Методическое описание мастер-класса для педагогов-вокалистов «Вокал и анатомия»

8
1
Материал опубликован 18 May 2021

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования

Дом детского творчества «Союз»

Выборгского района Санкт-Петербурга













Методическое описание мастер-класса для педагогов-вокалистов



«Вокал и анатомия»

























Разработчик:

Решетникова Александра Евгеньевна

методист









Санкт-Петербург

2021

Пояснительная записка.

Идея проведения мастер-класса родилась в связи с поверхностными знаниями по анатомии человека педагогов, преподающих вокал. В наше современное время развития технологий появилась возможность посмотреть видео-материал, снятый во время сканирования магнитно-резонансным томографом, увидеть как устроено и работает наше тело изнутри, что очень важно для педагогов, работающих с вокалом.



                                 Ход мастер-класса «Вокал и анатомия».

«Более 10 лет преподавания хора в медицинском университете им. И.И. Мечникова, меня сподвигли посмотреть на работу организма во время пения со стороны медицины. Студенты, поющие в хоровом коллективе университета в связи со спецификой будущей своей специальности, размышляют о вокале совсем по-другому нежели другие ученики, думают с точки зрения анатомии. В ходе наших с ними обсуждений, появились вопросы, которые я и хочу осветить на мастер-классе».

«Знаете ли в, что у детей до 5 лет не сформированы головные резонаторы? Дело в том, что у детей до этого возраста не сформировались лобные пазухи, то есть там попросту нет пустот, поэтому и резонатор не будет работать как надо. Есть определенные анатомические факты, напрямую связанные с вокалом, которые надо знать педагогу вокалисту, чтобы правильно учесть индивидуальность организма своего обучающегося и подобрать подходящий для него метод работы. Сегодня мы с вами заглянем внутрь человека, по смотрим как «наш вокальный механизм работает изнутри».

Все мы знаем про певческую, опору, что она как фундамент для дома, если активно работает, то и голос стабилен, устойчив. При правильно поставленной опоре можно спокойно заниматься расширением диапазона, смело пробовать работать над высоким нотами в пении. Но как все это выглядит внутри? Разберемся.

t1621333866aa.png

Диафрагма. Мышца, которая разделяет грудную и брюшную полости. На фото хорошо видно ее расположение – она покрывает желудок, печень, почки, на нее опираются легкие. Как она работает?

t1621333866ab.png



При вдохе она опускается, и, соответственно, поднимается при выдохе.

Теперь посмотрим видео-материал процесса работы диафрагмы.

https://www.youtube.com/watch?v=woF27OTFKEo (без звука до 00:45)

https://www.youtube.com/watch?v=sw0OcHx3i-I (без звука)

Как вы думаете куда она движется во время пения? Да, верно, вниз. Например, при пении гаммы вверх, диафрагма постепенно будет приходить в напряжение. Таким образом она сдерживает воздух в легких. Не будет пения «на выдохе», будет обеспечен качественный звук при пении вверх или пение высоких нот. Исходя из того, что работа диафрагмы различается при обычном вдохе-выдохе и при пении, необходимо подбирать различные способы, методы работы, подходящие для ваших обучающихся для обеспечения хорошей певческой опоры.

t1621333866ac.pngt1621333866ad.png

Помимо диафрагмы, существует множество мышц живота, работающих при пении. Мы рассмотрим основные: прямые, косые (внутренние и наружные) и поперечная.

Мышцы живота.

t1621333866ae.pngt1621333866af.gift1621333866ag.pngt1621333866ah.gif

Сокращаясь (напрягаясь), мышцы живота, помогают диафрагме опускаться, обеспечивая при этом правильную работу певческой опоры.

Посмотрим сагиттальный разрез головы. Джазовое пение, народное, академическое – мы знаем, что это формируется у нас в глотке, так как производство различных звуков (объемных, плоских, открытых или закрытых) происходит за счет изменений объемов. полостей.

t1621333866ai.pngt1621333866aj.png

t1621333866ak.png

Осмотрим картинку: пазушные, носовые резонаторы, твердое и мягкое нёбо, язык, пищевод, трахея. Разрез гортани: ложные связки, необходимые для замены основных, например, при травме, истинные голосовые связки. В начале нашего мастер-класса упоминалось о резонаторах. Все мы знает, что для резонирования необходима пустая полость, то есть у нас отражает звук кость. Тема для размышления: все вокалисты говорят о грудных резонаторах, а их, по сути, и нет как факта. То есть наши связки находятся выше грудной клетки и звук идет по направлению к глотке. Он не может отражаться в грудной клетке. Существует некоторая вибрация, которая идет по всему телу и ее путают с резонированием грудной клетки.

Посмотрим на видео как работают голосовые связки.

Работа связок: ссылки 3. 3а Обратите, пожалуйста, внимание на частоту колебаний.

https://www.youtube.com/watch?v=a2ddJrCT5zw

Похоже на пархающую бабочку. Мы с вами заметили, что пение в низком регистре колебание связок гораздо реже, чем на высоких. Так же, чем выше пение, тем более растягиваются связки.

От размера голосовых связок зависит тембр и диапазон голоса.

Посмотрим на видео как работают наши мышцы при пении в глотке. https://yandex.ru/video/preview/?filmId=10557867315819546602&from=tabbar&parent-reqid=1613133278671373-2521539515279905391-balancer-knoss-search-yp-vla-18-BAL14710-production-app-host-man-web-yp-330&text=работа+мягкого+неба

Посмотрите, как двигается мягкое нёбо. Обратите внимание на работу языка. Существует мнение, что задняя спинка или корень языка у русских заваливается внутрь в отличие от итальянцев, поэтому, некоторым рекомендуется располагать его, положив на нижние зубы, немного высовывая. Видите, на сколько язык – большая мышца, а он у нас отвечает за дикцию. Поэтому не стоит бояться применять даже сложные приемы работы над дикцией, конечно, исходя из индивидуальных особенностей вашего обучающегося.









t1621333866al.png

t1621333866am.png









Гигиена голоса. В здоровом теле – здоровы дух и голос. Не считая патологических случаев, здоровый голосовой аппарат – это здоровое тело, ведь все оно участвует в пении. Наш организм – это наш инструмент. Поэтому, помимо основных советов не пить холодное, не кричать громко, не есть семечки, шоколад перед вокалом, хотелось пожелать время и возможности заниматься своим физическим здоровьем».









Источники:

Привес М.Г., Лысенков Н.К., Бушкович В.И «АНАТОМИЯ ЧЕЛОВЕКА». Издание девятое, переработанное и дополненное.

Курепина М.М., Ожигова А.П., Никитина А.А. Анатомия человека. Учебник для студентов высших учебных заведений/М Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.

Интернет источники.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Александра Евгеньевна, благодарю за возможность "увидеть" человека в такой необычной проекции!

19 May 2021