Программа дополнительного образования для детей 5-7 лет «Волшебный мир лепки и аппликации»
ПаспоПаспорт программы
Наименование учреждения | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Уваровщинская средняя общеобразовательная школа» Кирсановского района Тамбовской области |
Полное наименование программы | Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Волшебный мир лепки и аппликации» |
Сведения об авторе: | Мальцева Марина Владимировна, воспитатель дошкольной группы «Зернышко» |
Основание для разработки программы: | 1.Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-ФЗ 2.Приказ Минобрнауки России «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программ» от 29.08.2013г. №1008 3. Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р) 4. <Письмо> Минобрнауки России от 18.11.2015 N 09-3242 5. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26) |
Область применения | Дополнительное образование |
Направленность программы | Художественная |
Тип образовательной программы | Модифицированная |
Целевая направленность | Образовательная |
Адресат программы | Дошкольники 5-7 лет ( старший дошкльный возраст) |
Срок реализации | 1 год |
Рецензенты: | Зам.директора по дошкольному образованию МБОУ «Уваровщинская сош» Шапиро И.А. Методист филиала в с.Ленинское Муратова Н.А. |
1.1.Пояснительная записка
Дополнительная образовательная программа «Волшебный мир лепки и аппликации» разработана для детей 5-7 лет. Программа имеет художественно-эстетическую направленность, так как ориентирована на развитие творческих способностей дошкольников в сфере свободного времени.
Актуальность данной программы состоит в том, что она стимулирует эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста, приобщает к культуре и искусству, а также организовывает увлекательный и содержательный досуг.
Новизна дополнительной образовательной программы состоит в возможности совмещения процесса обучения с практикой изготовления изделий из разнообразных художественных материалов.
Педагогическая целесообразность обусловлена необходимостью раскрытия у дошкольников творческих навыков, воображения, приобщением к окружающему миру и искусству, расширением кругозора, созданием условий, в которых дети могут проявить свои как индивидуальные способности, так и способности при участии в коллективной работе. Настоящая программа призвана научить детей не только репродуктивным путём приобретать новые навыки в лепке и аппликации, осваивать новые технологии и материалы и применять их в своём творчестве, но и побудить интерес к творческой деятельности, который в дальнейшем поможет ребёнку перейти на новый уровень умственного развития и облегчит подготовку к школе.
Программа адресована дошкольникам 5-7 летнего возраста.
Дети этой возрастной категории, согласно общепринятой возрастной периодизации, являются детьми старшего дошкольного возраста. Этот возраст очень важен в развитии познавательной сферы ребенка, интеллектуальной и личностной. Его можно назвать базовым возрастом, когда в ребенке закладываются многие личностные аспекты, прорабатываются все моменты становления «Я» позиции. Именно 90% закладки всех черт личности ребенка закладывается в возрасте 5-7 лет. Очень важный возраст, когда мы можем понять, каким будет человек в будущем.
В 5-7 лет ребенок как губка впитывает всю познавательную информацию. Научно доказано, что ребенок в этом возрасте запоминает столько материала, сколько он не запомнит потом никогда в жизни. В этом возрасте ребенку интересно все, что связано с окружающим миром, расширением его кругозора. Поэтому на данном этапе развития дошкольников необходимо приучать их к более сложными техниками и приёмами работы, которые ребёнок уже в силах запомнить.
Что касается лепки, то в её процессе больше, чем в какой-либо деятельности, можно добиться максимальной активности обеих рук, развивать и укреплять пальцы, особенно большие, указательные, средние. Чтобы усвоить технику лепки, ребёнку нужно развить специальные движения относительно их силы, точности, темпа, направленности, плавности, ритмичности. Эти качества помогут дошкольнику в дальнейшем овладеть разными видами учебной, трудовой деятельности.
В возрасте 5-7 лет дети уже имеют определённые знания относительно лепки и аппликации, приобретённые раньше, поэтому воспитатель имеет возможность творчески выбрать тему занятия, учитывая интересы детей, наличие знаний и умений, ранее приобретённых. Успех решения учебных задач большей частью определяется правильной организацией работы с детьми и чётко продуманной системой объединения занятий разного типа.
Объем и срок освоения программы: Продолжительность обучения по данной программе составляет 1 год.
Особенности организации образовательного процесса:
Программа предполагает групповую форму занятий что позволяет вести как групповую, так и индивидуальную работу с детьми. Состав группы-постоянный.
Основной формой работы является занятие. Формы организации деятельности детей на занятии: фронтальная, в парах, групповая, индивидуальная. Каждое занятие эмоционально окрашено, по содержанию занятия подобраны музыкальное сопровождение, стихи, загадки, дидактические игры. Режим занятий- 1 раз в неделю. Общее количество часов в год-34. Продолжительность занятия-до 30 мин.
Занятия по данной программе состоят из теоретической и практической части, причем большее количество времени занимает практическая часть. Форма обучения-творческая.
Условия набора воспитанников: Для обучения принимаются все желающие (не имеющие медицинских противопоказаний).
Программой предусмотрены задания, как для индивидуального, так и для коллективного исполнения. При коллективном обсуждении результатов дается положительная оценка деятельности ребенка, тем самым создается благоприятный эмоциональный фон, способствующий формированию творческого мышления, фантазии. Творческий подход к работе, воспитанный в процессе занятий, дети перенесут в дальнейшем во все виды общественно-полезной деятельности.
Условия реализации программы: Программа реализуется за рамками основной образовательной деятельности.
1.2. Цель и задачи программы
Целью программы является использование такого вида художественной деятельности как изобразительная, включая лепку и аппликацию, обобщение их в целостный педагогический процесс формирования у детей эстетической культуры, духовности и развития художественного творчества.
Задачи:
Образовательные:
- формирование комплекса художественных знаний, умений, навыков;
- освоение приемов и методов практической работы с различными материалами;
- изготовление художественных изделий самостоятельно и с помощью воспитателя.
- усвоение правил безопасности при работе с ножницами и другими опасными предметами.
2. Воспитательные:
- воспитание интереса дошкольников к художественному творчеству;
- воспитание у дошкольников таких качеств как сопереживание и уважение к другим людям через коллективную деятельность на занятиях;
воспитание эстетических чувств при восприятии действительности.
3. Развивающие:
- развитие у детей навыков работы с различными материалами и средствами;
- развитие творческой деятельности, эстетических чувств, воображения, самостоятельности, трудолюбия, умения работать в коллективе;
- развитие познавательной активности, познавательных интересов, интеллектуальных способностей детей.
3.Содержание программы
Учебный план
| Наименование разделов тем | Количество часов | Задачи | ||
Теор. | Практ. | Всего | |||
1. | Вводное занятие | 1 | - | 1 | Рационально размещать инструменты и материалы. |
2 | Лепка. Изготовление объемных фигурок из пластилина | 3 | 4 | 7 | Формировать у детей аккуратность и ответственность в работе; Развивать способность самостоятельно определить цель занятия; Прислушиваться к мнению товарищей, чувствовать свою ответственность перед другими. |
2.1 | Изготовление фигур животных | 1 | 2 | 3 | |
2.2 | Изготовление фигур мультипликационных героев | 1 | 1 | 2 | |
2.3 | Изготовление сувениров | 1 | 1 | 2 | |
3. | Аппликация | 4 | 10 | 14 | Формировать толерантные отношения к окружающим; Умение получать удовольствие от работы; Проявление устойчивого познавательного интереса к выполнению поделок из бумаги; формировать эстетическое отношение к бытовым предметам. |
3.1 | «Из истории орнамента» | 1 | 1 | 2 | |
3.2 | Изготовление тарелок | 1 | 3 | 4 | |
3.3 | Изготовление вазы (плоскость) | 1 | 3 | 4 | |
3.4 | Изготовление открыток | 1 | 3 | 4 | |
4 | Лепка из солёного теста. Из истории красок | 2 | 4 | 6 | Понимать культурно – историческую ценность традиций и уважать их; |
4.1 | Изготовление фруктов, овощей, ягод | 1 | 2 | 3 | Проявление устойчивого познавательного интереса к выполнению поделок из соленого теста, Испытывать чувство удовлетворения от хорошо и красиво сделанной поделки и реализации конструктивного замысла; |
4.2 | Изготовление фигур животных | 1 | 2 | 3 | |
5 | Пластилинография. Картинки пластилином на плотном картоне. | 1 | 3 | 4 | Проявление устойчивого познавательного интереса к выполнению поделок из пластилина; В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила, делать выбор, какое изделие выполнить; |
5.1 | Натюрморт | 1 | 1 | 2 | |
5.2 | Сказочно былинный жанр | - | 1 | 1 | |
5.3 | Жанр анималистки | - | 1 | 1 | |
6 | Выставки |
| 1 | 1 | Формировать способность занимать определенную позицию в конфликтной ситуации; |
7 | Итоговое занятие | 1 |
| 1 | |
| Итого | 12 | 22 | 34 |
|
1.4.Планируемые результаты
По окончании обучения по программе воспитанники:
Будут знать названия инструментов, правила безопасности труда
Будут знать основные приемы и способы лепки
Будут знать жанры искусства: натюрморт, сказочно былинный и жанр анималистки;
Будут знать истории орнамента, игрушек, гаммы цветов;
Будут знать название материалов, их свойства;
Будут уметь самостоятельно изготавливать простейшие виды изделий (по образцу, рисунку, эскизу, замыслу);
Будут уметь использовать различные приемы в лепке: барельеф, растягивание, вдавливание, разглаживание поверхности, примазывание, вытягивание формы и т.д.
Будут уметь создавать небольшие сюжетные композиции, передавая пропорции, позы и движения фигур.
Будут уметь создавать изображения по мотивам народных игрушек.
Будут уметь изображать предметы и несложные сюжетные композиции, используя разнообразные приемы обрезания, а также обрывания бумаги.
Будет сформирован навык работы с художественными материалами: гуашь, кисть, карандаш, солёное тесто, пластилин;
Будет сформирован навык работы с цветом, тоном, линией, пространством, формой во время выполнения заданий по лепке и конструированию;
Будет сформирован навык совместной работы.
2.Комплекс организационно-педагогических условий реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
2.1.Календарный учебный график
№ п/п | Месяц | Форма занятия | Количество часов | Тема занятия | Место проведения |
1. | Сентябрь (4 занятия) | групповая | 1 | Вводное занятие. Знакомство с техникой безопасности | Комната для занятий |
2 | групповая | 3 | Изготовление фигур животных (лепка) | Комната для занятий | |
3 | Октябрь (4 занятия) | групповая | 2 | Изготовление фигур мультипликационных героев (лепка) | Комната для занятий |
4 | групповая | 2 | Изготовление сувениров (лепка) | Комната для занятий | |
5 | Ноябрь | групповая | 2 | Из истории орнамента (аппликация) | Комната для занятий |
6 | групповая | 2 | Изготовление тарелок (аппликация) | Комната для занятий | |
7 | декабрь | групповая | 2 | Изготовление тарелок (аппликация) | Комната для занятий |
8 | групповая | 2 | Изготовление вазы (аппликация) | Комната для занятий | |
9 | январь | групповая | 2 | Изготовление вазы (аппликация) | Комната для занятий |
| групповая | 1 | Изготовление открыток (аппликация) | Комната для занятий | |
| февраль | групповая | 3 | Изготовление открыток (аппликация) | Комната для занятий |
| групповая | 1 | Изготовление фруктов, овощей, ягод (соленое тесто) | Комната для занятий | |
| март | групповая | 2 | Изготовление фруктов, овощей, ягод (соленое тесто) | Комната для занятий |
| групповая | 2 | Изготовление фигур животных (соленое тесто) | Комната для занятий | |
| апрель | групповая | 1 | Изготовление фигур животных (соленое тесто) | Комната для занятий |
| групповая | 2 | Натюрморт (пластилинография) | Комната для занятий | |
| групповая | 1 | Сказочно-былинный жанр (пластилинография) | Комната для занятий | |
| май | групповая | 1 | Жанр анималистики | Комната для занятий |
| групповая | 1 | Выставка работ | Комната для занятий | |
| | групповая | 1 | Итоговое занятие | Комната для занятий |
2.2.Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение программы
Занятия проводятся в комнате для занятий.
Используется следующее оборудование и материалы:
1.Столы для дошкольников -10 шт.
2.Стулья для дошкольников-20 шт.
3.Шкафы для хранения инвентаря-2 шт.
4.Меловая доска-1 шт.
5.Проектор-1 шт.
6.Экран для проектора-1 шт.
7.Ноутбук- 1 шт.
8.Бумага цветная (на каждого дошкольника)
9.Картон для творчества (на каждого дошкольника)
10.Пластилин (на каждого дошкольника)
11.Тесто соленое (на каждого дошкольника)
12.Ножницы (на каждого дошкольника)
13.Клей (на каждого дошкольника)
14.Стеки (на каждого дошкольника)
15.Доски для лепки (на каждого дошкольника)
2.3.Методические материалы
Особенностью работы по данной программе является ориентация на формирование высокой положительной мотивации ребенка-дошкольника к работе с пластилином, соленым тестом, бумагой на основе разнообразной, красочной наглядности, многообразия игр, применения нескольких форм работы на одном занятии. Ключевой момент при работе по программе – доступность представляемого детям художественного материала, активизация активного словарного запаса.
Содержание упражнений и типы заданий составлены с учетом интересов ребенка, его возрастных особенностей (физических и психологических). Материал программы позволяет приобщить детей к изобразительному искусству с использованием нетрадиционных техник. Различные задания и упражнения позволяют в полной мере реализовать личностно-ориентированный подход в освоении приемов рисования, заложенных в программе и максимально раскрыть творческий потенциал ребенка.
Дошкольники обычно проявляют большой интерес к данному виду деятельности и могут расстроиться в случае любой, даже незначительной критики. От педагога требуется большое терпение и готовность показать, объяснить материал, отработать его в разных доступных формах. Ошибки и небольшие неудачи детей при обучении неизбежны, но исправлять их нужно очень осторожно, так, чтобы это не привело к неуверенности. Атмосфера на занятиях должна быть только доброжелательная.
Принципы обучения.
Весь курс предполагает образовательный, воспитывающий и развивающий характер обучения и строится на принципах:
комплексная реализация целей: продуктивная, развивающая, воспитывающая;
продуктивно-ориентированной направленности;
дифференцированного и интегрированного обучения;
осознанного владения техниками лепки, аппликации;
активности;
наглядности.
Каждый из перечисленных принципов направлен на достижение результата обучения, овладение детьми навыкамия на элементарном уровне.
В процессе обучения детей на раннем этапе согласно программе используются следующие методы: игровой, деятельностный, коммуникативный, наглядный, метод цикличности.
Игровой метод – основной вид деятельности дошкольника, на занятиях используются различные виды игровой деятельности: сюжетные, дидактические, театрализованные игры.
Деятельностный метод, позволяющий соотнести теоретический материал с практическими занятиями.
Метод цикличности, т.е. возврата к пройденному материалу.
Продуктивный метод в наибольшей степени соответствующий специфике обучения лепке и аппликации как учебного предмета. С помощью данного метода решается первоочередная задача – овладение элементарными навыками и умениями.
Наглядный метод предусматривает непосредственный показ предметов и явлений окружающего мира, наглядных пособий с целью облегчения понимания, запоминания и изображения учебного материала в продуктивной деятельности детей.
.
Структура занятий.
Структура занятия включает:
разминочную часть, направленную на подготовку к работе;
основную часть, направленную на реализацию поставленных задач (мини-лекции, специальные упражнения, обсуждения);
завершающую часть, направленную на рефлексию и интеграцию приобретенного опыта;
подведение итогов.
Виды работы на занятиях с детьми. При обучении лепке и аппликации с детьми, используются такие виды работы с детьми, которые соответствовали бы возрастным и индивидуальным особенностям воспитанников:
работа над изображением и освоением различных техник;
работа с предметами: описание, рассматривание, выделение частей, игры и сказки;
работа с картинкой: описание, детализация, сравнение;
драматизация коротких рассказов, историй, сказок и пьес с использованием продуктов творчества;
физкультминутки;
спокойные игры: загадки, кроссворды, лото;
творческие и сюжетно-дидактические игры;
рассказ по картинке, иллюстрации: сопоставление, описание, сравнение, воображение с прогнозированием изображения.
работа с фланелеграфом;
На начальном этапе обучения основной задачей является динамичное развитие изобразительных способностей. Это развивается и закрепляется в процессе продуктивной деятельности педагога с детьми.
Учитывая такую особенность детей дошкольного возраста, как неустойчивое внимание, занятия выстраиваются таким образом, чтобы имело место смена видов деятельности по необходимости. Это - смена упражнений, приемов, игр, просто перемещение по кабинету.
На занятиях создается ситуация успеха для каждого ребенка, используется личностно-ориентированная модель общения, учитывается индивидуальные и возрастные особенности детей. Чтобы создать мотив для продуктивной деятельности детей используются факторы, вызывающие положительные эмоции и желание ребенка творить:
Яркая предметная и изобразительная наглядность.
Игровые ситуации.
Новизна впечатлений.
Эффекты неожиданностей.
Ситуации успешности, сомнения, юмористические.
Поощрения в разных видах.
Элементы соревнования.
Проблемные конфликтные ситуации с любимыми героями.
Любопытство, познавательный интерес.
Путешествие, перенесение в другую страну, выполнение роли персонажа.
Музыкально-ритмические движения, сопровождаемые словом.
Элементы загадывания и отгадывания, поиска и находки.
Предложенная тематика и формы обучения соответствуют возрастным особенностям, продуктивным навыкам и интересам дошкольников, дают простор детской фантазии и возможность проявить свою индивидуальность.
Очень важным при работе с дошкольниками по данной программе является сочетание на одном занятии нескольких форм работы, видов деятельности, игровой характер обучения.
Освоение программы не сопровождается проведением промежуточной и итоговой аттестаций воспитанников.
Оценка индивидуального развития детей может проводиться педагогом в ходе внутреннего мониторинга становления основных (ключевых) характеристик развития личности ребенка, результаты которого могут быть использованы только для оптимизации образовательной работы с группой дошкольников и для решения задач индивидуализации образования через построение образовательной траектории для детей, испытывающих трудности в образовательном процессе или имеющих особые образовательные потребности.
2.4.Список литературы
Для педагогов:
1..Д.Н. Колдина «Лепка с детьми 5-6 лет» Москва, «Мозаика-синтез», 2009.
2. А.Н. Малышева, Н.В. Ермолаева «Аппликация в детском саду» Ярославль, «Академия развития», 2006.
3. Г.Н. Давыдова «Детский дизайн. Пластилинография.» Москва, «Скрипторий 2003», 2006.
4. «От простого к сложному. Учимся лепить и рисовать.» Санкт-Петербург, «Кристалл», «Валери СПб», 1997.
5. Е. Румянцева «Аппликация. Простые поделки.» Москва, «АЙРИС-пресс», 2007.
6. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду – М, Издательство «Мозаика-Синтез», 2014
7.Н.Б. Халезова «Декоративная лепка в детском саду» -Творческий центр. Москва-2010г.
8.С.В. Михалёва «Лепка глиняных игрушек» - Волгоград- «Учитель»-2011г.
9.С.В. Горичева, М И Нагибина «Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина»- Академия развития-2005г.
10.Т.С. Комарова «Дети в мире творчества»- Москва. Мнемозина-1995г.
11.А.П. Клиенов «Народные промыслы» -Москва. Белый город.-2002
Детей и родителей:
1. Л.П. Савина «Пальчиковая гимнастика» Москва, «Родничок», 2006.
2. Е.Г. Лебедева «Простые поделки из бумаги и пластилина» Москва, «АЙРИС-пресс», 2005.
3 .Е.Р. Румянцева «Простые поделки без помощи мамы» Москва, «АЙРИС-пресс», 2006.
Список интернет-ресурсов:
https://лепка.рф – видеоуроки лепки из разных материалов
http://pulmix.ru- поделки из пластилина для детей
11