Конспект урока-исследования по биологии на тему «Значение воды в жизни растений» (5 класс)

9
1
Материал опубликован 12 July 2020 в группе

Девяткова Ирина Валерьевна,

учитель биологии МБОУ «СОШ №2 с УИОП» г.Лысьвы


Конспект урока-исследования по теме: «Значение воды в жизни растений»

(5 класс)

Цели

содержательная: создать условия для формирования знаний о значении воды в жизни растений;

деятельностная: формировать умение анализировать результаты экспериментов и делать выводы, аргументировать свою позицию.

Обобщение: вода входит в состав растений, обеспечивает обмен веществ, защищает растения от перегрева, участвует в минеральном питание растений, фотосинтезе, прорастании семян.

УУД

Познавательные: умение работать по алгоритму, анализировать результаты экспериментов и делать выводы.

Регулятивные: умение оценивать свои действия и результаты работы.

Коммуникативные: умение организовывать учебное взаимодействие в группе, строить речевое высказывание, аргументировать свою позицию.

Этапы урока - исследования:

1.Актуализация знаний

1.1 Мотивация к исследовательской деятельности

Здравствуйте, ребята.  Природа любит загадывать нам загадки. Сегодня вы будете учиться их разгадывать, исполняя роль исследователей. А кого называют исследователями?

(Ответ:исследователь – человек, занимающийся научными исследованиями. Исследование – это процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности. (Толковый словарь С.И. Ожегова).

1.2 Актуализация ЗУН и мыслительных операций

Ребята, посмотрите на картины в кабинете, что их объединяет?

(Ответ: изображение воды.)

Это картины лысьвенскиххудожников 20 века Евгения Григорьевича Шилова и Виктора Александровича Решанова. А что означает название нашего города?

(Ответ: на коми-пермяцком языке слово «лыс» - означает хвоя, а «ва» - вода, река в хвойном лесу.)

У любой реки есть исток, т.е. начало.А откуда появилась вода на нашей планете,вы узнаете из отрывка фильма «Генезис», что означает происхождение.

(Просмотр отрывка фильма «Генезис»)

2. Операционно - исполнительский этап

2.1 Постановка проблемы (создание проблемной ситуации, постановка проблемы исследования)

О каком значении воды шла речь в видеофрагменте?

(Ответ: в воде зародились первые живые организмы, похожие на современные бактерии.)

В результате длительной эволюции от первых живых организмов произошли низшие растения - водоросли. Почему они так называются?

(Ответ: их тело не делится на органы и ткани.)

Перед вами представитель этой группы - бурая водоросль ламинария.

Как вы считаете, какое значение имеет вода в её жизни?

(Ответ: среда обитания.)

От низших растений произошли высшие. Какие растения относятся к высшим?

(Ответ: это растения, тело которых делится на органы и ткани.)

Перед вами высшее пустынное растение Вельвичия удивительная.

Впервые это растение было обнаружено в 1860 году австрийским ботаником Фридрихом Вельвичем, в честь которого и было названо. Удивительного в вельвичии много. Это дерево, ствол которого диаметром до 1,2 м, высота до 50 см. Длина корней до 3 метров.У неё только 2 листа, они никогда не опадают.Произрастает вельвичия  в пустынях Намибии, где почти никогда не идут дожди. Известны экземпляры возрастом более 2000лет.

2.2 Определение темы исследования и выдвижение гипотез

Могут ли растения жить без воды? Обсудите в группе и сформулируйте свою гипотезу, обоснуйте её.

Ответы:

1.Растения не могут жить без воды,потому что с её помощью происходит питание растений.

2. Без воды могут жить только пустынные растения.

3. Растения могут жить без воды.

Сформулируйтетему сегодняшнего урока.

Ответы: значение воды для растений,влияние воды на растения.

Запишите тему урока.

2.3Формулирование цели исследования

Сформулируйте цель урока.

Цель: изучить значение воды в жизни растений.

Запишите цель урока.

2.4 Выбор метода решения проблемной ситуации

Для проверки выбранных гипотез какие методы исследования необходимо применить в своей деятельности?

Ответ: изучить литературу по теме, провести измерение, эксперимент, наблюдение, моделирование.

2.5 «Открытие» детьми нового знания. Проверка гипотезы.

Для проверки гипотез выполните задания, работая в группах.

1 группа

1.Сделайте опыты и заполните таблицу.

Опыт 1. Клубень картофеля положите между двумя листами бумаги и слегка прижмите.

Запишите результат опыта и вывод в таблицу.

Опыт 2.Очистите семя подсолнечника от семенной кожуры, положите между двумя листами бумаги и прижмите.

Запишите результат опыта и вывод в таблицу.


Объект изучения

Результат опыта

Вывод

Клубень картофеля

На бумаге появилось _______________________



Семена подсолнечника

На бумаге появилось

_______________________



3.Прочитайте описание опыта. Если немного сухих семян нагреть в пробирке над пламенем, то вскоре на стенках пробирки появятся капельки воды.


t1594527556aa.jpg


Дайте название опыту:

__________________________________________________________________

Определите значение воды в жизни растений:

__________________________________________________________________

(вода входит в состав растения)

2 группа

1.Изучите ход опыта, напишите результат и вывод.

В колбу налили воду, поставили в неё растение рода Spathiphyllum. Сверху добавили растительного масла, чтобы вода не могла испаряться с поверхности. Отметили уровень воды в 1, 3, 5 дни опыта.

Как изменился уровень воды на 3 и 5 день?

2.Запишите результат: на третий день опыта уровень воды _____________ на _____ мм, на пятый - на ______.

3.Сделайте вывод: __________________________________________________________________

Докажите полученный вывод, используя растение толстянка или иллюстрацию (см. ниже).

t1594527556ab.png

Доказательство вывода:____________________________________________

4. Проведите опыт. Одну ладонь оставьте сухой, другую протрите влажной марлей.

Результат (Стало прохладней какой–нибудь ладони?): __________________________________________________________________

5.Сделайте вывод о значении воды в жизни растений:

__________________________________________________________________

(испарение воды листьями защищает растение от перегревания)

3 группа

1.Изучите ход опыта с семенами растений.

Опыт. Первая группа семян была залита небольшим количеством воды, вторая залита водой полностью, а третья группа семян была оставлена сухой. Все стаканы с семенами на 7 дней были поставлены в теплое место.

2.Напишите результат данного опыта (что произошло с семенами?):


Объект

Результат

Вывод

Семена в первом стакане



Семена во втором стакане



Семена в третьем стакане




3.В тексте найдите доказательства своих выводов.

На нижней поверхности семени находится рубчик – это след от места прикрепления семени к плоду. (Рассмотрите рубчик под лупой на сухих семенах бобов). Рядом имеется маленькое отверстие – семявход или микропиле, через которое проникает вода и растворяет питательные вещества в семени. В результате семя набухает и прорастает, первым появляется главный корень. Из-за большого количества воды к семенам не поступает кислород, и они погибают.


t1594527556ac.jpg

4.Напишите значение воды:________________________________________

(вода принимает участие в прорастании семян)

4 группа

Прочитайте задачу и ответьте на вопрос.

Голландский ученый Жан ван Гельмонт поставил интересный опыт (см. рисунок). Он взял высушенную землю и наполнил ею кадку. Масса земли была 80 кг. Ученый посадил в кадку ветку ивы массой 2 кг. Растение поливали чистой дождевой или дистиллированной водой, лишенной минеральных солей. Через 5 лет деревце выросло большим, массой 60 кг. Масса земли составила 79 кг 943 гр. Масса дерева увеличилась на 58 кг, а масса земли уменьшилась на 57 гр. Почему уменьшилась масса земли?

t1594527556ad.jpg


Ответ:________________________________________________________

2. Проведите опыт.

1 каплю почвенной вытяжки нанесите на предметное стекло. (Почвенную вытяжку получили, растворив почву в колбе с водой, азатем отфильтровав.) На второе стекло нанесите каплю дистиллированной воды - это вода, очищенная от солей. В вытяжном шкафу подержите оба стекла над пламенем горелки.

Напишите результат: __________________________________________________________________

Вывод: __________________________________________________________________

3.Создайте модель растения.

Материалы: песок, трубочка, фильтровальная бумага.

Тупой конец трубочки закупорьте фильтровальной бумагой, засыпьте песок в трубочку до верха, прикрепите к противоположной стороне лист, вырезанный из фильтровальной бумаги так, чтобы он соприкасался с песком. Поставьте закупоренный конец трубочки в воду, наблюдайте за движением воды.

Напишите результат:_______________________________________________

Вывод о значении воды:___________________________________________.

(вода принимает участие в минеральном питании растений)

5группа

1.Прочитайте наблюдение.

При выращивании растений в теплицах заметили, что более крупные овощи вырастают там, где больше воды, углекислого газа и есть дополнительное электрическое освещение.

2.Посмотрите видеофрагмент «Фотосинтез».

Составьте уравнение фотосинтеза, используя предложенные слова, и приклейте их на лист.

_______+ _______= ________+__________

Не забудьте два обязательных условия для процесса фотосинтеза:

_____________ и ______________

3.Напишите о значении воды:__________________________________________________

4.Прочитайте текст и выполните задания.

Особую группу растений составляют ксерофиты. Это растения сухих местообитаний, где воды в почве мало. Поэтому у них возникают разные приспособления для экономии и поглощения воды. Мощная система боковых корней кактусов, расположенных почти у самой поверхности, позволяет собирать больше влаги, попавшей в почву после дождя. Кактусы имеют мясистый стебель – это основное «хранилище влаги». Листья кактуса видоизменились в острые иглы, что экономит воду. Верблюжья колючка относится к семейству Бобовых. Выживает в жарких пустынях благодаря мощной корневой системе, достигающей 10– 15м в длину.

Вельвичия использует свои листья для поглощения влаги. Капельки тумана она впитывает многочисленными устьицами, расположенными с двух сторон листа, а затем капля по капле передает ее корням.

Выпишите приспособления растений к недостатку воды.

Кактус –__________________________________________________________________

Верблюжья колючка – __________________________________________________________________

Вельвичия удивительная –__________________________________________________________________

Ответьте на вопрос: к какой группе растений по отношению к воде относится Вельвичия удивительная?

Ответ: Вельвичия удивительная - это_________________________________

(вода принимает участие в фотосинтезе, Вельвичия удивительная для поглощения влаги использует свои листья, это ксерофит)

3.Оценочно-рефлексивный этап

3.1Интерпретация полученных данных

Группы представляют результаты своей работы, объясняя учащимся изученный материал, фиксируют выводы на доске. Во время выступления учащиеся записывают выводы групп в тетради.

3.2Вывод по результатам исследовательской работы

Возвращаемся к гипотезам. Какая(ие) гипотеза(ы) была(и) верной(ыми) и почему?

Ответ: растения не могут жить без воды, потому что она участвует в питании, фотосинтезе, прорастании семян, защищает растение от перегрева.

3.3Применение новых знаний в учебной деятельности

Ребята, почему цветки хризантем сорта Антонов имеют несвойственный им синий цвет?

Ответ: искусственно окрашены.

Способность растений проводить воду используют флористы - это специалисты в области декорирования интерьеров с помощью цветочных композиций, создания букетов и других изделий. О своём наблюдение расскажет Т. Екатерина.

Опыт «Окрашивание растений»

Цель проведения опыта: доказать передвижение воды по стеблю растения.

Для опыта я использовала растение хризантемы, разделила её на 3 части. Поставила цветы в колбы с водой, окрашенной пищевыми красителями в синий, красный и зелёный цвета. Провела наблюдение. Первое окрашивание цветков стало заметно уже через 2 часа. Я доказала, что вода с красителями передвигается по растению. А в результате получила уникальный букет для мамы.

3.4 Подведение итогов работы

Рефлексия

Оцените свои знания

5 - мне все понятно, могу применить свои знания на практике

4 - материал понятен, но остались вопросы

3 - материал был для меня трудным, нужно самостоятельно поработать

4. Домашнее задание

Ответьте на вопрос «Зачем мы пьём воду?»

Составьте сообщение по теме «Приспособления животных к недостатку воды»

5. Отметки за урок


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Большое спасибо за конспект урока, Ирина Валерьевна! Урок выстроен логично в соответствии с поставленными задачами! Особенно ценно то, что теоретические знания подтверждаются практическими работами!

12 July 2020