12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Каменская Татьяна Борисовна567
Россия, Ямало-Ненецкий АО, Ноябрьск
0

Метод проектов как средство воспитания и развития личности учащихся на уроках английского языка

Метод проектов как средство воспитания и развития личности учащихся на уроках английского языка

Каменская Татьяна Борисовна

МБОУ «Гимназия №1» г.Ноябрьск

В соответствии со стратегией модернизации содержания российского образования ,«Процесс образования должен пониматься не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющий инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятие духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей. Поэтому воспитание в школе не должно быть оторвано от процесса образования, усвоения знаний, умений и навыков, а напротив, должно быть органично включено в него».

Новый Федеральный образовательный стандарт ориентирован на достижение образовательных результатов: общекультурного, личностного и социокультурного развития учащегося. Развивающий и воспитательный аспекты образовательной дисциплины Иностранный язык направлены на достижение метапредметных и личностных результатов учащихся.

Таким образом, главная задача учителя на уроках английского языка – обеспечение единства действия механизмов воспитания, развития и обучения.

Успешность воспитательного процесса зависит от нескольких факторов, главными из которых являются: содержание используемых материалов; методическая система обучения; личность учителя и его стиль поведения.

Трудно недооценить роль содержания учебного предмета английский язык в целях воспитания подрастающего поколения. В ходе обучения изучению подлежат разнообразные темы, затрагивающие всевозможные стороны жизнедеятельности человека.

Отбор тематики и проблематики иноязычного общения ориентирован на реальные интересы и потребности современного общества. В этом случае обсуждение изученного строится на обмене мнениями, которое подразумевает не просто повествование, а носит деятельностный характер . Именно эта личностная заострённость и является тем каналом, через который осуществляется воспитательное воздействие.

Огромное влияние на воспитание личности школьника оказывает и личность самого педагога. Стоит помнить о том, что именно он является примером, которому подражают и которому следуют обучаемые, от его личностных качеств, устремленности в профессии, готовности к сотрудничеству зависит успешность как образовательного, так и воспитательного процессов.

В современной школе в настоящее время существует ряд новых образовательных технологий, которые позволяют создавать условия для продуктивной учебной деятельности, в том числе и обеспечивать выполнение воспитательных задач на уроке.

Одной из наиболее целесообразных технологий является метод проектов, который не только обеспечивает развитие коммуникативных и исследовательских навыков, но и позволяет в полной мере использовать воспитательный потенциал предмета иностранный язык в целях развития личности учащихся. Для подростков характерны повышенная интеллектуальная активность и стремление к самообразованию. Являясь личностно – ориентированным видом работы, проекты обеспечивают благоприятные условия для самопознания, самовыражения и самоутверждения учащихся.

Проект осуществляется по определенной схеме: подготовка к проекту, организация участников проекта, выполнение проекта и его презентация. На каждом этапе работы данная технология позволяет достичь определенных личностных и метапредметных результатов. (Приложение 1)

1. Подготовка к проекту

В своей практической деятельности ,приступая к созданию учебного проекта, я стараюсь предварительно изучить индивидуальные способности и интересы каждого ученика.

Затем определяется тема проекта. Темы проектных работ могут быть самые разнообразные . В одних случаях учитель может определять темы с учетом содержания предмета, в других – тематика проектов, особенно предназначенная для внеурочной деятельности, может быть предложена и самими учащимися. Далее следует сформулировать проблему (для чего мы это будем делать), определить цели и задачи . Учебное целеполагание- одно из умений, необходимых для мотивированного процесса обучения и формирования способности к саморазвитию. Ученик должен чувствовать себя субъектом своей учебной работы. Для индивидуальных проектов заполняется так называемый паспорт проекта. Помимо образовательных задач с детьми необходимо сформулировать и воспитательные задачи, т.е. какие личностные качества должны быть сформированы у учеников в ходе выполнения данного проекта. Например, учащиеся должны уметь найти и проанализировать необходимую информацию, уметь слаженно взаимодействовать в группе, представить свою работу. Каждый ребенок может поставить для себя конкретную цель, например застенчивый ученик сможет научиться преодолевать себя и выступить на защите проекта перед всем классом.

На данном этапе учащиеся учатся самостоятельно определять цели, формулировать для себя новые задачи, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности, планировать пути достижения целей. Они стараются самостоятельно принимать решения, высказывать свое мнение, свое отношение к предмету обсуждения. Чтобы помочь учащимся овладеть этими умениями на первых порах можно предложить ребенку лист самооценки с вопросами приблизительного содержания: «Почему я выбрал эту тему? Для чего я буду это делать? Что будет итогом моей работы? Что мне нужно для достижения этих целей? Какими необходимыми качествами я обладаю? Чему я могу научиться, выполняя эту работу?» и другие. (Приложение2)

2. Организация участников проекта.

Следующим шагом является формирование группы учащихся, где перед каждым стоит своя задача. На первых порах учитель может помочь образовать группы и распределить роли , позже учащиеся справляются с этим самостоятельно. Распределяя обязанности, учитываются склонности учащихся к логическим рассуждениям, к формированию выводов, к оформлению проектной работы. Проекты могут быть как групповые, так и индивидуальные. Так, например, в прошлом учебном году учащиеся 6-го класса с удовольствием выполняли проектные работы по текущим разделам в течение всего учебного года ( Страны Великобритании, Неизвестное об Америке, Празднование Рождества и Дня Святого Валентина) . А ученица 4 класса под моим руководством выполняла индивидуальный проект « London Tour Guide» путеводитель по Лондону , с которым она успешно выступила на Школьной Научной конференции.

На организационном этапе учащиеся учатся анализировать свои способности, возможности, у них развиваются навыки культуры общения.

3. Выполнение проекта.

Этот шаг связан с поиском новой, дополнительной информации, обсуждением этой информации, и ее документированием, выбором способов реализации проекта (это могут быть не только привычные нам мультимедийные презентации , но и рисунки, макеты, постеры, чертежи, викторины и др.). Т.е. итогом проектной деятельности должен стать какой-то «продукт». Так, например, «продуктом» индивидуального проекта четвероклассницы стало мультимедийное пособие для учащихся. А коллективным «продуктом» шестиклассников стал сценарии празднования Рождества.

В ходе работы над проектом у детей формируется умение самостоятельно планировать пути достижения целей, соотносить свои действия с планируемым результатом, осуществлять контроль своей деятельности, оценивать правильность выполнения учебной задачи. Школьники учатся работать индивидуально и в группе, находить общее решение и разрешать конфликты, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Ребенок учится отвечать не только за свою часть проекта, но и за всю работу в целом. У детей воспитывается культура межличностных взаимоотношений . На этой стадии возможны конфликтные ситуации, когда учащиеся не могут или не хотят работать вместе. Тогда, если не удается убедить детей закончить работу, найти компромисс, обратить внимание на преимущества качеств одноклассника в целях достижения общей цели( хорошо рисует или артистичен), то лучше группу переформировать, тем самым обеспечивая детям психологический комфорт . В совместной деятельности школьники осваивают социальные нормы и правила поведения, примеряют различные роли и формы социального общества.

Благодаря разнообразию содержания тем для проектных работ у учащихся формируется целостное мировоззрение, развивается интерес к культуре и народу стран изучаемого языка. При этом ученики имеют возможность сравнивать ее с культурой своей страны, что позволяет формировать национальное самосознание. Происходит развитие эстетических взглядов. А так же воспитывается потребность в практическом использовании языка .

4. Презентация проекта.

Весь отработанный, оформленный материал ученики должны представить одноклассникам, т.е. защитить свой проект. Представители группы, работавшие над проектом, знакомят класс с его содержанием . Важны способы выполнения и представления проекта. Каждая группа вправе решить сама, какую форму презентации и оформления результатов своей проектной деятельности она изберет.

Виды презентационных проектов могут быть различными, например: деловая игра, демонстрация продукта, выполненного на основе информационных технологий, диалоги различных персонажей, макеты, рисунки, постеры, конференция, доклад, реклама, соревнования, спектакль, телепередача, карта, учебное пособие и.т.д.

Так, например, учащиеся 6 класса готовили итоговый проект по странам Великобритании . Группы должны были представить определенную страну. Формы были разные: мультимедийная презентация, защита плаката, инсценировка. Ко Дню Святого Валентина весь класс готовил общий проект. Каждая группа представляла свою работу (символы, традиции, история праздника ) в самостоятельно выбранной форме (сценка про историю возникновения Дня Валентина, мультимедийная презентация и викторина по традициям праздника, поделки символов).

Для активизации внимания участников других групп ученики предлагали какое-то задание (вопросы, викторина, ребус и т.д). Это помогает не только поддерживать интерес к другим работам, но и воспитывать у учащихся уважительное отношение к труду своих товарищей.

На данном этапе формируется умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, т.е. ребята имеют возможность мотивированно применить свои знания и умения на практике (заметим, что предварительно и параллельно с работой над проектом учащиеся на уроках упражнялись в использовании грамматических структур и речевых клеше) . Во время презентации школьники учатся представлять свою работу, держаться перед аудиторией. Это помогает раскрепоститься и повышает самооценку учеников. Желательно, чтобы в представлении работы были задействованы все участники группы.

По окончании презентации слушатели могут задавать вопросы на английском языке, комментировать работу, вносить свои предложения, оценивать проект. Для этого заранее с ребятами обговариваются критерии выполнения работы(например обязательное использование изученной лексики, ограниченное количество предложений в слайде и т.д.) и критерии оценки. Здесь кроме развития аналитических умений, учащиеся усваивают общепринятые нормы поведения (вежливости, выдержанности, такту ). Дружественная атмосфера на уроке в ходе презентации и обсуждения благоприятно сказывается на микроклимат в группе и в классе в целом.

Оценка проектной работы – непростое дело. Ведь ИЯ - это только составная часть всего проекта. Считаю, что неверно оценивать проект только на основе лингвистической правильности. Оценку следует выставлять за проект в целом, учитывая его многоплановость, уровень проявленного творчества, самостоятельность выполнения, четкость презентации. (Приложение 3)

В конце работы ученикам в качестве рефлекс им можно предложить оценочные листы, где они смогли бы проанализировать, каких личностных результатов они смогли добиться в процессе работы, смогли ли они достичь поставленных целей и задач. (Приложение 2) Самооценка личностных результатов не может повлиять на отметку за проект. Подобная систематическая работа поможет ребенку со временем в достижении личностных и метапредметных результатов и в целом окажет большое положительное влияние на развитие личности.

Проектная деятельность дает возможность развивать у ребенка творческие способности, навыки исследования, умение выразить свою точку зрения, выразить себя. У учеников вырабатывается свой собственный аналитический взгляд на информацию. Даже неудачно выполненный проект имеет большое воспитательное значение. Осознание ошибок в работе создает мотивацию к повторной деятельности, формирует потребность добывать новые знания. Главное для учителя – доброжелательное отношение к труду своих учеников, ведь это очень важное условие дальнейшей творческой работы, средство воспитания уверенности в себе.

Таким образом, если вспомнить, в чем заключается воспитательный компонент цели обучению иностранным языкам и что предполагает воспитание личности в целом, то можно сделать вывод,, что метод проектов как личностно-ориентированная педагогическая технология создает благоприятные условия для развития и воспитания учащихся на уроках.



Приложение 1

Этапы проектной деятельности

Личностные и метапредметные результаты

Подготовка к проекту

Умение самостоятельно определять цели, формулировать для себя новые задачи, развивать

мотивы и интересы своей познавательной деятельности, планировать пути достижения цели

2.Выполнение проекта

Умение соотносить свои действия с планируемым результатом, осуществлять контроль своей деятельности, оценивать правильность выполнения учебной задачи;

формирование коммуникативной компетентности через сотрудничество;

освоение социальных норм и правил поведения;

формирование целостного мировоззрения, национального самосознания…

3. Презентация проекта

умение структурировать материал;

умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; планирования и регуляции своей деятельности;

умение представить свою работу.

4. Оценка и самооценка проекта

Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи;

Владение основами контроля и самоконтроля, оценки и самооценки







Приложение 2

Лист самооценки


ФИО-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Класс_-----------------------------------------------------

Тема проектной работы --------------------------------------------------------------------------------------------


I

-Почему я выбрал эту тему?---------------------------------------------------------------------------------------

-Что будет результатом мой работы?----------------------------------------------------------------------------

-Что мне нужно сделать для достижения результата?--------------------------------------------------------

- Какие личные качества, способности, знания и умения мне помогут?

В самоорганизации-------------------------------------------------------------------------------------------------

В работе с информацией--------------------------------------------------------------------------------------------

В общении с людьми------------------------------------------------------------------------------------------------

-Что мне не хватает--------------------------------------------------------------------------------------------------

-Чему я могу научиться и чего могу достичь-------------------------------------------------------------------



II


Результат моей работы-------------------------------------------------------------------------------------------

Мне удалось--------------------------------------------------------------------------------------------------------

Мне не удалось, потому что -----------------------------------------------------------------------------------


Выполнение проекта помогло мне развить умения:

Умения

Умею хорошо

С помощью учителя

Ещё не умею

Определять цели своего обучения, формулировать для себя новые задачи в учебе






Планировать свою деятельность и работать по плану









Контролировать и оценивать свои действия










Работать с информацией:

- осуществлять поиск информации ;

- систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию





Использовать информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)











Работать в сотрудничестве с другими людьми (в паре, в группе)











Формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение











Представлять результаты работы (ясно, логично, последовательно, аргументировано)


















Приложение 3

оформление

представление

Языковая грамотность

Ответы на вопросы

итого

учащиеся





группа







Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.