12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Веретенникова Елена Евгеньевна123
В 1987 году окончила АГПИ (г.Майкоп)факультет естествозания. В сентябре 1987 г принята учителем в своей родной станице в 20 школе. Сегодня мой стаж 33 г. Я работаю в базовой МАОУ СОШ 1 ст.Новопокровской, Краснодарского края.
Россия, Краснодарский край, Ст. Новопокровская
5

Авторская учебная программа на тему «Биология. Основные вопросы»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1 ИМЕНИ А.А.ПЕРВЕНЦЕВА СТАНИЦЫ НОВОПОКРОВСКОЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НОВОПОКРОВСКИЙ РАЙОН

 

 

 

ПРИНЯТО Утверждаю:_________

Педагогическим советом Директор МАОУ СОШ №1

МАОУ СОШ №1 Н.А. Трубчанинов

Протокол №__ Приказ № ___

От «__» _______2021 г. от «___» _____ 2021 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа

элективного курса

Биология. Основные вопросы

Класс:   9

 

 

Составитель программы:

учитель биологии

 Веретенникова Е.Е.


 


 


 


 


 


 

Программа элективного курса по биологии " Биология. Основные вопросы. "

Предисловие

Одна из основных задач элективного курса «Биология. Основные вопросы» является формирование и расширение основных биологических понятий полученных при изучении курса «Биология» 6–7 классов. Программа разработана на основе базисного учебного плана , рассчитана на 34 часа в год (час в неделю). Данный элективный курс помогает школьникам изучить сложные вопросы программы биологии, которые встречаются в контрольно-измерительных материалах при итоговой аттестации. С этой целью определены практические задания и лабораторные работы, которые помогут обучающимся закрепить изученный материал, вспомнить навыки работы с микроскопом, систематизировать материал по биологии. В данном элективном курсе «Биология. Основные вопросы» уделяется достаточно времени для изучения курса ботаники, так как по этому разделу возникает много вопросов при подготовке к итоговой аттестации, обучающиеся забывают основные термины и понятия к 9 классу. При изучении курса школьники изучают необходимый материал из учебных пособий , из интернет ресурсов и дополнительной литературы, выполняют лабораторные работы, которые помогут закрепить полученные знания и применить их на практике. В курсе предусмотрены контрольные работы, выполняя которые обучающиеся закрепляют материал. Все занятия проходят при использовании лабораторного оборудования кабинета биологии, таблиц, интернет ресурсов. Вопросы, которые рассматривает данный курс, рассчитан на учащихся 9 класса.

Введение

Курс рассчитан на 34 учебных часа. Изучение курса поможет учащимся 9-х классов успешнее подготовиться к государственной итоговой аттестации. Элективный курс «Биология. Основные вопросы» составлен для обучающихся 9-х классов, которые планируют обучаться профильном 10 классе.

Цель курса: качественная подготовка к итоговой аттестации по биологии, развитие универсальных учебных действий через умения выделять общие закономерности, давать характеристики, классифицировать, систематизировать, устанавливать причинно-следственные связи.

Задачи курса:

Научить обучающихся самостоятельно формулировать общие закономерности характерные для живых организмов.

Развитие у школьников умений самостоятельно находить нужные сведения в информационном поле.

Формирование умений по созданию алгоритма деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Создавать в сознании учащихся ассоциации между изучаемыми понятиями и законами науки, разнообразными процессами и жизненными явлениями.

Развитие коммуникативных учебных действий учащихся, направленных на межличностное общение, кооперацию, формирование личностной и познавательной рефлексии.

Основные требования к знаниям и умениям.

Учащиеся должны знать:

- строение клеток живых организмов;
- виды ткан
ей организмов, их строение;
- способы питан
ия гетеротрофов и автотрофов;
- пр
оцесс фотосинтеза и его роль в эволюции живых организмов;
- стр
оение корня, функции и значение егов жизни растения;
- стр
оения цветка, понятие двойного оплодотворения у цветковых растений;
- измен
ения у растений в ходе эволюции и их причины.

Учащиеся должны уметь:

- работать с микроскопом;
- ср
авнивать строение клеток живых организмов;

- работать с Интернет ресурсами и находить необходимый материал;
- при пр
оведении лабораторных работ делать выводы на основе полученных результатов.

Методическое и техническое обеспечение курса:

- оборудования для проведения лабораторных и практических работ;

- компьютер, мультимедийная установка;

- н
аглядные пособия, таблицы, влажные препараты, гербарий.


 


 


 


 


 

Содержание тем учебного курса (34 часов).

Введение в курс (1 час).

Биология – наука о живых организмах. Царства живой природы. Роль биологии в формировании современной картины мира, в практической деятельности людей. Методы изучения живых объектов. Научное оборудование и приборы.

Лабораторная работа.№ 1 «Знакомство с микроскопом».

Клетка и ткани живых организмов (8 часов).

Клетка – единица строения, роста и развития организма. Строение прокаритоических и эукаритоических клеток. Особенности тканей растительного организма Самовоспроизведение клеток. Обмен веществ в клетках растений, животных, грибов, бактерий.

Лабораторные работы:

2 «Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом».
№ 3 «Р
ассматривание мукора под микроскопом».
№ 4 «Рассматривание основной ткани листа»

5 «Строение тканей животных»
№ 6 «Митоз в клетах кор
ешка лука»
№ 7 «Плазмолиз и деплазмолиз клеток кожицы лука»

Систематика живой природы (3 часа)

Систематика живой природы. Царство Бактерий, особенности строения и жизнедеятельности, роль в природе и жизни человека. Общая характеристика царства грибов, растений и животных и особенности их строения.

Способы питания организмов (4 часа).

Способы питания организмов. Автотрофное питание. Механизм процесса фотосинтеза. Световая и темновая фазы фотосинтеза. Хемосинтез. Гетеротрофное питание организмов.Пластический и энергетический обмен.

Лабораторная работа № 8 «Рассматривание клеток мякоти листа».

Роль корней в жизни растений (2 часа).

Виды корней. Типы корневых систем. Рост корня. Ткани. Зоны корня. Основные функции тканей корня. Поглощение воды и минеральных солей.Роль корневого давления.

Лабораторные работы.

9 «Изучение стрежневых и мочковатых корневых систем».

10 «Рассматривание корневых волосков и чехлика молодого корешка под микроскопом».

Значение стебля (2 часа).

Стебель. Рост стебля в длину. Внутреннее строение древесного стебля в связи с его функциями. Перемещение питательных веществ по стеблю. Рост стебля в толщину. Образование годичных колец. Видоизмененные побеги. Корневище, клубень, луковица, их строение и значение.

Лабораторная работа № 11 «Рассатривание внутреннего строения древесного стебля».

Строение цветка и его роль (5 часов).

Цветок – орган генеративного размножения. Строение и значение в жизни растений. Строение главных органов цветка. Соцветия и их биологическое значение. Перекрестное опылениенасекомыми, ветром. Самоопыление и искусственное опыление. Двойное оплодотворение у растений. Образование плодов и семян.

Лабораторные работы.

12 «Изучение строения цветка».

13«Ознакомление с различными видами соцветий».

Многообразие цветковых растений (5 часов).

Многообразие и классиикация цветковых растений. Деление на группы. Основные семейства и их особенности. Представители семейств.Значение в природе и жизни человека.

Лабораторная работа№ 14 «Выявление признаков семейства злаков по внешнему строению пшеницы».

Развитие растительного мира (3 часа).

Развитие растительного мира. Многообразие и происхождение растений. Доказательства исторического развития растений. Главные ароморфозы в эволюции растений.

Защита творческих проектов (1 урок).


 


 


 


 

Календарно-тематическое планирование (34 часа).

Название разделов и

темы уроков

Кол-во часов

Дата проведения

Лабораторные работы

Текущий контроль

план

факт

Введение

Урок № 1. Биология- наука о живых организмах. Царства живой природы. Роль биологии в формировании современной картины мира, в практической деятельности людей. Методы изучения живых объектов. Научное оборудование и приборы.

1 ч.

 

 

л/р 1.  «Знакомство с микроскопом»

 

Клетки и ткани организмов

8 ч.

 

 

 

Урок № 2. Клетка – единица строения, роста и развития организма.

 

 

 

л/р № 2. «Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом».

 

Урок № 3. Строение прокаритоических и эукаритоических клеток.

 

 

 

л/р № 3. «Рассматривание мукора под микроскопом».

 

Урок № 4. Строение прокаритоических и эукаритоических клеток.

 

 

 

 

К/р “Строение клетки”

Урок № 5. Особенности тканей растительного организма

 

 

 

л/р № 4 «Рассматривание основной ткани листа»

л/р № 5 «Строение тканей животных»

 

Урок № 6. Самовоспроизведение клеток.

 

 

 

л/р № 6 «Митоз в клетах корешка лука»

 

Урок № 7. Обмен веществ в клетках растений, животных, грибов, бактерий.

 

 

 

л/р № 7 «Плазмолиз и деплазмолиз клеток кожицы лука»

 

Урок № 8. Обмен веществ в клетках растений, животных, грибов, бактерий.

 

 

 

 

 

Урок № 9. Обобщающий урок.

 

 

 

 

К/р «Ткани»

Систематика живой природы.

3 ч.

 

 

 

Урок № 10. Систематика живой природы.

 

 

 

 

 

Урок № 11. Царство Бактерий, особенности строения и жизнедеятельности, роль в природе и жизни человека.(семинар)

 

 

 

 

 

Урок № 12. Общая характеристика царства грибов, растений и животных и особенности их строения. (семинар)

 

 

 

 

 

Способы питания организмов

4 ч.

 

 

 

Урок № 13. Способы питания организмов.

 

 

 

 

Тест “Питание организмов”

Урок № 14. Автотрофное питание.

 

 

 

л/р № 8 «Рассматривание клеток мякоти листа».

 

Урок № 15. Механизм процесса фотосинтеза. Световая и темновая фазы фотосинтеза. Хемосинтез.

 

 

 

 

 

Урок № 16. Гетеротрофное питание организмов. Пластический и энергетический обмен

 

 

 

 

 

Роль корней в жизни растений

2 ч.

 

 

 

Урок № 17. Виды корней. Типы корневых систем. Рост корня.

 

 

 

 

л/р № 9 «Изучение стрежневых и мочковатых корневых систем».

 

Урок № 18. Ткани. Зоны корня. Основные функции тканей корня. Поглощение воды и минеральных солей.Роль корневого давления.

 

 

 

л/р № 10 «Рассматривание корневых волосков и чехлика молодого корешка под микроскопом».

 

Значение стебля

2 ч.

 

 

 

Урок № 19. Стебель. Рост стебля в длину. Внутреннее строение древесного стебля в связи с его функциями.

 

 

 

 

л/р № 11 «Рассатривание внутреннего строения древесного стебля».

 

Урок № 20. Перемещение питательных веществ по стеблю. Рост стебля в толщину. Образование годичных колец. Видоизмененные побеги. Корневище, клубень, луковица, их строение и значение.

 

 

 

 

 

Строение цветка и его роль

5 ч.

 

 

 

Урок № 21. Цветок – орган генеративного размножения. Строение и значение в жизни растений.

 

 

 

л/р № 12 «Изучение строения цветка».

 

Урок № 22. Строение главных органов цветка.

 

 

 

 

К/р «Строение цветка»

Урок № 23. Соцветия и их биологическое значение.

 

 

 

л/р №13

«Ознакомление с различными видами соцветий».

 

Урок № 24. Перекрестное опылениенасекомыми, ветром. Самоопыление и искусственное опыление.

 

 

 

 

 

Урок № 25. Двойное оплодотворение у растений. Образование плодов и семян.

 

 

 

 

К/р

«Опыление. Оплодотворение»

Многообразие цветковых растений

5 ч.

 

 

 

Урок № 26 Многообразие и классиикация цветковых растений. Деление на группы.

 

 

 

 

 

Урок № 27. Основные семейства и их особенности. Представители семейств.

 

 

 

л/р №14

«Выявление признаков семейства злаков по внешнему строению пшеницы».

 

Урок № 28. Основные семейства и их особенности. Представители семейств.

 

 

 

 

 

Урок № 29. Значение в природе и жизни человека.

 

 

 

 

 

Урок № 30. Обобщающий урок «Семейства цветковых растений»

 

 

 

 

К/р

«Семейства Однодольных и Двудольных»

Развитие растительного мира.

3 часа

 

 

 

Урок № 31. Развитие растительного мира. Многообразие и происхождение растений. Доказательства исторического развития растений.

 

 

 

 

 

Урок № 32 Главные ароморфозы в эволюции растений.

 

 

 

 

 

Урок № 33. Доказательства исторического развития растений.

 

 

 

 

 

Урок № 34

Защита творческих проектов

1 час

 

 

 

 

ИТОГО :

34 часа

 

 

Лабораторных работ -14

Контрольных работ-5


 


 


 


 

Рекомендуемая литература

Сивоглазов В.И., Агафонова И.Б., Захарова Е.Т. Общая биология. – М.: Дрофа, 2020.

Дудкина О.П. Биология 6-11 классы. Проверочные тесты, разноуровневые задания.- Волгоград, 2012 .

Мухамеджанов И.Р. Тесты, зачеты, блицопросы по биологии.-М.Вако, 2011.

Кузнецова В.И. Уроки биологии 6-7 класс –М. Просвещение, 1991

Бодрова Н.Ф., Соломин В.П. Биология: подготовка к государственной итоговой аттестации:9 класс- М. «Вентана-Граф», 2012.


 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.