Статья «Вопросы духовно-нравственного воспитания старших дошкольников на примере жизни Александра Невского»

0
0
Материал опубликован 3 August

Авторы: Макаренко Элла Тагизовна, воспитатель, высшая

квалификационная категория;

Сакинова Ольга Владимировна, воспитатель, I квалификационная

категория.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Золотая рыбка»

ЯНАО, г.Ноябрьск.

 

Вопросы духовно-нравственного воспитания старших дошкольников

на примере жизни Александра Невского

 

Последние годы Россия переживает непростой исторический период. Самое страшное то, что на фоне развала экономики и политической системы, происходит разрушение личности. Это происходит потому, что сегодня, с нашего молчаливого согласия, на подрастающее поколение, которое в силу своего возраста и отсутствие жизненного опыта не может различать правильное от неправильного, и поддаётся тонкому подсознательному управлению, направлена пропаганда разврата, жестокости и насилия, агрессивной рекламы алкогольной продукции и табачных изделий. В нашем обществе материальные ценности заменили духовные, поэтому у детей искажены такие основополагающие для развития личности понятия, как доброта, милосердие, великодушие, справедливость, гражданственность и патриотизм. В итоге, из детей, воспитанных современными «понятиями», вырастают агрессивные и жестокие потребители с формированной внесупружеской, антиродительской и антисемейной установкой.

Поэтому необходимо прилагать все возможные усилия для формирования нравственного начала, для укрепления ценностной ориентации нашего общества, начиная с детей дошкольного возраста.

История России богата знаменательными событиями и примерами героизма. Мы сегодня говорим об Александре Невском. Образ святого благоверного князя Александра Невского неразрывно связан в сознании нашего народа с высшими нравственными ценностями и идеалами: жертвенность, искренняя вера, самоотверженное служение Богу, Отечеству и ближним.[1]

Сегодня необходимо обратиться к историческим событиям и выдающимся людям нашей страны, к подвигам её героев, которые отдавали свою жизнь во имя Отечества, вдохновляя подрастающее поколение на благие свершения. Самое верное и лучшее обучение на конкретном примере, а рассуждения без действий ни к чему не приведут. И изучение нашей истории должно быть не на уровне формирования исторических понятий, мы должны уметь сами и научить детей делать выводы и уроки из исторических событий и брать их на вооружение, пополняя жизненный опыт примером, а не собственными «шишками».

Наиболее эффективным и действенным средством воспитания, безусловно, является пример старшего поколения и пример тех, кто воспитывает, кто определяет умонастроения нашего общества. Воспитание маленького человека, духовно – нравственной личности, возможно исключительно совместными усилиями семьи и детского воспитательного учреждения.

С дошкольного возраста начинается активное первоначальное накопление нравственно ориентированного опыта, формирование духовности. От того, как будет воспитан ребенок в раннем возрасте, от формирования нравственных, волевых качеств зависит его дальнейшее обучение, формирование общей жизненной позиции. [5]

Духовное развитие дошкольников включает в себя становление моральных, духовных ценностей, формирующих развитую духовно личность. Оно дает возможность правильно сложить общее мировоззрение, элементарную гражданскую позицию, основы семейных ценностей и большинство нравственных ориентиров. Процесс этот длительный, он требует всестороннего, целенаправленного воздействия. Только при этом условии начинает формироваться внутреннее духовное сознание.[5]

Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей.

Православная педагогика обогащала педагогику светскую цельностью миропонимания, опытом нравственного уклада жизни, развития гармоничной личности. Понятия «нравственный» и «духовный» в православной педагогике определяются следующим образом: духовность – это состояние близости души, внутреннего мира человека к Вышнему и Горнему миру; нравственность – это твердая постоянная решимость воли следовать за добрыми влечениями сердца и совести (добронравие). Духовно-нравственное воспитание понимается как целенаправленная деятельность, нацеленная на приобщение человека к Вышнему и Горнему миру, на постепенное восстановление целостной структуры личности, самоопределение человека и совершенствование его в добродетели. [2]

Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций формировало основу личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие. Обращение к опыту православной педагогики в настоящее время, когда идет поиск духовного возрождения России, особенно актуально, так как общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования.[2]

Рассмотрим принципы духовно-нравственного воспитания дошкольников.

Основной принцип духовно-нравственного воспитания - построение жизни на основе требований христианского совершенства (свободное признание правила - «Уклонись от зла и сотвори благо»).

Дошкольникам можно предложить тему: Александр Невский - Святой.

Александр Невский канонизирован как благоверный князь. К этому лику святых причисляются миряне, прославившиеся искренней глубокой верой и добрыми делами, а также православные правители, сумевшие в своем государственном служении и в различных политических коллизиях остаться верными Христу. Как и любой православный святой, благоверный князь — вовсе не идеальный безгрешный человек, однако это в первую очередь правитель, руководствовавшийся в своей жизни прежде всего высшими христианскими добродетелями, в том числе милосердием и человеколюбием, а не жаждой власти и не корыстью. В основе ратных и политических заслуг святого благоверного князя Александра Невского лежал духовный подвиг самоуничижения.[4]

Святой благоверный князь принял на себя тяготы других людей, принял в свое сердце тяготу всей Руси. Он поставил своей задачей освободить Русь от этой тяготы и выполнил ее настолько, насколько хватило ему жизни и сил.

Духовный подвиг святого благоверного князя Александра Невского – пример твердости в вере и преданности Отечеству.

Гуманистическая направленность воспитания (отношение педагога к воспитаннику как к ответственному субъекту собственного развития) реализуется путем формирования отношения к себе, к миру и с миром (любовь к ближним) и

Природосообразностъ (воспитательный процесс основывается на научном понимании естественных и социальных процессов, сообразно общим законам развития человека сообразно его полу и возрасту).

Тема: Александр Невский – князь и воин.

Святой благоверный князь Александр Невский вошел в историю как победитель шведов и немцев и непревзойденный политик. Основные свои военные победы князь Александр одержал в молодости. Во время Невской битвы (1240 год) ему было от силы 20 лет, во время Ледового побоища — 22 года. Впоследствии он прославился более как политик и дипломат, однако периодически выступал и как военачальник. За всю свою жизнь князь Александр не проиграл ни одного сражения.[4]

Дальновидные государственные деятели, заступники земли русской, великие князья видели смысл своей жизни в служении интересам Родины. Александр Невский и стал символом подлинно народного героя.

Кулътуросообразностъ (воспитательный процесс строиться в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры, в данном случае православия, и особенностями, присущими традициям тех или иных регионов).

Тема: Храмы и памятники в честь Александра Невского.

Князь Александр Невский занимает особое место среди довольно большого числа сакрализованных персонажей того или иного российского периода. Согласно последним опросам, это один из самых популярных людей древнерусской истории. Перед нашими соотечественниками он предстает как бескомпромиссный борец за независимость, защитник Отечества, всю свою жизнь отдавший защите неприкосновенных рубежей Родины.[3]

В послевоенные годы во многих городах установлены памятники Александру Невскому. В России их насчитывается около двадцати. [6]

Строительство храмов, посвященных Александру Невскому, развивалось в XIX веке, когда он стал небесным покровителем сразу трех русских императоров – Александра I, Александра II и Александра III. Во имя Александра Невского освящались в «государственные» домовые, больничные, училищные, военные и даже тюремные храмы, где христианство исповедовалось в патриотизме, в сердоболии и милосердии к нищим, убогим, престарелым, немощным, падшим, словно вторя знаменитым словам святого князя: «Не в силе Бог, а в правде».[6]

Светский характер образования и законности (соответствие действующему законодательству РФ).

Тема: Орден имени Александра Невского и его орденоносцы.

Первоначально предполагалось, что орден станет поистине народной наградой, и получать ее будут младшие военачальники, включая командиров полков, однако позже круг достойных расширили. Главное требование заключалось в том, чтобы в их решениях проявлялось умение, смелость и решимость, качества, присущие князю Александру. Имело значение и соотношение сил в момент удачного наступления. Если противник количественно превосходил нашу часть, устремившуюся в атаку, и был при этом разгромлен или обратился в бегство, то это и был повод представить героя к награде. [7]

Согласно статуту государственной награды Российской Федерации достойны государственные служащие и другие граждане, своим трудом или доблестью способствовавшие процветанию родины и повышению ее авторитета. При этом не имеет значения, были ли сделаны усилия в области военного дела, науки, культуры, здравоохранения, образования или в других видах деятельности. [7]

Мы видим, что наша тысячелетняя культура заложена в основе всех ценностных ориентиров: национальных, духовных и нравственных. В величественных храмах, иконописи, древней литературе, притчах мы видим вековую мудрость, источник вдохновения, рассказывающий нам о прошлом и открывающий новые ориентиры на будущее. Через деятельность исторических личностей, великих князей и правителей нашего государства, выдающихся полководцев, подвижников и праведников Святой Руси, мы должны продолжать работу с преданием народа, выявлять национальную идею русского государства. Должны брать пример мужества, силы воли, патриотизма, величия, уважения к традициям у наших предков.

Рассматривая события периода жизни Александра Невского, становится всё очевиднее, что это были годы невиданного человеческого духа, небывалой жертвенности и любви, и мы должны учиться у наших предков патриотизму, бескорыстию, храбрости, мужеству, героизму, твердости, непреклонному терпению, жертвенной самоотверженности, благочестию, служению Отечеству, единодушию. Нашим детям необходимо прививать духовные и нравственные ценности.

Н.М.Карамзин называл историю «священной книгой народов». Как в священной книге верующий человек черпает вдохновение, находит нравственные ориентиры, так и народ в своей истории обретает образцы для подражания. Если книга истории захлопнута и никогда не раскрывается, то народ становится похож на заблудившегося в темном лесу человека. Он не знает, куда идти, и готов последовать за каждым, кто только возьмет его за руку.[1]

Чтобы такого не произошло, надо знать историю своей малой Родины, своего Отечества, иметь духовно - нравственные ориентиры, быть достойным гражданином своей страны.

 

 

Список литературы

Алексий II, бывший Патриарх Московский и Всея Руси. О духовном образовании и духовном воспитании. \\ Православное слово. №1 М.,2005 г.

Максимова Г. П. Методика церкви и проблема методов православного воспитания. Сб. Духовно-нравственное воспитание: от методологии к педагогической деятельности. Волгоград 2005.

Фомин И., протоирей. Только факты. Подборка биографических сведений о князе Александре Невском// Журнал «Фома». - №1(69) – январь 2009. – С.71. - (раздел «Культура», рубрика «Александр Невский»).

Интернет - источники

Александр Невский — мыслитель, философ, стратег, святой. Редакция "Правмира". 18 апреля, 2011.

Конева Е. С. Духовно-нравственное воспитание дошкольников. Интернет – журнал для педагогов и родителей. ВОСПИТАНИЕ ГУРУ.

Лебедева Е. «НЕ В СИЛЕ БОГ, А В ПРАВДЕ». Московские храмы в честь святого благоверного князя Александра Невского. Православный календарь. Православие.ру.

Орден Александра Невского. Фото. Кавалеры ордена Александра Невскогого.

 

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации