вывод |
Семена в первом стакане | | |
Семена во втором стакане | | |
Семена в третьем стакане | | |
3.В тексте найдите доказательства своих выводов.
На нижней поверхности семени находится рубчик – это след от места прикрепления семени к плоду. (Рассмотрите рубчик под лупой на сухих семенах бобов). Рядом имеется маленькое отверстие – семявход или микропиле, через которое проникает вода и растворяет питательные вещества в семени. В результате семя набухает и прорастает, первым появляется главный корень. Из-за большого количества воды к семенам не поступает кислород, и они погибают.
4.Напишите значение воды:________________________________________
(вода принимает участие в прорастании семян)
4 группа
Прочитайте задачу и ответьте на вопрос.
Голландский ученый Жан ван Гельмонт поставил интересный опыт (см. рисунок). Он взял высушенную землю и наполнил ею кадку. Масса земли была 80 кг. Ученый посадил в кадку ветку ивы массой 2 кг. Растение поливали чистой дождевой или дистиллированной водой, лишенной минеральных солей. Через 5 лет деревце выросло большим, массой 60 кг. Масса земли составила 79 кг 943 гр. Масса дерева увеличилась на 58 кг, а масса земли уменьшилась на 57 гр. Почему уменьшилась масса земли?
Ответ:________________________________________________________
2. Проведите опыт.
1 каплю почвенной вытяжки нанесите на предметное стекло. (Почвенную вытяжку получили, растворив почву в колбе с водой, азатем отфильтровав.) На второе стекло нанесите каплю дистиллированной воды - это вода, очищенная от солей. В вытяжном шкафу подержите оба стекла над пламенем горелки.
Напишите результат: __________________________________________________________________
Вывод: __________________________________________________________________
3.Создайте модель растения.
Материалы: песок, трубочка, фильтровальная бумага.
Тупой конец трубочки закупорьте фильтровальной бумагой, засыпьте песок в трубочку до верха, прикрепите к противоположной стороне лист, вырезанный из фильтровальной бумаги так, чтобы он соприкасался с песком. Поставьте закупоренный конец трубочки в воду, наблюдайте за движением воды.
Напишите результат:_______________________________________________
Вывод о значении воды:___________________________________________.
(вода принимает участие в минеральном питании растений)
5группа
1.Прочитайте наблюдение.
При выращивании растений в теплицах заметили, что более крупные овощи вырастают там, где больше воды, углекислого газа и есть дополнительное электрическое освещение.
2.Посмотрите видеофрагмент «Фотосинтез».
Составьте уравнение фотосинтеза, используя предложенные слова, и приклейте их на лист.
_______+ _______= ________+__________
Не забудьте два обязательных условия для процесса фотосинтеза:
_____________ и ______________
3.Напишите о значении воды:__________________________________________________
4.Прочитайте текст и выполните задания.
Особую группу растений составляют ксерофиты. Это растения сухих местообитаний, где воды в почве мало. Поэтому у них возникают разные приспособления для экономии и поглощения воды. Мощная система боковых корней кактусов, расположенных почти у самой поверхности, позволяет собирать больше влаги, попавшей в почву после дождя. Кактусы имеют мясистый стебель – это основное «хранилище влаги». Листья кактуса видоизменились в острые иглы, что экономит воду. Верблюжья колючка относится к семейству Бобовых. Выживает в жарких пустынях благодаря мощной корневой системе, достигающей 10– 15м в длину.
Вельвичия использует свои листья для поглощения влаги. Капельки тумана она впитывает многочисленными устьицами, расположенными с двух сторон листа, а затем капля по капле передает ее корням.
Выпишите приспособления растений к недостатку воды.
Кактус –__________________________________________________________________
Верблюжья колючка – __________________________________________________________________
Вельвичия удивительная –__________________________________________________________________
Ответьте на вопрос: к какой группе растений по отношению к воде относится Вельвичия удивительная?
Ответ: Вельвичия удивительная - это_________________________________
(вода принимает участие в фотосинтезе, Вельвичия удивительная для поглощения влаги использует свои листья, это ксерофит)
3.Оценочно-рефлексивный этап
3.1Интерпретация полученных данных
Группы представляют результаты своей работы, объясняя учащимся изученный материал, фиксируют выводы на доске. Во время выступления учащиеся записывают выводы групп в тетради.
3.2Вывод по результатам исследовательской работы
Возвращаемся к гипотезам. Какая(ие) гипотеза(ы) была(и) верной(ыми) и почему?
Ответ: растения не могут жить без воды, потому что она участвует в питании, фотосинтезе, прорастании семян, защищает растение от перегрева.
3.3Применение новых знаний в учебной деятельности
Ребята, почему цветки хризантем сорта Антонов имеют несвойственный им синий цвет?
Ответ: искусственно окрашены.
Способность растений проводить воду используют флористы - это специалисты в области декорирования интерьеров с помощью цветочных композиций, создания букетов и других изделий. О своём наблюдение расскажет Т. Екатерина.
Опыт «Окрашивание растений»
Цель проведения опыта: доказать передвижение воды по стеблю растения.
Для опыта я использовала растение хризантемы, разделила её на 3 части. Поставила цветы в колбы с водой, окрашенной пищевыми красителями в синий, красный и зелёный цвета. Провела наблюдение. Первое окрашивание цветков стало заметно уже через 2 часа. Я доказала, что вода с красителями передвигается по растению. А в результате получила уникальный букет для мамы.
3.4 Подведение итогов работы
Рефлексия
Оцените свои знания
5 - мне все понятно, могу применить свои знания на практике
4 - материал понятен, но остались вопросы
3 - материал был для меня трудным, нужно самостоятельно поработать
4. Домашнее задание
Ответьте на вопрос «Зачем мы пьём воду?»
Составьте сообщение по теме «Приспособления животных к недостатку воды»
5. Отметки за урок
Трефилова Раиса Поликарповна