Воспитательная система «Вместе дружная семья» (1-4 классы)
«СОГЛАСОВАНО» на педсовете протокол №1 от «___» _________ 2017 г. | «УТВЕРЖДАЮ» Директор школы ___________ приказ №____ от «___» _________ 2017 г. |
Классный руководитель:
Красова Елена Александровна
учитель начальных классов
2017 – 2021 год
Общешкольная тема воспитательной работы:
«Создание социально-педагогической воспитывающей среды равных возможностей с учетом социокультурных особенностей сельского социума, направленной на воспитание, развитие, становление личности ученика с достаточно сформированным интеллектуальным, нравственным, коммуникативным, эстетическим и физическим потенциалом, ориентированной на гуманистические ценности в выборе решений, готовой к самоопределению и самореализации в различных сферах жизнедеятельности».
Цель воспитательной работы школы на 2018-2019 учебный год: формирование общей культуры личности обучающихся, воспитание патриотизма и гражданской ответственности, высоких нравственных ценностей учащихся, развитие их интеллектуальных способностей в условиях здоровьесберегающей среды в рамках взаимодействия с семьёй и социумом.
Пояснительная записка
Планирование воспитательной работы является значимым звеном в общей системе деятельности педагога. Продуманное планирование обеспечивает её чёткую организацию, намечает перспективы работы, способствует реализации определённой системы воспитания. Потребности современного общества возлагают на школу задачи не только качественного обучения, но и воспитания Человека высоконравственного, духовно богатого, способного адаптироваться к процессам, происходящим в современном мире. Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства.
Воспитание должно способствовать развитию и становлению личности ребенка, всех ее духовных и физических сил и способностей; вести каждого ребенка к новому мироощущению, мировоззрению, основанному на признании общечеловеческих ценностей в качестве приоритетных в жизни.
Как организовать воспитательный процесс в школе? Каким содержанием его наполнить? На что обратить внимание при определении задач и видов деятельности, при планировании воспитательной работы? Подобные вопросы постоянно встают перед учителями, такой вопрос вставал и передо мной.
Составить план – значит, продумать и представить себе в общем и в деталях весь процесс воспитательной работы, её организацию и результаты.
Программа воспитательной работы в начальной школе это программа, которая поможет учителю организовать работу в своём классе в течение четырёх лет. С точки зрения психолого-педагогического подхода каждый год обучения в начальной школе является важным звеном в становлении личности младшего школьника. Поэтому каждый последующий год реализации данной программы опирается на результаты предыдущего года воспитания.
Учитывая, что ребёнок, приходя в начальную школу , испытывает большие психологические трудности, основным воспитательным моментом первого года обучения становится познание самого себя в собственном взгляде на окружающих. На втором году воспитания закладываются нравственные понятия «дружба», «забота о близких», « сострадание» и «милосердие». Третий год воспитания - год становления коллектива, подчинение своих интересов его интересам. Четвёртый год – посвящен формированию самостоятельности, правильной гражданской позиции, демократичности.
Воспитание человека всегда было, есть и будет сложной задачей. Даже, если общество развивается стабильно, возникают и в таком обществе проблемы в воспитании подрастающего поколения. Проблема сегодняшнего дня в нашей стране (безработица, преступность, разводы, доступность и использование незаконных или вредных лекарственных средств, вплоть до наркотиков, сексуальная распущенность, отсутствие личных и профессиональных целей, смещение ценностей) делает процесс воспитания еще более трудным.
Проектируемое состояние воспитательной системы
Как классный руководитель я вижу проблемы воспитания и определяю пути их решения. Наиболее значительными из них являются:
Проблемы | Пути решения проблем |
1. Низкий уровень нравственной культуры детей. | Систематическая работа по повышению уровня нравственной культуры с использованием различных форм и методов работы |
2. Недостаточно эффективная деятельность родителей в ходе воспитания в семье. | Работа постоянно действующего родительского всеобуча. Активное привлечение к совместной деятельности с детьми. |
3. Низкий уровень сформированности коллективистских качеств личности. | Систематическая работа по формированию коллектива единомышленников на основе КТД |
Ведущим замыслом воспитательной системы является создание дружного коллектива учащихся, готового выполнять общественно-значимую деятельность, прийти на помощь товарищам, нуждающимся жителям села.
Главный целевой ориентир системы – содействие становлению нравственной личности, способной к самореализации.
Теоретической базой и практическим руководством воспитательного процесса в классе я выбрала технологию КТД, так как считаю, что именно она поможет мне увидеть и оценить личность, дает возможность раскрыть способности детей, привлечь их всех к творческой деятельности, в процессе которой мне будет легче воспитывать нравственные качества личности и развивать коллективистские начала.
Целеполагание воспитательной системы
Цель: формирование у детей гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважение к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе; воспитание всесторонне развитой, творчески активной, инициативной личность, способной к самореализации.
Задачи:
прививать детям любовь к школе, добиваться осмысления ими их роли в учебной деятельности;
воспитывать навыки бережного отношения к учебным вещам, к школьному имуществу;
добиваться сознательной дисциплины, продолжить изучение правил поведения для учащихся;
воспитывать любовь к родной стране, уважение к народам, населяющих ее;
учить детей видеть прекрасное в жизни, в поступках людей; воспитывать бережное отношение к природе; воспитывать физически подготовленных, закаленных людей; оказывать помощь ребенку в его интеллектуальном развитии, способствовать повышению его интереса к учебной деятельности; помочь каждому ребенку реализовывать свой творческий потенциал, раскрыть свою индивидуальность;
формировать «образ успешного человека» как элемента школьной культуры;
содействовать развитию инициативы и творческой активности школьников;
развивать сотрудничество учителя и учащихся;
способствовать вовлечению родителей в воспитательный процесс.
Ценностные ориентиры воспитательной системы
Главным целевым ориентиром в воспитательной деятельности является формирование личности, обладающей следующими характеристиками:
Ребенок, любящий свой край
Принципы и правила жизнедеятельности
классного коллектива
В основе важнейших принципов воспитательной системы положены принципы построения жизнедеятельности в классном коллективе:
1. Принцип открытости.
2. Принцип привлекательности будущего дела.
3. Принцип деятельности.
4. Принцип свободы участия.
5. Принцип обратной связи.
6. Принцип сотворчества.
7. Принцип успешности.
Правила жизни в классном коллективе:
Настойчивость в учёбе, труде, спорте.
Относиться к окружающим, помня золотое правило: не делай людям того, чего не желаешь себе.
Относиться к людским недостаткам терпимо.
Хочешь иметь успех – выгляди так, как будто ты его имеешь.
Добросовестно относиться к учёбе.
Не опаздывать в школу и не пропускать занятия!
Добросовестно относиться к своим поручениям.
Не отказывать в помощи одноклассникам.
Соблюдать порядок и чистоту в классе и школе.
Нужно жить весело, содержательно, быть активным, творчески подходить к любому делу.
Дорожите дружбой, помните - мы коллектив!
Механизм функционирования воспитательной системы.
Для успешной реализации функций воспитательной системы классному руководителю отводится роль «старшего товарища», к мнению которого прислушиваются дети и уважают это мнение. Он помогает учащимся включиться в различные виды совместной деятельности, решить наиболее важные и сложные проблемы, используя для этого методику КТД. В своей деятельности опирается на достаточно широкие внутришкольные и внешкольные связи.
Содержание и формы деятельности
Программа направлена на развитие и совершенствование положительных качеств личности ребёнка. Разработана по циклическому принципу для обучающихся в начальной школе и рассчитана на четыре года.
1 класс
- успешная адаптация к школьной жизни;
- эмоциональная устойчивость обучающихся;
- создание предпосылок для формирования классного коллектива;
- активное участие родителей в жизни класса, школы.
2 класс
- устойчивые положительные результаты обучения;
- активное участие детей в жизни класса, школы, села;
- негативное отношение к вредным привычкам;
- создание органов классного самоуправления.
3 класс
- проявление интеллектуальных способностей на различных уровнях;
- знание истории своей семьи, школы, достопримечательностей села;
- умение организовывать под руководством учителя внеклассные мероприятия;
- ощущение ответственности за совершаемые поступки.
4 класс
- овладение методами самовоспитания, самоконтроля;
- проявление самостоятельной творческой активности;
- умение самостоятельно организовывать и проводить мероприятия разной направленности;
- готовность к самоопределению в социуме;
- создание благоприятных условий и возможностей для полноценной работы над реализацией программы со стороны администрации школы, педагогического коллектива и коллектива обучающихся;
- обеспечение гармонии взаимоотношений семьи и школы;
- мотивированность субъектов воспитания на совместную деятельность.
Формы работы
классный час, беседа, обсуждение, консультации, презентации,
тренинги, занятия;
конкурсы, викторины, игры, праздники, мероприятия, походы (туристические, культурологические), представления, выступления, балы, карнавалы;
встречи с интересными людьми, игры по интересам.
Я – гражданин России
ЦЕЛИ:
Воспитание и развитие у учащихся гражданского долга, патриотизма – важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности.
Формирование чувства гордости за свой родной край, преданность родному селу, школе.
ЗАДАЧИ:
Воспитание личности духовной, нравственной, социально-адаптированной к современному обществу.
Изучение истории России, Белгородского края.
Развитие чувства единения, школьного братства.
ФОРМЫ:
Классные часы «Символы России».
Классные часы, посвященные главным сражениям и Победе в Великой Отечественной войне.
Встреча с выпускниками школы – замечательными людьми области и страны.
Участие в акциях «Милосердие».
Создание альбома «История моего класса» (фотографии и комментарии).
Школа будущих академиков
ЦЕЛЬ:
Создать условия для раскрытия интеллектуальных, умственных способностей. Оказать влияние на формирование трудолюбия, чувства ответственности, обеспечить развитие познавательной активности учащихся.
ЗАДАЧИ:
Создание ситуации успеха.
Научить самостоятельно получать знания, используя различные технические средства.
Сохранение стабильно-высокого уровня успеваемости.
Обеспечить переход на более качественный уровень усвоения знаний.
Формирование внутренней потребности и готовности к получению полноценного образования и дальнейшего самоопределения.
ФОРМЫ:
Система классных часов «Учись учиться».
Система классных часов «Самостоятельность, самообразование, самоуправление».
Привлечение учащихся к занятиям в кружках и секциях.
Организация познавательных экскурсий.
Психологические тренинги, игры, мониторинг результата.
Школа искусства и этикета
ЦЕЛЬ:
Развитие творческого потенциала личности, расширение и повышение культурного уровня ребенка.
ЗАДАЧИ:
Помочь почувствовать и раскрыть свою собственную индивидуальность.
Формирование навыков группового взаимодействия.
Сохранение народных традиций и обычаев.
Создание творческого коллектива «Класс!»
Формирование толерантности.
ФОРМЫ:
Участие в школьных и районных мероприятиях.
Посещение музеев, экскурсии.
Знакомство с художественными и историческими ценностями Белгородской области, России.
Разговор о традициях народов России.
«А ну-ка, девочки!» - ежегодный конкурс для девочек.
«А ну-ка, мальчики!» - ежегодный конкурс для мальчиков.
ЦЕЛЬ:
Научить выживать в непростых условиях современной жизни, сохраняя при этом психическое и физическое здоровье учащихся.
Привитие ребятам здорового образа жизни.
ЗАДАЧИ:
Организация жизнедеятельности детского коллектива в нестандартных экстремальных условиях.
Пропаганда здорового образа жизни.
Взаимодействие с медицинскими учреждениями для построения индивидуальных карт здоровья.
Профилактика асоциального поведения учащихся.
ФОРМЫ:
Организация занятий «Робинзоны».
Традиционные летные походы и осенние марафоны по экологическим тропам.
Классные часы «Профилактика травматизма и первая медицинская помощь».
Цикл бесед «Курение, алкоголь и человек» с приглашением специалистов.
Консультации педиатра.
Семья
(работа с родителями)
ЦЕЛЬ:
Создание условий для умственного и физического совершенствования ребенка совместно с семьёй.
ЗАДАЧИ:
Информирование родителей о результатах учебы ребят.
Психолого-педагогический всеобуч родителей.
Организация совместной деятельности детей, родителей и педагогов с целью развитие познавательных интересов.
Организация совместной работы по совершенствованию физических качеств ребят, укрепление здоровья.
ФОРМЫ:
Тематические родительские собрания с привлечением психолога, медицинских работников.
Индивидуальные консультации психолога, педагогов-предметников.
Организация работы родительского комитета.
Круглые столы «Вечер трудных вопросов».
Праздники «Мир моей семьи» (семейные традиции и праздники).
- Ожидаемые результаты
Данная программа предполагает:
I. Я – гражданин России.
Проявление гражданских качеств детьми через поступки и поведение в целом.
Знание истории села и края.
Ощущение себя равноправным членом коллектива школы.
II. Школа будущих академиков.
Мотивация учащихся на успешное освоение знаний,
умений и навыков.
Интеллектуальные умения, способствующие в
дальнейшем адаптации учащихся к новым учебным
предметам.
III. Школа искусства и этикета.
Раскрытие собственной индивидуальности через
навыки группового взаимодействия.
IV. Школа выживания.
Принятие культуры здорового образа жизни и умение
действовать в нестандартных ситуациях.
V. Семья.
Взаимосвязь и согласованные действия родителей,
педагогов, учащихся и классного руководителя по всем
вопросам.
методическое объединение классных руководителей;
родительский комитет;
администрация школы;
классный руководитель;
психолог;
социальный педагог.
Кияйкина Наталья Федоровна