Программа внеурочной деятельности «Воспитание юного кузбассовца» (1–4 классы)

1
0
Материал опубликован 23 October 2019

Белова Лариса Сергеевна,

учитель начальных классов

МБОУ «ООШ№7 города Белово»

Кемеровской области

 

Программа внеурочной деятельности

"Воспитание юного кузбассовца"

 

Аннотация

Статья посвящена формированию патриотизма, восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной через внеурочную деятельность. Знакомясь с биографией своих родителей, бабушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям. Актуальность курса заключается в необходимости формирования патриотических чувств младших школьников в современных условиях расширяющегося информационного пространства, в создании предпосылок исследовательской деятельности младших школьников. Представлены темы и формы работ данного курса.

Ключевые слова: краеведение, патриотизм, родной край, внеурочная деятельность, исследовательская деятельность.

Belova Larisa Sergeevna,

primary school teacher

Municipal Budgetary Educational Establishment

"Secondary School No. 7 of Belovo City"

Kemerovo region

The article is devoted to the formation of patriotism, the restoration of cultural and historical ties with the native land, its small homeland through extracurricular activities. Getting acquainted with the biography of their parents and grandmothers, children begin to understand the connection of times, the continuity of generations, begin to understand their involvement in historical events. The relevance of the course lies in the need to form the patriotic feelings of elementary schoolchildren in modern conditions of expanding information space, in creating the prerequisites for the research activities of elementary schoolchildren. Submitted topics and forms of work of this course.

Key words: local history, patriotism, native land, extracurricular activities, research activities.

Задачу вырастить свою смену умной, смелой, доброй, трудолюбивой жизнь ставит не только перед нами, она стояла и перед нашими отцами и дедами, перед дедами наших дедов – в веках и тысячелетиях. Осознание того, что утрата многих профессиональных традиций привела к обнищанию общества, к разрыву связи времен и поколений, заставляет современных ученых и исследователей искать пути возрождения интереса к национальным, культурным традициям народов различных регионов страны на основе глубокого их изучения и приобщения к ним всех слоев населения.

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где человек родился. Любимый край и есть исток, начало, откуда человек делает шаг в большой мир. С родного уголка земли начинается для маленького человека огромная страна, гражданином которой, он, повзрослев, осознает себя. Но мало воспевать свой край. Надо вслушиваться в голос истории, осмысливая ее связь с современностью. В этой связи огромное значение имеет ознакомление младших школьников с историей, культурой, экономикой, бытом родного края. Краеведческий подход в образовании младших школьников дает возможность гуманизировать воспитательный процесс.

Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной. Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей – личности самого ребенка, жизни его семьи, знакомясь с биографией своих родителей, бабушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям. Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков. Воспитание патриотических чувств следует проводить через осознание ребенком причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости.

Основные цели программы:

формирование активной гражданской позиции, чувств любви к прошлому, настоящему и будущему страны, родного края, своего города;

воспитание патриотизма, гуманизма, толерантности, любви к своей семье;

Задачи программы:

сформировать у учащихся начальной школы основные знания об истории своего города, родного края, о культурных, политических, экономических особенностях Кузбасса; воспитать интерес к познанию и сохранению культурных ценностей своего народа;

обеспечить развитие чувственного опыта учащихся.

Актуальность данного курса заключается в необходимости формирования патриотических чувств младших школьников в современных условиях расширяющегося информационного пространства, в создании предпосылок исследовательской деятельности младших школьников.

Особенности программы

Содержание данной программы рассчитано на учащихся начальных классов школы. Темы занятий из года в год повторяются, но углубляется материал, усложняются формы работы. Широко используются местные ресурсы: краеведческий музей, другие культурные учреждения и предприятия города, памятные места. Практическая направленность программы позволяет учащимся усваивать материал в деятельности. Курс программы рассчитан на четыре года обучения.

В процессе преподавания курса “Воспитание юного кузбассовца” рекомендуется проводить уроки-лекции, уроки-встречи, викторины, конкурсы, экскурсии по городу, в парки, музеи, походы. Учащиеся могут готовить сообщения, проекты, доклады.

Краеведческий материал можно использовать фрагментарно на различных уроках: в текстах, предложениях по русскому языку, задачах по математике, беседах по литературному чтению, истории, окружающему миру.

Важная составляющая краеведения – элементарная поисково-исследовательская деятельность учащихся по заданию или инструкции учителя.

Ожидаемые результаты

Учащиеся должны получить знания по краеведению и определить место и значение родного города в развитии Кузбасса, России в целом, а также овладеть следующими умениями и навыками:

самостоятельно подбирать литературу по теме;

работать в читальном зале библиотеки;

готовить и выступать с докладами и сообщениями;

работать в семейных архивах;

уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию;

сравнивать и обобщать факты;

воспитывать бережное отношение к своему городу, к школе.

воспитывать чувство гордости за свой город, за успехи своих земляков.

Содержание программы

1-й класс

Наш город – (5 ч.)

Улицы нашего города (рисунки).

Памятные и исторические места города (экскурсии).

Профессии людей, занятых на производстве, в строительстве, сельском хозяйстве, в транспорте (устный рассказ).

Название моего города (история).

Предприятия города, района, области (экскурсии).

Моя семья – (6 ч.)

Орден в моем доме (поисковое задание).

Мои родные (устный рассказ, рисунки).

Ты – родитель (игра).

Мое имя и фамилия (в летописи семьи).

Игры бабушек, дедушек (разучивание).

Выполнение посильных поручений в семье (рисунки, рассказ).

Наша школа – (7 ч.)

Школьные кабинеты (обзорная экскурсия).

Адрес школы. Дорога в школу (рисунки).

Мой сосед по парте (урок – игра).

Традиции школы (рассказ учителя и старшеклассников).

Школьная библиотека (экскурсия).

Наши обязанности (игра).

Мы теперь не просто дети – мы теперь ученики (праздник).

Природа и мы – (6 ч.)

Природа моего города (посещение парков).

Наблюдение за птицами. Птицы нашего края (рисунки, рассказы)

Охрана птиц зимой (практическая деятельность по изготовлению кормушек).

Растения и животные лесов, полей, лугов родного края (рисунки, лепка, прогулки, сообщения).

Водоемы родного края (рисунки, лепка, прогулки, сообщения).

Дары леса (экскурсия в лес).

2-й класс

Наш город – (8 ч.)

О чем говорят названия улиц (поисковое задание).

Посещение зрелищных учреждений (кино, театров, цирка, выставки).

Альбом «Знай и люби свой город» (рисунки, сочинения, мини-доклады).

Белово- малая Родина (литературно-музыкальный вечер).

Основные достопримечательности города: памятники, парки и др. Главная площадь города (рисунки, экскурсии по городу).

Транспорт города. Профессии людей, работающих на транспорте. Правила поведения в транспорте (беседа, прогулки по отдельным местам города).

Моя семья – (9 ч.)

Мой дом – моя крепость (игровая ситуация).

У меня дома в свободное время (устный рассказ).

Моя трудовая семья (выставка фотографий, документов).

Песни родителей, бабушек (прослушивание).

Распределение обязанностей в семье (рисунки).

Кто в семье главный? (диспут).

Фамилия, имена, отчества членов семьи (поисковое задание).

Роль матери в воспитании детей (конференция мам).

Наша школа – (8 ч.)

Правила поведения учащихся на уроках и переменах (беседа, устный рассказ).

Школьная и классная символика (конкурс рисунков).

Мои любимые книги (выставка книг).

Бережное отношение к школьному имуществу (беседа, устный рассказ).

Я – директор школы (ролевая игра).

Профессии работников школы: директор, учитель, библиотекарь и т.д. (конкурс рисунков).

Моя школа (практическая деятельность по созданию презентаций о школе).

Природа и мы – (8ч.)

Ядовитые растения края (беседа).

Местные лекарственные травы, правила их сбора (викторина).

В подводное царство (экскурсия на родник).

Птицы нашего края (конкурс рисунков).

Однодневный поход «Зимние забавы» (наблюдения в природе, подвижные игры на свежем воздухе).

Закаливание организма в разное время года (беседа, загадки, игры).

Природа и наше здоровье (выставка фотографий).

Исчезающие виды птиц нашей области (составление «Красной книги»).

3-й класс

Наш город – (9 ч.)

Исторические места города, поселка, микрорайона (прогулки, экскурсии).

Промышленные предприятия города (заочная экскурсия по городу, фронтальная беседа).

Новые стройки города (выставка фотографий).

Знай, люби и гордись своим краем (урок-практикум).

Выявление экологической ситуации в городе, сопричастность каждого к будущему города (экскурсии по городу).

Особенности, назначение и зависимость от изменений в природе сезонного труда людей своего города (рисование).

На пути духовного возрождения. Христианство в Кузбассе (беседа).

Знаменитые земляки (поисковое задание).

Моя семья – (10 ч.)

Кто живет в моем доме (выставка фотографий).

У моих родителей (бабушек, дедушек) золотые руки (выставка семейных поделок).

Семейная символика (конкурс рисунков).

Бабушки и дедушки. Родословная (практическая деятельность по составлению родословной, поисковая работа).

У семейного очага (семейная игра).

Имя твое (индивидуальная поисковая деятельность, работа с энциклопедической литературой).

Великая Отечественная война в истории моей республики, моего города, моей семьи (составление альбома памяти «Мои предки – участники ВОВ», практическая работа, индивидуальная работа).

Наша школа – (9 ч.)

Моя школа – мой дом (беседа о школе, история школы).

Библиотека школьная, районная, городская.

Личные библиотеки книголюбов, моя домашняя библиотека (встречи с книголюбами).

Я работаю в библиотеке (ролевая игра).

Что растет на территории школы (тесты).

Все о школе (викторина).

Природа и мы – (8 ч.)

Экологическая тропа. В лес за здоровьем! (прогулка-экскурсия, наблюдения за изменениями в природе, беседа о лекарственных и ядовитых растениях нашего края).

Охрана растений и животных. Некоторые виды, включенные в «Красную книгу» нашей страны, а также другие охраняемые виды данной местности (обзор литературы по данной теме, беседа, экскурсии, сообщения).

Крупные реки и города Кузбасса (заочное путешествие).

Роль заповедников, ботанических садов в охране растений и животных (беседа).

Природа родного края (урок-практикум).

Тайны леса (выставка фотографий).

4-й класс

Наш город – (9 ч.)

Моя малая родина (сочинение).

Мы – дети разных народов, Родина у нас одна (утренники, праздники).

Знакомство с духовной жизнью края (экскурсии по храмам).

Мы – хозяева своей страны (рисунки).

Особенности труда людей моего города (устный рассказ, сообщения).

Знакомство с произведениями литературы и искусства авторов нашего края (экскурсия в библиотеку, сочинение).

Телеуты и шорцы – коренные жители Кузбасса (беседа).

Герои – земляки Великой Отечественной войны (поисковое задание).

Моя семья – (8 ч.)

История одной фотографии (сочинение).

Этому я научился у своих родителей (выставка рисунков, поделок).

Моя семья. Семейные традиции (практическая деятельность по созданию презентаций о семье, творческий отчет).

Профессии моих родителей (поисковое задание).

Семейный бюджет (составление и решение задач).

Права и обязанности родителей (круглый стол. Дети и родители).

Семейные реликвии войны, труда, учебы и др. деятельности (утренник, классный час и пр.)

Наша школа – (9 ч.)

Учителя нашей школы (встречи).

Бюджет школы (составление и решение задач по теме).

Творчество писателей и поэтов нашего города, края (обзор периодической печати по теме, индивидуальные сообщения, чтение художественной литературы, беседа по прочитанному, экскурсия в городской музей).

Мой любимый урок в школе (сочинение).

История моей школы (сочинение).

Школа – нам, мы – школе (составление и решение задач по темам: сбор макулатуры, металлолома, бережное отношение к школьному имуществу).

Природа и мы – (8 ч.)

Экскурсия в «Тепличное хозяйство» города. Выгонка декоративных растений (экскурсия, беседа, практическая работа).

Пропаганда правил по охране природы (утренники, выпуск газет, выступление агитбригад).

Практическая деятельность по оздоровлению окружающей среды (экологический десант в парк, озеленение пришкольного участка).

Я строю дом в лесу (творческая игра).

Местные полезные ископаемые (сбор образцов).

Овощные и злаковые культуры родного края (викторина).

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.