Статья «Воспитательная среда учебных заведений начального и среднего образования в рамках современных ФГОС»
«Воспитательная среда учебных заведений начального и среднего образования в рамках современных ФГОС»
Учение – это лишь один из лепестков того цветка, который называется воспитанием в широком смысле этого понятия. В воспитании нет главного и второстепенного, как нет главного лепестка среди многих лепестков, создающих красоту цветка.
Начало своей работы я начну с того, что такое ФГОС?
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) – это совокупность требований, необходимых при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
В обширном социальном смысле воспитание — это передача наработанного опыта (знания, умения, способы мышления, нравственные, этические и правовые нормы) от старшего рода к младшему.
Воспитательная деятельность – не только часть учебного процесса, а неотделимая суть образовательной деятельности. Вся педагогическая деятельность построена на употреблении разного рода направлений в области воспитания школьников. Задача процесса –создать из воспитанника взрослую, духовно развитую личность, привлекающую самостоятельную точку зрению в обществе и представляющийся благородным гражданином своей страны.
Организация воспитательной среды – это функция управления, являющаяся собой совокупность действий по целенаправленному и планомерному осуществлению воспитательного взаимодействия и созданию для него оптимальных условий.
Личный опыт подтвердил, что воспитание может предоставить рост поставленных качеств, только основываясь на заложенные природой задатки. Влияя на развитие человека, обучение само обусловливается от развития, оно всегда опирается на приобретенный уровень развития.
Цели и методы воспитания должны соответствовать не только уровню развития, уже приобретённому ребенком, но и «зоне его ближайшего и хорошего развития». Только то воспитание считается самым лучшим, которое идет прежде всего перед развитием. Развивает характер и индивидуальность воспитание, ведущее за собой развитие, направляющееся на процессы, которые еще не сформировались, но содержатся в стадии становления.
С моей точки зрения, классный руководитель «вторая мама» – самый обязательный и ценный человек для ребенка в современной школе. Его задача и назначение не только отвечать, руководить, наставлять, но и воспитывать. Классный руководитель – центральная фигура процесса воспитания. Я убеждена, что ребенка должен окружать мир творчества, мир красоты, мир фантазии. В воспитании все главное.
На данный момент являюсь классным руководителем 7 «Б» класса. В классе учится 20 учеников из них 10 мальчиков и 10 девочек. Трудно было всех детей сплотить в один коллектив, организовать их, помочь им адаптироваться в новой, для некоторых ребят, школе и к новым учителям. Для решения этой проблемы необходимо в первую очередь обращаться к воспитательной работе.
Я изучаю индивидуальность учащихся, процесс их адаптации и интеграции в микро- и макро- социуме. Поддерживаю связь педагога-психолога с родителями. При поддержке психолога анализирую развитие коллектива класса, узнавая и находя познавательные, творческие способности и возможности воспитанников, способствую ученику определиться в выборе будущей профессии.
В своем классе уделяю много времени работе с родителями: индивидуальные беседы, посещение семей учащихся, родительские собрания.
Моя главная задача - создание и развитие доверительных взаимоотношений между школой и семьей. Помочь семье в воспитании и обучении ребёнка и одновременно поднять её ответственность за воспитание возможно в результате систематической, последовательно организованной работе.
Большую помощь в работе с классом оказал родительский комитет класса: это и дополнительные встречи, подготовка праздников, решение спорных вопросов.
Моя задача как классного руководителя –нацелить внимание на самые тончайшие особенности личности каждого ученика и с уважением отнестись к ее самым незначительным проявлениям, чтобы поддержать, убедить растущего человека в ценности и необходимости развития его индивидуальности, содействовать саморазвитию личности, реализовывать ее творческий потенциал.
Мы все дружно проводим классные часы, как правило, каждую среду. Он может длиться, как обычный урок, но это не обязательное условие. Порой для освещения темы достаточно 15-20 мин. Другие же темы требуют более длительного общения.
Наши общешкольные дела:
1) Линейка, посвященная Дню знаний;
2) Ярмарка и конкурсы «Осенние дары»;
3) Посещение театров, музеев города;
4) Новогодние праздники «Ёлки»;
5) Участие в различных конкурсах;
6) Праздник «День защитника Отечества» (поздравления папам, дедушкам, одноклассникам, учителям и т.д.)
7) «С Международным женским днем!» (поздравления мамам, бабушкам, одноклассницам, учителям и т.д.);
8) Бессмертный полк;
9) Вовлечение учащихся в интересную и полезную для них деятельность;
10) Праздник «Последний звонок».
И многое другое.
И в конце хочу внести цитату.
«Я хочу, чтобы мой цветок зацвел всеми цветами радуги, а это зависит от того, насколько благодатна почва, на которой он будет расти.»