Воспитательная система «Вместе дружная семья» (1-4 классы)

5
1
Материал опубликован 5 September 2019

«СОГЛАСОВАНО»

на педсовете

протокол №1

от «___» _________ 2017 г.

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор школы

___________

приказ №____

от «___» _________ 2017 г.














Классный руководитель:

Красова Елена Александровна

учитель начальных классов



2017 – 2021 год


Общешкольная тема воспитательной работы:



«Создание социально-педагогической воспитывающей среды равных возможностей с учетом социокультурных особенностей сельского социума, направленной на воспитание, развитие, становление личности ученика с достаточно сформированным интеллектуальным, нравственным, коммуникативным, эстетическим и физическим потенциалом, ориентированной на гуманистические ценности в выборе решений, готовой к самоопределению и самореализации в различных сферах жизнедеятельности».


Цель воспитательной работы школы на 2018-2019 учебный год: формирование общей культуры личности обучающихся, воспитание патриотизма и гражданской ответственности, высоких нравственных ценностей учащихся, развитие их интеллектуальных способностей в условиях здоровьесберегающей среды в рамках взаимодействия с семьёй и социумом.










    Пояснительная записка

Планирование воспитательной работы является значимым звеном в общей системе деятельности педагога. Продуманное планирование обеспечивает её чёткую организацию, намечает перспективы работы, способствует реализации определённой системы воспитания. Потребности современного общества возлагают на школу задачи не только качественного обучения, но и воспитания Человека высоконравственного, духовно богатого, способного адаптироваться к процессам, происходящим в современном мире. Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства.

Воспитание должно способствовать развитию и становлению личности ребенка, всех ее духовных и физических сил и способностей; вести каждого ребенка к новому мироощущению, мировоззрению, основанному на признании общечеловеческих ценностей в качестве приоритетных в жизни.

Как организовать воспитательный процесс в школе? Каким содержанием его наполнить? На что обратить внимание при определении задач и видов деятельности, при планировании воспитательной работы? Подобные вопросы постоянно встают перед учителями, такой вопрос вставал и передо мной.

Составить план – значит, продумать и представить себе в общем и в деталях весь процесс воспитательной работы, её организацию и результаты.

Программа воспитательной работы в начальной школе это программа, которая поможет учителю организовать работу в своём классе в течение четырёх лет. С точки зрения психолого-педагогического подхода каждый год обучения в начальной школе является важным звеном в становлении личности младшего школьника. Поэтому каждый последующий год реализации данной программы опирается на результаты предыдущего года воспитания.

Учитывая, что ребёнок, приходя в начальную школу , испытывает большие психологические трудности, основным воспитательным моментом первого года обучения становится познание самого себя в собственном взгляде на окружающих. На втором году воспитания закладываются нравственные понятия «дружба», «забота о близких», « сострадание» и «милосердие». Третий год воспитания - год становления коллектива, подчинение своих интересов его интересам. Четвёртый год – посвящен формированию самостоятельности, правильной гражданской позиции, демократичности.

Воспитание человека всегда было, есть и будет сложной задачей. Даже, если общество развивается стабильно, возникают и в таком обществе проблемы в воспитании подрастающего поколения. Проблема сегодняшнего дня в нашей стране (безработица, преступность, разводы, доступность и использование незаконных или вредных лекарственных средств, вплоть до наркотиков, сексуальная распущенность, отсутствие личных и профессиональных целей, смещение ценностей) делает процесс воспитания еще более трудным.

    Проектируемое состояние воспитательной системы


Как классный руководитель я вижу проблемы воспитания и определяю пути их решения. Наиболее значительными из них являются:


Проблемы

Пути решения проблем

1. Низкий уровень нравственной культуры детей.

Систематическая работа по повышению уровня нравственной культуры с использованием различных форм и методов работы

2. Недостаточно эффективная деятельность родителей в ходе воспитания в семье.

Работа постоянно действующего родительского всеобуча. Активное привлечение к совместной деятельности с детьми.

3. Низкий уровень сформированности коллективистских качеств личности.

Систематическая работа по формированию коллектива единомышленников на основе КТД


Ведущим замыслом воспитательной системы является создание дружного коллектива учащихся, готового выполнять общественно-значимую деятельность, прийти на помощь товарищам, нуждающимся жителям села.

Главный целевой ориентир системы – содействие становлению нравственной личности, способной к самореализации.

Теоретической базой и практическим руководством воспитательного процесса в классе я выбрала технологию КТД, так как считаю, что именно она поможет мне увидеть и оценить личность, дает возможность раскрыть способности детей, привлечь их всех к творческой деятельности, в процессе которой мне будет легче воспитывать нравственные качества личности и развивать коллективистские начала.


    Целеполагание воспитательной системы


Цель: формирование у детей гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважение к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе; воспитание всесторонне развитой, творчески активной, инициативной личность, способной к самореализации.

Задачи:

    прививать детям любовь к школе, добиваться осмысления ими их роли в учебной деятельности;

    воспитывать навыки бережного отношения к учебным вещам, к школьному имуществу;

    добиваться сознательной дисциплины, продолжить изучение правил поведения для учащихся;

    воспитывать любовь к родной стране, уважение к народам, населяющих ее;

    учить детей видеть прекрасное в жизни, в поступках людей; воспитывать бережное отношение к природе; воспитывать физически подготовленных, закаленных людей; оказывать помощь ребенку в его интеллектуальном развитии, способствовать повышению его интереса к учебной деятельности; помочь каждому ребенку реализовывать свой творческий потенциал, раскрыть свою индивидуальность;

    формировать «образ успешного человека» как элемента школьной культуры;

    содействовать развитию инициативы и творческой активности школьников;

    развивать сотрудничество учителя и учащихся;

    способствовать вовлечению родителей в воспитательный процесс.


    Ценностные ориентиры воспитательной системы


Главным целевым ориентиром в воспитательной деятельности является формирование личности, обладающей следующими характеристиками:



Ребенок, любящий свой край



    Принципы и правила жизнедеятельности

классного коллектива


В основе важнейших принципов воспитательной системы положены принципы построения жизнедеятельности в классном коллективе:

1. Принцип открытости.

2. Принцип привлекательности будущего дела.

3. Принцип деятельности.

4. Принцип свободы участия.

5. Принцип обратной связи.

6. Принцип сотворчества.

7. Принцип успешности.

Правила жизни в классном коллективе:

    Настойчивость в учёбе, труде, спорте.

    Относиться к окружающим, помня золотое правило: не делай людям того, чего не желаешь себе.

    Относиться к людским недостаткам терпимо.

    Хочешь иметь успех – выгляди так, как будто ты его имеешь.

    Добросовестно относиться к учёбе.

    Не опаздывать в школу и не пропускать занятия!

    Добросовестно относиться к своим поручениям.

    Не отказывать в помощи одноклассникам.

    Соблюдать порядок и чистоту в классе и школе.

    Нужно жить весело, содержательно, быть активным, творчески подходить к любому делу.

    Дорожите дружбой, помните - мы коллектив!



    Механизм функционирования воспитательной системы.


Для успешной реализации функций воспитательной системы классному руководителю отводится роль «старшего товарища», к мнению которого прислушиваются дети и уважают это мнение. Он помогает учащимся включиться в различные виды совместной деятельности, решить наиболее важные и сложные проблемы, используя для этого методику КТД. В своей деятельности опирается на достаточно широкие внутришкольные и внешкольные связи.



    Содержание и формы деятельности


Программа направлена на развитие и совершенствование положительных качеств личности ребёнка. Разработана по циклическому принципу для обучающихся в начальной школе и рассчитана на четыре года.

1 класс

- успешная адаптация к школьной жизни;

- эмоциональная устойчивость обучающихся;

- создание предпосылок для формирования классного коллектива;

- активное участие родителей в жизни класса, школы.

2 класс

- устойчивые положительные результаты обучения;

- активное участие детей в жизни класса, школы, села;

- негативное отношение к вредным привычкам;

- создание органов классного самоуправления.


3 класс

- проявление интеллектуальных способностей на различных уровнях;

- знание истории своей семьи, школы, достопримечательностей села;

- умение организовывать под руководством учителя внеклассные мероприятия;

- ощущение ответственности за совершаемые поступки.

4 класс

- овладение методами самовоспитания, самоконтроля;

- проявление самостоятельной творческой активности;

- умение самостоятельно организовывать и проводить мероприятия разной направленности;

- готовность к самоопределению в социуме;

- создание благоприятных условий и возможностей для полноценной работы над реализацией программы со стороны администрации школы, педагогического коллектива и коллектива обучающихся;

- обеспечение гармонии взаимоотношений семьи и школы;

- мотивированность субъектов воспитания на совместную деятельность.

Формы работы


    классный час, беседа, обсуждение, консультации, презентации,

тренинги, занятия;

    конкурсы, викторины, игры, праздники, мероприятия, походы (туристические, культурологические), представления, выступления, балы, карнавалы;

    встречи с интересными людьми, игры по интересам.



























Я – гражданин России



ЦЕЛИ:

    Воспитание и развитие у учащихся гражданского долга, патриотизма – важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности.

    Формирование чувства гордости за свой родной край, преданность родному селу, школе.


ЗАДАЧИ:

    Воспитание личности духовной, нравственной, социально-адаптированной к современному обществу.

    Изучение истории России, Белгородского края.

    Развитие чувства единения, школьного братства.


ФОРМЫ:

    Классные часы «Символы России».

    Классные часы, посвященные главным сражениям и Победе в Великой Отечественной войне.

    Встреча с выпускниками школы – замечательными людьми области и страны.

    Участие в акциях «Милосердие».

    Создание альбома «История моего класса» (фотографии и комментарии).



Школа будущих академиков


ЦЕЛЬ:

Создать условия для раскрытия интеллектуальных, умственных способностей. Оказать влияние на формирование трудолюбия, чувства ответственности, обеспечить развитие познавательной активности учащихся.


ЗАДАЧИ:

    Создание ситуации успеха.

    Научить самостоятельно получать знания, используя различные технические средства.

    Сохранение стабильно-высокого уровня успеваемости.

    Обеспечить переход на более качественный уровень усвоения знаний.

    Формирование внутренней потребности и готовности к получению полноценного образования и дальнейшего самоопределения.


ФОРМЫ:

    Система классных часов «Учись учиться».

    Система классных часов «Самостоятельность, самообразование, самоуправление».

    Привлечение учащихся к занятиям в кружках и секциях.

    Организация познавательных экскурсий.

    Психологические тренинги, игры, мониторинг результата.



Школа искусства и этикета



ЦЕЛЬ:

Развитие творческого потенциала личности, расширение и повышение культурного уровня ребенка.


ЗАДАЧИ:

    Помочь почувствовать и раскрыть свою собственную индивидуальность.

    Формирование навыков группового взаимодействия.

    Сохранение народных традиций и обычаев.

    Создание творческого коллектива «Класс!»

    Формирование толерантности.


ФОРМЫ:

    Участие в школьных и районных мероприятиях.

    Посещение музеев, экскурсии.

    Знакомство с художественными и историческими ценностями Белгородской области, России.

    Разговор о традициях народов России.

    «А ну-ка, девочки!» - ежегодный конкурс для девочек.

    «А ну-ка, мальчики!» - ежегодный конкурс для мальчиков.




Школа выживания


ЦЕЛЬ:

    Научить выживать в непростых условиях современной жизни, сохраняя при этом психическое и физическое здоровье учащихся.

    Привитие ребятам здорового образа жизни.


ЗАДАЧИ:

    Организация жизнедеятельности детского коллектива в нестандартных экстремальных условиях.

    Пропаганда здорового образа жизни.

    Взаимодействие с медицинскими учреждениями для построения индивидуальных карт здоровья.

    Профилактика асоциального поведения учащихся.


ФОРМЫ:

    Организация занятий «Робинзоны».

    Традиционные летные походы и осенние марафоны по экологическим тропам.

    Классные часы «Профилактика травматизма и первая медицинская помощь».

    Цикл бесед «Курение, алкоголь и человек» с приглашением специалистов.

    Консультации педиатра.


Семья

(работа с родителями)


ЦЕЛЬ:

Создание условий для умственного и физического совершенствования ребенка совместно с семьёй.


ЗАДАЧИ:

    Информирование родителей о результатах учебы ребят.

    Психолого-педагогический всеобуч родителей.

    Организация совместной деятельности детей, родителей и педагогов с целью развитие познавательных интересов.

    Организация совместной работы по совершенствованию физических качеств ребят, укрепление здоровья.


ФОРМЫ:

    Тематические родительские собрания с привлечением психолога, медицинских работников.

    Индивидуальные консультации психолога, педагогов-предметников.

    Организация работы родительского комитета.

    Круглые столы «Вечер трудных вопросов».

    Праздники «Мир моей семьи» (семейные традиции и праздники).




    Ожидаемые результаты



Данная программа предполагает:


I. Я – гражданин России.

        Проявление гражданских качеств детьми через поступки и поведение в целом.

        Знание истории села и края.

        Ощущение себя равноправным членом коллектива школы.

II. Школа будущих академиков.

    Мотивация учащихся на успешное освоение знаний,

умений и навыков.

    Интеллектуальные умения, способствующие в

дальнейшем адаптации учащихся к новым учебным

предметам.

III. Школа искусства и этикета.

    Раскрытие собственной индивидуальности через

навыки группового взаимодействия.

IV. Школа выживания.

    Принятие культуры здорового образа жизни и умение

действовать в нестандартных ситуациях.

V. Семья.

    Взаимосвязь и согласованные действия родителей,

педагогов, учащихся и классного руководителя по всем

вопросам.




Контроль за выполнением программы осуществляет:


    методическое объединение классных руководителей;

    родительский комитет;

    администрация школы;

    классный руководитель;

    психолог;

    социальный педагог.




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Отличный материал! Спасибо!

5 September 2019