Проектно-исследовательская работа «Воспитание силовой выносливости на уроках гимнастики в старших классах»

3
0
Материал опубликован 24 October 2017

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №41

Воспитание силовой выносливости на уроках гимнастики в старших классах

Выполнил: учитель физической культуры МБОУ СОШ №41 Макаров Александр Викторович Белгород 2017

Содержание

 

Стр.

Введение……………………………………………………………………...

3

1. Научные и методические аспекты технологии воспитания силовой выносливости на уроках гимнастики в старших классах……….

6

1.1. Характеристика силы и силовых способностей……………………….

6

1.2.Анатомо-физиологические и психолого-педагогические особенности воспитания силовой выносливости на уроках гимнастики в старших классах………………………………………………………………………...

8

1.3. Технология воспитания силовой выносливости на уроках гимнастики в старших ………………………….……………………………

11

1.3.1. Средства воспитания силы и силовой выносливости……………….

11

1.3.2. Методы воспитания силы и силовой выносливости………………..

13

1.3.3.Методика воспитания силовой выносливости с использованием непредельных отягощений на уроках гимнастики в старших классах…..

17

1.4.Анализ комплексной программы по физическому воспитанию у учащихся старших классов общеобразовательной школы 2. Организация и методика исследований………………………….

2.1. Методика проведения исследований…………………………………...

2.2. Организация исследования…………………………………………….

3. Экспериментальное исследование проблемы воспитания силовой выносливости на уроках гимнастики в старших классах………..

3.1. Характеристика уровня развития силовой выносливости у старших школьников…………………………………………………………………..

3.2. Особенности средств и методов воспитания силовой выносливости на уроках гимнастики в старших классах…………………………………..

3.3. Экспериментальная оценка эффективности разработанной технологии……………………………………………………………………

Заключение……………………………………………………………………

18

20

20

20

26

26

27

36

42

Библиографический список …………………………………………….

44

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Мышечная сила необходима каждому: от ее развитие зависит здоровье человека, его внешний вид, умственная и физическая работоспособность. Гимнастические упражнения обладают возможностью избирательного воздействия на двигательную, а через нее и на другие функции организма, психические и личностные свойства занимающихся. Каждое из упражнений многофункционально и поэтому может быть использовано для разностороннего воздействия на занимающихся. Такое свойство упражнений открывает широкие возможности для совершенствования способов их применения в оздоровительных, образовательных, воспитательных и прикладных целях, для изучения и развития способностей, необходимых в учебной и трудовой деятельности, при несении воинской службы, для подготовки молодых женщин к детородной функции и материнству.

Правильно развитая мускулатура – это залог здоровья и успех в практически любом виде деятельности человека. Наибольшее значение в жизнедеятельности человека имеет сила мышц тазового и поясничного пояса, туловища и бедер. Сильные мышцы брюшного пресса обеспечивают работу внутренних органов и способствуют профилактике грыжи. Хорошо развитые мышцы спины предохраняют позвоночник от травм.

Занимаясь специальными силовыми упражнениями, можно значительно увеличить силу и исправить многие недостатки своего телосложения (сутулость, узкие плечи и грудь, тонкая шея и руки, широкая талия, некрасивая форма ног, излишняя полнота и т.д.) Помимо того, силовая тренировка положительно воздействует не только на мышцы, но и на сердечно-сосудистую систему, на все биохимические и физиологические процессы, протекающие в организме человека. (7)

 

Объект исследования – процесс воспитания силовой выносливости на уроках гимнастики в старших классах.

Предмет исследования – круговая тренировка по воспитанию силовой выносливости на уроках гимнастики в старших классах.

Цель исследования состояла в определении эффективности круговой тренировки на развитие силовой выносливости на уроках гимнастики в старших классах.

Для достижения этой цели нам необходимо решить следующие задачи исследования:

1. Изучить теоретическую и методическую литературу по проблеме воспитания силовой выносливости на уроках гимнастики в старших классах.

2.Выявить исходный уровень развития силовой выносливости у юношей 10-11 классов.

3.Разработать и определить эффективность круговой тренировки, направленной на воспитание силовой выносливости на уроках гимнастики в условиях современной школы.

Рабочая гипотеза. Применение круговой тренировки, основанной на использовании непредельных отягощений, позволит повысить эффективность воспитания силовой выносливости на уроках гимнастики в старших классах.

Для достижения поставленных задач мы использовали следующие методы исследования: анализ научно-методической литературы, педагогические наблюдения, беседы, контрольные испытания, экспертное оценивание, педагогический эксперимент, математико-статическую обработку результатов исследования.

Практическая значимость состояла в определении задач, направленных на воспитание силовой выносливости, в обосновании средств и методов повышения эффективности процесса воспитания силовой выносливости.

Новизна исследований. Результаты проведенных нами исследований расширяют имеющиеся представления об особенностях воспитания силовой выносливости у учащихся старших классов общеобразовательной школы.

 

Глава 1. Научные и методические аспекты технологии воспитания силовой выносливости на уроках гимнастики в старших классах

1.1. Характеристика силы и силовых способностей

Сила – это способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противостоять ему за счет мышечных усилий (напряжений).

Силовые способности – это комплекс различных проявлений человека в определенной двигательной деятельности, в основе которых лежит понятие «сила».

Различают собственно-силовые способности и их соединения с другими способностями. Здесь выделяют скоростно-силовые способности, силовую ловкость и силовую выносливость. Собственно-силовые способности характеризуются большим мышечным напряжением и проявляются в преодолевающем, уступающем и статическом режиме работы мышц. Они определяются физиологическим поперечником мышцы и функциональными возможностями нервно-мышечного аппарата.

В физическом воспитании и спортивной тренировке интерес представляет зависимость силы от собственной массы тела человека. Для сравнения людей различной массы используют термины «абсолютная сила» и «относительная сила».

Абсолютная сила - это максимальная сила, проявляемая человеком в каком-либо движении, независимо от массы его тела. Например, сила ног, рук или спины, определяемая с помощью различных динамометров. Относительная сила - это сила, проявляемая человеком в пересчете на 1 кг его собственной массы. Определяют ее делением абсолютной силы на собственную массу. В двигательных действиях, где приходится перемещать собственное тело, относительная сила имеет большое значение. В движениях, где есть небольшое внешнее сопротивление, абсолютная сила не имеет значения; если сопротивление значительно она приобретает существенную роль и связана с максимумом взрывного усилия.

Экспериментально доказано, что с увеличением собственной массы абсолютная сила возрастает, а относительная сила уменьшается [7]
Скоростно-силовые способности характеризуются непредельными напряжениями мышц, которые проявляются с необходимой часто максимальной мощностью в упражнениях, выполняемых со значительной скоростью, но не достигающей, как правило, предельной величины. Они проявляются в двигательных действиях, в которых на ряду со значительной силой мышц требуется и быстрота движений, например, при отталкивании в прыжках в длину и в высоту с места и с разбега, в случае финального усилия при метании спортивных снарядов (малого мяча, гранаты, ядра).
При этом, чем значительнее внешнее отягощение, преодолеваемое спортсменом (например, при подъеме штанги на грудь), тем большую роль играет силовой компонент, а при меньшем отягощении (например, при метании малого мяча, гранаты, копья на дальность) возрастает значительность скоростного компонента.

К скоростно-силовым способностям относят: 1) быструю силу, 2) взрывную силу. Быстрая сила характеризуется непредельным (не достигающим предельной величины) напряжением мышц, которое проявляется в упражнениях, выполняемых со значительной скоростью.

Взрывная сила отражает способность человека по ходу выполнения двигательного действия достигать максимальных показателей силы в возможно короткое время. Например, при низком старте в беге на короткие дистанции, в легкоатлетических прыжках, в метаниях и т. д. Эффективные средства для развития взрывной силы – метание набивных мячей из различных исходных положений и прыжки вверх после спрыгивания с возвышения 25-50 см и более.

Взрывная сила характеризуется двумя компонентами: стартовой силой и ускоряющей силой. Стартовая сила - это характеристика способности мышц к быстрому развитию рабочего усилия в начальный момент их напряжения. Ускоряющая сила – способность мышц к быстроте наращивания рабочего усилия в условиях начавшегося их сокращения.

К специфическим видам силовых способностей относят силовую выносливость и силовую ловкость. (7)

Силовая выносливость - это способность противостоять утомлению при выполнении продолжительных силовых нагрузок значительной величины.
В зависимости от режима работы мышц выделяют статическую и динамическую силовую выносливость. Статическая силовая выносливость типична для деятельности, связанной с удержанием рабочего напряжения в определенной позе, а динамическая силовая выносливость характерна для циклической и ациклической деятельности. Например, при упоре рук в стороны на кольцах или удержании рук при стрельбе из пистолета проявляется статическая выносливость, а при многократном отжимании в упоре лежа, приседании со штангой проявляется динамическая выносливость.

Силовая ловкость - это способность точно дифференцировать мышечные усилия различной величины в условиях непредвиденных ситуаций и смешанных режимов работы мышц. Она проявляется там, где есть сменный режим работы мышц и непредвиденные ситуации деятельности (в регби, борьбе, хоккее с мячом и т.д.). (10)

1.2. Анатомо-физиологические и психолого-педагогические особенности воспитания силовой выносливости на уроках гимнастики в старших классах

Самыми благоприятными периодами развития силы у мальчиков и юношей считается возраст от 13-14 до 17-18 лет. Это в значительной степени относится и к доле мышечной массы к общей массе тела. К 17-18 годам она примерно составляет 45%. В результате силовой тренировки мускулатура

может увеличиваться до половины общей массы тела. (2)
В старшем школьном возрасте (16-18 лет) продолжается развитие организма, но уже более равномерно, чем в подростковом. По строению тела, его пропорциям юноши уже почти не отличаются от взрослых, а опорно-двигательный аппарат у физически развитых ребят приспособлен к значительным нагрузкам. В этом возрасте для развития собственно силовых способностей можно использовать околопредельные и предельные отягощения. Но надо избегать задержек дыхания и натуживания.(20)

У старших школьников развитие костного аппарата сопровождается формированием мышц связок и сухожилий. Масса мышц по отношению к массе тела в юношеском возрасте составляет 42% . Увеличение массы мышц достигается как их удлинением, так и увеличением их толщины, в основном за счет диаметра мышечных волокон. Увеличение мышечной массы и структурные преобразования мышечных волокон, связанные с увеличением основного сократительного субстрата, приводят к увеличению с возрастом мышечной силы. Сила мышц, осуществляющих разгибание туловища, достигает максимума в 16 лет. (19)

Мышцы в этом возрасте развиваются равномерно и быстро, в связи, с чем увеличивается мышечная масса и растет сила. В этом возрасте отмечается асимметрия в увеличении силы мышц правой и левой половины тела. Это предполагает целенаправленное воздействие (с большим уклоном на левую сторону) с целью симметричного развития мышц правой и левой сторон туловища. В этом возрасте появляются благоприятные возможности для воспитания силы и силовой выносливости.(2)

Мышечная сила в ходе развития организма ребенка увеличивается поступательно, но не прямолинейно. Период незначительного увеличения чередуются с весьма интенсивным ростом показателей. Сенситивные периоды у девочек и мальчиков, как правило, не совпадают. У девочек сила развивается в подростковом возрасте, в 15-16 лет возможен даже спад, а в 17 лет показатели силы вновь увеличиваются, но весьма незначительно. У мальчиков в период 15-16 лет отмечается резкий скачок в показателях абсолютной силы всех мышечных групп. К 18 годам интенсивность прироста силы мышц заметно снижается, а иногда и прекращается полностью.

Не смотря на то, что к концу полового созревания мышцы по своим функциональным свойствам уже мало отличаются от мышц взрослого человека, максимальных показателей сила достигает лишь к 16-20 годам. Это связано с заметным увеличением массы мышц, улучшением их сократительной способности, возрастающей способностью к длительным статическим напряжениям, улучшением координации и способности к быстрой мобилизации большого числа двигательных единиц.(19)

Дыхательная и сердечно-сосудистая системы у школьников развиты еще не полностью, что сказывается на обеспечении мышечной деятельности. Так максимальное потребление кислорода при беге, по данным Р. Астранда, составляет у 14-18 летних – 59 см кубических/кг, у 18-19 летних спортсменов – 61.6 см кубических/кг. Старшим школьникам присуща потребность определения своего места в качестве члена коллектива и общества в целом. Им не безынтересен внешний вид (фигура). Юноши стремятся быть сильными и обладать хорошо развитой мускулатурой. Девушек привлекает красивая осанка, тонкая талия и другие факторы. Учитель может и должен использовать эти стремления для того, чтобы привлечь их к самостоятельным занятиям физическими упражнениями.(8)

Организм детей старшего школьного возраста обладает двумя важными свойствами, знание которых позволит школьному учителю успешно решать вопросы воспитания физических качеств. Во-первых, это большая степень эффективности упражнений и нагрузок. Примерно с 17-18 летнего возраста уровень показателей физических качеств возрастает прямо пропорционально полученной нагрузке. Так, как после 18 лет коэффициент полезного действия нагрузок снижается, для получения такого же эффекта требуется приложить значительно больше усилий. Во-вторых, в этом возрасте развитие одного качества способствует развитию других, в силу чего создаются благоприятные условия для комплексного подхода к воспитанию физических качеств в ходе занятий физическими упражнениями. (5)

 

Таблица 1.Темпы прироста силовых способностей
у детей старшего школьного возраста (%) (7)

Силовые способности

Среднегодовой прирост

Общий прирост

юноши

девушки

юноши

девушки

Сила

14.0

9.0

28.0

18.0

Силовая выносливость

8.5

2.0

26.7

6.0

1.3. Технология воспитания силовой выносливости на уроках гимнастики в старших классах

1.3.1. Средства воспитания силы и силовой выносливости

Средствами развития силы являются физические упражнения с повышенным отягощением (сопротивлением), которое направленно стимулируют увеличение степени напряжения мышц. Такие упражнения называются силовыми. Они условно подразделяются на основные и дополнительные.

Основные средства воспитания силы и силовых способностей:

Упражнения с массой внешних предметов: штанги с набором дисков разной массы, разборные гантели, гири, набивные мячи, масса партнера и т.д.

Упражнения, отягощенные массой собственного тела: упражнения, в которых мышечное напряжение создается за счет массы собственного тела (подтягивание в висе, отжимание в упоре, удерживание равновесия в упоре, в висе); упражнения, в которых собственная масса отягощается массой внешних предметов (например, специальных поясов, манжет); ударные упражнения, в которых собственная масса увеличивается за счет инерции свободно падающего тела (например, прыжки с возвышения 25-50 см и более с мгновенным последующим выпрыгиванием вверх).

Упражнения с использованием различных силовых тренажеров и тренажерных устройств.

Статические упражнения в изометрическом режиме:
- упражнения, в которых мышечное напряжение создается за счет волевых усилий с использованием внешних предметов (различных упоров, удержаний, поддержаний, противодействий и т.д.);


- упражнения, в которых мышечное напряжение создается за счет волевых усилий без использования внешних предметов в самосопротивлении.


Дополнительные средства воспитания силы и силовых способностей:

Упражнения в особых условиях внешней среды (бег и прыжки по рыхлому песку, бег и прыжки в гору, бег против ветра и т. д.).

Упражнения с использованием сопротивления упругих предметов: эспандеров, резиновых жгутов, упругих мячей и т. п.

Упражнения с противодействием партнера.

Силовые упражнения выбирают в зависимости от характера задач воспитания силовых способностей, а именно силовой выносливости.

Силовые упражнения могут занимать основную часть занятия, если воспитание силы является главной его задачей. В других случаях силовые упражнения ученики выполняют в конце основной части занятия, но не после упражнений на выносливость. Силовые упражнения хорошо сочетаются с упражнениями на растягивание и на расслабление.

Частота занятий силового направления не должна превышать 3-х раз в неделю. Применение силовых упражнений ежедневно допускается только для отдельных небольших групп мышц. (3)

1.3.2. Методы воспитания силы и силовой выносливости.

В практике физического воспитания используют множество методов, направленных на воспитание различных видов силовых способностей:

Метод максимальных усилий. Предусматривает выполнение заданий, связанных с необходимостью преодоления максимального сопротивления.

Этот метод обеспечивает развитие способности к концентрации нервно-мышечных усилий, дает больший прирост силы, чем метод непредельных усилий. В работе с начинающими и детьми такой метод применять не рекомендуется, а если это продиктовано необходимость, то следует обеспечить строгий контроль за выполнением упражнений. Данный метод считается основным для развития максимальной силы.

Метод непредельных усилий. Этот метод предусматривает использование непредельных отягощений с предельным числом повторений. В зависимости от величины отягощения и направленности развития силовых способностей, используют строго нормированное число повторений: от 5-6 до 10.

В физиологическом плане суть этого метода развития силовых способностей состоит в том, что степень мышечных напряжений по мере утомления приближается к максимальной (к концу такой деятельности увеличивается интенсивность, частота и сумма нервно-эффекторных импульсов, в работу вовлекается все большее число двигательных единиц).

Серийные повторения с непредельным отягощением содействуют высокой активизации обменно-трофических процессов в мышечной и других системах организма, способствуют повышению общего уровня функциональных возможностей организма.

Метод динамических усилий. Суть метода состоит в создании максимального силового напряжения посредством работы с непредельным отягощением с максимальной скоростью. Упражнение при этом выполняют с полной амплитудой. Применяют данный метод при развитии быстротой силы, т. е. Способности к проявлению большой силы в условиях быстрых движений. (11)

«Ударный» метод развития силы. Метод предусматривает выполнение специальных упражнений с мгновенным преодолением ударновоздействующего отягощения. Упражнения направлены на увеличение мощности усилий, связанных с наиболее полной мобилизацией реактивных свойств мышц. После предварительно быстрого растягивания наблюдается более мощное сокращение мышц. (Прыжки в глубину). Величина их сопротивления задается массой собственного тела и высотой падения. (3)

Метод статических (изометрических) усилий. В зависимости от задач, решаемых при воспитании силовых способностей, этот метод предполагает применение различных по величине изометрических напряжений. В том случае, когда стоит задача развить максимальную силу мышц, применяют изометрические напряжения в 80-90% от максимума продолжительностью 4 - 6 сек и 100%-ные продолжительностью 1-2 сек. Если же стоит задача развития общей силы, используют изометрические напряжения в 60-80% от максимума продолжительностью 10-12 сек. В каждом повторении обычно в тренировке выполняют 3-4 упражнения по 5-6 повторений каждое, отдых между упражнениями 2 сек. Изометрические упражнения следует включать в занятия как дополнительное средство для развития силы.

Статодинамический метод. Такой метод характеризуется последовательным сочетанием в упражнении двух режимов работы мышц - изометрического и динамического. Для воспитания силовых способностей применяют 2-6 секундные изометрические упражнения с усилием 80-90% от максимального с последующей динамической работой взрывного характера. Применение этого метода целесообразно там, где необходимо воспитывать специальные силовые способности именно при вариативном режиме работы мышц в соревновательных упражнениях. (11)

Метод круговой тренировки. Этот метод обеспечивает комплексное воздействие на различные мышечные группы. Упражнения выполняют в определенной последовательности, как бы по кругу (по «станциям»), со строгим соблюдением величины нагрузки и продолжительности отдыха; их подбирают таким образом, чтобы каждое последующее силовое упражнение включало в работу новую группу мышц.

Число упражнений, воздействующих на разные группы мышц, продолжительность их выполнения на «станциях» зависит от задач, решаемых в тренировочном процессе, а также от возраста, пола и подготовленности учащихся.

Комплекс упражнений с использованием непредельных отягощений, занимающиеся повторяют 1-3 раза по кругу. По окончании каждого круга, у занимающихся следует проверять пульс. Отдых между каждым повторением комплекса должен составлять не менее 1-З мин., в это время выполняют упражнения на расслабление мышц, принимавших участие в силовых упражнениях.


 

Метод круговой тренировки имеет три разновидности:

Непрерывно-поточный метод заключается в выполнении упражнений слитно, одно за другим, с небольшим интервалом отдыха. Особенность этого метода - постепенное повышение индивидуальной нагрузки за счет повышения мощности работы (до 60% максимума) и увеличения числа упражнений в одном или нескольких кругах. Одновременно сокращается продолжительность выполнения упражнений (до 30-40 сек). Этот метод способствует комплексному развитию физических качеств.

Поточно-интервальный метод базируется на 20-40 секундном выполнении простых по технике упражнений (50% от максимальной мощности) на каждой станции с минимальным отдыхом. Цель его - сокращение контрольного времени до 1-2 кругов. Такой режим развивает общую и силовую выносливость, совершенствует дыхательную и сердечно-сосудистую системы.

Интенсивно-интервальный метод используют при повышении уровня физической подготовленности занимающихся. Мощность его задания составляет 75% от максимальной и достигается за счет увеличения интенсивности и сокращения продолжительности работы (до 10-20 сек). Цель его - сокращение продолжительности работы при стандартном объеме и сохранении временных параметров отдыха (40-90 сек). Подобный режим развивает максимальную и взрывную силу. Интервалы отдыха 30-40 сек обеспечивают прирост результатов в упражнениях скоростной и силовой выносливости. (17)

Игровой метод. Метод предусматривает воспитание силовых способностей преимущественно в игровой деятельности, где различные игровые ситуации вынуждают менять режимы напряжения различных мышечных групп и бороться с нарастающим утомлением организма.

Педагог по физической культуре и спорту всегда должен творчески подходить к выбору методов воспитания силовых способностей занимающихся, учитывая природный, индивидуальный уровень их развития и требования, предусмотренные программами по физическому воспитанию и характером соревновательной деятельности. (19)

1.3.3.Методика воспитания силовой выносливости с использованием непредельных отягощений на уроках гимнастики в старших классах.

Сущность этой методики заключается в многократном повторении упражнений с отягощением небольшой массы (от 30 до 60% максимума) с числом повторений от 5 до 10. Там, где специализированное упражнение
связано с длительным проявлением умеренных усилий, целесообразна работа
с легкой массой в повторных упражнениях и «до отказа» (30-40% максимума).

Для воспитания общей и локальной силовой выносливости эффективным является метод круговой тренировки с общим количеством «станций» от 5 до 15-20 и с отягощением 40-50% максимального. Упражнения часто выполняются «до отказа». Количество серий и время отдыха между сериями и после каждого упражнения может быть разным в зависимости от задач, решаемых в тренировочном процессе. Число кругов составляет от 2-3 до 5-6.

Нагрузку при проведении занятий с отягощениями методом круговой тренировки можно повысить за счет следующего: увеличения от занятия к занятию числа повторений при неизменной продолжительности выполнения упражнений на каждой «станции» или сокращения времени на выполнение того же числа повторений упражнения; неоднократного повторения (2-З раза и более) всего комплекса упражнений, составляющих один круг, сокращения пауз отдыха между отдельными «станциями» и кругами; введения в комплекс новых, более эффективных упражнений.

Систематическая тренировка в режиме силовой динамической выносливости совершенствует механизмы потребления, транспорта и утилизации кислорода, увеличивает метаболический резерв мышц и способствует значительному приросту мышечной массы. Эту цель преследуют занятия атлетической гимнастикой . (7)

1.4. Анализ комплексной программы по физическому воспитанию учащихся старших классов общеобразовательной школы

В старших классах продолжается более углубленное изучение и совершенствование техники гимнастических упражнений: в висах и упорах, опорных прыжках, акробатике, общеразвивающих и строевых упражнениях. Вместе с тем в программный материал включены новые для освоения гимнастические упражнения.

На занятиях с юношами используются новые общеразвивающие упражнения силовой направленности: с гирями, гантелями, штангой, на гимнастической стенке, скамейке и тренажерах.

Большей координационной сложностью отличаются общеразвивающие упражнения без предметов. Это достигается путем соединения различных движений и положений рук, ног, туловища с упражнениями в равновесии, ходьбой, бегом, прыжками, акробатическими
упражнениями, объединенными в различные комбинации.

Гимнастические упражнения, включенные в программу старших классов, направлены, прежде всего, на развитие силы, силовой и скоростной выносливости различных групп мышц. В этом плане их отличает большая избирательная направленность. Материал программы также большой набор упражнений, влияющих на развитие различных координационных способностей и гибкости.

Гимнастические упражнения для юношей имеют большое прикладное значение для полготовки их к будущей трудовой деятельности и службе в армии. Во время уроков учитель должен обращать внимание учащихся на большие возможности гимнастических упражнений не только в развитии физических способностей, но и в воспитании волевых качеств (особенно в упражнениях на снарядах), формирование красивой осанки, фигуры, походки, поз. В этих целях он сообщает необходимые сведения о влиянии гимнастических упражнений и об особенностях методики самостоятельных занятий.

В старших классах, согласно программе, применяют упражнения на совершенствование строевых упражнений: повороты в движении кругом,
Перестроение из колонны по одному в колонну по два, по четыре, по восемь в движении; на совершенствование общеразвивающих упражнений без предметов: комбинации из различных положений и движений рук, ног, туловища на месте и в движении; на совершенствование общеразвивающих упражнений с предметами: с набивными мячами (весом до 5 кг), гантелями (до 8 кг), гирями (16 и 24 кг), штангой, на тренажерах, с эспандерами; на освоение и совершенствование висов и упоров: пройденный материал в предыдущих классах - подъем в упор с силой, вис согнувшись, прогнувшись, сзади, сгибание, разгибание рук в упоре на брусьях, угол в упоре. стойка на плечах из седа ноги врозь, подъем переворотом, подъем разгибом до седа ноги врозь, соскок махом назад; на освоение и совершенствование опорных прыжков: прыжок ноги врозь через коня в длину высотой 115-120 см (10 класс) и 120-125 (11 класс) на основание и совершенствование акробатических упражнений: длинный кувырок через препятствие на высоте до 90 см, стойка с помощью, переворот боком, прыжки в глубину, высота 150-180 см, комбинации из ранее освоенных элементов.


 


 


 


 


 


 

Глава 2. Организация и методика исследований

2.1. Методика проведения исследований

В нашей работе мы хотим выявить наиболее эффективные в современных условиях средства и методы воспитания силовой выносливости на уроках гимнастики в старших классах.

Для достижения этой цели эксперимента были использованы следующие методы исследования:

1. Анализ литературы проводился с целью характеристики анатомо-физиологических и психолого-педагогических особенностей старшего школьника, а также учебной и тренировочной деятельности учащихся данного школьного возраста, с целью изучения средств и методов эффективного воспитания силовой выносливости у юношей в старшем школьном возрасте.

2. Обобщение опыта тренеров и учителей осуществлялось на основе анализа планов.

3. Педагогическое наблюдение использовалось для изучения тренировочного процесса, направленного на воспитание силовой выносливости на уроках гимнастики в старших классах.

Педагогическое наблюдение включало в себя фиксирование отдельных упражнений, а также различных методик, предлагаемых учителями физической культуры, направленных на воспитание силовой выносливости.

4. Педагогический эксперимент проводился с целью выявить наиболее эффективные средства и методы воспитания силовой выносливости на уроках гимнастики в старших классах.

2.2. Организация исследования

Эксперимент проводился в несколько этапов на базе школы №41 города Белгорода. Эффективность методики воспитания силовой выносливости проверялась на базе 10 «А» и 10 «Б» 2014-2015 учебного года и 11 «А» - экспериментальный № 1 класс, 11 «Б» - экспериментальный № 2 класс 2015-2016 учебного года.

На первом этапе мы определили две группы учащихся старших классов, в 2014-2015 учебном году эти учащиеся были в качестве контрольных групп, а в 2015-2016 учебном году – эти же учащиеся были в роли экспериментальных групп.

На втором этапе исследования мы провели контрольные испытания, при помощи которых выявляли исходный уровень развития силовой выносливости учащихся обеих групп. Для этого использовались следующие контрольные упражнения: поднимание туловища из положения лежа с согнутыми коленями, вис на согнутых руках, прыжки вверх за 30 секунд.

Критериями оценки уровня развития силовой выносливости служат число раз поднятия туловища, время удержания туловища в определенном положении и количество прыжков.

Контрольные упражнения проводились по следующей схеме:

1) Тест. «Подъем туловища из положения лежа на спине, ноги согнуты в коленях и опускание его в исходное положение».

1. Цель применения теста: определить силовую выносливость мышц туловища.

2. Возраст учащихся: 15-18 лет

3. Пол испытуемых: упражнение выполняют юноши.

4. Оборудование и материалы: секундомер и гимнастические маты; должен быть помощник, который удерживает ноги испытуемого во время выполнения теста.

5.Порядок выполнения теста: в течение 30 сек. надо сделать максимальное число повторений. Необходимо сесть на мат, согнуть ноги в коленях до 90 градусов. Кисти рук соединены на затылке, локти разведены в стороны. Из этого исходного положения лечь на спину. Коснувшись плечами мата, подняться и возвратиться в исходное положение. Начинать выполнять упражнение после команды: «Внимание... Марш!» Прекратить выполнение после команды «Стоп!»

6. Дополнительные указания: а) стоя сбоку от испытуемого, учитель помогает занять ему правильное положение; б) дать испытуемому возможность один раз лечь - встать, чтобы убедиться, что он правильно понял тест; в) тестирующий считает количество повторений за 30 сек и контролирует правильность выполнения теста.

7. Оценка результатов: число полных циклов (лечь - встать) за 30 сек.

2) Тест «Вис на согнутых руках».

1. Цель применения теста: определить силовую выносливость рук и мышц верхней части туловища.

2. Возраст учащихся: 15 - 18 лет.

3. Пол испытуемых: упражнение выполняют юноши.

4.Оборудование и материалы: перекладина, секундомер, гимнастический мат (под перекладиной), стул.

5. Порядок выполнения теста: стать под перекладиной на носки и обхватить ее кистями рук на ширине плеч. Учитель помогает принять правильное исходное положение: руки согнуты в локтевых суставах, подбородок касается перекладины. После испытуемый должен удерживать эту позу как можно дольше.

6. Дополнительные указания: а) учитель следит, чтобы испытуемый правильно принял исходное положение; б) преподаватель держит секундомер в одной руке, другой может поддерживать испытуемого, если тот начнет раскачиваться; в) секундомер включается, когда испытуемый займет исходное положение; г) секундомер выключается, когда при разгибании рук и опускании туловища, глаза испытуемого, окажутся ниже уровня перекладины.

7.Оценка результатов: время удержания испытуемого на перекладине (в сек.).

3) Тест «Прыжки вверх за 30 сек.»

1. Цель: Применение теста: определить силовую выносливость мышц нижних конечностей.

2. Возраст учащихся: 15 - 18 лет.

3. Пол испытуемых: упражнение выполняют юноши.

4. Оборудование и материалы: секундомер.

5. Порядок выполнения теста: по сигналу учителя «Марш!» испытуемый из И.П. – упор присев переходит одновременным отталкиванием двух ног в упор лежа, затем также снова в упор присев и выпрыгивает вверх с прогибанием туловища в грудном и поясничном отделах.

6. Дополнительные указания: при упоре лежа – туловище параллельно полу, при выпрыгивании вверх – отрыв ног от опоры обязателен.

7. Оценка результатов: оценивается количество прыжков вверх, выполненных испытуемым за 30 сек.

На третьем этапе эксперимента мы проанализировали полученные данные в результате тестирования, опираясь на требования, предъявляемые к учащимся старших классов, Гос. Программой общеобразовательной школы.

На четвертом этапе мы проверили методику, позволяющую развить силовую выносливость на уроках гимнастики в старших классах. На протяжении 5 месяцев, то есть с ноября 2015 года по март 2016 года в общеобразовательной школе №41 г. Белгорода в 11 «А» и 11 «Б» классах на каждом уроке гимнастики применяли специальные упражнения, направленные на развитие силовой выносливости. В начале основной части урока мы проводили обучение различным двигательным действиям, предусмотренным Гос. Программой общеобразовательной школы, а затем в течение 10-15 мин, т.е. в конце основной части урока, проводили упражнения, направленные на воспитания силовой выносливости. Мы придерживались ряда методических положений: время работы на станциях, число повторений упражнения, ЧСС, время отдыха после завершения круга, количество кругов и главным показателем для нас являлось время отдыха между станциями. Мы применяли комплексы упражнений локального, регионального и общего воздействия. Эти упражнения в двух классах 11 «А» и 11 «Б» мы проводили методом круговой тренировки с общим количеством «станций» - 4 и с отягощением 40-50% от максимального веса. Содержание упражнений на станциях для всех испытуемых было одинаковым. Однако число повторений, время выполнения упражнений, время отдыха между «станциями» в 11 «А» классе отличались по сравнению с 11 «Б» классе.

На пятом этапе мы вновь провели контрольные испытания, выявляющие уровень развития силовой выносливости: поднимание туловища из положения, лежа с согнутыми коленями, вис на согнутых руках, прыжки вверх за 30 сек. Критерии оценок остались те же.

И, наконец, на шестом этапе мы обработали полученные данные, занесли их в таблицы, сделали анализ, вычертили графики, методом математико-статической обработки данных, проверили достоверность полученных результатов. Мы использовали метод t-критерий Стьюдента. Рабочая гипотеза заключается в том, что новая, предлагаемая нами методика окажется более эффективной для воспитания силовой выносливости по сравнению с программой общеобразовательной школы, причем в предлагаемой нами методике исследуемым компонентом будет величина нагрузки и время отдыха между повторением упражнений в одном подходе. Итогом нашего эксперимента будет являться контрольное выполнение тестов на выявление уровня развития силовой выносливости. По этим результатам нужно рассчитать достоверность различий и проверить правильность выдвинутой гипотезы. Для этого необходимо посчитать следующее при помощи метода математической статистики – t-критерий Стьюдента:

1) Вычислить среднее арифметические величины X для каждой группы по формуле:

2) Вычислить стандартное отклонение (б): от max результата, отнять min результат и разделить на К, где К - табличный коэффициент:

 

3)Вычислить стандартную ошибку среднего арифметического:

4)Вычислить среднюю ошибку разности:

5)По специальной таблице определить достоверность различий, но вначале вычислить степень свободы:

 

Если t > t0,05, то различия между средними арифметическими двух групп считаются достоверными, а значит и полученные результаты также достоверны; если t<t0,05, то результаты недостоверны.

Для того чтобы убедиться в эффективности метода непредельных отягощений для развития силовой выносливости по сравнению с предлагаемым набором упражнений Гос. Программой общеобразовательной школы для этой же цели, мы предварительно в 2014-2015 учебном году в 10 «А» - контрольном классе (это экспериментальный 11 «А» класс в 2015-2016 учебном году) и 10 «Б» - контрольном классе (это экспериментальный 11 «Б» в 2015-2016 учебном году) в ноябре 2014 года провели те же контрольные испытания: поднимание туловища из положения, лежа с согнутыми коленями; вис на согнутых руках; прыжки вверх за 30 сек. Затем на протяжении 5 месяцев, т.е. с ноября 2014 года по март 2015 год в этих классах проводили обычные уроки физической культуры по планам Гос. Программы общеобразовательной школы, а в марте 2015 года вновь провели тестирование уровня развития силовой выносливости. Полученные результаты мы сравнили с результатами, полученными в ходе эксперимента.

Глава 3. Экспериментальное исследование проблемы воспитания силовой выносливости на уроках гимнастики в старших классах

3.1. Характеристика уровня развития силовой выносливости у старших школьников

В таблице 2. представлен анализ уровня развития силовой выносливости у учащихся старших классов общеобразовательной школы, выявленный при помощи контрольных упражнений «Поднимание туловища из положения лежа с согнутыми ногами»; «Вис на согнутых руках»; «Прыжки вверх за 30 сек». Исследование физического развития занимающихся проводилось начиная с 2014 учебного года по конец 2016 учебный год.

Таблица 2. Динамика показателей силовой выносливости у учащихся 11 «А» и 11 «Б» классов

Тесты

Время проведения тестов

Ноябрь 2014г.

Март 2015г.

Ноябрь 2015г.

Январь 2016г.

Март 2016г.

10 «А»

10 «Б»

10 «А»

10 «Б»

11 «А»

11 «Б»

11 «А»

11 «Б»

11 «А»

11 «Б»

Вис (с)

29,7

30,1

32,7

33,2

30.1

31,0

32,7

31,7

39.4

38,9

Прыжки (кол-во раз)

11,7

11,4

13,8

12,9

11.5

11,4

14,0

12,7

19.0

19,6

Подъем туловища (кол-во раз)

20,2

21,3

21,4

22,8

20.8

20,9

23,8

21,9

28.0

27,1

Из таблицы 2 видно, что в ноябре 2014 года у занимающихся самые низкие показатели уровня развития силовой выносливости. В марте 2015 года, т.е. в конце учебного года у учащихся наблюдается прирост в показателях физической подготовленности. Сравнивая их с требованиями, предъявляемыми к выпускникам общеобразовательной школы (табл. 1 в главе 1), установлено, что полученные результаты не соответствуют этим требованиям, а значит, что уровень развития силовой выносливости у учащихся старших классов ниже планируемого комлексной программой по физическому воспитанию в общеобразовательной школе. Занимающиеся не выполняют нормативы по физической подготовке.

В ноябре 2015 года у учащихся наблюдается отставание по уровню развития силовой выносливости по сравнению с требованиями комплексной Гос. программы по физическому воспитанию. В январе 2016 года результаты контрольных упражнений достигли требуемых от выпускников общеобразовательной школы нормативными документами по физическому воспитанию школьников.

В марте 2016 года уровень развития силовой выносливости, выявленный контрольными упражнениями, был наивысшим в тесте «Вис на согнутых руках (сек.)» - 39,4; в тесте «Прыжки за 30" (кол-во раз)» - 19,6; в тесте – «Подъем туловища за 30" (кол-во раз)» - 28,0.

3.2. Особенности средств и методов воспитания силовой выносливости на уроках гимнастики в старших классах

При развитии силовой выносливости речь идет о взаимосвязи силы с выносливостью к работе анаэробного алактатного, анаэробного лактатного или аэробного характера, а также о проявлениях силовой выносливости применительно к изотоническим или изометрическим условиям деятельности мышц. Следует учитывать, что базовыми способностями, определяющими уровень силовой выносливости, являются мощность, емкость, подвижность и экономичность систем энергообеспечения, а также уровень максимальной силы. Поэтому применение специальных упражнений, направленных на развитие силовой выносливости, имеет целью не столько повышение, например, анаэробных или аэробных возможностей, сколько стремление увеличить способности занимающихся к их реализации в условиях выполнения соответствующей силовой работы.

Динамические упражнения обычно выполняются многократно, до значительного утомления. В зависимости от величины сопротивлений, темпа движений, определяющих характер энергообеспечения работы, продолжительность отдельных упражнений в комплексе может колебаться от 30 секунд до 2 минут.

Сущность метода непредельных отягощений заключается в многократном повторении упражнения с отягощением массой 40-50 % максимума с числом повторений от 20 до 70. Там, где специализируемое упражнение связано с длительным проявлением умеренных усилий, целесообразна работа с легкой массой и «до отказа» (30-40 % максимума).

Для воспитания силовой выносливости эффективным является метод круговой тренировки с общим количеством станций от 4 до 10-12 и с отягощением 40-50 % максимального. Упражнения часто выполняются «до отказа». Продолжительность пауз между упражнениями различна и зависит от длительности упражнений и объема мышц, вовлеченных в работу. Комплекс упражнений с использованием непредельных отягощений занимающиеся повторяют 1 раз по кругу. По окончании каждого круга у занимающихся следует проверять пульс. Установлено, что для воспитания силовой выносливости в старшем школьном возрасте, продолжительность работы на станциях составляет 40 секунд, при чем ЧСС во время работы должно достигать 190 уд/мин, а при готовности к повторной работе – 130 уд/мин. Мы использовали следующие комплексы упражнений:

Комплекс №1 «Построение круговой тренировки с выполнением упражнений, отягощенных весом собственного тела».

Содержание упражнений:

Станция 1. Лежа на наклонной скамейке, руки за головой, ноги закреплены за рейку гимнастической стенки. Поднимание туловища с поворотом вправо и влево;

Станция 2. Запрыгивание и спрыгивание с возвышения 40см;

Станция 3. Упор лежа, ноги на гимнастической скамейке. Сгибание-разгибание рук;

Станция 4. Лежа на животе поперек гимнастической скамейки, ноги закреплены. Поднимание и опускание туловища;

 

Время работы на станциях: 11 «А» - 40 секунд.

11 «Б» - до отказа.

Темп выполнения упражнений: 11 «А» - высокий;

11 «Б» - субмаксимальный.

Частота сердечных сокращений:

- во время работы: 190 уд/мин;

- при готовности к повторной работе: 11 «А» - 140 уд/мин;

11 «Б» - 120 уд/мин.

Время отдыха между станциями: 11 «А» - 1 мин;

11 «Б» - 3 мин.

Комплекс №2 «Построение круговой тренировки с выполнением упражнений, отягощенных весом собственного тела».

Содержание упражнений:

Станция 1. В положении сед углом написать ногами цифры;

Станция 2. Стоя на рейке на гимнастической стенке, поднимание-опускание на носках;

Станция 3. Подтягивание на высокой перекладине до касания ее шеей;

Станция 4. Лежа на животе на гимнастической скамейке, руки за головой, ноги закреплены. Круговые вращения туловища вправо и влево;

Время работы на станциях: 11 «А» - 40 секунд.

11 «Б» - до отказа.

Темп выполнения упражнений: 11 «А» - высокий;

11 «Б» - субмаксимальный.

Частота сердечных сокращений:

- во время работы: 190 уд/мин;

- при готовности к повторной работе: 11 «А» - 140 уд/мин;

11 «Б» - 120 уд/мин.

Время отдыха между станциями: 11 «А» - 1 мин;

11 «Б» - 3 мин.

Комплекс №3 «Построение круговой тренировки с набивными мячами».

Содержание упражнений:

Станция 1. Стойка ноги врозь, мяч вверху. Сгибание-разгибание туловища;

Станция 2. Прыжки на одной ноге через набивные мячом с продвижением вперед;

Станция 3. Стойка ноги врозь, мяч вверху. Сгибание-разгибание рук;

Станция 4. Стоя на коленях шире плеч, мяч впереди. Наклоны туловища назад;

Время работы на станциях: 11 «А» - 40 секунд.

11 «Б» - до отказа.

Темп выполнения упражнений: 11 «А» - высокий;

11 «Б» - субмаксимальный.

Частота сердечных сокращений:

- во время работы: 190 уд/мин;

- при готовности к повторной работе: 11 «А» - 140 уд/мин;

11 «Б» - 120 уд/мин.

Время отдыха между станциями: 11 «А» - 1 мин;

11 «Б» - 3 мин.

Комплекс №4 «Построение круговой тренировки с гантелями» (m гантель 2-5 кг).

Содержание упражнений:

Станция 1. Широкая стойка, ноги врозь, гантели за головой. Наклоны туловища вперед;

Станция 2. Стойка ноги вместе, гантели к плечам. Стоя на повышенной опоре, поднимание и опускание на носках;

Станция 3. Лежа на скамейке, гантели в стороны. Сведение-разведение прямых рук в стороны;

Станция 4. Лежа поперек скамейки на бедрах, лицом вниз, руки за головой. Наклоны туловища вверх-вниз;

 

Время работы на станциях: 11 «А» - 40 секунд.

11 «Б» - до отказа.

Темп выполнения упражнений: 11 «А» - высокий;

11 «Б» - субмаксимальный.

Частота сердечных сокращений:

- во время работы: 190 уд/мин;

- при готовности к повторной работе: 11 «А» - 140 уд/мин;

11 «Б» - 120 уд/мин.

Время отдыха между станциями: 11 «А» - 1 мин;

11 «Б» - 3 мин.

Комплекс №5 «Построение круговой тренировки с дисками от штанги» (m 5-10 кг).

Содержание упражнений:

Станция 1. Стойка ноги врозь, диск вверху. Сгибание-разгибание рук в локтевых суставах с опусканием диска за голову;

Станция 2. Широкая стойка ноги врозь, диск вверху. Наклоны туловища в сторону;

Станция 3. Стойка ноги врозь, скамейка между ногами, диски внизу. Прыжки на скамейку (ноги вместе) и со скамейки (ноги врозь);

Станция 4. Широкая стойка ноги врозь, наклон туловища вперед, диски в стороны. Повороты туловища в стороны;

Время работы на станциях: 11 «А» - 40 секунд.

11 «Б» - до отказа.

Темп выполнения упражнений: 11 «А» - высокий;

11 «Б» - субмаксимальный.

Частота сердечных сокращений:

- во время работы: 190 уд/мин;

- при готовности к повторной работе: 11 «А» - 140 уд/мин;

11 «Б» - 120 уд/мин.

Время отдыха между станциями: 11 «А» - 1 мин;

11 «Б» - 3 мин.

Комплекс №6 «Построение круговой тренировки с выполнением упражнений, отягощенных весом собственного тела».

Содержание упражнений:

Станция 1. В висе спиной к гимнастической стенке, поднимание ног с касанием носками рейки над головой;

Станция 2. Приседание на одной ноге, держась противоположной рукой за гимнастическую стенку;

Станция 3. Сгибание-разгибание рук в упоре сзади. Руки и ноги на повышенной опоре (скамейке);

Станция 4. Стоя на коленях, руки вверху. Наклон назад, не сгибая ног в тазобедренных суставах; медленно поднимаясь, вернуться в исходное положение.

Время работы на станциях: 11 «А» - 40 секунд.

11 «Б» - до отказа.

Темп выполнения упражнений: 11 «А» - высокий;

11 «Б» - субмаксимальный.

Частота сердечных сокращений:

- во время работы: 190 уд/мин;

- при готовности к повторной работе: 11 «А» - 140 уд/мин;

11 «Б» - 120 уд/мин.

Время отдыха между станциями: 11 «А» - 1 мин;

11 «Б» - 3 мин.

Комплекс №7 «Построение круговой тренировки с выполнением упражнений, отягощенных весом собственного тела».

Содержание упражнений:

Станция 1. Из положения виса на перекладине удержание прямого угла;

Станция 2. Выпрыгивание вверх из глубокого приседа, руки за головой;

Станция 3. Сгибание-разгибание рук в упоре на параллельных брусьях;

Станция 4. Из положения лежа на животе, руки впереди. Поднять прямые ноги вверх, прогнуться и вернуться в исходное положение.

Время работы на станциях: 11 «А» - 40 секунд.

11 «Б» - до отказа.

Темп выполнения упражнений: 11 «А» - высокий;

11 «Б» - субмаксимальный.

Частота сердечных сокращений:

- во время работы: 190 уд/мин;

- при готовности к повторной работе: 11 «А» - 140 уд/мин;

11 «Б» - 120 уд/мин.

Время отдыха между станциями: 11 «А» - 1 мин;

11 «Б» - 3 мин.

Комплекс № 8 «Построение круговой тренировки с набивными мячами».

Содержание упражнений:

Станция 1. Стойка ноги врозь, мяч вверху. Приседания;

Станция 2. Лежа на спине, мяч между стопами. Поднимание прямых ног и опускание их за голову;

Станция 3. Стоя на коленях, мяч за спиной внизу. Отведение рук с мячом назад-вверх;

Станция 4. Широкая стойка ноги врозь, мяч вверху. Наклоны в стороны.

Время работы на станциях: 11 «А» - 40 секунд.

11 «Б» - до отказа.

Темп выполнения упражнений: 11 «А» - высокий;

11 «Б» - субмаксимальный.

Частота сердечных сокращений:

- во время работы: 190 уд/мин;

- при готовности к повторной работе: 11 «А» - 140 уд/мин;

11 «Б» - 120 уд/мин.

Время отдыха между станциями: 11 «А» - 1 мин;

11 «Б» - 3 мин.

Комплекс №9 «Построение круговой тренировки с гантелями» (m гантель 2-5 кг).

Содержание упражнений:

Станция 1. Лежа на полу, гантели вверх. Сгибание-разгибание туловища;

Станция 2. Исходное положение – наклон вперед, гантели вниз. Одновременное разведение прямых рук в стороны;

Станция 3. Стойка ноги врозь, гантели вниз. Приседания с подниманием гантелей вверх;

Станция 4. Стойка ноги вместе, гантели внизу. Прыжки на месте с одновремен­ным разведением рук и ног в стороны.

Время работы на станциях: 11 «А» - 40 секунд.

11 «Б» - до отказа.

Темп выполнения упражнений: 11 «А» - высокий;

11 «Б» - субмаксимальный.

Частота сердечных сокращений:

- во время работы: 190 уд/мин;

- при готовности к повторной работе: 11 «А» - 140 уд/мин;

11 «Б» - 120 уд/мин.

Время отдыха между станциями: 11 «А» - 1 мин;

11 «Б» - 3 мин.

Комплекс №10 «Построение круговой тренировки с дисками от штанги» (m 5-10 кг).

Содержание упражнений:

Станция 1. Лежа на гимнастической скамейке, диски в стороны. Сведение и разведение рук;

Станция 2. Лежа бедрами на гимнастической скамейке, лицом вниз, ноги закреплены. Диск перед грудью. Поднимание-опускание туловища;

Станция 3. Стойка на одной ноге, диск лежит на колене и удерживается руками. Поднимание диска вверх бедром ноги;

Станция 4. Широкая стойка ноги врозь, диски в стороны на уровне плечевых суставов. Повороты туловища в стороны.

Время работы на станциях: 11 «А» - 40 секунд.

11 «Б» - до отказа.

Темп выполнения упражнений: 11 «А» - высокий;

11 «Б» - субмаксимальный.

Частота сердечных сокращений:

- во время работы: 190 уд/мин;

- при готовности к повторной работе: 11 «А» - 140 уд/мин;

11 «Б» - 120 уд/мин.

Время отдыха между станциями: 11 «А» - 1 мин;

11 «Б» - 3 мин.

При составлении комплексов физических упражнений, направленных на совершенствование силовой выносливости, мы опирались на ряд особенностей применения метода непредельных отягощений. При использовании метода непредельных усилий с нормированным количеством повторений (30-50) и временем работы на «станциях» (40с) в 11 «А» классе, темп выполнения упражнений был высокий, продолжительность отдыха между «станциями» - 1 минута, и новая работа выполнялась при ЧСС 140 уд/мин, тогда как ЧСС во время работы было 190 уд/мин. В 11 «Б» классе применялся метод непредельных отягощений с максимальным количеством повторений (до отказа). Содержание упражнений и величина отягощений (40-50 % максимума) остались те же, что и в 11 «А» классе, однако изменилось количество повторений упражнения – до отказа; отдых между «станциями» - 3 минуты и темп выполнения упражнений – субмаксимальный. Таким образом, для достижения одной главной цели – воспитание силовой выносливости, мы, используя метод непредельных отягощений, выполняли различную по характеру и содержанию работу.

3.3. Экспериментальная оценка эффективности разработанной технологии

Разработанная нами методика воспитания силовой выносливости апробировалась на уроках физической культуры в старших классах общеобразовательной школы. В начале исследования, проведя контрольные испытания, выявляющие уровень развития силовой выносливости, мы выяснили, что степень развития этой физической способности у занимающихся старших классов не соответствует требуемой комплексной Гос. программой общеобразовательной школы. Проанализировав прирост показателей силовой выносливости в течение 2004-2005 года, установлено, что он не соответствует необходимому, предлагаемому различными авторами (6,14,21,28) – 8,5 %. У учащихся 10 «А» и 10 «Б» классов, согласно нашим исследованиям, он составил 5,3 %.

По окончании эксперимента этот прирост в 11 «А» классе составил 9,6%, что говорит, в первую очередь, о значительном приросте в показателях силовой выносливости, а также косвенно свидетельствует об эффективности применяемой нами методики воспитания силовой выносливости по сравнению с предлагаемой комплексной Гос. программой.

В двух экспериментальных классах 11 «А» и 11 «Б» мы применяли в конце основной части урока комплексы упражнений на развитие силовой выносливости, составленных используя метод непредельных отягощений. При одинаковой величине отягощений и содержании упражнений в экспериментальных классах различным было время выполнения упражнений, время отдыха между «станциями» и соответственно величина ЧСС при готовности к повторной работе. Используя эти методические приемы, наблюдалось в конце эксперимента (март 2016 года) увеличение показателей силовой выносливости:

Во всех трех контрольных упражнениях: «Поднимание туловища из положения лежа с согнутыми ногами»; «Вис на согнутых руках» и «Прыжки вверх за 30 сек» наблюдается значительный прирост уровня развития силовой выносливости. Главным образом, достижение этого результата произошло благодаря использованию, на наш взгляд, самого эффективного для развития силовой выносливости, метода непредельных усилий. В физиологическом плане суть этого метода развития силовых способностей состоит в том, что степень мышечных напряжений по мере утомления приближается к максимальной (к концу такой деятельности увеличиваются интенсивность, частота и сумма нервно-мышечных импульсов, в работу вовлекается все большее число двигательных единиц, нарастает синхронизация их напряжений). Серийные повторения с непредельными отягощениями содействуют активизации обменно-трофических процессов в мышечной и других системах организма, способствуют повышению общего уровня функциональных возможностей организма. Систематическая тренировка в режиме силовой динамической выносливости совершенствует механизмы потребления, транспорта и утилизации кислорода, увеличивает метаболический резерв мышц и способствует значительному приросту мышечной массы.

Применяя метод непредельных усилий с нормированным количеством повторений (30-50) и временем работы на «станциях» (40с) в 11 «А» классе и метод непредельных отягощений с максимальным количеством повторений (до отказа) в 11 «Б» классе, у учащихся наблюдался рост показателей силовой выносливости.

 

Таблица 4. Динамика показателей силовой выносливости у учащихся старших классов

тесты

время проведения теста

Х m

 

Р

 

ноябрь

январь

март

вис на согнутых руках (сек.)

11А

11Б

11А

11Б

11А

11Б

30,1

31,0

32,7

31,7

39,4

38,9

   

прыжки за 30" (кол-во раз)

11,5

11,4

14,0

12,7

19,0

19,6

 

 

подъем туловища

за 30" (кол-во раз)

20,8

20,9

23,2

21,9

28,0

27,1

 

 

Значительный объем мышечной работы, выполняемый при серийных повторениях упражнений с непредельными отягощениями, существенно активизирует обменно-трофические процессы в мышечной и других системах организма, вызывая необходимую гипертрофию мышц с увеличением их физиологического поперечника, стимулируя тем самым развитие силовой выносливости и общее повышение уровня функциональных возможностей организма. Естественно, что методы, обеспечивающие такое воздействие, приобретают ведущую роль тогда, когда необходимо увеличить объем мышц, нефорсированно укрепить опорно-двигательный аппарат, подготовить организм к предельным проявлениям силовых возможностей, создать при этом условия для повышения общей работоспособности.

Существенно, что ограничение отягощений облегчает самоконтроль за техникой двигательных действий и уменьшает риск получить травму. Это особенно важно при организации занятий силовыми упражнениями на уроках гимнастики в старших классах. В начальные периоды силовой тренировки прирост показателей силы относительно меньше зависит от величины применяемых отягощений, чем в последующие периоды, если, конечно, отягощения не уменьшают ниже граничного минимума, составляющего примерно 35-40 % от индивидуально максимального.

Выполняя упражнение с некоторым непредельным, но значительным отягощением, необходимо повторять его без пауз возможно большее число раз («до отказа») – степень мышечных напряжений по мере нарастания утомления приближается к предельной (физиологически это объясняется тем, что утомление, охватывающее действующие двигательные единицы мышц в процессе повторения упражнения, компенсируется увеличением интенсивности, частоты и суммы нервно-эффекторных импульсов, вовлечением в работу большего числа двигательных единиц, нарастающей синхронизацией их упражнений). На использовании этого эффекта и основана прежде всего рассматриваемое направление в методике воспитания силовой выносливости.

 

Сравнительный анализ уровня развития силовой выносливости у учащихся 11 «А» и 11 «Б» классов выявил следующее: при проведении промежуточного контрольного среза в середине эксперимента, то есть в январе 2006 года, у учащихся наблюдалась значительная разница в показателях силовой выносливости. Так, в 11 «А» прирост этих показателей по сравнению с исходными (контрольный срез, проводимый в ноябре 2015 года) составил 14,9 %, а в 11 «Б» - 6,1 %. Такое значительное различие объясняется, на наш взгляд, содержанием выполняемой работы занимающихся двух классов. Возможно, что метод непредельных отягощений с выполнением упражнений «до отказа» потребовал от учеников значительно большего времени на процесс адаптации к этому способу развития физических качеств по сравнению с методом непредельных отягощений с нормированным временем выполнения упражнений на «станциях», применяемый в 11 «А» классе.

Сравнивая показатели, полученные при контрольном срезе в марте 2016 года, виден значительный рост уровня развития силовой выносливости по сравнению с исходным. Эта разница в 11 «А» классе составила 43,6 %, а в 11 «Б» - 42,4 %.

Чтобы убедиться в достоверности полученных данных в результате тестирования, мы применили метод математико-статической обработки данных по t-критерию Стьюдента. Во всех трех контрольных упражнениях оказалось, что полученные в эксперименте t больше граничного значения (t0,05), и, следовательно, различия между средними арифметическими двух групп считаются достоверными при 50 %-ном уровне значимости. Этот факт свидетельствует об эффективности применяемой нами методики воспитания силовой выносливости.

 

Заключение

 

1. Установлено, что уровень развития силовой выносливости у учащихся старших классов ниже планируемого комлексной программой по физическому воспитанию в общеобразовательной школе. Занимающиеся не выполняют нормативы по физической подготовке. Проанализировав прирост показателей силовой выносливости в течение 2014-2015 года, установлено, что он не соответствует необходимому, предлагаемому различными авторами (6,14,21,28) и комплексной Гос. программой – 8,5 %. У учащихся 10 «А» и 10 «Б» классов, согласно нашим исследованиям, он составил 5,3 %.

2. При использовании метода непредельных усилий с нормированным количеством повторений (30-50) и временем работы на «станциях» (40с) в 11 «А» классе, темп выполнения упражнений был высокий, продолжительность отдыха между «станциями» - 1 минута, и новая работа выполнялась при ЧСС 140 уд/мин, тогда как ЧСС во время работы было 190 уд/мин. В 11 «Б» классе применялся метод непредельных отягощений с максимальным количеством повторений (до отказа). Содержание упражнений и величина отягощений (40-50 % максимума) остались те же, что и в 11 «А» классе, однако изменилось количество повторений упражнения – до отказа; отдых между «станциями» - 3 минуты и темп выполнения упражнений – субмаксимальный. Таким образом, для достижения одной главной цели – воспитание силовой выносливости, мы, используя метод непредельных отягощений, выполняли различную по характеру и содержанию работу.

3. В результате анализа динамики показателей силовой выносливости у учащихся старших классов виден значительный рост уровня развития силовой выносливости по сравнению с исходным. В 11 «А» классе прирост показателей силовой выносливости составил 43,6 %, а в 11 «Б» - 42,4 %.

Во всех трех контрольных упражнениях методом математико-статической обработки данных по t-критерию Стьюдента установлено, что полученные в эксперименте t больше граничного значения (t0,05), и, следовательно, различия между средними арифметическими двух групп считаются достоверными при 50 %-ном уровне значимости. Этот факт свидетельствует об эффективности применяемой нами методики воспитания силовой выносливости.

Библиографический список:

Вильчковский Э.С. Развитие двигательных функций у детей. М.: Просвещение, 1983.

Возрастная физиология и школьная гигиена: Пособие для студентов пед. институтов / А. Г. Хрипкова, Д. А. Фарбер. М:Просвещение, 1990.

Всесторонняя физическая подготовка спортсмена. Под ред. Камедина СВ. М., «Физкультура и спорт», 1975.

Гимнастика с методикой преподавания: Учебное пособие для учащихся педучилищ по спец. 03.03 «Физическая культура». Н.К. Меньшиков, М.А.Журавин, Н.Д. Скрябин и др.; Под ред. Н.К. Меньшикова.-.:Просвещение, 1990г. 223с.

Гимнастика: Учебник для студентов высших пед. учебных заведений М.Л. Журавин, О.В. Загрядская, Н.В. Казакевич и др.; Под. Ред. М.Л. Журавина, Н.К. Меньшикова. - М.: Издательский центр «Академия», 2001г. 448 с.

Железняк Ю.Д. , Петров П.К. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте: Учебное пособие для студентов высших пед. учебных заведений. - М.: издательский центр «Академия», 2002г. 264с.

Кузнецов B.C. Колодницкий Г.А. Физическая культура. Силовая подготовка детей школьного возраста: Метод. Пособие. - М.: Изд-во НЦЭНАС, 2002г. 200с.

Курс общей, возрастной и педагогической психологии. Вып. 3. Возрастная и педагогическая психология М.В. Гамезо - М.: Просвещение, 1982 г. 176 с. - : В надзач.: Моск. гос. Зад. Пед. ин-т.

Матвеев А.П. Мельников СБ. Методика физического воспитания с основами теории: Учебное пособие для студентов пединститутов и учащихся педучилищ. -М.: Просвещение, 1991г. 191с.

Методика физического воспитания школьников / Д. А. Аросьев, Л. В. Бавина и др.; Под ред. Г. Б. Мейксона. - М.: Просвещение, 1989. - 143 с.

Многолетняя тренировка юных спортсменов: Учебное пособие/ В.Г. Алабин, А.В. Алабин, В.П. Бизин. Харьков: 1993г.

Основы теории и методики физической культуры: Учебник для техн. Физ. культуры под ред. А.А.Гужаловского.-М.: Физкультура и спорт,

1986г. 352с.

13. Романенко В.А. Максимович В.А. Круговая тренировка при массовых занятиях физической культурой. - М.: Физкультура и спорт, 1986г 146с.

14.Теория и методика физического воспитания: Учебное пособие для студентов пединститутов и педучилищ по спец №2115 «Начальная военная подготовка и физическое воспитание», и №1910 «Физическая культура» Б.М. Шиян, Б.А. Асимарин, Б.Н. Минаев и др.; под. Ред. Б.М. Шияна-М.: Просвещение, 1988г. 224с.

15. ФКШ 1988 №10 С. 23

16.ФКШ 1990№7с.20

17.ФКШ 1990 №8 с. 14

18.Филин В. П. Воспитание физических качеств у юных спортсменов. М., «Физкультура и спорт» 1974

Физиология человека. Учебное пособие для средних физкультурных учебных заведений. Васильева В.В. и др. М., «Физкультура и спорт», 1973

Хрипкова А. Г. Возрастная физиология и школьная гигиена: Пособие для студентов пед. ин-тов / А. Г. Хрибкова, М. В. Антропова. - М.: Просвещение, 1990.-319 с.

П 000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.