Методическое описание мастер-класса для педагогов-вокалистов «Вокал и анатомия»

2
0
Материал опубликован 15 February 2022

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования

Дом детского творчества «Союз»

Выборгского района Санкт-Петербурга













Методическое описание мастер-класса для педагогов-вокалистов



«Вокал и анатомия»

























Разработчик:

Решетникова Александра Евгеньевна

педагог дополнительного образования, методист









Санкт-Петербург

2021

Пояснительная записка.

Идея проведения мастер-класса родилась в связи с недостаточными знаниями по анатомии человека педагогов, преподающих вокал. В нашу эпоху развития технологий появилась возможность посмотреть видео-материал, снятый во время сканирования магнитно-резонансным томографом, увидеть как устроено и работает наше тело изнутри, что очень важно для педагогов, работающих с вокалом.

Ход мастер-класса «Вокал и анатомия».

«Более 10 лет преподавания хора в медицинском университете им. И.И. Мечникова, меня сподвигли посмотреть на работу организма во время пения со стороны медицины. Студенты, поющие в хоровом коллективе университета в связи со спецификой будущей своей специальности, размышляют о вокале совсем по-другому нежели другие ученики, думают с точки зрения анатомии. В ходе наших с ними обсуждений, появились вопросы, которые я и хочу осветить на мастер-классе».


«Знаете ли в, что у детей до 5 лет не сформированы головные резонаторы? Дело в том, что у детей до этого возраста не сформировались лобные пазухи, то есть там попросту нет пустот, поэтому и резонатор не будет работать как надо. Есть определенные анатомические факты, напрямую связанные с вокалом, которые надо знать педагогу вокалисту, чтобы правильно учесть индивидуальность организма своего обучающегося и подобрать подходящий для него метод работы. Сегодня мы с вами заглянем внутрь человека, по смотрим как «наш вокальный механизм работает изнутри.

Все мы знаем про певческую, опору, что она как фундамент для дома, если активно работает, то и голос стабилен, устойчив. При правильно поставленной опоре можно спокойно заниматься расширением диапазона, смело пробовать работать над высоким нотами в пении. Но как все это выглядит внутри? Разберемся.

t1644921117aa.png

Диафрагма. Мышца, которая разделяет грудную и брюшную полости. На фото хорошо видно ее расположение – она покрывает желудок, печень, почки, на нее опираются легкие. Как она работает?

t1644921117ab.png



При вдохе она опускается, и, соответственно, поднимается при выдохе.

Теперь посмотрим видео-материал процесса работы диафрагмы.

https://www.youtube.com/watch?v=woF27OTFKEo (без звука до 00:45)

https://www.youtube.com/watch?v=sw0OcHx3i-I (без звука)

Как вы думаете куда она движется во время пения? Да, верно, вниз. Например, при пении гаммы вверх, диафрагма постепенно будет приходить в напряжение. Таким образом она сдерживает воздух в легких. Не будет пения «на выдохе», будет обеспечен качественный звук при пении вверх или пение высоких нот. Исходя из того, что работа диафрагмы различается при обычном вдохе-выдохе и при пении, необходимо подбирать различные упражнения, способы, методы работы, подходящие для ваших обучающихся для обеспечения хорошей певческой опоры.

t1644921117ac.pngt1644921117ad.png

Помимо диафрагмы, существует множество мышц живота, работающих при пении. Мы рассмотрим основные: прямые, косые (внутренние и наружные) и поперечная.

Мышцы живота.

t1644921117ae.pngt1644921117af.jpgt1644921117ag.pngt1644921117ah.jpg

Сокращаясь (напрягаясь), мышцы живота, помогают диафрагме опускаться, обеспечивая при этом правильную работу певческой опоры.

Посмотрим сагиттальный разрез головы. Джазовое пение, народное, академическое – мы знаем, что это формируется у нас в глотке, так как производство различных звуков (объемных, плоских, открытых или закрытых) происходит за счет изменений объемов полостей.

t1644921117ai.pngt1644921117aj.png

t1644921117ak.png

Осмотрим картинку: пазушные, носовые резонаторы, твердое и мягкое нёбо, язык, пищевод, трахея. Разрез гортани: ложные связки, необходимые для замены основных, например, при травме, истинные голосовые связки. В начале нашего мастер-класса упоминалось о резонаторах. Все мы знает, что для резонирования необходима пустая полость, то есть у нас отражает звук кость. Тема для размышления: все вокалисты говорят о грудных резонаторах, а их, по сути, и нет как факта. То есть наши связки находятся выше грудной клетки и звук идет по направлению к глотке. Он не может отражаться в грудной клетке. Существует некоторая вибрация, которая идет по всему телу и ее путают с резонированием грудной клетки.

Посмотрим на видео как работают голосовые связки.

Работа связок: ссылки 3. 3а Обратите, пожалуйста, внимание на частоту колебаний.

https://www.youtube.com/watch?v=a2ddJrCT5zw

Похоже на пархающую бабочку. Мы с вами заметили, что пение в низком регистре колебание связок гораздо реже, чем на высоких. Так же, чем выше пение, тем более растягиваются связки.

От размера голосовых связок зависит тембр и диапазон голоса.

Посмотрим на видео как работают наши мышцы при пении в глотке. https://yandex.ru/video/preview/?filmId=10557867315819546602&from=tabbar&parent-reqid=1613133278671373-2521539515279905391-balancer-knoss-search-yp-vla-18-BAL14710-production-app-host-man-web-yp-330&text=работа+мягкого+неба

Посмотрите, как двигается мягкое нёбо. Обратите внимание на работу языка. Существует мнение, что задняя спинка или корень языка у русских заваливается внутрь в отличие от итальянцев, поэтому, некоторым рекомендуется располагать его, положив на нижние зубы, немного высовывая. Видите, на сколько язык – большая мышца, а он у нас отвечает за дикцию. Поэтому не стоит бояться применять даже сложные приемы работы над дикцией, конечно, исходя из индивидуальных особенностей вашего обучающегося».









t1644921117al.png

t1644921117am.png









«Гигиена голоса. В здоровом теле – здоровый дух и голос. Не считая патологических случаев, здоровый голосовой аппарат – это здоровое тело, ведь все оно участвует в пении. Наш организм – это наш инструмент. Поэтому, помимо основных советов не пить холодное, не кричать громко, не есть семечки, шоколад перед вокалом, хотелось пожелать время и возможности заниматься своим физическим здоровьем».









Источники:

Привес М.Г., Лысенков Н.К., Бушкович В.И «АНАТОМИЯ ЧЕЛОВЕКА». Издание девятое, переработанное и дополненное.

Курепина М.М., Ожигова А.П., Никитина А.А. Анатомия человека. Учебник для студентов высших учебных заведений/М Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.

Интернет источники.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.