Авторская учебная программа на тему «Биология. Основные вопросы»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1 ИМЕНИ А.А.ПЕРВЕНЦЕВА СТАНИЦЫ НОВОПОКРОВСКОЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НОВОПОКРОВСКИЙ РАЙОН
ПРИНЯТО Утверждаю:_________
Педагогическим советом Директор МАОУ СОШ №1
МАОУ СОШ №1 Н.А. Трубчанинов
Протокол №__ Приказ № ___
От «__» _______2021 г. от «___» _____ 2021 г.
Рабочая программа
элективного курса
Биология. Основные вопросы
Класс: 9
Составитель программы:
учитель биологии
Веретенникова Е.Е.
Программа элективного курса по биологии " Биология. Основные вопросы. "
Предисловие
Одна из основных задач элективного курса «Биология. Основные вопросы» является формирование и расширение основных биологических понятий полученных при изучении курса «Биология» 6–7 классов. Программа разработана на основе базисного учебного плана , рассчитана на 34 часа в год (час в неделю). Данный элективный курс помогает школьникам изучить сложные вопросы программы биологии, которые встречаются в контрольно-измерительных материалах при итоговой аттестации. С этой целью определены практические задания и лабораторные работы, которые помогут обучающимся закрепить изученный материал, вспомнить навыки работы с микроскопом, систематизировать материал по биологии. В данном элективном курсе «Биология. Основные вопросы» уделяется достаточно времени для изучения курса ботаники, так как по этому разделу возникает много вопросов при подготовке к итоговой аттестации, обучающиеся забывают основные термины и понятия к 9 классу. При изучении курса школьники изучают необходимый материал из учебных пособий , из интернет ресурсов и дополнительной литературы, выполняют лабораторные работы, которые помогут закрепить полученные знания и применить их на практике. В курсе предусмотрены контрольные работы, выполняя которые обучающиеся закрепляют материал. Все занятия проходят при использовании лабораторного оборудования кабинета биологии, таблиц, интернет ресурсов. Вопросы, которые рассматривает данный курс, рассчитан на учащихся 9 класса.
Введение
Кур с р ассчитан н а 34 учебн ых часа. Изучение курса поможет учащимся 9-х классов успешнее подготовиться к государ ствен н ой итоговой аттестации. Элективн ый кур с «Биология. Осн овн ые вопр осы» составлен для обучающихся 9-х классов, которые планируют обучаться пр офильн ом 10 классе.
Цель кур са: качественная подготовка к итоговой аттестации по биологии, развитие универсальных учебных действий через умения выделять общие закономерности, давать характеристики, классифицировать, систематизировать, устанавливать причинно-следственные связи.
Задачи кур са:
Научить обучающихся самостоятельно формулировать общие закономерности характерные для живых организмов.
Развитие у школьников умений самостоятельно находить нужные сведения в информационном поле.
Фор мир ован ие умен ий по созданию алгоритма деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Создавать в сознании учащихся ассоциации между изучаемыми понятиями и законами науки, разнообразными процессами и жизненными явлениями.
Р азвитие коммун икативн ых учебных действий учащихся, направленных на межличностное общение, кооперацию, формирование личностной и познавательной рефлексии.
Осн овн ые тр ебован ия к зн ан иям и умен иям.
Учащиеся должн ы зн ать:
- стр оен ие клеток живых организмов;
- виды ткан ей ор ган измов, их строение;
- способы питан ия гетеротрофов и автотрофов;
- пр оцесс фотосин теза и его р оль в эволюции живых организмов;
- стр оен ие кор н я, функции и значение егов жизни растения;
- стр оен ия цветка, понятие двойн ого оплодотвор ен ия у цветковых растений;
- измен ен ия у р астен ий в ходе эволюции и их пр ичин ы.
Учащиеся должн ы уметь:
- р аботать с микр оскопом;
- ср авн ивать стр оен ие клеток живых организмов;
- р аботать с Ин тер н ет ресурсами и находить н еобходимый матер иал;
- при пр оведении лабораторных работ делать выводы н а осн ове получен н ых р езультатов.
Методическое и техн ическое обеспечен ие кур са:
- обор удован ия для пр оведен ия лабор атор н ых и пр актических р абот;
- компьютер, мультимедийная установка;
- н аглядн ые пособия, таблицы, влажные препараты, гербарий.
Содер жан ие тем учебн ого кур са (34 часов).
Введен ие в курс (1 час).
Биология – н аука о живых ор ган измах. Цар ства живой природы. Р оль биологии в формировании современной картины мира, в практической деятельности людей. Методы изучения живых объектов. Научное оборудование и приборы.
Лабор атор н ая р абота.№ 1 «Зн акомство с микроскопом».
Клетка и ткан и живых ор ган измов (8 часов).
Клетка – един ица строения, роста и развития ор ган изма. Строение прокаритоических и эукаритоических клеток. Особен н ости ткан ей р астительн ого ор ган изма Самовоспроизведение клеток. Обмен веществ в клетках растений, животных, грибов, бактерий.
Лабор атор н ые р аботы:
№ 2 «Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом».
№ 3 «Р ассматр иван ие мукора под микроскопом».
№ 4 «Рассматривание основной ткани листа»
№ 5 «Строение тканей животных»
№ 6 «Митоз в клетах кор ешка лука»
№ 7 «Плазмолиз и деплазмолиз клеток кожицы лука»
Систематика живой природы (3 часа)
Систематика живой природы. Царство Бактерий, особенности строения и жизнедеятельности, роль в природе и жизни человека. Общая хар актер истика царства гр ибов, р астен ий и животн ых и особен н ости их стр оен ия.
Способы питан ия ор ган измов (4 часа).
Способы питан ия ор ган измов. Автотр офн ое питан ие. Механ изм пр оцесса фотосин теза. Световая и темн овая фазы фотосин теза. Хемосин тез. Гетер отр офн ое питан ие ор ган измов.Пластический и энергетический обмен.
Лабор атор н ая р абота № 8 «Р ассматр иван ие клеток мякоти листа».
Роль корней в жизни растений (2 часа).
Виды корней. Типы кор н евых систем. Рост корня. Ткани. Зоны корня. Основные функции тканей корня. Поглощение воды и минеральных солей.Р оль кор н евого давлен ия.
Лабор атор н ые р аботы.
№ 9 «Изучен ие стрежневых и мочковатых корневых систем».
№ 10 «Рассматривание корневых волосков и чехлика молодого корешка под микроскопом».
Значение стебля (2 часа).
Стебель. Рост стебля в длину. Внутреннее строение древесного стебля в связи с его функциями. Пер емещен ие питательн ых веществ по стеблю. Рост стебля в толщину. Образование годичных колец. Видоизмененные побеги. Корневище, клубень, луковица, их строение и значение.
Лабор атор н ая р абота № 11 «Рассатривание внутреннего строения древесного стебля».
Стр оен ие цветка и его р оль (5 часов).
Цветок – орган генеративного размножения . Стр оен ие и значение в жизни растений. Стр оен ие главн ых ор ган ов цветка. Соцветия и их биологическое значение. Перекрестное опылениенасекомыми, ветром. Самоопыление и искусственное опыление. Двойн ое оплодотвор ен ие у р астен ий. Образование плодов и семян.
Лабор атор н ые р аботы.
№ 12 «Изучен ие стр оен ия цветка».
№ 13«Ознакомление с различными видами соцветий».
Мн огообр азие цветковых р астен ий (5 часов).
Многообразие и классиикация цветковых растений. Деление на группы. Осн овн ые семейства и их особен н ости. Пр едставители семейств.Значение в природе и жизни человека.
Лабор атор н ая р абота№ 14 «Выявление признаков семейства злаков по внешнему строению пшеницы».
Развитие растительного мира (3 часа).
Развитие растительного мира. Многообразие и происхождение растений. Доказательства исторического развития растений. Главные ар омор фозы в эволюции р астен ий.
Защита твор ческих проектов (1 ур ок).
Календарн о-тематическое план ир ован ие (34 часа).
Название разделов и темы ур оков |
Кол-во часов |
Дата проведения |
Лабор атор н ые р аботы |
Текущий контроль |
||||
план |
факт |
|||||||
Введен ие Ур ок № 1. Биология- наука о живых организмах. Цар ства живой природы. Р оль биологии в формировании современной картины мира, в практической деятельности людей. Методы изучения живых объектов. Научное оборудование и приборы. |
1 ч. |
|
|
л/р 1. «Зн акомство с микроскопом» |
|
|||
Клетки и ткан и ор ган измов |
8 ч. |
|
|
|
||||
Ур ок № 2. Клетка – един ица строения, роста и развития ор ган изма. |
|
|
|
л/р № 2. «Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом». |
|
|||
Ур ок № 3. Строение прокаритоических и эукаритоических клеток. |
|
|
|
л/р № 3. «Р ассматр иван ие мукора под микроскопом». |
|
|||
Ур ок № 4. Строение прокаритоических и эукаритоических клеток. |
|
|
|
|
К/р “Строение клетки” |
|||
Ур ок № 5. Особен н ости ткан ей р астительн ого ор ган изма |
|
|
|
л/р № 4 «Рассматривание основной ткани листа» л/р № 5 «Строение тканей животных» |
|
|||
Ур ок № 6. Самовоспроизведение клеток. |
|
|
|
л/р № 6 «Митоз в клетах кор ешка лука» |
|
|||
Ур ок № 7. Обмен веществ в клетках растений, животных, грибов, бактерий. |
|
|
|
л/р № 7 «Плазмолиз и деплазмолиз клеток кожицы лука» |
|
|||
Ур ок № 8. Обмен веществ в клетках растений, животных, грибов, бактерий. |
|
|
|
|
|
|||
Ур ок № 9. Обобщающий ур ок. |
|
|
|
|
К/р «Ткани» |
|||
Систематика живой природы. |
3 ч. |
|
|
|
||||
Ур ок № 10. Систематика живой природы. |
|
|
|
|
|
|||
Ур ок № 11. Царство Бактерий, особенности строения и жизнедеятельности, роль в природе и жизни человека.(семин ар ) |
|
|
|
|
|
|||
Ур ок № 12. Общая хар актер истика царства гр ибов, р астен ий и животн ых и особен н ости их стр оен ия. (семин ар ) |
|
|
|
|
|
|||
Способы питан ия ор ган измов |
4 ч. |
|
|
|
||||
Ур ок № 13. Способы питан ия ор ган измов. |
|
|
|
|
Тест “Питан ие ор ган измов” |
|||
Ур ок № 14. Автотр офн ое питан ие. |
|
|
|
л/р № 8 «Р ассматр иван ие клеток мякоти листа». |
|
|||
Ур ок № 15. Механ изм пр оцесса фотосин теза. Световая и темн овая фазы фотосин теза. Хемосин тез. |
|
|
|
|
|
|||
Ур ок № 16. Гетер отр офн ое питан ие ор ган измов. Пластический и энергетический обмен |
|
|
|
|
|
|||
Роль корней в жизни растений |
2 ч. |
|
|
|
||||
Ур ок № 17. Виды корней. Типы кор н евых систем. Рост корня.
|
|
|
|
л/р № 9 «Изучен ие стрежневых и мочковатых корневых систем». |
|
|||
Ур ок № 18. Ткани. Зоны корня. Основные функции тканей корня. Поглощение воды и минеральных солей.Р оль кор н евого давлен ия. |
|
|
|
л/р № 10 «Рассматривание корневых волосков и чехлика молодого корешка под микроскопом». |
|
|||
Значение стебля |
2 ч. |
|
|
|
||||
Ур ок № 19. Стебель. Рост стебля в длину. Внутреннее строение древесного стебля в связи с его функциями.
|
|
|
|
л/р № 11 «Рассатривание внутреннего строения древесного стебля». |
|
|||
Ур ок № 20. Пер емещен ие питательн ых веществ по стеблю. Рост стебля в толщину. Образование годичных колец. Видоизмененные побеги. Корневище, клубень, луковица, их строение и значение. |
|
|
|
|
|
|||
Стр оен ие цветка и его р оль |
5 ч. |
|
|
|
||||
Ур ок № 21. Цветок – орган генеративного размножения . Стр оен ие и значение в жизни растений. |
|
|
|
л/р № 12 «Изучен ие стр оен ия цветка». |
|
|||
Ур ок № 22. Стр оен ие главн ых ор ган ов цветка. |
|
|
|
|
К/р «Строение цветка» |
|||
Ур ок № 23. Соцветия и их биологическое значение. |
|
|
|
л/р №13 «Ознакомление с различными видами соцветий». |
|
|||
Ур ок № 24. Перекрестное опылениенасекомыми, ветром. Самоопыление и искусственное опыление. |
|
|
|
|
|
|||
Ур ок № 25. Двойн ое оплодотвор ен ие у р астен ий. Образование плодов и семян. |
|
|
|
|
К/р «Опыление. Оплодотворение» |
|||
Мн огообр азие цветковых р астен ий |
5 ч. |
|
|
|
||||
Ур ок № 26 Многообразие и классиикация цветковых растений. Деление на группы. |
|
|
|
|
|
|||
Ур ок № 27. Осн овн ые семейства и их особен н ости. Пр едставители семейств. |
|
|
|
л/р №14 «Выявление признаков семейства злаков по внешнему строению пшеницы». |
|
|||
Ур ок № 28. Осн овн ые семейства и их особен н ости. Пр едставители семейств. |
|
|
|
|
|
|||
Ур ок № 29. Значение в природе и жизни человека. |
|
|
|
|
|
|||
Ур ок № 30. Обобщающий урок «Семейства цветковых растений» |
|
|
|
|
К/р «Семейства Однодольных и Двудольных» |
|||
Развитие растительного мира. |
3 часа |
|
|
|
||||
Ур ок № 31. Развитие растительного мира. Многообразие и происхождение растений. Доказательства исторического развития растений. |
|
|
|
|
|
|||
Ур ок № 32 Главные ар омор фозы в эволюции р астен ий. |
|
|
|
|
|
|||
Ур ок № 33. Доказательства исторического развития растений. |
|
|
|
|
|
|||
Ур ок № 34 Защита твор ческих проектов |
1 час |
|
|
|
|
|||
ИТОГО : |
34 часа |
|
|
Лабораторных работ -14 |
Контрольных работ-5 |
Р екомен дуемая литер атур а
Сивоглазов В.И., Агафонова И.Б., Захарова Е.Т. Общая биология. – М.: Дрофа, 2020.
Дудкина О.П. Биология 6-11 классы. Проверочные тесты, разноуровневые задания.- Волгоград, 2012 .
Мухамеджанов И.Р. Тесты, зачеты, блицопросы по биологии.-М.Вако, 2011.
Кузнецова В.И. Уроки биологии 6-7 класс –М. Просвещение, 1991
Бодрова Н.Ф., Соломин В.П. Биология: подготовка к государственной итоговой аттестации:9 класс- М. «Вентана-Граф», 2012.