Воспитание детей с ОВЗ (нарушение интеллекта) через адаптивные настольные спортивные игры
ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ (НАРУШЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТА) ЧЕРЕЗ АДАПТИВНЫЕ НАСТОЛЬНЫЕ СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ
Воспитание-это процесс систематического и целенаправленного воздействия на человека, на его духовное и физическое развитие в целях подготовки его к производственной, общественной и культурной деятельности.
Физическое воспитание является неотъемлемой частью всей системы учебно-воспитательной работы школы для детей с нарушениями интеллекта. Оно разрешает образовательные, воспитательные, коррекционно-компенсаторные и лечебно-оздоровительные задачи. Физическое воспитание осуществляется в тесной связи с умственным, нравственным, эстетическим воспитанием и профессионально - трудовым обучением, занимает одно из важнейших мест в подготовке учащихся с нарушениями интеллекта к самостоятельной жизни и производительному труду. Воспитывает личностные качества, способствует социальной интеграции детей с проблемами в развитии в общество. Процесс воспитания в нашей школе является трудным и его результат не так ощутим, как в массовой школе, он осложняется рядом психофизиологических особенностей, присущих детям с нарушением интеллекта.
В последнее время, наряду с другими проблемами, проблема формирования воспитания детей с ОВЗ является особенно актуальной. В настоящее время в нашей школе-интернате обучаются 102 ребенка с ОВЗ умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). 20 детей имеют инвалидность, c сопутствующими заболеваниями (эпилепсия, ДЦП, сердечные заболевания и т.д.). Большинство используемых средств и методов во внеурочной деятельности в области физической культуры в школе-интернате не позволяет в полной мере обеспечивать физическое воспитание личности детей–инвалидов. Если у детей с умственной отсталостью не имеющих инвалидность, с разрешения врача имеется возможность заниматься в кружках «Спортивные игры» (футбол, волейбол, баскетбол), «Тренажерный», «Спортивная борьба», а так же участвовать в различных соревнованиях, где нужны такие физические качества: ловкость, быстрота, координация, выносливость, сила и т.д., то для детей с инвалидностью противопоказаны по медицинским показателям посещать такие кружки и участвовать в соревнованиях. Однако, с внедрением во внеурочную деятельность адаптивных настольных спортивных игр: «Новус», «Джакколо» и «Шафлборд», у детей-инвалидов появилась возможность тренироваться и участвовать в школьных и региональных соревнованиях по адаптивным настольным спортивным играм, которые доступны и интересны нашим детям. При этом появились новые возможности в воспитании детей с ОВЗ и детей с ОВЗ имеющих инвалидность, это способствуют воспитанию смелости, настойчивости, решительности. Детям с ОВЗ регулярные тренировки и соревнования по адаптивным настольным спортивным играм дают возможность достичь социальной интеграции, максимально приблизиться к полноценному общественному бытию, оказывает на них социализирующее влияние, расширяют возможности для самоутверждения и самореализации, социальной адаптации [1,36]. Правила игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, честности, выдержки, умению «взять себя в руки» после сильного возбуждения, сдерживать свои эгоистические порывы.
Во время адаптивных настольных спортивных игр проходит совместная деятельность обучающихся с легкой умственной отсталостью и детей с умеренной, тяжелой умственной отсталостью, что является одной из форм инклюзивного образования в школе-интернате. Так как адаптивные настольные спортивные игры «Новус», «Шаффлборд» и «Джакколо» являются новыми играми, в нашу школу приходят взрослые и дети с ОВЗ получить знание и опыт со всего Аскизского района. В тесном общении с нашими детьми и педагогическим коллективом в дружеской обстановке проходят игры и тренировки. Ребята бережно и аккуратно относятся к спортивным инвентарям и оборудованию, старшие учащиеся учат младших товарищей, воспитывая их к бережному отношению к школьному имуществу.
Тренировочным процессом с детьми по адаптивным настольным спортивным играм занимаются педагоги школы прошедшие обучение. Была разработана рабочая программа внеурочной деятельности по адаптированным спортивным настольным играм «Новус», «Джакколо», «Шаффлоборд». Эта программа призвана сформировать у обучающихся устойчивые мотивы и потребности в бережном отношении к своему здоровью и физической подготовленности, в творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни. В программе представлены доступные для обучающихся упражнения, способствующие овладению элементами техники и тактики адаптивных настольных спортивных игр, развитию физических способностей и воспитанию человеческих качеств. Цели и задачи программы-это укрепление и развитие здоровья детей и привитие у детей потребности к систематическим занятиям физической культурой и спортом. В процессе работы по изучению адаптивных настольных спортивных игр решаются следующие задачи:
-дать возможность детям с ОВЗ достичь социальной интеграции;
-воспитание у школьников потребности в систематическом занятии физической культурой и спортом, привитие основ здорового образа жизни;
-развитие духовных и физических качеств личности;
-формирование умений: правильное выполнение приемов данных игр, владение индивидуальными и групповыми действиями, знания правил соревнований;
-коррекция нарушений здоровья (координации, точности движений, выносливости и т.д.)
Важнейшее требование современного занятия – обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к обучающимся с учётом состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности, особенностей развития психических и умственных свойств. Под дифференцированным физкультурным образованием понимается целенаправленное физическое формирование человека посредством развития его индивидуальных способностей.
Обучение проводим целостным методом с последующей дифференциацией (выделяем детали техники и разделяем их по сложности). Обучение двигательным действиям предусматривает возможность выбора операций для решения тех или иных двигательных задач.
Учитель – профессия особенная. Избрав её, педагог становится в ответе за здоровье детей, их физическое, психическое, нравственное и социальное развитие. Поэтому важное место в своей деятельности мы отводим здоровьесберегающим технологиям, цель которых, обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Одним из главных направлений здоровьесбережения считаю создание здорового психологического климата на занятиях. Так, ситуация успеха способствует формированию положительной мотивации к процессу обучения в целом, тем самым снижая эмоциональную напряженность, улучшая комфортность взаимоотношений всех участников образовательного процесса. На своих занятиях уделяем внимание организации здоровьесберегающих факторов. Тестирование дает исходную, текущую и контрольную информацию для разработки индивидуальных заданий, суть которых – учащийся должен в каждый очередной период времени продвинуться дальше, что и подтвердит следующее тестирование. Если этого не произошло, то вносим в индивидуальные задания соответствующие коррективы.
Тестриование по (НСИ)
Таб.1
Джакколо | |||
Фамилия Имя | Попадание в лузы из 30 шайб за три подхода | ||
сентябрь | январь | май | |
Иванов Сергей | 45 | 57 | 98 |
Петров Иван | 56 | 68 | 87 |
| | | |
| | | |
Таб.2
Шафлборд | |||
Фамилия Имя | Выпускание 8-и бит в поле (1,2,3) | ||
сентябрь | январь | май | |
Иванов Сергей | 12 | 16 | 22 |
Петров Иван | 11 | 18 | 21 |
| | | |
| | | |
Таб.3
Новус | |||||||
Фамилия Имя | 8 прямых ударов кием по пешкам (количесвто попаданий) | 8 рикошетных ударов кием по пешкам (количество попаданий) | |||||
сентябрь | январь | май | сентябрь | январь | май | ||
Иванов Сергей | 2 | 4 | 6 | 1 | 3 | 4 | |
Петров Иван | 3 | 4 | 7 | 0 | 2 | 4 | |
| | | | | | | |
| | | | | |
Принципиально важно, чтобы при этом учащийся не сравнивался с другими, а сравнивался с самим собой: «Я сегодня стал лучше, чем вчера, а завтра постараюсь стать лучше, чем сегодня». Для этого задания делаем реальными и стимулируем учащихся к активной работе. И, конечно же, при выборе форм, содержания и методов работы учитываем возраст, пол учащихся, состояние здоровья, уровень их развития и подготовленности. На своих занятиях обеспечиваем необходимые условия в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами (освещение, характеристика воздуха, температурный режим).
По мере овладения детьми с ОВЗ умениями и навыками спортивных настольных спортивных игр провели первенство школы по (НСИ) с целью выявления сильнейших игроков, стимулирования к занятиям (НСИ) и для отбора детей для участия в республиканских соревнованиях по (НСИ). В числе призеров школы были и дети-инвалиды-это доказывает, что в соревнованиях по (НСИ) дети с ОВЗ и дети с ОВЗ имеющие сопутствующие заболевания в (НСИ) имеют равные возможности выиграть, некоторые дети-инвалиды в первый раз вставали на спортивный пьедестал и получали спортивные медали и грамоты, в их глазах было счастье и восторг, вся школа восхищалась и аплодировала этим детям. И какая у них была гордость, что они будут представлять родную школу на республиканском уровне.
В марте 2021г. в г. Абакане в рамках реализации проекта, реализуемый при поддержке Фонда президентских грантов прошло первое первенство Республики Хакасия по адаптивным видам настольных спортивных игр «Спорт без границ», где наши дети на равных соревновались с детьми ОВЗ других школ, в итоге наш воспитанник Ивакин Леонид занял 1 место в игре «Новус». Все участники соревнований получили сладкие подарки, а победители и призеры еще получили ценные призы.
В октябре 2021 г. прошел очередной республиканский турнир по (НСИ), где наша команда, дети с легкой умственной отсталостью с детьми-инвалидами заняли общекомандное третье место, надо было видеть радость в глазах детей, которые показав морально-волевые качества, стремление к победе, взаимную выручку на высоком уровне заняли призовое место.
Благодаря Фроловой А.С. руководителю проекта президентского гранта «Спорт без границ» по (НСИ), у наших ребят появилась возможность заниматься адаптивными настольными спортивными играми, а так же участвовать в соревновании. Настольные игры «Новус», «Шаффлборд», «Джакколо» адаптированы для людей с инвалидностью и носят широкий воспитательный характер, а также являются прекрасным эффективным методом реабилитации и интеграции в общество людей с инвалидностью и ОВЗ, а самое главное заниматься этими играми нашим детям нравится. Данные игры применимы на различных площадках и мероприятиях любого уровня, они доступны и просты для детей с ОВЗ, обладают огромным потенциалом для решения самых разных социальных проблем, обучающими, воспитательными возможностями, являются увлекательной формой активного досуга. Это возможность профилактики правонарушений и «нездоровых» увлечений детей и молодежи.
Для ребенка-инвалида важнейшей задачей является расширение сферы его самостоятельности, в виде преодоления им обособленности за счет снятия комплекса неполноценности, приобретение навыков коммуникации, умения осваивать и применять новые знания и навыки, чему и способствуют настольные спортивные игры [1,36].
Таким образом, адаптивные настольные игры могут оказать существенное положительное влияние на инвалидов всех возрастных и социальных групп, но особое значение они имеют для детей-инвалидов. В отношении этой категории лиц главная задача воспитания - приобщение детей к культурным, духовно-нравственным ценностям, к здоровому образу жизни, гармоничное развитие, чтобы они себя не чувствовали обособленными от остальных людей. Стремления к различным достижениям, победам начинаются с детства, поэтому нельзя делить людей на инвалидов и не инвалидов, все мы имеем равные права и возможности.