Урок на тему «Водные богатства нашего края» (Окружающий мир, 4 класс)

4
0
Материал опубликован 18 January 2019 в группе

Урок окружающего мира (УМК «Школа России »)

Тема: «Водные богатства нашего края», 4 класс

Учитель: Картунен Светлана Андреевна

Тип урока: изучение нового материала

Цели:

1. Познакомить учащихся с разнообразием водоемов нашего края.

2. Сформировать представления учащихся о естественных и искусственных водоемах.

3. Раскрыть значение водоемов в природе и жизни человека.

4. Показать необходимость и способы охраны водоемов.

5. Развивать познавательный интерес, умение рассуждать, анализировать.

Планируемые результаты:

Предметные: получат возможность научиться работать с учебником; формировать понятие река и ее части, учить различать водоемы естественного и искусственного происхождения, узнавать их по описанию; формировать понятия значимости водоемов в жизни

Личностные: имеют ответственное отношение к учению; проявляют готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению

Оборудование: Учебник «Окружающий мир» 4 класс, 1 часть; презентация; карта Республики Карелия схемы реки, озера, моря, раздаточный материал, карта Олонецкого района(река Олонка выделена), карта Белого моря; видеофильм «Моря России. Белое море»( https://vk.com/video190369662_456239734)

Технологии: АМО-технологии по структуре урок делится на логически связанные фазы и этапы, которые обеспечивают целостность и системность образовательного процесса), ИКТ-технологии с использованием интерактивной доски, элементы проблемно-исследовательского обучения, развивающее обучение

Фаза 1. Начало образовательного мероприятия.

1) Инициация (приветствие, знакомство).

Метод «Поздоровайся глазами».

2 мин

Звучит песня о Карелии.

Ребята давайте поздороваемся с нашими гостями не словами, а молча - глазами. При этом постарайтесь глазами показать, что вы желаете им добра, улыбнитесь.

-Повернитесь друг к другу, посмотрите в глаза, улыбнитесь. Пожелаем друг другу здоровья. Разверните ладони друг к другу, но не прикасайтесь. Теперь соединяем пальцы со словами:

Желаю (большой) Успеха (Указательный) Большого (средний) Во всем (мизинец) Здравствуй ( всей ладонью)

- Я тоже хочу пожелать всем нам интересной и плодотворной работы.

В мире много интересного, нам порою неизвестного.

Миру знаний нет предела, так скорей, друзья, за дело!

2)Вхождение или погружение в тему (определение целей урока).

2 мин

9 минут

Слайд - песочные часы/ музыка

Песочные часы

Метод «Инструментальный пазл».

- Из музыкального сопровождения вы уже догадались, о чём пойдёт речь сегодня на уроке?

- Мы должны вспомнить то, что мы изучили по теме и ,конечно, познакомиться с чем-то новым.

- Но вот в чём беда тема, с которой я хотела вас познакомить, таинственным образом пропала с доски. А вместо неё остались лишь осколки льдинок.

- Готовы ли вы отправиться в путешествие и отыскать ТЕМУ?

- Тогда вставайте из-за парт, каждая команда берётся за руки - у нас получится сверхскоростная машина с тремя двигателями. Каждая команда - это двигатель. Закройте глаза, мы отправляемся в путешествие (музыка)

- Открываем глаза. Поздравляю вас! Мы с вами в Карелии, в Олонецком районе, посёлке Ильинский.

- Каждый стол - это комната со своей тайной. Вы должны побывать во всех 3-х комнатах и в каждой выполнить своё задание. Будете двигаться по часовой стрелке. В каждой команде - свой капитан.

Когда задания будут выполнены, вы сможете раскрыть тайну - узнать название новой темы.

Но будьте внимательны: время в каждой комнате ограничено. Вы можете выполнять задания, пока не зазвенит колокольчик.

Детям предлагается выполнить 3 задания(Приложение 1). Каждая группа выполняет эти задания в своей последовательности. В результате выполнения группа получает подсказку. Таким образом, у каждой команды получается своя картинка.

Задания составлены на основе материала полученного детьми на предыдущих уроках. Проверка с показом на доске(карта Карелии)

3)Определение ожиданий обучающихся (планирование личностного смысла урока и формирование безопасной образовательной среды).

-Ну, вот вы и вернулись на свои места. Сложите пазлы.

-Что получилось? (схемы: река, озеро, море)

-Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока?

-Каковы цели нашего урока?

Водные богатства нашего края

-Что вы ожидаете от урока?

(Какие водоёмы бывают? На какие группы можно разделить водоёмы? из каких частей состоит река? Хочу научиться сравнивать водоёмы. Какие водоемы есть в нашем крае?)

Слайд. Карта Карелии

Фаза 2. Работа над темой

Этапы:

1) Интерактивная лекция (передача и объяснение педагогом новой информации).

«Инфо-угадайка»

Физминутка

- Ребята, посмотрите на глобус. Какого больше цвета не нём?

- А что обозначено синим цветом? Да, ребята, синим цветом на глобусе обозначена вода. А вы знаете, что 2/3 земной поверхности занимает вода?

- А какая на вкус вода? (Пресная и соленая, разбирают эти понятия)

- Какая вода в наших водоемах?

- А где вода соленая? (в морях и океанах)

- Сейчас вы назвали водоемы. Давайте разделим водоемы на 2 группы по их происхождению.

- На какие группы разделим? (естественные и искусственные)

- Что это значит «естественные»? (Созданные природой)

-Что значит искусственные? (Созданные человеком)

Что отнесем к естественным водоемам? К искусственным?

- Все ли из естественных водоемов есть у нас в Карелии?

- А как вы думаете, чего у нас на карте больше рек или озер?

Как вы думаете, о чём говорят эти числа:

28.000 РЕКИ

60.000 ОЗЁРА

1 МОРЕ

- Рассмотрите карту Карелии. (Вывод: озёр больше)

- А какие части реки вы помните? Давайте вспомним схему реки.

Как называют место, где река берет свое начало?

Что еще имеет река? (Притоки. Река течет по руслу, есть правый и левый берег. Притоки тоже бывают правыми и левыми)

- Молодцы, вспомнили.

- А расскажите мне, как же «живут» естественные водоемы? За счет чего питаются реки и озера?

- А что скажете про море?

(Под тихую музыку моря). Закройте, пожалуйста, глаза. Наберите грудью побольше воздуха и ощутите солоноватый запах моря. Морской воздух свежий и немного влажный. Вы слышите, как кричат чайки, и чувствуете себя сейчас совершенно спокойно и безмятежно. Потянитесь, выпрямитесь, откройте глаза и снова будьте здесь, свежи и полны бодрости.

3) Проработка содержания темы (групповая, парная работа).

«Научный эксперимент» (исследование)

Правила работы в группе: (на доске)

1. Уважать мнение товарищей

2. Слушать и слышать друг друга

3. Не обижать и не обижаться

4. Быть внимательным

5. Участвовать всем

Работа в группах (5 минут) Приложение 2

Отчёт

1 группа. Река Олонка (карточка+ карта р. Олонки)

2 группа. Озёра (карточка+ Атлас Карелии)

3 группа. Белое море (карточка + карта Карелии)

А отчитываться вы будете в таком порядке: отгадываете загадку про водоём, с которым работали и выходите, отчитываетесь. На слайдах- родные кадры.

Проверка. 1 группа (р. Олонка)

 

Проверка. 2 группа (Ладожское озеро)

Проверка. 3 группа (Белое море)

С реками и озёрами мы поближе знакомы, а вот Белое море далековато. Хотите узнать о нём больше?

Видеофильм. (https://vk.com/video190369662_456239734)

-Что узнали или что вас поразило?

В завершении учитель резюмирует сказанное всеми группами, при необходимости вносит коррективы и подводит итоги работы.

 

- Ребята, подумайте, а какие у нас есть экологические проблемы, связанные с водоемами? (мусор, сточные воды, мытье транспортных средств, удобрения и ядохимикаты) (СЛАЙД )

- Предлагаю вас составить памятку поведения у водоема. Как вы считаете, что самое главное мы с вами не должны делать, чтобы не загрязнять водоемы? С чем надо бороться?

ПАМЯТКА

1. Не бросай мусор в воду.

2. Не оставляй мусор на берегу.

3. Не мой велосипед и другие транспортные средства в водоемах.

В водоемы не должны попадать сточные воды заводов, фабрик, удобрения и ядохимикаты.

Фаза 3. Завершение образовательного мероприятия.

1)Эмоциональная разрядка

 

Метод сигнальных карточек «Светофор»

Учащиеся показывают зеленую сигнальную карточку, если работа выполнена, красную – если нужна помощь. Учащиеся показывают зеленую сигнальную карточку, если работа выполнена, красную – если нужна помощь.

Подведение итогов (рефлексия, анализ и оценка урока).

Метод «Все дело в шляпе» (вместо шляпы использовала штурвал)

Д/з

- Молодцы ребята. Хорошо поработали на уроке. Давайте сделаем вывод и подведем итоги.

Значение водоёмов велико (СЛАЙД)

- Посмотрите на вопросы на доске. На все ли вопросы мы ответили?

- Какую цель мы ставили перед собой в начале урока?

- Удалось ли нам достигнуть её.

- Ребята, наш сегодняшний урок мне запомнился вашими выступлениями, умениями работать в группах, рассуждать, делать выводы. А чем вам запомнился урок? Что показалось вам более интересным?

- Что на уроке получалось хорошо? - Над чем еще нужно поработать?

Продолжаем работать над проектом «МОЯ РОДИНА – КАРЕЛИЯ(ребятам выдан план работы над очередной страничкой проекта, который называется так же, как и тема урока), даны пояснения, как можно оформить работу

Спасибо за урок! Любите и берегите наш край!

 

Приложения

 

Приложение 1.

Задания для групп

1

Из списка найдите название городов Карелии.

КУЙТЕЖА, ОЛОНЕЦ, САНК-ПЕТЕРБУРГ, ЛОУХИ, ЛАХДЕНПОХЬЯ, КОНДОПОГА, ВИДЛИЦА, ПЕТРОЗАВОДСК, МЕДВЕЖЬЕГОРСК, КАЛЕВАЛА, ЛОДЕЙНОЕ ПОЛЕ, КОТКОЗЕРО, БЕЛОМОРСК, КОСТОМУКША, ТУЛОКСА, СУОЯРВИ, КЕМЬ, СОРТАВАЛА, ПРЯЖА, АЛЕКСАЛА, СЕГЕЖА, ПУДОЖ, ПИТКЯРАНТА,ТУКСА

Всего городов в Карелии –


 

2

Я имею подошву и склон, а моя вершина так высоко поднялась в небо, что даже пришлось надеть белую шапку.

ГОРА

Я - углубление на земной поверхности, у меня пологий склон, меня покрывают трава и кустарник.

БАЛКА

Я нахожусь на краю поля, а образовался от неправильного распахивания земли.

 

ОВРАГ

Скалы, сложенные из выступающих на поверхность коренных пород, сглаженные и отполированные движением ледника.

БАРАНЬИ ЛБЫ

Меня создал человек, я распространяю тучи пыли и могу гореть

ТЕРРИКОН

У меня тоже есть подошва, пологий склон и вершина, но высота моя значительно ниже

ХОЛМ


 

3

«Составьте рассказ»

Карелия находится на северо-западе ……………………………………………

Слева, на западе, Карелия граничит с …………………………………………..

На востоке Карелия – с ………………………………………… областью,

на юге — с ……………………………… и …………………………областями.

А если поехать на север, то мы попадем за …………………………круг , а потом в

………………………………………… ………………………область.


 

Приложение 2

Задание группе №1


 

Запишите самые крупные реки Карелии:

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________


 

Опишите реку Олонку:

-исток- ____________________________________________________

-течение- __________________________________________________

-куда впадает_______________________________________________

-использование человеком____________________________________

Задание группе №2


 

1. Запишите самые крупные озёра Карелии:

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________


 


 

2.Найдите на карте Онежское и Ладожское озеро.

Расскажите о них.

- Размеры_______________________, площадь-_______________________

Достопримечательности:__________________________________________


 


 

Задание группе №3


 

1. Запишите моря Карелии:

__________________________________________________________________


 

2. Найдите на карте _________________________море

- Размеры_______________________, площадь-_______________________

Достопримечательности:__________________________________________

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.