12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
 Пользовательское соглашение      Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовал
Селивановский Сергей Станиславович125
Россия, Вологодская обл., с.Нюксеница

Бюджетное Общеобразовательное Учреждение

«Нюксенская средняя общеобразовательная школа»

Вологодской области

Конспект интегрированного урока в 10 классе по истории России и основ безопасности жизнедеятельности

Тема: Военная реформа Д.А.Милютина

Автор: Селивановский Сергей Станиславович

Учитель истории 1 квалификационной категории

Преподаватель – организатор ОБЖ –

высшая квалификационная категория

Тема урока: Военная реформа Д.А.Милютина.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель урока: сформировать у учащихся представление о проведении и особенностях военной реформы в России во второй половине 19века.

Задачи: 1) ознакомить с военной реформой в России во второй половине 19 века;

2) вырабатывать навыки самостоятельной работы с историческим источником;

3) активизировать познавательную деятельность учащихся через выполнение ряда заданий;

4) воспитывать нравственные качества и патриотизм учащихся.

Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, учебник

«История России» 10 класс, учебник «Основы безопасности жизнедеятельности» 10 класс, рабочие тетради по ОБЖ 10 класс, презентация.

Литература: «Свод военных постановлений 1869 года»; «Устав о воинской повинности» (январь 1874 год).

Ход урока:

Организационный момент.

Учитель приветствует детей, проверяет готовность класса к уроку.

Изучение нового материала.

Эпиграф к уроку: «Цель оправдывает средства» (Н. Макиавелли).

Задание на урок: составить опорную схему урока.

Урок лучше всего начать с небольшого повторения пройденного материала.

- Что такое реформа? (Это преобразование, изменение, переустройство каких-либо сторон общественной жизни, не затрагивающее основ существующей социальной структуры).

- Что такое военная реформа? (Это комплекс кардинальных изменений в военно-политической, военно-экономической, военно-правовой, военно-научной, военно-технической и собственно военной сферах.

- Вспомните, какая система комплектования армии существовала в России? (Рекрутская повинность.)

- Какие недостатки со временем обнаружились в этой системе набора в армию? (От определённого числа мужчин на военную службу шло определённое число рекрутов. Оставшееся мужское население военной подготовки не проходило. Следовательно, обученных военному делу людей в запасе не было, и в случае войны быстро увеличить численность армии было невозможно. Например, в Отечественную войну 1812 года пришлось прибегнуть к формированию народных ополчений.

- Что такое всеобщая воинская повинность? (Это установленная законом обязанность для всех граждан нести военную службу в вооружённых силах нашей страны.)

Вопрос классу: почему назрела военная реформа в нашей стране? Учитывая знания, полученные на предыдущих занятиях учащиеся дают примерный ответ.

1)Неудачи в Крымской войне;

2)Слабости во внутренней организации войска;

3)Несовершенство системы Военного и Морского министерства;

4)Слабая подготовка офицерского состава;

5)Система жестоких наказаний для солдат;

6)снаряжение солдат было тяжёлым и неудобным;

7)Наличие гладкоствольного, а не нарезного оружия.

Выяснив причины реформы, учащиеся проводят «мозговой штурм» и делают выводы о том, какие шаги нужно предпринимать далее. Ответ может оказаться неполным, но некоторые меры для улучшения положения армии, учащиеся могут озвучить.

а) перевооружение армии;

б) пополнение офицерского состава квалифицированными кадрами;

в) изменение тактических приёмов;

г) улучшение руководства вооружёнными силами;

д) снижение срока службы;

е) отмена рекрутской системы комплектования армии.

Проведение реформы было поручено военному министру при Александре II, Дмитрию Алексеевичу Милютину. (краткое сообщение делает один из учащихся, которому задание было дано заранее.)

Основные положения реформы.

Учащиеся получают раздаточный материал – отрывки из «Свода военных постановлений 1869 года»

«1. Военно-сухопутные силы Российской империи состоят из постоянных войск и государственного ополчения.

2. Постоянные войска составляют: армия и запас армии (регулярные войска), войска казачьи и войска из инородцев.

3. К общему составу регулярных войск принадлежат: 1)корпуса офицеров: генерального штаба и инженеров – военных и местных и 2)офицеры военно-учебного и военно-судебного ведомств.

4. Войска регулярные разделяются: 1)по роду службы и назначению: на полевые, крепостные, резервные, запасные, местные части и команды вспомогательного назначения; 2)по оружию – на пехотные, кавалерийские, артиллерийские и инженерные; 3)по правам и преимуществам – на гвардейские и армейские; 4)по порядку управления и в строевом отношении – на корпуса, дивизии, полки…»

Вопросы к документу.

- Какое было устройство войск?

- Каков был состав войск?

Отрывок из «Устава о воинской повинности» ( январь 1874 года).

Глава 1.

«Положения общие.

Защита престола и отечества есть священная обязанность каждого русского подданного. Мужское население, без различия состояний, подлежат воинской повинности.

2. Денежный выкуп от военной повинности и замена охотников не допускаются.

Постоянные вооружённые силы состоят из войск сухопутных и морских.

Постоянные сухопутные войска составляют:

а) армия, пополняемая ежегодными наборами людей со всей Империи;

б) запас армии, служащий для приведения войск в полный состав и состоящий из людей, уволенных до выслуги полного срока службы;

в) казачьи войска, - и

г) войска, образуемые из инородцев.

8. Морские силы состоят из действующих команд и запаса флота.

10. Поступление на службу по призывам решается жребием, который вынимается единожды на всю жизнь. Лица, по номеру вынутого им жребия, не подлежащие поступлению в постоянные войска, зачисляются в ополчение.

14. Ежегодный призыв к исполнению воинской повинности и назначение на службу по жребию производится с 1 ноября по 15 декабря, а в Сибири – с 15 октября по 31 декабря.

Глава II.

17.Общий срок службы в сухопутных войсках, для поступающих по жребию, определяется в 15 лет, из которых шесть лет действительной службы и девять лет в запасе. Из сего правила допускается исключение для людей, назначаемых в войска Туркестанского военного округа, а также в войска, расположенные в областях: Семипалатинской, Забайкальской, Якутской, Амурской и Приморской. Общий срок службы для них устанавливается в десять лет, из коих семь лет они должны пробыть на действительной службе и три года в запасе.

18. Общий срок службы во флоте определяется в десять лет, из коих семь лет действительной службы и три года в запасе.

23. Чины запаса призываются на действительную службу в случае необходимости привести войска в полный состав. Призыв их совершается Высочайшими указами Правительствующему Сенату.

Глава III.

62. Освобождаются от воинской повинности:

1) священнослужители всех христианских вероисповеданий;

2) православные псаломщики, окончившие курс в духовных семинариях и академиях…

63. 1) имеющие степень доктора медицины или лекаря, магистра ветеринарных наук или фармации…

2) пенсионеры императорской академии художеств, отправленные за границу на казённый счёт для усовершенствования в художественном образовании.

3) преподающие в учебных заведениях…»

Вопросы к документу:

- Каков порядок пополнения армии?

- Из кого формировались вооружённые силы?

- Как осуществлялся призыв на военную службу?

- Когда происходит призыв на военную службу из запаса?

- Какой срок службы в вооружённых силах?

- Кто освобождается от призыва на военную службу?

Для более полного ответа на последний вопрос, можно использовать учебник «Истории России» , параграф 31.

Используя этот же учебник, ответить на следующие вопросы:

- что было сделано в области военного образования?

- какие новые виды вооружения были введены в вооружённых силах?

Для полного усвоения материала используется презентация по теме.

Для обобщения учащимся можно предложить выделить основные этапы военной реформы.

1)а) децентрализация военного управления;

б) Россия была поделена на военные округа;

в) на командующего возлагалось командование всеми войсками, находящимися в округе;

2) а) повышение качества военного образования;

б) кадетские корпуса;

в) военные училища;

г) Юнкерские училища;

д) военные гимназии;

е) военные академии.

3) а) железнодорожное строительство;

б) телеграфная связь;

в) телефонная связь.

4) а) новый способ комплектования армии;

б) замена рекрутского набора всеобщей воинской повинностью.

Используя учебник «Истории России» и «Основ безопасности жизнедеятельности», выделить , какие положительные изменения произошли в наших вооружённых силах после реформы?

Новая система комплектования нашей армии;

Сократился срок службы;

Началось перевооружение вооружённых сил;

Распространение грамотности среди населения (всех солдат во время службы обучали грамоте. До 80% призывников были неграмотны);

Ликвидирована кастовость офицерского корпуса.

Какое было значение военной реформы:

- усилилась боеспособность армии;

- в России появилась массовая армия, которая соответствовала требованиям времени.

III. Рефлексия.

Проверка опорного конспекта.

Содержание

Цели

Предпосылки

 

 

Устранение военной отсталости;

Создание массовой армии

Превращение русской армии в массовую;

Введение всесословной воинской повинности;

Создание резервных войск для развертывания армии в военное время;

Сокращение сроков службы с 25 до 6 лет;

Освобождение от службы народов Севера, Средней Азии, некоторых народов Кавказа, Сибири, служителей культа;

Предоставление льгот по образованию;

Образование 15 военных округов;

Проведение военно – судебных реформ;

Создание всесословных военных и юнкерских училищ;

Перевооружение нарезным стрелковым оружием и артиллерией;

Переход к паровому флоту;

Разработка новых уставов и наставлений;

Совершенствование системы управления

Отмена крепостного права;

Развитие капиталистических отношений;

Рост технического оснащения армии;

Необходимость преодоления военной отсталости России, выявившейся в ходе Крымской войны

 

Опорный конспект может быть у каждого учащегося индивидуальным.

 

IV. Подведение итогов.

V .Домашнее задание: история – параграф 31, обж – параграф 1.1


Раздаточный материал.

«Свод военных положений 1869 года».

«1. Военно-сухопутные силы Российской империи состоят из постоянных войск и государственного ополчения.

2. Постоянные войска составляют: армия и запас армии (регулярные войска), войска казачьи и войска из инородцев.

3. К общему составу регулярных войск принадлежат: 1)корпуса офицеров: генерального штаба и инженеров – военных и местных и 2)офицеры военно-учебного и военно-судебного ведомств.

4. Войска регулярные разделяются: 1)по роду службы и назначению: на полевые, крепостные, резервные, запасные, местные части и команды вспомогательного назначения; 2)по оружию – на пехотные, кавалерийские, артиллерийские и инженерные; 3)по правам и преимуществам – на гвардейские и армейские; 4)по порядку управления и в строевом отношении – на корпуса, дивизии, полки…»

 

«Устав о воинской повинности» (январь 1874 года).

Глава 1.

«Положения общие.

Защита престола и отечества есть священная обязанность каждого русского подданного. Мужское население, без различия состояний, подлежат воинской повинности.

2. Денежный выкуп от военной повинности и замена охотников не допускаются.

Постоянные вооружённые силы состоят из войск сухопутных и морских.

Постоянные сухопутные войска составляют:

а) армия, пополняемая ежегодными наборами людей со всей Империи;

б) запас армии, служащий для приведения войск в полный состав и состоящий из людей, уволенных до выслуги полного срока службы;

в) казачьи войска, - и

г) войска, образуемые из инородцев.

8. Морские силы состоят из действующих команд и запаса флота.

10. Поступление на службу по призывам решается жребием, который вынимается единожды на всю жизнь. Лица, по номеру вынутого им жребия, не подлежащие поступлению в постоянные войска, зачисляются в ополчение.

14. Ежегодный призыв к исполнению воинской повинности и назначение на службу по жребию производится с 1 ноября по 15 декабря, а в Сибири – с 15 октября по 31 декабря.

Глава II.

17.Общий срок службы в сухопутных войсках, для поступающих по жребию, определяется в 15 лет, из которых шесть лет действительной службы и девять лет в запасе. Из сего правила допускается исключение для людей, назначаемых в войска Туркестанского военного округа, а также в войска, расположенные в областях: Семипалатинской, Забайкальской, Якутской, Амурской и Приморской. Общий срок службы для них устанавливается в десять лет, из коих семь лет они должны пробыть на действительной службе и три года в запасе.

18. Общий срок службы во флоте определяется в десять лет, из коих семь лет действительной службы и три года в запасе.

23. Чины запаса призываются на действительную службу в случае необходимости привести войска в полный состав. Призыв их совершается Высочайшими указами Правительствующему Сенату.

Глава III.

62. Освобождаются от воинской повинности:

1) священнослужители всех христианских вероисповеданий;

2) православные псаломщики, окончившие курс в духовных семинариях и академиях…

63. 1) имеющие степень доктора медицины или лекаря, магистра ветеринарных наук или фармации…

2) пенсионеры императорской академии художеств, отправленные за границу на казённый счёт для усовершенствования в художественном образовании.

3) преподающие в учебных заведениях…»

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.