Урок на тему «Водные богатства нашего края» (Окружающий мир, 4 класс)
Урок окружающего мира (УМК «Школа России »)
Тема: «Водные богатства нашего края», 4 класс
Учитель: Картунен Светлана Андреевна
Тип урока: изучение нового материала
Цели:
1. Познакомить учащихся с разнообразием водоемов нашего края.
2. Сформировать представления учащихся о естественных и искусственных водоемах.
3. Раскрыть значение водоемов в природе и жизни человека.
4. Показать необходимость и способы охраны водоемов.
5. Развивать познавательный интерес, умение рассуждать, анализировать.
Планируемые результаты:
Предметные: получат возможность научиться работать с учебником; формировать понятие река и ее части, учить различать водоемы естественного и искусственного происхождения, узнавать их по описанию; формировать понятия значимости водоемов в жизни
Личностные: имеют ответственное отношение к учению; проявляют готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению
Оборудование: Учебник «Окружающий мир» 4 класс, 1 часть; презентация; карта Республики Карелия схемы реки, озера, моря, раздаточный материал, карта Олонецкого района(река Олонка выделена), карта Белого моря; видеофильм «Моря России. Белое море»( https://vk.com/video190369662_456239734)
Технологии: АМО-технологии по структуре урок делится на логически связанные фазы и этапы, которые обеспечивают целостность и системность образовательного процесса), ИКТ-технологии с использованием интерактивной доски, элементы проблемно-исследовательского обучения, развивающее обучение
Фаза 1. Начало образовательного мероприятия. |
|
1) Инициация (приветствие, знакомство). Метод «Поздоровайся глазами». 2 мин |
Звучит песня о Карелии. Ребята давайте поздороваемся с нашими гостями не словами, а молча - глазами. При этом постарайтесь глазами показать, что вы желаете им добра, улыбнитесь. -Повернитесь друг к другу, посмотрите в глаза, улыбнитесь. Пожелаем друг другу здоровья. Разверните ладони друг к другу, но не прикасайтесь. Теперь соединяем пальцы со словами: Желаю (большой) Успеха (Указательный) Большого (средний) Во всем (мизинец) Здравствуй ( всей ладонью) - Я тоже хочу пожелать всем нам интересной и плодотворной работы. В мире много интересного, нам порою неизвестного. Миру знаний нет предела, так скорей, друзья, за дело! |
2)Вхождение или погружение в тему (определение целей урока). 2 мин 9 минут Слайд - песочные часы/ музыка Песочные часы |
Метод «Инструментальный пазл». - Из музыкального сопровождения вы уже догадались, о чём пойдёт речь сегодня на уроке? - Мы должны вспомнить то, что мы изучили по теме и ,конечно, познакомиться с чем-то новым. - Но вот в чём беда тема, с которой я хотела вас познакомить, таинственным образом пропала с доски. А вместо неё остались лишь осколки льдинок. - Готовы ли вы отправиться в путешествие и отыскать ТЕМУ? - Тогда вставайте из-за парт, каждая команда берётся за руки - у нас получится сверхскоростная машина с тремя двигателями. Каждая команда - это двигатель. Закройте глаза, мы отправляемся в путешествие (музыка) - Открываем глаза. Поздравляю вас! Мы с вами в Карелии, в Олонецком районе, посёлке Ильинский. - Каждый стол - это комната со своей тайной. Вы должны побывать во всех 3-х комнатах и в каждой выполнить своё задание. Будете двигаться по часовой стрелке. В каждой команде - свой капитан. Когда задания будут выполнены, вы сможете раскрыть тайну - узнать название новой темы. Но будьте внимательны: время в каждой комнате ограничено. Вы можете выполнять задания, пока не зазвенит колокольчик. Детям предлагается выполнить 3 задания(Приложение 1). Каждая группа выполняет эти задания в своей последовательности. В результате выполнения группа получает подсказку. Таким образом, у каждой команды получается своя картинка. Задания составлены на основе материала полученного детьми на предыдущих уроках. Проверка с показом на доске(карта Карелии) |
3)Определение ожиданий обучающихся (планирование личностного смысла урока и формирование безопасной образовательной среды). |
-Ну, вот вы и вернулись на свои места. Сложите пазлы. -Что получилось? (схемы: река, озеро, море) -Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока? -Каковы цели нашего урока? Водные богатства нашего края -Что вы ожидаете от урока? (Какие водоёмы бывают? На какие группы можно разделить водоёмы? из каких частей состоит река? Хочу научиться сравнивать водоёмы. Какие водоемы есть в нашем крае?) Слайд. Карта Карелии |
Фаза 2. Работа над темой |
|
Этапы: 1) Интерактивная лекция (передача и объяснение педагогом новой информации). «Инфо-угадайка» Физминутка |
- Ребята, посмотрите на глобус. Какого больше цвета не нём? - А что обозначено синим цветом? Да, ребята, синим цветом на глобусе обозначена вода. А вы знаете, что 2/3 земной поверхности занимает вода? - А какая на вкус вода? (Пресная и соленая, разбирают эти понятия) - Какая вода в наших водоемах? - А где вода соленая? (в морях и океанах) - Сейчас вы назвали водоемы. Давайте разделим водоемы на 2 группы по их происхождению.
- На какие группы разделим? (естественные и искусственные) - Что это значит «естественные»? (Созданные природой) -Что значит искусственные? (Созданные человеком) Что отнесем к естественным водоемам? К искусственным? - Все ли из естественных водоемов есть у нас в Карелии? - А как вы думаете, чего у нас на карте больше рек или озер? Как вы думаете, о чём говорят эти числа: 28.000 РЕКИ 60.000 ОЗЁРА 1 МОРЕ - Рассмотрите карту Карелии. (Вывод: озёр больше) - А какие части реки вы помните? Давайте вспомним схему реки. Как называют место, где река берет свое начало? Что еще имеет река? (Притоки. Река течет по руслу, есть правый и левый берег. Притоки тоже бывают правыми и левыми) - Молодцы, вспомнили. - А расскажите мне, как же «живут» естественные водоемы? За счет чего питаются реки и озера? - А что скажете про море? |
(Под тихую музыку моря). Закройте, пожалуйста, глаза. Наберите грудью побольше воздуха и ощутите солоноватый запах моря. Морской воздух свежий и немного влажный. Вы слышите, как кричат чайки, и чувствуете себя сейчас совершенно спокойно и безмятежно. Потянитесь, выпрямитесь, откройте глаза и снова будьте здесь, свежи и полны бодрости. |
|
3) Проработка содержания темы (групповая, парная работа). «Научный эксперимент» (исследование) |
Правила работы в группе: (на доске) 1. Уважать мнение товарищей 2. Слушать и слышать друг друга 3. Не обижать и не обижаться 4. Быть внимательным 5. Участвовать всем Работа в группах (5 минут) Приложение 2 Отчёт 1 группа. Река Олонка (карточка+ карта р. Олонки) 2 группа. Озёра (карточка+ Атлас Карелии) 3 группа. Белое море (карточка + карта Карелии) А отчитываться вы будете в таком порядке: отгадываете загадку про водоём, с которым работали и выходите, отчитываетесь. На слайдах- родные кадры. Проверка. 1 группа (р. Олонка)
Проверка. 2 группа (Ладожское озеро)
Проверка. 3 группа (Белое море)
С реками и озёрами мы поближе знакомы, а вот Белое море далековато. Хотите узнать о нём больше? Видеофильм. (https://vk.com/video190369662_456239734) -Что узнали или что вас поразило? В завершении учитель резюмирует сказанное всеми группами, при необходимости вносит коррективы и подводит итоги работы. |
- Ребята, подумайте, а какие у нас есть экологические проблемы, связанные с водоемами? (мусор, сточные воды, мытье транспортных средств, удобрения и ядохимикаты) (СЛАЙД ) - Предлагаю вас составить памятку поведения у водоема. Как вы считаете, что самое главное мы с вами не должны делать, чтобы не загрязнять водоемы? С чем надо бороться? ПАМЯТКА 1. Не бросай мусор в воду. 2. Не оставляй мусор на берегу. 3. Не мой велосипед и другие транспортные средства в водоемах. В водоемы не должны попадать сточные воды заводов, фабрик, удобрения и ядохимикаты. |
|
Фаза 3. Завершение образовательного мероприятия. |
|
1)Эмоциональная разрядка
|
Метод сигнальных карточек «Светофор» Учащиеся показывают зеленую сигнальную карточку, если работа выполнена, красную – если нужна помощь. Учащиеся показывают зеленую сигнальную карточку, если работа выполнена, красную – если нужна помощь. |
Подведение итогов (рефлексия, анализ и оценка урока). Метод «Все дело в шляпе» (вместо шляпы использовала штурвал) Д/з |
- Молодцы ребята. Хорошо поработали на уроке. Давайте сделаем вывод и подведем итоги. Значение водоёмов велико (СЛАЙД) - Посмотрите на вопросы на доске. На все ли вопросы мы ответили? - Какую цель мы ставили перед собой в начале урока? - Удалось ли нам достигнуть её. - Ребята, наш сегодняшний урок мне запомнился вашими выступлениями, умениями работать в группах, рассуждать, делать выводы. А чем вам запомнился урок? Что показалось вам более интересным? - Что на уроке получалось хорошо? - Над чем еще нужно поработать? Продолжаем работать над проектом «МОЯ РОДИНА – КАРЕЛИЯ(ребятам выдан план работы над очередной страничкой проекта, который называется так же, как и тема урока), даны пояснения, как можно оформить работу Спасибо за урок! Любите и берегите наш край! |
Приложения
Приложение 1.
Задания для групп
№1
Из списка найдите название городов Карелии.
КУЙТЕЖА, ОЛОНЕЦ, САНК-ПЕТЕРБУРГ, ЛОУХИ, ЛАХДЕНПОХЬЯ, КОНДОПОГА, ВИДЛИЦА, ПЕТРОЗАВОДСК, МЕДВЕЖЬЕГОРСК, КАЛЕВАЛА, ЛОДЕЙНОЕ ПОЛЕ, КОТКОЗЕРО, БЕЛОМОРСК, КОСТОМУКША, ТУЛОКСА, СУОЯРВИ, КЕМЬ, СОРТАВАЛА, ПРЯЖА, АЛЕКСАЛА, СЕГЕЖА, ПУДОЖ, ПИТКЯРАНТА,ТУКСА
Всего городов в Карелии –
№2
Я имею подошву и склон, а моя вершина так высоко поднялась в небо, что даже пришлось надеть белую шапку. |
ГОРА |
Я - углубление на земной поверхности, у меня пологий склон, меня покрывают трава и кустарник. |
БАЛКА |
Я нахожусь на краю поля, а образовался от неправильного распахивания земли.
|
ОВРАГ |
Скалы, сложенные из выступающих на поверхность коренных пород, сглаженные и отполированные движением ледника. |
БАРАНЬИ ЛБЫ |
Меня создал человек, я распространяю тучи пыли и могу гореть |
ТЕРРИКОН |
У меня тоже есть подошва, пологий склон и вершина, но высота моя значительно ниже |
ХОЛМ |
№ 3
«Составьте рассказ»
Карелия находится на северо-западе ……………………………………………
Слева, на западе, Карелия граничит с …………………………………………..
На востоке Карелия – с ………………………………………… областью,
на юге — с ……………………………… и …………………………областями.
А если поехать на север, то мы попадем за …………………………круг , а потом в
………………………………………… ………………………область.
Приложение 2
Задание группе №1
Запишите самые крупные реки Карелии:
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
Опишите реку Олонку:
-исток- ____________________________________________________
-течение- __________________________________________________
-куда впадает_______________________________________________
-использование человеком____________________________________
Задание группе №2
1. Запишите самые крупные озёра Карелии:
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
2.Найдите на карте Онежское и Ладожское озеро.
Расскажите о них.
- Размеры_______________________, площадь-_______________________
Достопримечательности:__________________________________________
Задание группе №3
1. Запишите моря Карелии:
__________________________________________________________________
2. Найдите на карте _________________________море
- Размеры_______________________, площадь-_______________________
Достопримечательности:__________________________________________