Воспитатель
ЧДОУ «Детский сад «Родничок» г. Перми
Конспект НОД в подготовительной к школе группе
«Люблю берёзку русскую…»
Цель: закрепление представления детей о дереве берёза
Задачи:
Дать характеристику березе.
Учить детей бережному отношению к березе, в том числе при сборе березового сока.
Обогатить и активизировать словарь детей.
Воспитывать любовь и бережное отношение детей к родной природе.
Ход занятия.
Воспитатель вместе с детьми заводит хороводную игру «Во поле берёза стояла».
Воспитатель. Как хорошо очутиться в жаркий полдень в тени. Давайте представим, что мы с вами находимся на лугу и сели отдохнуть под раскидистым деревом. (Дети садятся на ковёр). Отгадайте загадку и узнаете как оно называется:
Стоит Алена — платок зеленый,
Тонкий стан, белый сарафан.
Дети. Береза.
Воспитатель. Когда рассказывают о России, то чаще всего вспоминают березку. Березы — красавицы русского леса: стройные, тонкие, с длинными хрупкими веточками. Это символ и гордость русского народа! О березке сложено множество песен, стихов, потешек, закличек, хороводных игр. Кто из вас ребята, вспомнит о берёзке народные песенки.
Дети поют или рассказывают:
Берёзки, радуйтесь!
Зелёные, радуйтесь!
К вам девушки идут,
Молодёшеньки идут,
Завивать венки идут.
Завивайся, берёзка,
Завивайся, кудрявая,
Ой, берёзка моя зелененькая,
Раскудрявая, весёленькая.
Близ тебя берёзонька, —
Трава шелковая,
Под тобой, берёзонька, —
Вода ключевая.
На тебе, берёзонька, —
Соловьи поют.
Вкруг тебя, берёзонька, —
Красны девушки
Хоровод ведут.
Воспитатель. В народе говорят: «Где береза вырастет, там русский человек приживется». Березонька одинаково хороша и в зеленой накидке весны, и в легком ситцевом платье лета, и в цветном сарафане осени, и в пышном парчовом уборе зимы. А как же мы узнаём это дерево от других?
Дети. Белой корой с чёрными крапинами. Раскидистая крона.
Воспитатель. Да. Всё верно. Природа наделила только одно дерево нашего края белой корой (пробкой) с черными крапинами, ажурной кроной.
Ребята, а какие предметы делают из березы, какую пользу она приносит людям? Рассмотрим эти предметы.
Дети. Это полено березовое. Люди топят печки и получают много тепла в своих избах.
Воспитатель. Самое жаркое тепло получается из березовых дров. А еще, дети, давным-давно, когда не было электричества, вечерами люди зажигали лучинки березовые для освещения — они меньше всех коптили. (Показывает иллюстрацию или слайд).
Дети.
— Это березовый веник. Он нужен в бане, чтобы париться, а в избе — чтобы пол подметать.
— Это береста. На ней можно писать. Раньше не было бумаги, и в старину писали на бересте, а потом люди научились из бересты делать бумагу.
— Береза — лечебное дерево. Это почки, из них делают настойку и натирают больные места. Это гриб-трутовик, чага. Можно заваривать как чай и пить, очень полезно!
Воспитатель. А это, дети, деготь… (Показывает баночку с чёрной тягучей жидкостью)
Им смазывают колеса телег, чтоб не скрипели, и чистят обувь, а еще используют для изготовления целебных мазей.
Далее воспитатель показывает ещё одну прозрачную баночку с чуть желтоватой жидкостью.- А это березовый сок, очень вкусный и полезный. Но не все люди правильно добывают его.
Включается запись «звуки природы: шелест листьев и дуновение ветра». Записанный ранее голос от лица берёзки:
«Милые мои детки! Очень рада встрече с вами. Я вас ждала, все веточками качала да листиками шелестела, надеялась, что вы меня услышите. Вот вы и пожаловали.
Хочу с вами поделиться своими думами горькими: кора от мороза у меня треснула да ранки от рук злых людей не заживают, через них мой березовый нектар вытекает. Этот живительный сок корни из земли вытягивают, пока не напьются его все веточки и почки, листья не развернутся. В мои ранки попадают бактерии и вершат быстро свое дело, разрушая мягкую, сладкую древесину.
Не губите вы нас — березок, а любите и берегите».
Воспитатель. А кто из вас, ребята, пил берёзовый сок или видел, как его добывали?
Дети рассказывают и добавляют, что после сбора сока обязательно надо замазать «ранку» глиной или специальным сваром.
Воспитатель. Вот сколько пользы от нашей березки. Живет березка больше 100 лет. Она очень любит свет и простор, не боится лютых морозов и весенних заморозков, встречается даже в вечной мерзлоте. Растет береза быстро, недаром люди ее называют гонким (быстрорастущим) деревом.
Ребята, отгадайте и объясните старинную народную загадку.
Стоит дерево, цветом зелено.
В том дереве — четыре угодья:
Первое — больным на здоровье,
Второе — людям колодец,
Третье — от тьмы свет,
А четвертым — старым (дряхлым) пеленанье.
Дети. Это березка. Париться в бане березовым веником, готовить лекарство из почек и листьев — «больным на здоровье»; утолять жажду березовым соком — «людям колодец»; освещать жилище лучиной, печь топить березовыми дровами — «от тьмы свет», связывать берестой разбитые горшки, ремонтировать прохудившиеся лукошки, корзинки — «дряхлым пеленанье».
Воспитатель. Про березу есть много стихов, пословиц и поговорок. Какие вы знаете?
Дети отвечают.
Люблю березку русскую,
То светлую, то грустную.
В белом сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красивыми застежками,
С зелеными сережками.
А. Прокофьев
«Золотая трава»
Автор: А.Барто
В летний день
За целебными травами
Мы идем
По опушке лесной.
Помоги нам,
Березка кудрявая,
Ты нам тайну
Лесную открой:
Где достать нам
Целебного сока?
Где найти
Золотую траву?
И шепнула
Березка высокая,
Словно в сказке
И как наяву:
«Ищите и в дубравах
И в рощах
Всей гурьбой,
И вас попросят травы,
Чтоб взяли их с собой».
«Берёза»
Автор: И. Токмакова
Если б дали березке расческу,
Изменила б березка причёску:
В речку, как в зеркало, глядя,
Расчесала бы кудрявые пряди,
И вошло б у неё в привычку
По утрам заплетать косичку.
Воспитатель: А я хочу прочитать вам своё самое любимое стихотворение
«Берёза» Автор: С.Есенин
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой,
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
обсыпает ветки
Новым серебром.
***Включается аудиозапись «звуки природы. Лес».
***Далее проводится НОД образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» - дети рассматривают картины русских художников, на которых изображены берёзы, анализируя способы изображения, и рисуют русскую берёзу.
Боскин Михаил Васильевич (1875-1929) Хоровод. 1910-е г.г.
И. Левитан «Берёзовая роща»
И. С. Остроухов «Первая зелень»