Урок географии в 8 классе «Водные ресурсы России»

3
0
Материал опубликован 10 June 2017

Тема: «Голубые глаза России. Внутренние воды и водные ресурсы России ».

Цель урока: Сформировать представление у учащихся о разнообразии водных ресурсов России, их значении для жизни человека.

Задачи урока:

1. Сформулировать представления о многообразии внутренних вод и водных ресурсов России.

2. Продолжить формирование умений анализировать карты, схемы, рисунки и контурные карты с целью получения новых заданий.

3. Воспитывать чувства гордости, любви, ответственности за природное, историческое, культурное наследие нашей страны.

4. Повышать интерес к предмету.

Оборудование: физическая карта России, учебник Э. М. Раковской и Бариновой «Физическая география России» 8 класс, репродукции картины Куинджи «Днепр утром», Сэнгэцохио «Архунский водопад». Магнитофон, музыкальные фрагменты Шуберт «Ave Maria», Чайковский «Увертюра», Хачатурян «Танец с саблями», репродукция картины Флавицкого «Княгиня Тараканова», карточки- тесты «Речная система», контурные карты, простой карандаш, таблица расхода воды в быту и сельском хозяйстве.

Ход урока:

Организационный момент (30с.).

Объяснение нового материала(35 мин.).

Здравствуйте уважаемые ребята и гости. Сегодняшний урок я хотела бы начать с того, что уходящий 2003г. международной организацией ООН был назван - Всемирным годом пресной воды.

Тема урока: Голубые глаза России. Водные ресурсы и реки России.

Цель урока: Познакомиться с водными ресурсами России, их размещением на территории России, дать их оценку. Выявить особенности рек, хозяйственной оценкой. Охраной вод.

Я прошу Вас, быть внимательными и активными.

Так что же такое вода?

Бесцветная жидкость, налитая в стакан, или

Бесценная жидкость, дающая жизнь всему живому?

Ю. Сенкевич.

На доске:

Голубые глаза России. Водные ресурсы. Реки.

Какую роль в жизни человека играет вода?

Вода – жизнь!

Вода уникальна и ничем не заменима. На Земле нет ни одного даже самого примитивного существа и ни одного растения, которое могло бы обойтись без воды!

Растения – 80 – 99 %

Животные на 75 % .

Потеря 6 -8 % влаги от веса тела вызывает тяжелое состояние, а если потери достигают 10 -12% - перестает биться сердце.

Учитель: Ребята, врачи рекомендуют вам носить с собой бутылку воды и пить когда хочется.

Мозг человека -86 % воды. Если наблюдается ее нехватка, то вы заторможены, снижается и память и внимание.

Какую работу вода выполняет в жизни людей?

- Участник биологических, технологических процессов, без воды невозможна работа промышленности, транспорта, строительства, теплоноситель, главный санитар!

Проанализируем столбчатую диаграмму расхода воды на стр . 76 .

Что мы видим?

На этом рисунке с помощью столбиков дан расход пресной воды на производство 1т продукции. Больше всего расходует сельское хозяйство. Самые большие затраты пресной воды расходуются на производство льняных тканей, целлюлозы, синтетических волокон, стали и чугуна.

В руках у учителя таблица.

Расход воды в быту:

чистка зубов

7 л.

слив воды в туалет

20 л.

принятие душа в течение 6 мин.

100 л.

принятие ванны

140 л.

мытье посуды под краном

110 л.

стирка в стиральной машине

230 л.

При выращивании 1 тонны с/ х растений:

пшеницы – 1,5 тыс. тонн

риса – 7 тыс. тонн

хлопка – 10 тыс. тонн.

Учитель задает вопросы по ней, учащиеся отвечают, делают выводы.

Вывод: Пресная вода является важнейшим источником жизни человека, без воды ничего нельзя было бы произвести, а все живое погибло.

Главным потребителем пресных вод в мире и в России является с/ х.

Что такое внутренние воды?

Откройте стр.77 рис.41.

На рис.41 мы видим состав В. в.

Что еще может рассказать эта схема?

Внутренние воды связаны с компонентами природы: климатом, рельефом, растительностью, почвами и деятельностью человека.

 

Почему связь обратна?

В природе всё взаимосвязано. От рельефа характер течения, вода меняет рельеф. От климата количество осадков текущего года, полноводность рек, почвы. Изменяются при недостатке воды или при избыточном увлажнении.

 

Откроем тетради и запишем определение водных ресурсов.

Водные ресурсы- те внутренние воды, которые человек мог бы использовать в н\х.

Сегодня мы рассмотрим реки.

Выполним контрольный диктант по теме «Речная система», определим ваш исходный уровень знаний о реках.

Учитель раздаёт всем вопросы географического диктанта.

Внимательно прочитайте вопросы и варианты ответов, определите правильный ответ. Напротив номера вопроса напишите букву, которая соответствует правильному ответу. На работу отводится 4 минуты.

Ответы:

А - исток, Б - речная системе, В - река, Г- водораздел, Д- озеро, Е- водопад, Ж - устье, З - бассейн, И - дельта, К - русло.

Место, где начинается река.

Место впадения реки в море, озеро, другую реку.

Углубление в речной долине, по которой река течёт постоянно.

Низменность перед впадением реки в море, на которой река делится на множество рукавов.

Территория, с которой стекает в данную реку подземные и поверхностные воды.

Река, со всеми её притоками.

Граница между бассейнами.

Поток воды, текущий в углублении называемом руслом.

Скопление воды в природном углублении на суше.

10.Павшие воды с высокого уступа.

Оценка: Шифр:

10 правильных ответов- «5» 1. А,2. Ж,3. К,4. И,5 З.6 Б, 7 Г,

8-9 -------------------- - «4» 8. В, 9 Д, 10 Е.

6-7 -------------------- - «3»

меньше 6 ------------ - «2»

Ребята проверяют сами друг друга, ставят оценки.

Богата ли Россия реками?

Россия – страна великих речных систем.

Почему реки так привлекают человека?

Различные сферы деятельности человека связаны с реками: рыболовство, судоходство, отдых, земледелие.

Учитель: Сергий Радонежский основал свою обитель далеко от воды. Он хотел выполнять эту тяжёлую повинность, носить воду, во славу Божью. Но когда обитель разрослась, стали стекаться люди со всей России, монахам стало тяжко носить воду. Они возроптали. Сергий вошел в дремучий лес, ударил посохом о Землю, из неё стал бить родник, дающий начало реке.

Но мы люди смертные, поэтому стараемся для облегчения жизни селиться ближе к рекам.

Выступление учащегося готовится заранее.

Шуберт «Ave Maria », картина Куинджи « Днепр утром».

Выступление учащегося.

Реки удивительны и привлекательны в различных направлениях. Реки повлияли не только на различные виды хозяйственной деятельности человека, но так же культуру, распространение религий, традиции, одежду. Многие художники писали реки. Одним из самых знаменитых среди них был Куинджи, которого всегда привлекала природа, ее единение с человеком.

Степь в картине « Днепр утром» не только могуча, но и прекрасна. Справа в картине в тающем мареве неторопливо катит свои воды Днепр. Широки и плавны его повороты. Цветением степных трав художник подчеркивает красоту и силу Земли. Крошечный пароходик на широкой ленте Днепра и высоко парящий в небе степной орел оживляет пейзаж, и дают зрителю почувствовать масштабность земных и небесных просторов.

Музыкальный фрагмент Римский- Корсаков « Увертюра ». Демонстрация картины Водопад Сэнгэцохио.

Выступление учащегося.

Терек воет, дик и злобен

Меж утесистых громад

Бури плач его подобен

Слезы брызгами летят.

М.Ю.Лермонтов.

Учитель:

Река, из чащи вырастая,

Немая, светлая, густая,

Как бы летая из стекла

Едва текла,

Пора разливов миновала

Река ничем не выдавала,

Что целый мир

В глубинах вод

Она несёт.

Своё пружинистое тело,

Закутав в мягкие леса

Она белела и алела

И отражала небеса.

Павлинов.

О какой реке по характеру течения идёт речь?

Подтвердите это строками стихотворения или картиной.

Какие чувства возникают при прослушивании музыкального фрагмента?

Кто назовёт произведение и композитора?

- Быстрое течение, брызги, дикая, злая река. Русло в горах, много водопадов, уступов, порогов.

- Возможно ли судоходство по таким рекам?

Судоходство не возможно.

- Как человек использует энергию этих рек?

Человек использует силу рек строя ГЭС.

 

Россия богата реками и горными и равнинными.

Давайте, определим по рис. 3 к бассейнам, каких океанов они относятся.

Реки России относятся к бассейнам

3 океанов и области внутреннего стока.

Почему большую площадь территории России

заняли реки бассейна Северного Ледовитого океана.

Это объясняется разнообразием рельефа России. На юге преобладают горы, а на севере низменности, это объясняет направление рек

Давайте покажем их на карте у доски и

Подпишем на контурной карте у истока и устья.

Иртыш, Енисей с Ангарой, Лена с Алданом, Индигирка, Калыма, Печора, Сев. Двина.

Меняется ли характер течения этих рек?

Характер течения рек меняется. В верхнем - горные реки, с узким руслом, каменистые с многочисленными порогами. В низовьях - равнинные реки.

2 место - реки бассейна Тихого океана.

Назовите и покажите их.

Амур, Уссури, Анадырь.

Есть ли отличия от Северных рек?

Да, эти реки, не считая Амура и Анадырь, короткие, быстрые.

С чем это связано?

Особенности горного рельефа Дальнего Востока.

Перечислите реки Атлантического океана.

Эти реки равнинного типа: Зап. Двина, Днепр, Нева, Дон.

Что вы скажите об обл. внутреннего стока?

Область внутреннего стока занимают большую площадь.

Назовите крупные реки этой области.

Волга, Ока, Кама, Урал. Впадают в бессточное озеро-море Каспийское.

Отчего зависит густота речной системы?

От природных условий, рельефа, климата растительности.

Видим, что хоть Россия и богата внутренними водами, а распределены они неравномерно. В европейской части страны, где живет 70% населения, сосредоточено 20% водных ресурсов.

Где сосредоточена основная масса водных объектов?

Основная масса водных объектов сосредоточена в зоне избыточного увлажнения.

Стр. 84 рис.39.

Для хозяйственной оценки рек требуется знание её характеристики.

Дома из учебников выписать определения в тетрадь: падение, уклон, половодье, межень, паводок.

Источники питания рек России могут быть разными – дождевые, снеговые, грунтовые, ледниковые.

У рек Росси преобладает смешанное питание.

Ребята, меняется ли количество воды в реке в течение года?

Да, уровень воды колеблется в течение года. Но преобладает снеговое питание.

В какое время наблюдается половодье?

По рис. 42 типы водного режима мы видим, что у большинства рек России половодье наблюдается весеннее. А в северных реках снег тает позднее, поэтому половодье летнее.

Для чего нужно знать водный режим?

Для планирования работы ГЭС, транспорта, лесосплава, чтобы избежать стихийных явлений на реках.

Какие стихийные явления связаны с реками?

Оползни, сели, лавины, эрозия, наводнения.

Музыкальный фрагмент «Танец с саблями» Хачатурян.

Выступление учащихся.

Наводнение на реке – грозное явление. Обычно спокойные реки разбухают, становятся могучими водными потоками. Вода мчится с чудовищной силой: стремительная, коварная, страшная, с водоворотами, клокотанием, ревом, разрушая все на своем пути. Она сокрушает мосты, смывает дороги, дома, опрокидывает автомобили, поезда, размывает дороги, парализует жизнь на ограниченной территории. Люди терпят всё. На реках нашей страны наводнения происходят часто, порою носят катастрофический характер. От волжских наводнений страдают города: Тверь, Н.Новгород, Казань, Самара, Астрахань.

На северных реках причиной наводнения бывают ледяные заторы, образовавшиеся во время ледохода.

Известны Невские наводнения.

Учитель: Репродукция Флавицкого «Княгиня Тараканова». На картине Флавицкого показано наводнение на Неве.

Но как? Мы видим красивую женщину княгиню Тараканову. Которая, выступив против царя, была заточена в Петропавловскую крепость.

Ученик:

Послушайте!

Речушка вдоль околицы текла негромкая

Но мы любили, дети

Её она ведь первою была

Для нас и, значит

Лучшею на свете.

Сейчас в ней всякий хлам,

И ржавь и слизь,

Зелёная и хвощ болотистый вылез

Как будто люди целью задались

Убить её и своего добились.

Перечислить основные виды хозяйственной деятельности человека по загрязнению рек.

Реки имеют ценное природное свойство – способность к самоочищению. Осуществляет планктон, деятельность которого зависит от наличия кислорода, света, тепла.

По рис. 43 «Замерзание и вскрытие рек» определите, сколько месяцев находятся подо льдом северные реки?

Северные реки находятся подо льдом 7 – 8 месяцев. В них мало кислорода, поэтому эти процессы замедленны. В южных реках этот процесс протекает быстрее.

Предложите меры по охране и помощи рекам, которую можете оказать Вы школьники.

Учитель:

Пусть на земле не умирают реки,

Пусть стороной обходит их беда

Пусть чистою останется навеки

Студеная и вкусная вода.

Пусть никогда не зарастает тиной

Тот берег, на котором я стою…

Большие дяди, взрослые мужчины,

Храните речку светлую мою.

Огнецвет.

IV. Закрепление. (1-2 мин.)

Какие вопросы мы рассмотрели?

Для чего нужно было их рассматривать?

Сделайте вывод.

Вода – бесценная жидкость, дающая жизнь всему живому.

Россия богата внутренними водами. Они нужны для развития народного хозяйства.

Водные ресурсы распределяются неравномерно. Зависит от компонентов природы и радиуса увлажнения. Человек нерационально использует водные ресурсы. Нужен новый подход, современные безотходные технологии. Экономно использовать воду в быту, не загрязнять реки.

V. Домашнее задание §16.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.