12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Вяльцева Юлия Константиновна17

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

Бурейский детский сад №50 «Теремок»













Тема. Волшебный горшочек

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной к школе группе, посвященной Году литературы











Разработала

воспитатель первой

квалификационной категории

Вяльцева Ю.К.









2015 пгт Бурея


Цель:

Формирование у детей интереса к художественной литературе посредством сказочных образов.

Задачи:

Обучающие

1.Расширить и уточнить знания детей о литературных произведениях (народных и авторских).

2.Учить детей узнавать героев сказок по отрывку из них.

Развивающие

1.Совершенствовать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь детей.

2. Продолжать развивать устойчивый интерес у детей к театрально-игровой деятельности.

3. Развивать самостоятельность и умение согласованно действовать в коллективе (вступать во взаимодействие с партнерами в паре, подгруппе).

4. Развивать творческое воображение, внимание, навыки импровизации.

Воспитывающие

1. Способствовать открытому проявлению эмоций и чувств различными способами.

2.Воспитывать у детей доброту, желание оказывать помощь сверстникам.

3.Прививать детям интерес к книгам и чтению.

Интеграция образовательных областей: 
«Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Материалы и оборудование: мнемокарточки; счетные палочки для выкладывания пиктограммы; кроссворд; глиняный горшок, осколки; крупа; пустая коробка; ларец; "посылка"; атрибуты для инсценировки сказки «Заюшкина избушка»; гуашь, кисти для рисования; горшочки из соленого теста; силуэты горшочков из цветной бумаги; музыкальное сопровождение - тихая, спокойная музыка.

Активизация словаря: старче, Корней Чуковский, Ганс Христиан Андерсен, Шарль Перро, гончар, торба, ларец.

Предварительная работа:

Чтение русских народных сказок, авторских сказок, беседы по сказкам, рисование по мотивам сказок, рассматривание репродукций картин, лепка горшочков из соленого теста.






Ход непосредственно-образовательной деятельности

Дети заходят в зал и встают в круг, взявшись за руки.

Воспитатель: Мне очень приятно видеть ваши приветливые лица и добрые глаза. Начнем этот день со светлой, доброжелательной улыбки. Подарите свою улыбку соседу слева, а потом соседу справа, улыбнитесь мне, а я вам.

Дети улыбаются друг другу и воспитателю.

Воспитатель: Сегодня утром почтальон принес нам посылку. Дети, как вы думаете, что может там лежать? (Предложения детей). Откроем и посмотрим. Воспитатель открывает посылку, в ней лежат осколки разбитого горшка и письмо.

Воспитатель: Посмотрите, здесь лежит разбитый горшок, чего мы с вами не могли даже и предположить, и письмо. Хотите узнать от кого оно?

Воспитатель читает письмо:

«Здравствуйте, дети! Пишет вам девочка из сказки «Горшочек каши». У меня случилась беда. Мой волшебный горшочек разбился. Помогите мне, пожалуйста, его собрать. Но для этого вам надо выполнить задания, которые написаны на осколках горшочка».

Воспитатель: Ребята, вы знаете кто автор этой сказки? Что мы можем сделать, чтобы горшочек опять стал целым?

Выслушиваются варианты ответов детей.

Воспитатель: Дети, помните, горшочек волшебный, сказочный. Так просто его не собрать. Нам надо обязательно попасть в сказку. Но чтобы это сделать, надо знать волшебные слова. Я произнесу волшебные слова, а вы послушайте:

Два раза хлопни,

Три раза топни,

Вокруг себя обернись,

И в сказочной стране очутись!

Дети вместе с воспитателем произносят волшебные слова.

Воспитатель: Мы с вами очутились в сказке. Ну, что ж ребята, давайте спасать волшебный горшочек! И так, достаем первый осколок горшочка и узнаем, какое задание нам надо выполнить. (Воспитатель сама достает осколки горшка.)

Задание №1. Отгадайте название сказки по короткому отрывку:

1) Скачет сито по полям,

А корыто по лугам.

За лопатою метла

Вдоль по улице пошла.

Воспитатель: Что это за сказка?

Дети: «Федорино горе».

Воспитатель: Кто автор?

Дети: Писатель К. И Чуковский.

Воспитатель продолжает:

2) Бабушка девочку очень любила,

Шапочку красную ей подарила,

Девочка имя забыла свое,

А ну, подскажите-ка имя ее?

Дети: Красная шапочка.

Воспитатель:

3) Ох, я тихая речка,

Да болит мое сердечко.

Спрячу вас, а ты кисель

С молочком, возьми, попей!

Что за сказка?

Дети: «Гуси - лебеди».

Назовите героев этой сказки?

Дети называют.

Воспитатель:

4) «Отпусти ты меня, старче,

В синее море».

Из какой сказки эти слова?

Дети: «Сказка о рыбаке и рыбке».

Воспитатель: А кто автор?

Дети: Поэт А.С.Пушкин.

Воспитатель:

5) «Видно я такой безобразный, что никто из птиц не хочет со мной дружить?» Дети: «Гадкий утенок», Г. Х. Андерсен.

Воспитатель: В кого превратился гадкий утенок?

Дети: В прекрасного лебедя.

Воспитатель: Как вы думаете, мы справились с этим заданием?

Дети: Да.

Воспитатель: Выполним следующее задание. Что же написано на осколке?

Задание №2. Инсценировка.

Воспитатель:

Отгадайте загадку:

Прыгает, скачет,

Горько плачет.

Собака не помогла,

Медведь не помог,

Один петушок

Горю помог.

Узнали сказку?

Дети: Сказка называется «Заюшкина избушка».

Проводится инсценировка отрывка сказки «Заюшкина избушка» (участвуют 3 ребенка).

Воспитатель: Скажите мне еще раз, как называется эта сказка? Кто автор? Назовите всех героев сказки? Сколько их было? А кто помог выгнать лису из домика зайца? Кто из героев сказки был самый смелый? С помощью чего он выгнал лису?

Дети отвечают на вопросы воспитателя.

Воспитатель: В сказке говорится: «Испугалась лиса, соскочила с печи — да бежать. А заюшка с петухом стали жить поживать». А как мы можем помочь лисе? Домик у нее растаял, из заюшкиной избушки ее выгнали. Где же будет жить лиса?

Дети: Нужно построить домик для лисы.

Воспитатель: Я предлагаю вам построить для лисы необычный домик. Разделитесь по парам и сложите домик для лисы из счетных палочек.

Дети выкладывают пиктограммы-домики из счетных палочек.

Воспитатель: Ребята, из каких геометрических фигур состоят ваши домики? У кого самый высокий домик? Самый низкий? Есть ли дом с окном? У кого самый ровный домик? Многоэтажный? У кого самый необычный домик? Выберите домик, в котором вы хотели бы жить.

Дети отвечают на вопросы воспитателя.

Воспитатель: А теперь немного отдохнем и разомнем наши пальчики.

Проводится пальчиковая гимнастика:

Будем пальчики считать, Дети поочередно загибают пальчики.
Будем сказки называть:
«Рукавичка», «Теремок»,
«Колобок» - румяный бок.
Есть «Снегурочка» - краса,
«Три медведя», «Волк – Лиса».
Не забудем «Сивку-Бурку»,
Нашу вещую каурку.
Про жар-птицу сказку знаем,
«Репку» мы не забываем.
Знаем «Волка и козлят» -
Этим сказкам каждый рад. Сгибают и разгибают все пальцы рук.

Воспитатель: Ребята, приступим к выполнению задания №3.

Задание 3. Мнемотехника (выкладывание последовательности сюжета сказки).

Воспитатель: Послушайте, пожалуйста, отрывок из сказки: «Жила-была девочка. Ко дню рождения подарила бабушка ей красную шапочку. С тех пор все стали называть девочку …»

Дети: Красная Шапочка.

Воспитатель: Итак, задание: на столе лежат карточки с изображениями из сказки «Красная Шапочка». Ваша задача договориться и рассказать сказку с помощью изображений на карточках.

Работа у мольберта. Прием мнемотехники: используются карточки со схематическими изображениями по сюжету сказки «Красная Шапочка» и изображение медведя из другой сказки. Дети последовательно выкладывают карточки и рассказывают сказку.

Воспитатель: Все согласны с последовательностью выложенного сюжета сказки, или что-то не так? … А почему осталась эта карточка? Почему вы ее не взяли?

Дети отвечают на вопросы воспитателя.

Воспитатель: Мы справились? Вы правильно выложили сюжет сказки?

Дети: Все правильно.

Воспитатель: Отлично. Может, поиграем? Сказка связана с волшебным горшочком. А какую народную игру вы знаете, где говорится про горшочки?

Дети: Игра «Чин - чары, чин - чары, собирайтесь гончары».

Дети врассыпную ходят по залу, произносят слова, кто остается без пары, тот ведущий.

Ехала торба

С высокого горба.

В той торбе был хлеб,

Рожь да пшеница.

Кто с кем

Хочет поделиться?

В конце слов разбиваются на пары «гончар» и «горшочек», встают в круг.

Ведущий подходит к «гончару» и произносит слова:

- По чём горшок?

- По денежке.

- Без трещинки?

- Проверь.

Ведущий стучит по «горшочку». «Горшочек» звенит: «Дзинь, дзинь».

- Беру.

Далее говорят все дети:

- Чин – чары, чин – чары,

- Собирайтесь гончары.

- По кусту, по насту,

- По лебедю горазду. Вон!

Ведущий и «гончар» встают друг к другу спиной, обегают вокруг круга детей, кто быстрее займет свободное место «гончара».Игра проводится два раза.

Воспитатель: Поиграли, отдохнули. Выполняем следующее задание.

Задание 4. Кроссворд по сказкам.

Воспитатель: Дети, вы знаете много сказок. И наше следующее задание - решить сказочный кроссворд, а когда его разгадаете, то узнаете имя героини из одной известной сказки. (Белоснежка – по вертикали)

Дети разгадывают кроссворд на доске.

1. Б У Р А Т И Н О

2. Е М Е Л Я

3. М А Л Ь В И Н А

4. К О Щ Е Й

5. Н Е С М Е Я Н А

6. Н Е З Н А Й К А

7. Ч Е Б У Р А Ш К А

8. Ж А Б А

9 .К О Л О Б О К

10. Р Я Б А

Задания для кроссворда по горизонтали:

1. Самый длинноносый мальчик.

2. Любитель ездить на печке и ничего не делать все дни напролет.

3. Девочка с голубыми волосами, которой посвящал свои стихи Пьеро.

4. Его смерть находится в яйце.

5. Царевна, которая не смеялась.

6. Сказочный малыш, который ничего не знал.

7. Самый лучший друг крокодила Гены.

8. Мокрый, зеленый жених Дюймовочки.

9. Круглый, сделанный из теста непослушный пирожок.

10. Как звали курочку, которая несла золотые яйца?

Воспитатель: Умники и умницы! Со всеми заданиями справились, все решили верно, а горшок – то не собрался.

Воспитатель обращает внимание детей на ларец.

Воспитатель: А это что? Как вы думаете? Зачем он нужен? …. А я знаю ,зачем он тут стоит. …. Положим все осколки горшочка в ларец и посмотрим, что же произойдет.

Кладет в ларец осколки горшка. Открывает. Горшочек так же расколот.

Воспитатель: Ребята, ничего не пойму. Ларец волшебный, а горшочек мы достали опять же разбитый. Что же нам делать?

Дети: Надо произнести волшебные слова.

Воспитатель: И правда, произнесем волшебные слова:

«Абра – кадабра!»

«Победи, бобиди, бум! »

Произносят волшебные слова, колдуют. Воспитатель достает из ларца целый горшок.

Воспитатель: Посмотрите, горшочек целый! Значит, мы с вами справились со всеми заданиями? Вспомните, какие волшебные слова говорила девочка в сказке.

Дети: «Горшочек вари!»

Воспитатель: Посмотрите, ребята, горшочек с сюрпризом! Что в нем?

Внутри горшочка насыпана разного вида крупа.

Дети: Крупа.

Воспитатель: А какая крупа?

Дети: Рис, гречка, перловка, пшено.

Воспитатель: Что можно сварить из крупы? А еще что? А как мы еще можем использовать крупу?

Дети высказывают свое мнение. Поступает предложение: накормить птиц на участке во время прогулки. Все соглашаются. Крупу высыпают в коробку.

Воспитатель: Ребята, давайте положим горшочек в волшебный ларец, и он перенесется обратно к девочке в сказку.

Воспитатель убирает горшочек в ларец. И достает оттуда изготовленные ранее детьми горшочки из соленого теста.

Воспитатель: Ой, ребята, смотрите. Девочка приготовила вам сюрприз.

Дети берут свои горшочки.

Воспитатель: Ну что ж, нам пора возвращаться в нашу группу. Давайте скажем волшебные слова:

Два раза хлопни,

Три раза топни,

Вокруг себя обернись,

В своей группе очутись!

Воспитатель: Замечательные горшочки мы с собой из сказки принесли. Вы хотите их украсить? Как мы можем это сделать?

Дети: Расписать их узорами.

Воспитатель: Присаживайтесь за столы. Посмотрите на горшочки. Подумайте, каким узором вы будете их расписывать. Подумали, приступайте к работе. Если вы будете правильно пользоваться кистью, она будем вам отличной помощницей. А еще вам будет помогать музыка. Музыка и песни всегда сопровождали труд русского человека. Если вы постараетесь, то ваши горшочки будут красивыми, и вы получите большое удовольствие от работы. А те, кто увидят ваши горшочки, тоже будут радоваться вашим успехам.

Самостоятельная работа детей за столами.

Рефлексия.

Воспитатель: Какая красота у вас получилась. А вам самим нравятся ваши горшочки? Чем они вам нравятся? А что больше всего понравилось в сегодняшнем путешествии по сказкам? Что было для вас самым легким? Трудным? Веселым? Что запомнилось больше всего?

Дети отвечают на вопросы воспитателя.

Воспитатель: Мне бы хотелось, чтобы вы сами себя оценили. Вот здесь лежат бумажные горшочки разных цветов. Если вы считаете, что справились со всеми заданиями, то возьмите оранжевый горшочек. Если вы сомневаетесь, и что-то не получилось, возьмите зеленый горшочек. Если вы считаете, что у вас ничего не получилось, было не интересно, скучно, возьмите фиолетовый горшочек. Все определились с выбором горшочков?

Дети показывают цветные силуэты горшочков, объясняют свой выбор.










Список информационных источников



1. Гудимов В. Сборник тематических загадок для дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2002

2. Журнал «Дошкольное воспитание», №7/ 2002 г

3. «От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования» под. Ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, 2010

4. Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Старшая группа. ПРОГРАММА. КОНСПЕКТЫ. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. Москва, 2000 

5. Швайко Г.С. Игровые упражнения по развитию речи. Книга для воспитателей детского сада. – М.:Просвещение ,1988

6. Интернет-источники:

http://dohcolonoc.ru/

http://ped-kopilka.ru/










Опубликовано


Комментарии (1)

Кияйкина Наталья Федоровна, 18.11.19 в 09:28 0Ответить Пожаловаться
Замечательная разработка!!! Благодарю!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.