Воспитание и развитие личности учащихся на уроках химии
Красильникова Н.А. МОУ Шарловская СШ им.Б.С.Борисова
Воспитание и развитие личности учащихся на уроках химии
«Знания без воспитания - меч в руках сумасшедшего»
Д.И. Менделеев
Спросите у любого родителя: «Каким Вы хотите видеть своего ребенка, когда он вырастет? Хорошо знающим биологию, физику, химию? Без запинки цитирующим классиков русской литературы? Или в уме решающим сложные задачи?». Наверное, каждый взрослый хочет, чтобы его дети выросли здоровыми, жизнерадостными, аккуратными, честными, справедливыми, настойчивыми, трудолюбивыми, заботливыми по отношению к своим близким. Как бы это ни было обидно для учителей - предметников, но содержание предмета «отходит» всегда на второй план. Ему нет дела до государственных стандартов и степени обученности. Его волнует, как чувствует себя ребенок на уроке, найден ли контакт с ним, нет ли предвзятости, оказывает ли школа воспитательное воздействие.
Сегодня наше государство переживает период кардинальной перестройки во всех областях жизни. В том числе и в области образования. Перемены в российском образовании привели к переосмыслению социальных функций системы образования, выдвинули воспитание как одну из важнейших стратегических задач общества и школы.
Воспитание гражданина - патриота – стратегическая цель школы – была, есть и будет. Патриотическое сознание наших граждан остается важнейшей ценностью, одной из основ духовно-нравственного единства общества.
Современный культурный человек – это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом. Толерантность включает терпимость к чужим мнениям, верованиям, уважение человеческого достоинства и прав других, прощение, сострадание, милосердие, сотрудничество.
Таким образом, воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса наряду с обучением. Дополняя друг друга, обучение и воспитание служат единой цели: целостному развитию личности школьника.
Закон об образовании определяет воспитание как «деятельность, направленную на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства».
Важнейшим условием достижения нового качества образования является совершенствование урока - основной организационной формы учебно-воспитательного процесса в школе.
Однако в реальной школьной практике воспитательные и развивающие возможности учебных предметов на сегодняшний день используются неэффективно, по-прежнему мы, говоря о качестве знаний, проверяя его, пользуемся количественным показателем, для большинства учителей лучший тот ученик, который больше знает по его предмету, на этот показатель рассчитаны наши контрольные задания, срезы и другие проверочные работы. Таким образом, очень часто за рамками современного урока остаются вопросы: что дала моим ученикам та учебная информация, которую они получили? Какие качества были приобретены учениками на моем уроке? Как способствовал мой урок развитию способностей учеников? И самое главное, как мой урок помог ученику в поиске ответов на жизненно важные для растущего человека вопросы: кто я? Для чего живу? В чем мое предназначение? Где мое место в жизни?
Еще в древности был сформулирован принцип воспитывающего обучения: «мы учимся не для школы, а для жизни».
До недавнего времени содержание этого принципа в отечественной педагогике было ограничено искаженным представлением о конечном результате образования (ГИА) как о получении знаний, умений и навыков, а не развитии личности. Поэтому так часто можно услышать от учеников и их родителей: зачем нам учить химию или физику, или математику, они нам не пригодятся в жизни. И если мы такое слышим, то значит воспитательные и развивающие возможности своего предмета мы не раскрыли, не смогли донести до учеников, что любая наука изучает, в конечном счете, человека, определенную сторону человеческой жизни, в любой науке заложен огромный нравственный гуманистический потенциал.
Все нравственные качества, отражающие отношение к другому человеку, должны целенаправленно формироваться и развиваться учителем на уроке независимо от его предметной принадлежности. Отношение к "другим людям" проявляется через гуманность, доброту, деликатность, вежливость, ответственность, честность.
Вторым нравственным объектом, отношение к которому постоянно проявляет ученик, является он сам, его "я", отношение к самому себе проявляется в таких качествах, как гордость и скромность, требовательность к себе, чувство собственного достоинства.
Третий объект - общество и коллектив. Отношение ученика к ним проявляется в таких качествах, как чувство долга, озабоченность неудачами товарищей, радость сопереживания их успехам - все это проявляет отношения школьников к коллективу, к классу.
Бережное отношение к имуществу школы и учебным пособиям, максимальная работоспособность на уроке - в этом ученик проявляет себя как член общества.
Важнейшей нравственной категорией, отношение к которой необходимо формировать и все время развивать и которая постоянно присутствует на уроке, является труд. Отношение ученика к труду характеризуется такими качествами ответственное выполнение домашних заданий, подготовка своего рабочего места, дисциплинированность и собранность.
Все это подвластно влиянию учителя на уроке.
И, наконец, пятым объектом, который как нравственная ценность постоянно присутствует на уроке, является Родина. Отношение к ней проявляется в чувстве гордости за ее успехи (сколько великих имён в курсе Химия), в озабоченности ее трудностями (развитие химической промышленности).
Если рассматривать воспитание как процесс формирования мировоззрения, то биология и химия как раз и являются теми предметами, которые формируют научное мировоззрение. А значит, воспитательный потенциал их велик и задача учителя – увидеть пути его реализации. «Учить и воспитывать – как «молния» на куртке: обе стороны затягиваются одновременно и накрепко неторопливым движением замка – творческой мысли. Вот эта соединяющая мысль и есть главное в уроке». (Е. Ильин)
Содержание учебного предмета на уроке - мощный инструмент воздействия на структуру личности ребенка. Но внести позитивные изменения в эту структуру сможет только тот педагог, который сам прекрасно освоил этот инструмент и понимает его воспитательные возможности.
Одной из базовых национальных ценностей является природа. И экологическое образование и воспитание стало неотъемлемой составной преподавания естественнонаучных предметов. Особенностью химии является то, что можно дополнить учебный материал историческими фактами, использовать эксперимент как критерий истинности знаний. А практическая направленность учебного материала формирует умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни. Таким образом, арсенал воспитания школьников на уроках химии необычайно богат.
За стремлением дать основные знания и умения, отработать их мы часто забываем о людях, научные открытия которых и позволили нам иметь эти знания и умения. Конечно, историческая составляющая в воспитании очень важна на уроках химии и рассматривать ее обязательно следует.
Нужно помнить одно: цель должна быть конкретной и достижимой.
При составлении плана урока важно продумывать виды деятельности ученика на каждом этапе урока в связи с поставленными воспитательными задачами, т.е. через какие виды деятельности, формы работы может быть достигнута поставленная цель.
Учителя химии призваны прививать любовь к Родине, чувство ответственности за будущее страны и человечества на всей Земле. Наш предмет, содержание учебной программы позволяет проводить патриотическое воспитание на уроках и во внеурочное время.
При изучении именных реакций в курсе химии 9-11 класса, правил и законов в 8-11 классах предлагаю, в качестве индивидуальных домашних заданий, подготовить сообщения об ученых-химиках, которые мы зачитываем на уроках. В сообщениях прошу отражать не только достижения и вехи жизни ученых, но и находить информацию об их личностных качествах, о любимых занятиях и интересах. Очень поучительны в этом плане биографии таких учёных как Д.И. Менделеев и М.В. Ломоносов, имена которых «на слуху» у учащихся с самого начала курса химии 8 класса.
Для учеников 8 - 9 класса предлагаю задания по составлению химических сказок. При этом волей-неволей, по аналогии с русскими народными сказками, ученики сталкиваются с проблемой «добра и зла». Используя химические понятия и знания, сказка завершается не только решением химической проблемы, но и нравственной. Такие сказки уместны в темах «Серная кислота», «Щелочи», «Реакции замещения».
Ещё одним инструментом для развития патриотических чувств можно считать темы «Металлы» и «Неметаллы». В данных темах делаем акценты на распространенность веществ образованных этими элементами. Также можно использовать этот прием при изучении темы «Нефть и продукты ее переработки». Чтобы продемонстрировать местонахождения полезных ископаемых много времени не тратится, зато чувства патриотизма повышает.
Нельзя не согласиться с мнением Н.Е. Щурковой, что «главное – самому педагогу необходимо разглядеть ценность там, где она скрыта предметной вуалью». Соотношение воспитания и обучения – фундаментальная педагогическая проблема. Главная задача педагога – обеспечить единство механизмов обучения и воспитания.