Воспитательная среда учебных заведений начального и среднего образования в рамках современных ФГОС
DOCX / 430.14 Кб
Какие инструменты для поддержания эффективного микроклимата в классе можно использовать? Я задумалась: из чего же состоит воспитательная среда на занятиях. И тут я вспомнила…
одна из моих учениц как-то сказала, что ее вдохновляет общение с одноклассниками, особенно друзьями, потому что эти люди всегда готовы прийти на помощь, поддержать и утешить в трудную минуту. Когда тебе нужно принять какое-нибудь очень важное, взвешенное решение в жизни, они вместе с тобой будут думать над этим и переживать и, в конце концов, помогут определиться и придумают, что делать дальше.
Для того чтобы создать благоприятный климат в классе нужно помнить:
Во-первых: детям нравятся совместные дела, поддержка со стороны. Чтобы добиться успеха, в классе должен преобладать жизнерадостный настрой в отношениях.
Во-вторых: в классе должно быть уважительное отношение друг к другу.
В-третьих: успехи каждого, а также их неудачи должны быть делом всего класса, вызывать сопереживание и искреннее участие.
Сразу вспоминаются слова А.Эйнштейна «День, в который вы ничего не узнали, - это потерянный день. Нам так много надо узнать – у нас так мало на это времени. Самое прекрасное, что мы можем испытать, - это ощущение тайны. Она есть источник всякого подлинного искусства и всей науки.»
По-моему мнению игры очень сильно сплачивают любой коллектив. Примером игры для поддержания эффективного микроклимата в классе может служить игра «Джомолунгма и Олимп». Эта игра позволяет наглядно определить степень сплоченности класса.
На доске размещается два плаката и делается пояснение: Все прекрасно знают, кто такие альпинисты и космонавты. (заслушиваются ответы детей) Альпинист - это человек, покоряющий горные вершины. Космонавт — человек, проводящий испытания корабля в космическом полёте.
Представьте себе на мгновение, что каждый из вас или альпинист, или космонавт.
Кто знает, какая самая высочайшая вершина Земли? (заслушиваются ответы детей) - Джомолунгма (Эверест). Его высота 8848,86 м, почти 9 тысяч метров - 9 километров!
А какая высочайшая гора в Млечном пути? (заслушиваются ответы детей) - Олимп, который расположен на поверхности Марса. Это древний потухший вулкан. Его высота составляет 27 километров.
Теперь представьте, что пик – высочайшая вершина горы - это дружный коллектив, где все помогают друг другу. Выберите для себя пик. Определитесь, кто вы – альпинисты или космонавты. (Ребята размещают магнитики на выбранном плакате)
Какой высоты достигли вы? Группы альпинистов и космонавтов - это одноклассники... На плакате обозначен уровни от 1 до 10, подумайте и ответьте, где вы находитесь (ребята переносят свои магниты на соответствующий уровень)
Для большей сплоченности класса можно организовать образовательную игру по станциям. Класс разбивается на команды. Для каждой команды разрабатываются отдельные маршрутные листы. Во время игры ребята должны пройти 4 станции (или больше), на каждой выполнить определенные задания и заработать максимальное число очков. Все результаты фиксируются на маршрутном листе.
Пример маршрутного листа.
Игровые станции размещены в кабинетах, на которые прикрепляются таблички с названием станции. Каждому руководителю станции выдаются задания с ответами и необходимые материалы. Максимальное время пребывания на станциях для команды (15-20 минут):
Если команда справляется быстрее, то получает дополнительные баллы. Начисление баллов за выполненные задания на каждой станции объясняет руководитель станции. После прохождения всех станций необходимо сдать маршрутные листы. Если у команд будет одинаковое количество набранных баллов, то будет учитываться быстрота прохождения станций, то есть команде первой сдавшей маршрутный лист начисляется дополнительный балл.
Хотелось бы понять суть термина «Воспитательная среда» и тут я прочитала притчу про ангела, который хотел определить своего ангелочка в школу. Он мечтал выбрать для него «учителя от Сердца и с ангельским терпением, ибо ангелочек мой ещё вовсе не ангел, он неугомонный шалун со строптивым характером…» [1]
Ангел заглядывал в класс то к одному учителю, то к другому, но …
Один был «Жестокий… Не от Сердца он…» [1]. Другой - «Ханжа… Не от Сердца она…» [1]. Третий «Невежда… Не от Сердца он…» [1] Еще один - «Грубиян… Не от Сердца он…» [1]
И наконец он попал в класс, который «жужжал, как улей: учитель и ученики терпеливо и любовно собирали знания, помогая друг другу. Голос и забота учителя сливались в единую музыку и радость познания.
«Вот учитель от Сердца и с ангельским терпением…» — подумал ангел и сказал своему ангелочку:
— Будешь учиться у него. Внимай каждому слову учителя. [1]
Всем учителям ангельского терпения. И помните слова Д. Мадзини «Воспитание — хлеб души.»
Интернет-ресурсы:
1. Притча Источник: https://pritchi.ru/id_7503
2. Рисунок 1 http://vmirechudes.com/wp-content/uploads/2014/10/081014-5.png
3. Картинка Эверест
4. Картинка Олимп
Кияйкина Наталья Федоровна
Фоминова Елена Владимировна
Горбачёва Марина Юрьевна
Фоминова Елена Владимировна
Ухтинская Елена Геннадьевна
Фоминова Елена Владимировна
Князева Наталья Борисовна
Фоминова Елена Владимировна
Горбачёва Марина Юрьевна
Фоминова Елена Владимировна
Князева Наталья Борисовна
Фоминова Елена Владимировна