Значение творчества в жизни ребенка

7
0
Материал опубликован 12 April

Значение творчества в жизни ребенка

Педагог при реализации задач, определяемых для дошкольного образования Федеральным государственным образовательным стандартом, должен учитывать целый комплекс составляющих элементов, одним из которых является создание условий для развития творческих способностей ребенка. Знание особенностей использования различных форм организации детской деятельности, позволяет наиболее полно реализовать их развивающий потенциал, обеспечить соответствие всех аспектов педагогического процесса принципам дошкольного образования, утверждаемым Стандартом. Методологической основой являются исследования Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, Н.Н. Поддьякова, Н.П. Сакулиной, А.А. Грибовской, Т.С. Комаровой, Л.В. Куцаковой.

Эффективность педагогической деятельности при этом во многом зависит от личной заинтересованности ребенка.

Развитие творческих способностей дошкольников позволяет обеспечить каждому ребенку эмоциональное благополучие, способствует формированию эстетического отношения к тому, что он делает и видит, развитию художественного вкуса, умению занять себя.

t1712888147aa.gif



К вопросу творческой самореализации мы подошли с целью изучения проявление детского творчества в одной из наиболее привлекательных для него сферах деятельности: изобразительной, которая тесно связана со всеми видами деятельности.

1). Прежде всего, мы сосредоточили усилия на создании развивающей среды группы, на ее эстетичности. Нашими помощниками были не только родители, активными преобразователями были дети. Рисунки, индивидуальные и коллективные, коллажи, с использованием смешения цветов и материалов, размещались не только в уголке творчества, но и в других тематических уголках.

2). Были выявлены и трудности, которые предстояло преодолеть: творческие решения поставленных целей оказались довольно регламентированы уровнем формообразующих движений рук детей. Общеизвестно, чем лучше ребенок владеет движениями рук, тем легче ему проявлять свое творчество, обеспечивая его свободу, инициативность, независимость от постоянной помощи взрослых.

Рисование, аппликация, лепка тесно связаны между собой и имея общие понятия: цвет, форма, величина, контур, часть и целое, помогают систематизировать тот уровень знаний, который уже сформирован, а также облегчают задачу по их расширению.

Повысить качество детских работ - задача педагога.

Зачастую можно видеть работы, большая часть из которых сделана руками взрослых. Если ребенок принимает участие как равный – это одно, а когда основной объем работы выполнен не его руками, а педагога, в этом случае ни о каком развитии речи идти не может. Ребенок теряет веру в себя и в свои возможности. Как избежать ошибок?

Причины творческих неудач:

- Отсутствие интереса у ребенка. Необходимо помнить, что для ребенка очень важна мотивация. Учитывая и то, что основной вид деятельности для него игра, желательно, чтобы и творческая изобразительная деятельность была для ребенка с привлечением игровых методов. Эмоциональная отзывчивость на визит сказочного персонажа, сюрпризный момент, загадку, стихотворение не только повысят интерес ребенка к процессу создания продукта деятельности, но и сделают его максимально привлекательным для него;

- Слишком сложный объект для изучения, излишняя перегруженность, нормированное следование предлагаемой композиции;

- Потеря привлекательности работы в глазах ребенка. Сравнивая результат своего творческого труда и предлагаемый эталон, ребенок может прийти к выводу, что у него «так не получается» и откажется от дальнейшего процесса. В этом случае речь идет не столько о сложности, сколько об аккуратности работы.

Для того чтобы этого избежать, необходимо выполнить некоторые условия:

Правильно организовать рабочее место, не стоит его перегружать, проанализируйте, что действительно нужно, проверьте ножницы, они должны быть с тупыми концами, достаточно легко двигаться.

Подготовка материала для работы. Бумага, ткань, бросовый материал должны быть в ассортименте, который дает свободу выбора и соответствует нормам эстетики. Кусочки ткани должны быть проглажены, это не только повысит их привлекательность, но и скажется на качестве работы.

Пластилинография:

Работа с пластилином требует внимания: так как в его состав входят определенные жиры, он может оставлять пятна. Избежать этого можно, если предварительно покрыть рабочую основу скотчем. Работать на гладкой поверхности намного легче, хорошо снимаются остатки пластилина.

Если работа выполняется в технике пластилинографии, контур рисунка наносится фломастером, с гладкой поверхности он стирается достаточно легко с помощью салфетки.

Также основу работы можно покрыть бесцветным лаком, и саму работу тоже. Это повысит ее привлекательность и практичность, позволит использовать работу в качестве оформления интерьера, маркера игрового пространства.

Не стоит забывать и о предварительной подготовке пластилина: для активизации пластичности твердый пластилин нужно разогреть (можно использовать горячую воду).

t1712888147ab.gift1712888147ac.gift1712888147ad.gif

ТЕСТОПЛАСТИКА


t1712888147ae.gif


Что нужно знать?

1)Тесто должно быть однородным, эластичным.

2)Соль берем мелкую, в тесто добавляем и клей ПВА, для прочности.

3)Для раскраски изделия используем акварельные, акриловые краски, гуашь, мягкие цветные карандаши, пищевые красители.

4) Готовое изделие лучше покрыть лаком, лучше бесцветным.

5)Сушить поделки можно в обычной духовке, главное - соблюдение температурного режима.

Продукт творчества обладает несомненной ценностью для ребенка тогда, когда он может воспользоваться результатом своего труда или как игровым атрибутом, или маркером игрового пространства, или атрибутом интерьера.

Особенно востребованы изделия из соленого теста в сюжетно-ролевых играх социально-бытовой направленности. Например, женские интересы и предпочтения прослеживаются в играх девочек: домашний быт, женские обязанности, профессии.

Ситуации игрового взаимодействия становятся намного интереснее, если предметы игрового оперирования были результатом творческой деятельности детей.

Для «Магазина», «Булочной», «Кондитерской», «Кафе» дети изготавливали атрибуты. Это и хлебобулочные изделия: батоны, булочки, караваи, это и кондитерские изделия: пирожные, конфеты, торты, это и овощи-фрукты.


t1712888147af.gift1712888147ag.gift1712888147ah.gif

Сотрудничество с родителями:

1. Совместно с психологом подготовили и провели семинар по игровому насыщению развивающей среды;

2.Оформили стендовый доклад «Творчество детей как способность самовыражения»;

3. Провели мастер-класс для родителей «В гостях у колобка».

4.Регламентировали работу по преобразованию игрового пространства, распределили предполагаемый объем работы, а к наиболее трудоемким операциям по пошиву спецодежды для играющих привлекали и бабушек

5. В конце каждого тематического периода оформляли выпуск стенгазеты: «Новости Мастеров», где дети в рисунках передавали наиболее интересные моменты.

В процессе взаимодействия с родителями акцентировали внимание на важности психологической поддержки ребенка и поощрении его инициативы. Самая главная помощь со стороны родителей заключалась в одобрении детского стремления к творчеству. Эмоциональный настрой, одобрение, похвала послужат верным стимулом для развития творческой активности ребенка, помогут ему вырасти и стать успешным во взрослой жизни.

Дети должны иметь возможность для творческого самовыражения и вне дошкольного учреждения, поэтому приветствуется участие в общественно значимых мероприятиях: конкурсах, как внутри сада, так и городского и районного уровней, выставках, литературных чтениях, концертах, благотворительных акциях.

Материал для творчества должен обеспечивать развитие двух типов детской активности: его собственной, которую определяет он сам, и активности, которую стимулирует взрослый.

Для того чтобы все вышеперечисленное обрело конкретные черты реального существования, необходимо соизмерить желаемый замысел и конечный результат. Предстоит объединить усилия взрослых: и педагогов, и родителей.

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.