Коррекционно-развивающее занятие учителя-логопеда «Волшебный клубок»
Цель занятия: Автоматизация правильного звукопроизношения звука [Л] в слогах, словах, чистоговорках в смешанных позициях.
Задачи:
Коррекционно - образовательные:
- уточнять артикуляцию звука [Л];
- автоматизировать звук [Л] в слогах, словах, фразах;
- способствовать усвоению семантического значения слова «луна», совершенствовать словообразовательные процессы;
- закреплять умение определять место звука в слове;
- закреплять умение употреблять существительные единственного числа в родительном падеже.
Коррекционно - развивающие:
- развивать интонационную окраску речи;
- развивать фонематический слух; слуховое и зрительное внимание; речеслуховое внимание;
- активизировать работу отделов мозга, энергетизация мозга, снятие мышечного напряжения, ликвидация ощущения тревоги, антистрессовая установка.
- развивать сенсомоторику, продолжать работу над развитием пальцев рук, внимания, памяти, координацию движений.
воспитательные:
- воспитывать самоконтроль за речью, самостоятельность и речевую активность в течение всего занятия.
- воспитание эмоциональной отзывчивости.
Используемые технологии:
Наглядные: схема произношения звука [л], схема места звука в слове.
Словесные: беседа; вопросы к детям; чистоговорки.
Практические: координация речи и движений, артикуляционная гимнастика; дыхательная гимнастика, массаж су-джок, кинезио мячи.
Материал и оборудование:
мячи: обычный резиновый, пластмассовые большие и маленькие , кинезио, массажные, мячи с картинками со звуком[л] в разных позициях (лампа, ладонь, пила, глаз, дятел, стул); схема произношения звука [л]; схема места звука в слове; картинки на звук [л] на пластмассовых стаканах; клубок ниток; ортодорожка, колонка, звукозапись, клубок с пришитыми шариками.
Интеграция областей: физическое развитие, познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, речевое развитие.
Возрастная группа: старшая.
Форма организации: подгрупповая.
Ход:
I часть: мотивационная.
- Встали дети, встали в круг, слева друг и справа друг. Дети, за руки возьмемся, и друг другу улыбнёмся.
Ребята, я сегодня утром обнаружила под дверью вот такую коробочку.
Как вы думаете в ней что – то есть?
Как узнать? (потрясти, понюхать, постучать).
А давайте, мы её откроем, она пустая. (Звук сообщения)
- Мне пришло сообщение, послушаем его. («Дорогие ребята! Б.Я. заколдовала мой волшебный клубок. Она придумала запутанные задания, которые я не смогу выполнить. Помогите смотать клубок и передайте мне. Высылаю вам свою коробочку. Василиса Премудрая»).
-Поможем Василисе? Надо сматывать нитку в клубок и выполнять задания.
II часть: Основная.
Характеристика звука.
Кто хочет начать сматывать нитку в клубок? Посмотрите, шарик не дает сматывать нитку дальше. Если мы выполним задание, то шарик можно будет убрать. И вот первое испытание Бабы Яги. Какой второй звук в слове «Клубок»? Она просит нас рассказать про звук [Л]. Давайте, расскажем ей.
- Что делают губы, когда мы произносим звук [Л ]? Дети: Губы улыбаются.
-А зубы? Дети: Между зубами щель.
- Где находится язык? Дети: Язык упирается своим кончиком в верхние зубы.
- Этот звук мы произносим легко или с трудом? Дети: Произносим с трудом.
- Какая преграда мешает? Дети: Мешает язык.
- Если есть преграда, то это какой звук? Гласный или согласный?
Дети: Это согласный звук.
- Он звонкий или глухой? Проверим. Дети: Горлышко дрожит. Он звонкий.
- Звук [Л] мягкий или твердый? Как мы произносим его, сердито или весело? Дети: Мы произносим его сердито, звук [Л] твердый.
Биоэнергопластика (артикуляционная гимнастика по ощущениям).
-Сматываем нитку дальше. А вот и следующее задание от Бабы Яги. Она просит нас выполнить гимнастику для языка. Но это не простая гимнастика, а вместе с язычком должны работать и руки. Проходите за столы. Я называю упражнение, а вы выполняете его.
(«Заборчик», «Лопатка», «Вкусное варенье», «Парус», «Чистим зубы»).
Автоматизация звука [л] в слогах ( с кинезиомячами).
-Кто продолжит сматывать нитку? Баба Яга придумала для нас еще коварное испытание. Возьмите по мячу, станьте в круг. Мы будем передавать мяч (показ) и произносить слоги " ла-лы", "ло-лу". Отлично.
Автоматизация звука [л] в словах.
А теперь отгадайте загадку: «Надо мною апельсин, ночью ясною висит. Да ведь это же она – ярко-желтая …». Придумайте слова-родственники к слову «луна». При затруднениях использую подсказки: лунный (свет), луноход (транспорт), прилуниться (посадить корабль), лунатик (житель), Лунтик (герой мультика), полнолуние, новолуние (фазы луны).
Дыхательное упражнение «Эверли»
Чтобы сматывать нитку дальше, надо показать Бабе Яге, как правильно дышать. Закройте глаза, положите левую руку на пупок, правую – сверху, так, как удобно. Вообразите внутри себя надувной шарик (визуализация). На вдохе представить, как воздух входит через нос, идет вниз и надувает шарик. По мере заполнения шарика воздухом руки поднимаем вверх. Надувание шарика в области живота должно переходить в среднюю и верхнюю части грудной клетки. Продолжительность вдоха 2 секунды.
Автоматизация звука [л] в словосочетаниях.
Еще одно задание Бабы Яги. Возьмите мяч. Нужно попасть этим мячом по картинкам (по стаканам), назвать их и сказать, чего не стало. (картинки на звук [Л] - лук, стол, лапа, пенал, стул, булка, полка).
Развитие фонематического слуха.
Баба Яга просто так не хочет сдаваться, решила все запутать. Если в слове есть звук [л] – вы кладете большой мяч в синюю корзинку, если нет звука [л] – маленький мяч в зеленую.
Пальчиковая гимнастика с су-джок шарами.
Еще одно задание – Баба Яга хочет, чтобы мы поиграли с ее шариками.
Мячик мой не отдыхает, по ладошке он гуляет,
Я мячом круги катаю, взад-вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошки, а потом сожму немножко.
Нахождение места звука в слове.
Чтобы выполнить следующее задание, надо взять мяч с картинкой, определить, где находится звук [л] в названии картинки – вначале, середине или конце, и положить мяч в нужную корзинку.
Автоматизация звука [л] в чистоговорках.
Баба Яга продолжает давать нам задания. Надо пройти по дорожке (ортодорожка) и правильно сказать чистоговорку.
Ла-ла-ла - Мила плачет у стола.
Лу-лу-лу - я возьму метлу.
Лы-лы-лы - вымыли полы.
Ал-ал-ал - я достал пенал.
Ил-ил-ил - блокнот взял Михаил.
Ал-ал-ал - едет, едет самосвал.
Рефлексия.
-Вот мы и смотали клубок. Чтобы передать его Василисе, надо положить его в коробку. Но теперь Василисе интересно узнать какое у вас настроение. Если ваше настроение после занятия стало лучше, чем было – возьмите зелёные мячи, если настроение не изменилось или стало хуже - возьмите красные мячи.(Пока дети выбирают мячи, меняю коробки).
-Отлично, я тоже выберу зеленый мяч, потому что вы хорошо выполнили все задания, мне понравилось, как вы работали. Пока мы выбирали мячи Василиса забрала свой клубок, а нам прислала сюрприз (чупа-чупсы).