Воображение через призму рисования в жизни ребенка.
Учитель изобразительного искусства
МБОУ-СОШ №33 г. Орла
Цыкина Ольга Николаевна
(высшая квалификационная категория)
Воображение - это присущая только человеку возможность создания новых образов (представлений) путем переработки предшествующего опыта. Воображение часто называют фантазией. Воображение является наивысшей психической функцией и отражает действительность. Однако с помощью воображения осуществляется мысленный отход за пределы непосредственного воспринимаемого. Основная его задача-представление ожидаемого результата до его осуществления. Значение функции воображения в психическом развитии велико. Фантазия, как и любая форма психического отражения, должна иметь позитивное направление развития. Она должна способствовать лучшему познанию мира, самораскрытию и самосовершенствованию личности, а не перерастать в пассивную мечтательность, замену реальной жизни грезами. Рисование с самого раннего детства способствует позитивному направлению в развитии ребенка.
Каждому возрасту ребенка соответствует определенный изобразительный период (стадия), которому соответствует характер изображений. Очень важно не требовать от ребенка невозможного в его изобразительном творчестве, а внимательно следить за его восприятием, выражением окружающей действительности в разнообразных изобразительных формах, не навязывать свои стереотипы в восприятии и изображении. Примеры представлены в таблице.
Период, характеристика изображения | Визуальный пример |
ДОИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД 1. Первый этап называют стадией «марания». Это пробы рисования. Ребенок создает линию без «рисунка» в хаосе и нагромождении. Это стадия доэстетическая – значительная часть детского рисования подчинена не красоте, так как нет еще эстетической задачи как таковой. Часто стадию «марания» сравнивают с гулением ребенка, когда ребенок овладевает «звуковой материей». По определению К. Бюлера это «фонетика рисования». Эта стадия продолжительна и неоднородна. |
|
2. Второй этап называют стадией «каракуль». Она начинается примерно в возрасте 2х лет. Ребенок не способен установить зависимость между образом и изображением. Его больше интересует предмет, которым он рисует, чем его «рисунок» | |
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД 3. Третий этап – стадия «головоногов» (примитивных изображений), появление образа Наступает тогда, когда малыш начинает видеть в своем рисунке какой-то образ. Происходит переход от «мараний» к примитивным изображениям. Как долго она будет длиться, зависит от скорости формирования зрительно-двигательной координации, совершенствования моторного контроля. В этот период дети постигают очень важный для развития факт: с помощью линий можно создать сплошные, массивные пятна, то есть одномерное движение может образовать двухмерные массы. У ребенка появляются умения рисовать некоторые другие формы: неровные круги, нечто напоминающее многоугольники, углы, отрезки линий. |
|
4. Четвертый этап - схематическое изображение. Обычно она появляется у детей приблизительно с 4-5 года жизни. Существенное отличие стадии: ребёнок рисует по памяти, а не с натуры. Считается, что детский рисунок на этой стадии является как бы перечислением, схематическим рассказом об изображаемом предмете. Эта стадия тянется очень долго и проходит ряд ступеней от первых совсем примитивных схем до наполненных существенным содержанием. Л.С. Выготский считал детский рисунок на ранних этапах этой стадии предвестником письма. Но чтобы дойти до символов второго порядка – букв, ребёнку надо сделать еще одно открытие: рисовать можно не только образы, но и речь. В норме это происходит примерно в 6-7 лет. |
|
5. Пятый этап - правдоподобные изображения. Происходит постепенный отход от схемы и появляются попытки воспроизвести достоверный вид предметов. Предметы обрастают деталями. Одновременно обогащаются темы рисунков: появляются пейзажи, внутренний вид домов и др. На данной стадии ошибки в рисунках еще не исправляются совсем или очень редко. Происходит постепенный отход от схемы и появляются попытки воспроизвести достоверный вид предметов. Предметы обрастают деталями. Одновременно обогащаются темы рисунков: появляются пейзажи, внутренний вид домов и др. На данной стадии ошибки в рисунках еще не исправляются совсем или очень редко. Самый обычный способ исправления – малыш бросает начальный рисунок и переходит к новому на новом листе. Процесс рисования пока увлекает больше, чем выполнение определенной задачи на изображение. В конце стадии правдоподобных изображений ребёнок начинает рисовать с натуры. Часто взрослые (даже педагоги) думают, что рисовать с натуры гораздо легче, чем по памяти. На самом деле это не так. Прийти к самостоятельному изображению предметов с натуры без помощи педагога могут немногие дети. Большинство остаётся на стадии схематического рисунка. |
|
Воображение стимулируется жизненными потребностями и мотивами и
осуществляется с помощью особых психических действий, называемых приемами создания образов. К ним относятся агглютинация, аналогия, акцентировнаие, гиперболизация, типизация, придача и перемещение. Ребенок младшего школьного возраста уже может прибегать к таким примерам создания образов. Примеры далее рассмотрены в таблицах.
Tермин | Определение | Визуальные пример |
агглютинация | представляет собой создание новых образов путем соединения различных частей, качеств и свойств реальных объектов, несовместимых в повседневной жизни, или же включения привычного объекта в несвойственный ему ситуационный контекст | П. Рубенс «Персей и Андромеда». Мультипликация – Котопес |
аналогия | это создание нового образа по сходству с известным. При этом сохраняются общие принципы строения и функционирования объекта, но изменяются какие-то элементы. Прием аналогии также широко применяется в техническом творчестве. Например, по аналогии с птицами люди придумали летательные устройства. | Самолет - птица Кошка – подушка
Младенец – кукла-пупсик
|
акцентирование | (заострение) является приемом создания образов воображения путем подчеркивания, определенных свойств, черт, сторон различных явлений. Одна из форм акцентирования – такое выделение одного из свойств образа, который является не только главенствующим, но и универсальным, уникальным, характеризующим образ в его цельности (практически все главные герои художественных произведений, аллегоризм образов). | Л. Владимирский «Буратино». |
гиперболизация | это классический художественный приём, который заключается в том, что художник намеренно преувеличивает некоторые черты и характеристики персонажа | А. Ломаев «Дюймовочка». |
типизация | прием обобщения множества родственных объектов с целью выделения в них общих, повторяющихся, существенных признаков и воплощения их в новом образе. Этот прием широко используется в художественном творчестве, где создаются образы, отражающие характерные черты определенной группы людей (социальной, профессиональной, этнической) | В. Васнецов В. Сутеев «Доктор Айболит» |
придача | заключается в том, что объекту приписываются (придаются) не свойственные ему качества или функции | В.Васнецов Ковер-самолет |
перемещение | субъективное помещение объекта в новые ситуации, в которых он никогда не был, не может быть вообще или в которых субъект его никогда не видел | Ванька в тридевятом царстве.Мультфильм «Алиса в стране чудес» Дж. Тенниел |
Все приемы работают, как единая система. При создании одного образа дети могут использовать несколько из них и это стимулирует и развивает творческое воображение в позитивном ключе.
В качестве визуальных примеров могут выступать работы знаменитых отечественных художников иллюстраторов. Знакомьте детей с их творчеством.
Известные отечественные художники-иллюстраторы детской книги
Художники | Визуальные примеры | ||
Иван Билибин |
|
| |
Виктор Васнецов |
|
| |
Юрий Васнецов |
| | |
Алексей Пахомов | | | |
Евгений Чарушин |
|
| |
Владимир Сутеев |
|
|
Младший школьный возраст характеризуется активизацией функции воображения, вначале воссоздающего (позволяющего в более раннем возрасте представлять сказочные образы), а затем и творческого (благодаря которому создается принципиально новый образ). Этот период в жизни ребенка является сензитивным для формирования фантазии, поэтому важно поддерживать ребенка в его творчестве, проявлять искренний интерес к его деятельности.
Примерный список литературы:
Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: Учеб. Пособие для студ. высш. Пед. учеб. Заведений. – 2 – е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 368 с., 12 л. ил.: ил
Сокольникова Н.М. Методика преподавания изобразительного искусства: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Н.М.Сокольникова. - 5е изд., перераб. и доп. - М.: Издат. центр «Академия», 2012. - 256 с., с. ил. - (Сер. бак).Сокольникова Н.М. Художники книги и дети: монография: пособие для учителей: Для совершеннолетних, общего характера / Сокольникова. – М.: Мегатрон, 1997. – 184 с. : ил. Л.Ю. Субботина «Развитие воображения детей», популярное пособие для родителей и педагогов, Ярославль, Академия развития, 1996
Л.С. Выготский «Воображение и творчество в детском возрасте», Москва, Просвещение, 1991г.