План – конспект урока по теме «Вода в земных кладовых»
Тип учебного занятия по дидактической цели – урок-практикум
Оборудование: учебник §18, рабочая тетрадь стр.52-56, персональный компьютер , мультимедийный проектор, Интернет –сайт , географический атлас.
Базовое содержание урока |
Деятельностный компонент урока (на уровне учебных действий) |
Ценностный компонент урока |
Творческий компонент урока |
|||||
Смысловые блоки содержания |
Познавательные задачи для учащихся |
|||||||
1.Организационно - мотивационный этап урока |
||||||||
Определение темы урока |
1. Много лет в горах подряд Снег идет и сыплет град. Слой осадков тех велик И зовут его ……. (Ледник) 2Он построен под землёй, Поит свежей всех водой. 3.Чуть дрожит на ветерке Лента на просторе, Узкий кончик в роднике, А широкий – в море. (Река) 4. Должен ответить, дружок, без труда: Что меньше моря, но больше пруда? (Озеро) 5. За плотиной водоем, Карп зеркальный плещет в нем. (Пруд) 6. Бьет источника фонтан, Струя до поднебесья. В соседях с ним живет вулкан, Фонтан вам тот известен. (Гейзер) |
Отгадывают загадки, с помощью которых определяют тему урока. |
||||||
Актуализация полученных знаний и создание мотивационной установки |
Просмотрите видеофрагмент ПОДЗЕМНЫЕ ВОДЫ ссылка http://www.youtube.com/watch?v=C5kRTuX2M5A http://www.youtube.com/watch?v=CRprCvcrBHw Мир Ледников Подземные воды. Наше существование и существование всех живых организмов на земле продолжается благодаря этому грандиозному круговороту воды в природе и очистительной системе почв. Даже если бы мы решили самостоятельно организовать эти процессы, имея при себе все необходимое технологическое оборудование и новейшие разработки, сделать это нам все равно бы не удалось. Однако вода, которая путем естественного испарения и уплотнения является основным важным источником нашей жизни, даруется нам без каких-либо затрат и трудностей. - Какие географические объекты вы узнали в видеофильме? - Какие явления природы вы наблюдали в данном фрагменте? Продолжая беседу, ответим на вопросы перед параграфом (стр. 103 учебника): Какую часть гидросферы составляют воды ледников и подземные воды? Из чего образуются ледники? Почему в одних районах образуются ледники, а в других нет? Каких знаний нам не хватает для ответа на последний вопрос? Какую цель мы можем поставить себе на этот урок? |
После просмотра отвечают на поставленные вопросы и указывают объекты «ледник», возможно, назовут «подземные воды», «айсберг». Называют явление «родник», «таяние ледника». Делятся своими познаниями. - Вспоминают и дают ответы на вопросы Высказывают свое мнение, предположения и приводят свои аргументы Учащиеся пытаются сформулировать цель урока |
Проявляют интерес к изучаемой теме Высказывают свои предположения, но не хватает аргументов, которые необходимо добыть на уроке Научится объяснять тайну происхождения подземных вод; различать горные и покровные ледники |
|||||
Формулирование задач урока |
Сформировать представление научного подхода к исследованию явлений природы и объектов Это означает: нам надо Сформировать представление о ледниках. (Покровные и горные ледники), условиях их образования, движения роли в природе Земли Сформировать представление о подземных водах , познакомить с понятиями грунтовым водам и межпластовым водам; Дать представление о видах подземных вод и их значение в жизни человека. Создать модель родника; провести опыт и измерить скорость просачивания воды в различных горных породах
- А на какие вопросы вы хотели бы получить ответы на нашем уроке? |
Участвуют в поиске ответов на вопросы. - 1 часть - ледники, 2 часть – подземные воды, 3 часть – значение и в жизни человека подземных вод и ледников Возможные вопросы школьников: 1.Что называют ледниками? 2.Где образуются горные и покровные ледники? 3.Чем опасны ледники для человека? 4.Как образуются подземные воды? 5.Как залегают подземные воды? |
Формулируют 1 задачу: Изучить ледники Формулируют 2 задачу: Изучить подземные воды Формулируют 3 задачу: Смоделировать процесс образования родника |
любви к природе |
||||
2.Процессуально - содержательный этап урока |
||||||||
1.Ледники |
-Ребята! Можете ли вы себе представить, Хабаровский край несколько тысяч лет тому назад были покрыты толстым слоем льда? Представили? И каковы ваши ощущения? Это в прошлом. А теперь попробуем представить будущее. Вы, конечно, знаете о мнении многих современных ученых о глобальном потеплении климата. Что может произойти в результате потепления климата? Видеофрагмент http://www.youtube.com/watch?v=O0Z7mZdtFW4 Невероятное вокруг нас. Ледники (19 серия) 2012.flv Поездки по всему миру показывает увлекательный мир холодной красотой снега и льда. 3-D анимация и движения объясняют формирование ледников, чтобы понять, что они постоянно находятся в движении и формирование ландшафта. Но некогда могучих гигантов лед быстро исчезают, и не только на полюсах, но и в Альпах. Ледники считается чувствительным индикатором изменения климата. На эти "медицинские термометры" Земли ученые пытаются читать, как быстрое глобальное повышение температуры повлияет на будущее |
Холодно Могут растаять ледники, поднимется уровень Мирового океана, будут затоплены значительные участки современной суши. |
||||||
Как вы думаете, какую часть гидросферы будем сегодня изучать? Мы сегодня побудем гляциологами, т.е. учеными, изучающими ледники. -Что вам хочется узнать о ледниках? -С ледниками вы пока в своей жизни не встречались (или встречались лишь в кино), но все хорошо представляете лед: держали его в руках, ходили по нему ногами. Вот он у меня в стакане. Как и из чего образуется лед? -Представьте себе реку зимой: сверху лед, а под ним – вода. Весной река вскроется , и льдины поплывут по воде. Это ледник или нет? – А теперь еще раз представьте ледник, который когда-то покрывал нашу территорию и попробуйте сами ответить на вопрос “Что такое ледник?”
-Как же и при каких условиях ледники образуются? Как вы думаете?
Существует 2 вида ледников. Прочитайте текст учебника стр.105-106 и определите какие? 1.Покровные ледники-
2.Горные ледники-
|
Ледники.
Лед образуется из воды при температуре 0° и ниже. Вода жидкая становится твердой. Нет.
Ледник-это скопление природного наземного снега и льда. Которые самостоятельно движутся под силами тяжести (записывают определение в практической тетради стр.52 п.) -Образуются ледники из снега. Происходит это в тех местах Земли, где круглый год низкие температуры. Выпавший снег не успевает растаять (он лишь чуть подтаивает) и накапливается. В него может просачиваться талая вода из верхних слоев. Вода замерзает, снег уплотняется и сначала превращается в зернистый лед (в крупинки) – фирн, а при дальнейшем уплотнении фирн превращается в настоящий лед – глетчер. Места на Земле, где всегда холодно - это полярные области и вершины некоторых гор. Горы могут находиться и в жарких странах, где круглый год лето, но если они высокие, то на их вершинах холодно, и образуются ледники. Образуются на плоских равнинах в полярных областях, имеют плоскую –выпуклую форму поверхности, которая практически не зависит от подстилающей поверхности Горные ледники очень разнообразны по размерам и форме: одни из них как шапки покрывают горные вершины, другие образовались на склонах в углублениях, третьи разместились в долин между хребтами |
Высказывают свои предложения по дополнениям к формулировке определения . Сравнивают с учебником(стр 105) |
||||||
-Как называется место где образуется и накапливается лед?
-Почему движется ледник ?
Знаете ли вы какой самый длинный ледник в нашей стране? Вы уже знаете, что в горных ледниках находятся истоки многих рек. |
-Место, где лед образуется, накапливается – область питания -Ледник под действием собственной тяжести движется вниз, течет, как река, со скоростью 20–80 м в сутки. По мере движения разрушает горы, обломки горных пород падают на края ледника, и он несет их на себе. Ниже снеговой границы лед тает, обломочный материал здесь скапливается в виде нагромождений. Эти ледниковые отложения называются конечной мореной. -В длину ледник может быть в несколько десятков километров. В нашей стране самый длинный ледник находится в горах Кавказа (Безенги) – 17,6 км. |
|||||||
Подпиши на диаграмме название тех районов, где распространены ледники см.рабочую тетрадь стр.53
-Сколько процентов приходится на горные ледники ?-Сколько процентов приходится на горные ледники?
-Лед накапливается в средней части ледника (области питания), и ледник под действием своей массы тоже движется (только очень медленно), растекается в стороны. -А дальше, на краю ледника, может вот что произойти (догадайтесь, о чем идет речь): Обломились горы льда с материка, Понесла их океанская река, Изо льда плывет высотный белый дом, Над водою только крыша и балкон. На десятки километров он в длину, Может судно оказаться, как в плену. Ни пройти, ни обогнуть: в нем нет “ворот”, И умеет кувыркаться этот лед. Дом тот тает в теплых водах, потому Накрениться очень хочется ему. Капитаны избегают тех широт, Где в тумане встреча с … ждет. [ - Рассмотри космические снимки ледника Сосновый остров. Определи, какой процесс происходил на леднике в мае – октябре 2007 года? Сделай вывод (см. рабочую тетрадь. стр 53 п.2) -Выясните, какими условными знаками обозначаются горные и покровные ледники на физических картах? -Как вы считаете, какое значение имеют покровные ледники?
-А сейчас посмотрим фильм “Ледники”. СD «Мой край» -Сравнить содержание фильма с тем, что уже было сказано на уроке. Обратить внимание на те моменты, которые еще не были освещены. |
1,5% 98,5% приходится на покровные ледники. Они покрывают в виде щита или купола почти весь материк Антарктиду, остров Гренландию и другие северные острова. То есть они образуются в полярных областях, где снеговая граница находится очень низко.
-Айсберг
Работа с атласом -ледники хранят в себе огромные запасы пресной воды; эти гигантские холодильники на севере и юге Земли оказывают огромное влияние на климат всего земного шара. дают оценку по совпадению, обсуждают новый материал |
|||||||
Рефлексия |
Для того чтобы сформировать представление о ледниках, условиях их образования, движении, роли в природе Земли что мы делали? |
Просмотрели видеофильм, изучили рисунок, познакомились с определением в словаре терминов, работали с картой |
||||||
Изучение нового материала 2. Подземные воды |
- Как мы можем назвать все эти воды? - Что ещё относится к водам суши? Итак тема нашего урока….. - Какие ассоциации у вас вызывает словосочетание подземные воды? -Из самого термина следует его определение. ---Сформулируйте определение подземных вод? - У вас не возник вопрос? (Как она туда попала?) - Какие условия необходимы для образования подземных вод? Практическая работа «Школа географа - следопыта». Почувствуй себя гидрологом. -Докажи, что в разных горных породах вода просачивается с разной скоростью (см. план работы на стр. 107) Познакомимся с принципом «работы» родников Перед вами три стакана, три воронки, часы с секундной стрелкой, кувшин с водой. В воронке № 1 – глина, 2 - песок, № 3 – суглинок или гравий. Наливаем одновременно во все воронки воду. - Что мы наблюдаем? - Какой вывод мы можем сделать? - От чего зависит скорость прохождения воды сквозь горные породы? - Прочитайте в учебнике как называются горные породы, отличающиеся по пропускной способности (стр.106). - Данные горные породы образуют слои и могут залегать в следующей последовательности: 1 - Грунтовые воды 2 – Межпластовые - Ребята, кто из вас может объяснить, как образуются пещеры? - Межпластовые воды пополняются очень медленно. Вода попадает там, где пласт выходит на поверхность. - Уровень грунтовых вод может быть различным. Это зависит от ……..? - Если вы пошли в поход, и вода закончилась. Где будете её искать? При ответе воспользуйтесь рисунком стр.107.рис.71 и рис. на стр. 108 - Значит, где будет находиться родник? - Объясните, почему колодцы роют зимой? - Почему родник (ключ) выглядит как маленький фонтанчик? -На рисунке изображен артезианский колодец. В XII веке во французской провинции Артуа стали впервые использовать самоизливающиеся вод подземные воды, что и дало название водоносным слоям, ограниченным сверху и снизу водоупорными пластами. Выполни задание №2 на стр.55 С грунтовыми водами связано такое понятие как оползни. Оползень – сползание блока горных пород под влиянием силы тяжести -Какое значение имеют подземные воды в природе и жизни человека? |
(Воды суши) (Многолетняя мерзлота) Вода в «земных кладовых» Объясняют понятие «земные кладовые», подтверждают, что это вода, находящаяся под землей Подземные воды – воды суши, находящиеся под землей. (Определение дают сами ученики)
Атмосферные осадки в достаточном количестве. Способность горных пород пропускать воду. -Глина воду не пропускает -Есть горные породы, которые пропускают воду, а есть, которые задерживают -От количества и размеров трещин и пор – воды, находящиеся в водоносном слое, не прикрытом сверху водоупорными породами. – воды водоносного слоя, лежащего между двумя водоупорными пластами -количества осадков таяния снега засушливого лета от рельефа близости рек и озёр -В походных условиях родник следует искать в низинах, логах, оврагах, ложбинах, то есть в понижениях рельефа. Так как в этих местах грунтовые воды могут выходить на поверхность. Уровень воды (по принципу сообщающихся сосудов) стремится к равновесию и поэтому родники встречаются в понижениях. -Зимой уровень воды в колодцах снижается. Это связано с тем, что подземные воды питают реки. А зимой другого питания у рек нет, поэтому вся вода уходит в реки и уровень падает. А весной талые воды просачиваются сквозь водопроницаемый слой, и колодец наполняется. -Чаще фонтанируют межпластовые воды, так как они находятся под давлением. Это связано с тем, что вода стекает по водоупорному слою в самое низкое место и образуется давление. Артезианские воды – самоизливающиеся подземные воды. Эти воды могут содержать минеральные вещества. Выполняют ЗАДАНИЕ -жизненный опыт учащихся позволяет ответить на вопрос без помощи учителя и учебника |
Интеграция знаний с уроков истории и литературы. Сравнивают его с определением в словаре, Находят допущенные ошибки в определении, дают оценку по совпадению Высказывают свои предложения по дополнениям к формулировке определения Смотрят анимацию (без звука), слушают о проведённом опыте и полученных результатах (песок легко пропускает воду, глина плохо, гранит не пропускает). Делают вывод, что для образования подземных вод нужны следующие условия: - Атмосферные осадки, - Способность горных пород пропускать воду. Объясняют термины: водопроницаемые породы, водоупорные (водонепроницаемые) породы. Отвечают. Называют водоносные слои. Участвуют в беседе. Называют грунтовые и межпластовые. Высказывают свое предположение Сообщение учащегося |
Составляет свое определение термину «подземные воды» Демонстрируют модель родника, сделанную своими руками |
||||
Рефлексия деятельности |
Для того чтобы сформировать представление о видах подземных вод и их значение в жизни человека …. что мы делали? Все ли уяснили? Осталось ли что-то непонятным? |
Просмотрели видеофильм, изучили рисунок, познакомились с определением в словарь терминов, провели опыт демонстрирующий образование родника |
||||||
Для того чтобы определить особенности разных видов ледников и подземных вод на Земле, какие источники географической информации мы использовали? Как мы их использовали? Что мы узнали? |
Называют источники информации, и работу с ними и продукт: Выделение в текст учебника и видеофрагменте особенностей подземных вод и ледников, Познакомились с помощью видеофрагмента с территориями Хабаровского края, где раньше были ледники (нанесли на контурную карту); узнали, как изображаются ледники, определили, где находится наибольшие скопления ледников |
|||||||
|
-Выскажите свое мнение о том, как может измениться поверхность нашей планеты в будущем? С чем вы это связываете (приведите свои доводы, научные аргументы)? |
Высказывают свои гипотезы с аргументацией, включающей изученный материал |
||||||
3.Этап закрепления |
||||||||
Закрепление и первичный контроль |
Проверочная работа в форме теста, . Где образуются ледники? а) на реках и озерах; б) в морях и океанах; в) на суше. 2. Как быстро образуется ледник? а) в течение зимы; б) за много лет. 3. Дополните утверждение. Подземные воды , способные к выходу на поверхность Земли из-за высокого давления называются _________________ 4. Какие из утверждений относятся к межпластовым водам? Ответ запишите в виде последовательности букв в алфавитном порядке. а) не находятся под высоким давлением; б) не соприкасаются с водоупорными породами. в)легко подвержены загрязнению г)не прикрыты с одной стороны водоупорным пластом горных пород 5. О каком леднике идет речь: имеют форму щитов или куполов. а) горный; б) покровный. 6. О каком леднике идет речь: по форме разнообразны ( одни похожи на шапку, другие – на реку) а) горный; б) покровный. 7. О каком леднике идет речь: движутся со скоростью до 80 метров в сутки. а) горный; б) покровный. 8. О каком леднике идет речь: движутся очень медленно. а) горный; б) покровный. 9. О каком леднике идет речь: снабжают водой реки. а) горный; б) покровный. 10. Какая из перечисленных горных пород является водоупорной. а) торф; б) глина. 11. Дополните утверждение . Выход подземных вод на поверхность называется___________________ 12.Какие из утверждений относятся к грунтовым водам? Ответ запишите в виде последовательности букв в алфавитном порядке. а)находятся под высоким давлением; б)не соприкасаются с водоупорными породами. в)легко подвержены загрязнению г)не прикрыты с одной стороны водоупорным пластом горных пород |
Отвечают на вопросы. Ответы: Ключ для самопроверки: 1-в; 2-б; 3-артезианскими; 4-а; 5-б; 6-а; 7-а; 8-б; 9-а; 10-б; 11-источником; 12-вг. Критерии для выставления оценки: 6–7 б – “3”; 8–9 б. – “4”; 10–11 Б. – “5”. |
Самоконтроль |
|
||||
Подведение итогов |
Чему вы научились на этом уроке и что научились делать? |
Называют полученные знания, умения, географические методы изучения, универсальные способы деятельности |
Определяют приращение своих знаний и умений, опыта творческого, эмоционального |
|||||
4.Рефлексивный этап урока |
||||||||
Рефлексия эмоциональная |
- Прием «Закончи фразу» На уроке я работал……» -Какой вид работы вы хотели бы повторить на -последующих уроках? -Посмотрите на цели урока: - Кто считает, что материал усвоил, стал чуть-чуть гляциологом? – Кто может продолжить фразу: “Я усвоил материал благодаря тому, что…”? – Кто может продолжить фразу: “Я не очень хорошо усвоил материал, потому что…”? |
- Заполняют предложенные формы с началом предложения и вариантом выбора ответа Анализируют свою деятельность на уроке. Анализируется урок, достижение целей, общий результат. |
- Выражают свое эмоциональное настроение и самочувствие - Оценивают и выражают свое отношение к работе на уроке в письменной форме |
|||||
5. Объяснение домашнего задания |
||||||||
Обязательное задание |
Ответьте на вопросы 3,4 и 5 после параграфа 18. Создайте модель родника, по плану в рабочей тетради стр.55-56.Сделай фотографию созданной тобой модели родника и вклей ее в тетрадь |
- Проводят домашний опыт и описывают явление, которое он демонстрирует. |
||||||
Дополнительное задание (по желанию и по выбору) |
2. Составить рассказ об айсбергах. Составить на основе рассказа презентацию с фотографиями из интернет -ресурсов 3.Сообщение:Бедствия, которые образуются при таянии ледников |
- Изучают дополнительную литературу, географические словари и интернет-ресурсы - выбирают необходимый материал и составляют сообщение |
Формулируют свое отношение на основе описанных позиций |
Подготовка презентаций, сообщений |