Воспитательная среда учебных заведений начального и среднего образования в рамках современных ФГОС
Воспитательная среда учебных заведений начального и среднего образования в рамках современных ФГОС
Воспитательная среда учебного заведения – это многообразие условий, которые окружают школьника. Эффективное развитие личности возможно только в той среде, где есть дисциплина и этикет, великодушие, дружба и забота друг о друге.
В этой статье я бы хотела рассказать, какие инструменты для поддержания эффективного микроклимата я использую в своём классе. В моей педагогической «копилке», конечно, накопилось немало интересных идей.
Я являюсь классным руководителем в седьмом классе. Это мой третий класс классного руководства.
Внеклассная работа в нём ведётся ответственно и своевременно. Я люблю проводить классные часы по формированию нравственности. Программа моей воспитательной работы называется «Надежда». Это аббревиатура. Каждый год (класс) посвящён формированию какой-либо нравственной составляющей.
Н – нравственность (5 класс).
А – активность. (6 класс).
Д – духовность. (7 класс).
Е – единство. (8 класс).
Ж – желание. (9 класс).
Д – доброта. (10 класс).
А – адаптация. (11 класс).
На своих классных часах я использую компьютер и проектор. Дети очень любят смотреть видеоролики, фильмы и презентации. Современное поколение не заинтересуется мероприятием без этого. Также я охотно провожу и родительские собрания. На них мы приглашает психолога, социального педагога или специалиста своего дела (например, инспектора ГИБДД или инспектора по делам несовершеннолетних).
В своей работе я использую и индивидуальные беседы с учащимися и их родителями. Темы возникают сами, по мере продвижения в учебном году.
Как строится микроклимат в моём классе? Мы стараемся делать это грамотно и добродушно. Если есть какая-либо проблема, то её решению мы уделяем один классный час.
В классном кабинете есть классный уголок, где, прежде всего, висят правила поведения в нашем классе, правила отношения друг к другу. Например, не оскорблять других детей, не обижать и не применять силу в общении.
Кружковая деятельность в нашей школе очень развита. После уроков у ребят есть свободный час , потом они могут прийти позаниматься в кружке в соответствие со своими интересами. Например, это может быть кружок «Юный стрелок2, где ребята могут научиться стрелять, или «Юный программист», где учащихся обучают основам программирования. Все кружки охотно посещаются детьми, им очень интересно.
Какие внеклассные мероприятия принято проводить в нашей школе?
Во-первых, это торжественная линейка в честь начала учебного года. Старшеклассники охотно готовят флешмоб, чтобы было, что вспомнить потом. В танцах порой принимают участие и педагоги. Подготовка к такому мероприятию начинается ещё в первых числах августа, ребята охотно репетируют.
Во-вторых, это осенний бал или конкурс «Мисс Осень». Дети получают возможность потанцевать или поболеть за участниц конкурса.
В-третьих, это новогодние утренники и представления. Старшеклассники с энтузиазмом распределяют роли, всегда есть Дед Мороз и Снегурочка. Дети младшего и среднего звена очень рады присутствовать на таких спектаклях.
В течение всего года в нашей школе проводятся коллективно-творческие дела, на которых обучающиеся готовят стенгазеты, сценки или песни. Темы таких мероприятий могут быть совершенно разными, например, костюмы Руси, национальные блюда, польза книг и так далее. Дети стремятся принять участие в таких мероприятиях, с желанием ищут реквизиты, радуются им.