Конспект НОД в подготовительной к школе группе «Люблю берёзку русскую… »

4
0
Материал опубликован 21 October 2019 в группе

Дружинина Елена Германовна

Воспитатель

ЧДОУ «Детский сад «Родничок» г. Перми



Конспект НОД в подготовительной к школе группе

«Люблю берёзку русскую…»

Цель: закрепление представления детей о дереве берёза

Задачи:

Дать характеристику березе.

Учить детей бережному отношению к березе, в том числе при сборе березового сока.

Обогатить и активизировать словарь детей.

Воспитывать любовь и бережное отношение детей к родной природе.

Ход занятия.

​​​​​​​Воспитатель вместе с детьми заводит хороводную игру «Во поле берёза стояла».

Воспитатель. Как хорошо очутиться в жаркий полдень в тени. Давайте представим, что мы с вами находимся на лугу и сели отдохнуть под раскидистым деревом. (Дети садятся на ковёр). Отгадайте загадку и узнаете как оно называется:

Стоит Алена — платок зеленый,

Тонкий стан, белый сарафан.

Дети. Береза.

Воспитатель. Когда рассказывают о России, то чаще всего вспоминают березку. Березы — красавицы русского леса: стройные, тонкие, с длинными хрупкими веточками. Это символ и гордость русского народа! О березке сложено множество песен, стихов, потешек, закличек, хороводных игр. Кто из вас ребята, вспомнит о берёзке народные песенки.

Дети поют или рассказывают:

Берёзки, радуйтесь!
Зелёные, радуйтесь!
К вам девушки идут,
Молодёшеньки идут,
Завивать венки идут.
Завивайся, берёзка,
Завивайся, кудрявая,


Ой, берёзка моя зелененькая,
Раскудрявая, весёленькая.
Близ тебя берёзонька, —
Трава шелковая,
Под тобой, берёзонька, —
Вода ключевая.
На тебе, берёзонька, —
Соловьи поют.
Вкруг тебя, берёзонька, —
Красны девушки
Хоровод ведут.

Воспитатель. В народе говорят: «Где береза вырастет, там русский человек приживется». Березонька одинаково хороша и в зеленой накидке весны, и в легком ситцевом платье лета, и в цветном сарафане осени, и в пышном парчовом уборе зимы. А как же мы узнаём это дерево от других?

Дети. Белой корой с чёрными крапинами. Раскидистая крона.

Воспитатель. Да. Всё верно. Природа наделила только одно дерево нашего края белой корой (пробкой) с черными крапинами, ажурной кроной.

Ребята, а какие предметы делают из березы, какую пользу она приносит людям? Рассмотрим эти предметы.

Дети. Это полено березовое. Люди топят печки и получают много тепла в своих избах.

Воспитатель. Самое жаркое тепло получается из березовых дров. А еще, дети, давным-давно, когда не было электричества, вечерами люди зажигали лучинки березовые для освещения — они меньше всех коптили. (Показывает иллюстрацию или слайд).

Дети.

— Это березовый веник. Он нужен в бане, чтобы париться, а в избе — чтобы пол подметать.

— Это береста. На ней можно писать. Раньше не было бумаги, и в старину писали на бересте, а потом люди научились из бересты делать бумагу.

— Береза — лечебное дерево. Это почки, из них делают настойку и натирают больные места. Это гриб-трутовик, чага. Можно заваривать как чай и пить, очень полезно!

Воспитатель. А это, дети, деготь… (Показывает баночку с чёрной тягучей жидкостью)

Им смазывают колеса телег, чтоб не скрипели, и чистят обувь, а еще используют для изготовления целебных мазей.

Далее воспитатель показывает ещё одну прозрачную баночку с чуть желтоватой жидкостью.- А это березовый сок, очень вкусный и полезный. Но не все люди правильно добывают его.


Включается запись «звуки природы: шелест листьев и дуновение ветра». Записанный ранее голос от лица берёзки:

«Милые мои детки! Очень рада встрече с вами. Я вас ждала, все веточками качала да листиками шелестела, надеялась, что вы меня услышите. Вот вы и пожаловали.

Хочу с вами поделиться своими думами горькими: кора от мороза у меня треснула да ранки от рук злых людей не заживают, через них мой березовый нектар вытекает. Этот живительный сок корни из земли вытягивают, пока не напьются его все веточки и почки, листья не развернутся. В мои ранки попадают бактерии и вершат быстро свое дело, разрушая мягкую, сладкую древесину.

Не губите вы нас — березок, а любите и берегите».

Воспитатель. А кто из вас, ребята, пил берёзовый сок или видел, как его добывали?

Дети рассказывают и добавляют, что после сбора сока обязательно надо замазать «ранку» глиной или специальным сваром.

Воспитатель. Вот сколько пользы от нашей березки. Живет березка больше 100 лет. Она очень любит свет и простор, не боится лютых морозов и весенних заморозков, встречается даже в вечной мерзлоте. Растет береза быстро, недаром люди ее называют гонким (быстрорастущим) деревом.

Ребята, отгадайте и объясните старинную народную загадку.

Стоит дерево, цветом зелено.

В том дереве — четыре угодья:

Первое — больным на здоровье,

Второе — людям колодец,

Третье — от тьмы свет,

А четвертым — старым (дряхлым) пеленанье.

Дети. Это березка. Париться в бане березовым веником, готовить лекарство из почек и листьев — «больным на здоровье»; утолять жажду березовым соком — «людям колодец»; освещать жилище лучиной, печь топить березовыми дровами — «от тьмы свет», связывать берестой разбитые горшки, ремонтировать прохудившиеся лукошки, корзинки — «дряхлым пеленанье».

Воспитатель. Про березу есть много стихов, пословиц и поговорок. Какие вы знаете?

Дети отвечают.

Люблю березку русскую,

То светлую, то грустную.

В белом сарафанчике,

С платочками в карманчиках,

С красивыми застежками,

С зелеными сережками.

А. Прокофьев

«Золотая трава»
Автор: А.Барто

В летний день
За целебными травами
Мы идем
По опушке лесной.
Помоги нам,
Березка кудрявая,
Ты нам тайну
Лесную открой:
Где достать нам
Целебного сока?
Где найти
Золотую траву?

И шепнула
Березка высокая,
Словно в сказке
И как наяву:
«Ищите и в дубравах
И в рощах
Всей гурьбой,
И вас попросят травы,
Чтоб взяли их с собой».

«Берёза»
Автор: И. Токмакова

Если б дали березке расческу,
Изменила б березка причёску:
В речку, как в зеркало, глядя,
Расчесала бы кудрявые пряди,
И вошло б у неё в привычку
По утрам заплетать косичку.

Воспитатель: А я хочу прочитать вам своё самое любимое стихотворение

«Берёза» Автор: С.Есенин

Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.

На пушистых ветках
Снежною каймой,
Распустились кисти
Белой бахромой.

И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.

А заря, лениво
Обходя кругом,
обсыпает ветки
Новым серебром.

***Включается аудиозапись «звуки природы. Лес».

***Далее проводится НОД образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» - дети рассматривают картины русских художников, на которых изображены берёзы, анализируя способы изображения, и рисуют русскую берёзу.


t1571647537aa.jpg

Боскин Михаил Васильевич (1875-1929) Хоровод. 1910-е г.г.

t1571647537ab.jpg

И. Левитан «Берёзовая роща»

t1571647537ac.jpg

И. С. Остроухов «Первая зелень»

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.