Статья «Воспитательная среда учебных заведений начального и среднего образования в рамках современных ФГОС»

5
0
Материал опубликован 24 June 2022

Статья на тему «Воспитательная среда учебных заведений начального и среднего образования в рамках современных ФГОС».

Идеальное решение для классных руководителей.


Поговорим о воспитании детей. Этот вопрос волнует всех, многие согласны, что дела в этой области не всегда обстоят благополучно. Но почему так? Давайте разбираться.

Ф.М. Достоевскому принадлежит замечательная по своей глубине и простоте мысль о том, что светлые воспоминания детства могут спасти человека в трудные минуты взрослой жизни, удержать от низкого поступка в ситуации нравственного выбора. Осмысление этой идеи означает, что успех воспитания зависит от того, как много светлых и радостных минут детства ребёнок может «взять» в самостоятельную жизнь. Накопить этот необходимый для каждого человека запас добрых воспоминаний детства помогут коллективные дела, осуществляемые в классе.

Мои шестиклассники в этом учебном году посетили краеведческий музей, побывав на экскурсии «Северные конвои» и посмотрев историческую картину «Жизнь по обмену». Присутствовали на Всероссийском Открытом уроке «Город вечно живых», посвященном дню окончательного снятия блокады Ленинграда советскими войсками. В международный день памяти жертв Холокоста почтили память узников польского концентрационного лагеря Освенцим. Приняли участие в интерактивной выставке-занятии "Без срока давности" в Доме офицеров и флешмобе, организованном военнослужащими города Северодвинска. Стали участниками Ломоносовской недели, создав коллажи "Открытия Ломоносова". Побывали на экскурсии в городском детско-юношеском центре в музее истории детского движения города и в музее нашей школы, где проходила беседа «Герои нашего времени». Мои ученики приняли участие в Линейке Памяти, посвящённой Дню защитника Отечества, и в митинге, приуроченном Дню Победы. Ребята присутствовали на беседе "Дети блокадного Ленинграда" в рамках XIII международной акции "Читаем детям о Великой Отечественной войне" в центральной библиотеке имени Гоголя. Все эти мероприятия, безусловно, направлены на воспитание любви к нашей Родине.

Да, патриотизм – прекрасное качество людей. Также совершенствовать себя можно, приобщаясь к искусству. Дети поучаствовали в поэтическом квесте «Рифмобол» в библиотеке семейного чтения «Книжная гавань», сходили на спектакль "Ох, уж эта школа" в театре "Премьер", где в пьесе исполняют роли их ровесники; посмотрели сказку "Маленький принц" в центре культуры и общественных мероприятий, спектакль «Собачье сердце» в городском драматическом театре. Я убеждена, что просмотр постановок в храмах искусства – это не только погружение в глубины своей души, но и необходимый элемент духовной пищи ребёнка.

Без сомнения, наша цель – вырастить каждого ребёнка достойным, сострадательным человеком. Есть ясный и практически доступный путь освоения этой внушающей благоговение задачи. «Какой?» - спросите вы. Творить милосердные дела. Мои шестиклассники, чуткие и отзывчивые к проблемам людей, в этом учебном году участвовали в благотворительных акциях помощи детям, больным онкологическими заболеваниями, в сборе средств на лечение маленькой северодвинки Вики Снегирёвой; гуманитарной помощи жителям ЛНР и ДНР, в мероприятии «Добрые крышечки», а также в субботнике по уборке территории школы и экологических десантах на берегу реки Паранихи и на побережье Белого моря. Ребята заняли первое место в школьном сборе макулатуры. Не стоит обвинять наших детей в том, что они безынициативны, что им ничего не хочется, необходимо создать такие условия, чтобы ребята стали отзывчивыми.

В наше время важно быть развитым человеком. Что для этого можно сделать? В нашей школе организуются игры, в которых дети с удовольствием участвуют. Это и шашечный турнир, и состязания в области истории, литературы, других наук, и соревнование «Есть встать в строй!». Еженедельные посещения интеллектуальных игр в городском клубе «Чёрный квадрат», несомненно, принесли свои плоды.

Все знают древнюю мудрость: «В здоровом теле – здоровый дух». Одна из задач школы – научить ребёнка управлять своим телом. Для этого есть зал, спортивный инвентарь, секции волейбола, футбола, бокса, рядом – бассейн. В течение учебного года шестиклассники принимали участие во всех этапах городской туристско-спортивной педагогической программы «Спортивное ориентирование» на базе детско-юношеского центра, где подводились итоги как в личном, так и коллективном первенстве. Цель - формирование ценности здорового и безопасного образа жизни, овладение основами картографической грамотности, умения ориентироваться на местности.

Поведенческое и эмоциональное развитие ребёнка, чувство внутреннего умиротворения и равновесия «рождаются» вследствие тесного общения родителей, классного руководителя и детей. Это возможно во время совместных поездок. У всех, безусловно, остались незабываемые впечатления от путешествия на уникальном пароходе "Николай Васильевич Гоголь", который был построен в 1911 году.

В начале и конце учебного года свершается то, чего ребята очень ждут. Поход! Яркое солнце, свежий ветерок, дружеская атмосфера, весёлые игры, искреннее общение - всё оставляет незабываемые впечатления!
Наши пешие путешествия превращаются в экологический десант. Мы не ждём доброго волшебника и стараемся сделать так, чтобы наш родной город стал чуть-чуть чище. Кто, если не мы?!

Экологическое воспитание можно осуществлять как во внеурочной деятельности, так и на уроках русского языка и литературы.

Известный французский учёный, профессор Ж. Дорст говорил: «…Человек совершил огромную ошибку, когда возомнил, что может отделить себя от природы и не считаться с её законами. Разрыв между человеком и окружающей его естественной средой существует уже давно. Старый «договор», связывавший первобытного человека с его местообитанием, был расторгнут одной из сторон – человеком, как только он почувствовал себя достаточно сильным, чтобы признавать впредь лишь законы, созданные им самим. Эту позицию следует полностью пересмотреть и подписать новый пакт с природой – пакт, дающий человеку возможность жить с ней в полном согласии.»

Предлагаю вашему вниманию проект «Экологическое воспитание на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности».



Цель проекта: формирование у школьников целостного экологического мировоззрения и этических ценностей по отношению к природе через экологизацию образовательного процесса и внеурочной деятельности, воспитание бережного отношения к природе, к окружающим людям¸ к собственному здоровью. 

Задачи  проекта:

Наполнить образовательное пространство событиями и мероприятиями экологической направленности.

Предоставить детям модели реальных вариантов самореализации — места экологического образа жизни.

Донести до детей важность качественного выполнения любой работы и важность компетентности в вопросе, за который он ответственен, как основополагающего начала бережного отношения к природе, к ресурсам, к людям.

Дать возможность прочувствовать радость от участия в общественно-значимой (экологической) деятельности (радость отдачи, а не потребления)

Сформировать и развить в детях коммуникативные навыки, умение работать в команде для достижения конкретных целей, расширить кругозор детей, повысить их социальную активность.

Пояснительная записка к инновационному педагогическому проекту.

Цель экологического воспитания – формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе нового мышления, это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природоиспользования и пропаганду идей оптимизации, активная деятельность по изучению и охране своей местности, защите и возобновлению природных богатств. Задача современной школы в области экологического образования - повышение экологических знаний учащихся, вооружение их навыками грамотного использования природных ресурсов, воспитание высокой экологической культуры поведения в трудовой деятельности и быту.


Противоречие между возрастающей угрозой экологической катастрофы и невысоким уровнем экологического воспитания .



Педагогический проект «Экологическое воспитание на уроках русского языка, литературы и во внеурочной деятельности» актуален: на современном этапе вопросы традиционного взаимодействия природы с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. В обра­зовательном пространстве ранее существовал курс экологии, который изъяли из федерального учебного плана. В новых ФГОС для основной школы не выделен отдельный курс предмета «Экология». В воспитательном и образовательном процессе в МАОУ «СОШ № 23» присутствуют отдельные элементы экологического воспитания, но необходимо изучать и обобщать опыт работы других образовательных учреждений и на его основе проектировать современное экологическое образование, включая инновационные разработки, апробированные в этих образовательных учреждениях.

Решение создать свой педагогический проект возникло с целью попытки разрешения противоречия между возрастающей угрозой экологической катастрофы и невысоким уровнем экологического воспитания. Реальное и системное воплощение идей экологического воспитания в учебно-воспитательный процесс сдерживается неразработанностью учебно-методических материалов, обеспечивающих его непрерывность на всех этапах обучения, разрозненностью усилий учителей.

Этим проектом будут удовлетворяться потребности участников образовательного процесса: обучающихся в МАОУ «СОШ № 23», родителей, учителей.


II. Идея, подход, авторская позиция педагога-проектировщика.


В основу педа­гогического проекта положена идея формирования у детей ответственного отношения к окружающей среде. Идея реализуется путём пересмотра содержания предметов: русского языка и литературы - с позиций экологической науки, а также посредством внеурочной деятельности. Замысел работы состоит в том, что необходимо донести до детей осознание того, что судьба человечества связана с окружающей средой и полностью зависит от состояния природы. Добиться успеха можно, включая на уроках русского языка дополнительный материал, диктанты, сочинения, изложения, стихотворения экологического характера, словарные слова, задания на экологическую тему. На уроках литературы также рассматриваются художественные тексты с экологической точки зрения. Проблема формирования личностных установок разумного построения своего поведения в природе требует комплексного решения, и поэтому велика роль внеурочной деятельности.

Прогнозируемый результат реализации проекта – воспитание нового человека, обладающего экологической культурой. Важно сформировать у обучающихся чувство близости к природе и сопереживание всему живому, желание заботиться об окружающей среде.

Эффективность проекта определяется желанием обучающихся принимать участие в природоохранной деятельности не из соображений «дальнего прагматизма» (необходимость сохранить природу, чтобы ею могли пользоваться будущие поколения), а из-за потребности заботиться о природе ради нее самой. Задача школы состоит не только в том, чтобы сформировать определённый объём знаний по экологии, но и способствовать осознанию значимости своей практической помощи природе.

Следовательно, помимо формирования системы знаний об экологических проблемах современности и путей их разрешения, необходимо развить стремление подростков к активной деятельности по охране окружающей среды в рамках школы, своего города.

Мотивация обучающихся напрямую связана с осознанием необходимости природоохранительной деятельности. Достичь поставленной цели помогут проблемный, частично-поисковый методы обучения и такие приёмы, как: эссе, кластер, дидактические игры, групповая дискуссия, синквейн, мозговая атака, лингвистические задачи, работа с тестами, нетрадиционные формы домашнего задания. При проведении учебных занятий стараюсь использовать нетрадиционные формы обучения: уроки- путешествия, уроки-исследования, уроки-инсценировки, учебные конференции, интегрированные, практикумы, уроки-диалоги, уроки с ролевой, деловой игрой, диспуты, пресс-конференции.

На уроках русского языка подбираются предложения для разбора о величии родного края, о красоте природы, о бережном отношении человека к животным, растениям.

Русская литература традиционно близка с миром природы. Описание природы в ней имеет разнообразное смысловое значение: пейзаж творит духовный мир лирического героя, созвучен его умонастроению, имеет иносказательный смысл; является художественным символом; описание природы даётся по контрасту с человеческой жизнью. Через переживания автора или героя раскрывается и собственное величие природы.

III. Новизна позиции педагога, осуществляющего разработку иннова­ционного проекта

Особенностью авторской разработки является эффективная техника погружения в природу. Это походы, экологические десанты, помощь в кедровом питомнике, работа на пришкольном участке.

Также можно назвать метод проектов, где дети имеют возможность реализовать свои способности, повысить свою социальную активность.
Экологические проблемы многоаспектные, поэтому для своего решения они требуют комплексного подхода и, как правило, знаний различных наук. Таким образом, в процессе работы над проектом у обучающихся формируется комплекс специфических умений, подкрепленный соответствующей теоретической базой.

Главная идея проекта – направленноcть учебно-познавательной деятельноcти на результат, который получитcя при решении cоциально-значимой проблемы.

IV. Условия реализации проекта.

Для достижения прогнозируемого результата необходимо находить и использовать наиболее перспективные источники инноваций в экологическом образовании. Один из таких источников – это социальное партнерство и совместные проекты с другими учреждениями. Это помогает привлекать дополнительные ресурсы, повышает качество образовательного процесса, способствует эффективности профориентационной работы.

Экологическое воспитание требует наличия определённой материальной базы, и для этого в школе созданы условия. Со стороны администрации МАОУ «СОШ № 23» оказывается поддержка: это и техническое оснащение кабинетов, и организация мероприятий экологической направленности. Например, в школе был организован годовой конкурс «Протяни руку природе» от имени РОО «Гармония Севера» и ТК «АргоЛогистик» (класс, заняв 1 место, выиграл 15 тысяч рублей). Ежегодно проводятся сборы макулатуры, победители также поощряются.

Содержание проекта


Экологическое воспитание меняет подходы к содержанию образовательных систем, руководствуясь новой идеей синтеза. Формирование целостной картины мира актуализируется во всей глубине синтеза идей человека, общества и природы.

Механизм выполнения проекта – процесс органического проникновения идей, понятий и принципов учения об окружающей среде в содержание учебных дисциплин: русский язык и литература. Оптимальной формой выражения экологизации такого учебного предмета, как литература служит самостоятельная тема экологического характера, название и содержание которой заданы реальной экологической проблемой - «Идеал отношения человека к природе в мировой и российской литературе, идеалы человека ХХ1 века.»

Безусловно, уроки литературы и русского языка играют огромную роль в экологическом воспитании: у обучающихся, помимо речевых навыков, формируются мировоззрение и нравственные качества.


План

реализации проекта





Месяц

Работа с детьми и родителями

Связь с другими учреждениями

Сентябрь

- Диагностика (цель: выявление уровня экологических знаний).


- Поездка в г. Архангельск


- «Зелёный десант» в кедровый питомник


- Сбор макулатуры


- Субботник «Зелёная Россия»


- Присоединяемся к Всемирной акции «Очистим планету от мусора».

- Посещение интеллектуального центра САФУ. Экскурсия по трем залам постоянной экспозиции центра, включающая демонстрационные эксперименты по физике и физиологии человека.


- Андрей Петрович Аншуков, создатель кедрового питомника, поделился с ребятами планами по созданию в нашем городе Парка - питомника "Тридевятое царство".

Посадка кедров в честь северодвинцев, принимавших участие в Великой Отечественной войне.


- Сотрудничество с предприятием по приему и утилизации макулатуры «Экология-норд»


- Проведение экологической игры «Отходам нет хода» (ДЮБ).

Октябрь

-Родительское собрание «Экологическое воспитание детей в семье»

- В рамках Всемирного дня защиты животных помощь приюту бездомных животных «Четыре лапы»

- Всероссийский урок «Экология и энергосбережение» в рамках Всероссийского фестиваля энергосбережения #ВместеЯрче

Участие в конкурсе сочинений.

Одна из тем – «Экология стала самым громким словом на земле (В. Распутин): почему Россия нуждается в чистой энергии и экологически чистом транспорте.»

I этап – муниципальный (очная форма)

II этап – региональный (заочная форма)

Организация сбора бумаги в подъездах домов (ненужные газеты, рекламные проспекты)



Организация традиционной школьной благотворительной акции помощи приюту бездомных животных «Четыре лапы».

Урок-дискуссия







Государственное автономное образовательное учреждение «Архангельский областной институт открытого образования».




Ноябрь


- Беседа «Войди в природу другом».



- Поездка в г. Архангельск для посещение научно-развлекательной выставки «Живые системы», где можно прикоснуться к самым сложным объектам в природе.

- Выпуск экологической газеты.

- Сбор макулатуры.




Встреча с экологом и краеведом Алексеем Ивановичем Климовым «Войди в природу другом»



- Посещение передвижной выставки знаменитого московского музея.







- Сотрудничество с предприятием по приему и утилизации макулатуры «Экология-норд»



Декабрь


- Знакомство с разнообразием природы Севера в экспозиционных залах «Жизнь Белого моря. Экология города», «Природа северной тайги». 







- Создание тестов для младших школьников в интерактивной системе тестирования.





- Посещение северодвинского краеведческого музея, знакомство с диорамами — ожившими уголками природы: «Животный мир дельты р. Северной Двины», представляющими перелетных птиц; «Жизнь Белого моря» с его обитателями — водорослями, беспозвоночными животными, рыбами.



- Проведение экологических бесед в начальной школе.

Январь

- 11 января – День заповедников и национальных парков.



- Сбор макулатуры.



- Конкурс листовок «Защитим лес от пожаров»


Выставка – конкурс творчества «Мир вокруг нас».



- Сотрудничество с предприятием по приему и утилизации макулатуры «Экология-норд»


- Беседа Казарина Михаила Васильевича, учителя ОБЖ, о противопожарной безопасности.

Февраль

- Беседа «Взаимодействие детей и животных».


- Родительское собрание

«Воспитываем в детях гуманное отношение к окружающему миру».




Беседа с психологом школы.



Беседа родителей с библиотекарем.

Март

3 марта – День дикой природы

(Сохранение морских экосистем: для людей и для планеты)


- 20 марта – День леса


- 22 марта – День воды

Организация движения по выпуску и распространению листовок и обращений к обучающимся и сотрудникам школы с призывом встать на защиту и охрану воды.


- Школьная акция «Сохраним каждую каплю чистой воды»

- Под эгидой Секретариата Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (СИТЕС), пройдет кинофестиваль, на котором будут показаны фильмы, приуроченные к Всемирному дню дикой природы.


-Эко - час «Хранить, любить и защищать!» («Бестселлер»), экологическая кругосветка «С миру по животному» (Детско-юношеская библиотека).


Ко Дню леса экологический поход «С лукошком в путь-дорожку», игра-размышление «Почему мы с лесом дружим» (Детско-юношеская библиотека).


Ко Дню воды эко-тренинг «Океаны и моря по земле текут не зря» ко Дню воды ().




Апрель

- 1 апреля – День птиц

7 апреля – Всемирный день здоровья.

22 апреля – Всемирный день Земли.

30 апреля - День пожарной охраны. Тематический урок ОБЖ.


- Эко-встреча «К нам летит семья скворцов» (Детско-юношеская библиотека).


- Ко Дню Земли экологический квест «Земля – наш общий дом» («Ковчег», бульвар Строителей,17)


- эко-клиппинг «Нетрадиционная энергетика: за и против» (ЦБ)

- познавательный час «Это чудо – планета Земля» («Бестселлер», ул. Юбилейная 57а)


- Урок-предупреждение «Жалобная книга природы» ко Дню Земли (ДЮБ)

Май


- 1 мая – День весны и труда.





- Сбор макулатуры.







- Итоговое тестирование

(цель повторной диагностики: выявление уровня экологических знаний после реализации проекта).





Сотрудничество с объединением «Эко-ДЮЦ». Очистка природной территории.




- Сотрудничество с предприятием по приему и утилизации макулатуры «Экология-норд».




Итак, очень важно, чтобы у ребёнка не возникало чувства заброшенности и отчуждённости, чтобы он осознал собственную ценность, индивидуальность, приобщаясь к своему внутреннему миру.

Наша задача – создать вокруг ребёнка такую живительную среду, чтобы он мог развиваться сам, активно строя свою единственную в мире личность.

ЛИТЕРАТУРА

Дёжкин В.В. Беседы об экологии/ М.: Мол. Гвардия, 1979. – 190 с.

Экология в школе № 4, 2010 г. с 22-26.

Экология в школе № 3, 2010 с 20 – 21.

Экология в школе № 3, 2014 г. с 9.

Экология в школе № 2. 2014 г. с. 12-13.

Экология в школе № 2, 2015 г. с. 3-4, 7-8, 13-14.

Экология в школе № 1, 2015 г. с. 9-10.







в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации