Статья «Воспитательная среда учебных заведений начального и среднего образования в рамках современных ФГОС»

0
0
Материал опубликован 24 June 2022 в группе

«Воспитательная среда учебного заведения начального и среднего образования в рамках современных ФГОС.»

 

В Законе «Об образовании» в Российской Федерации сказано, что воспитание - это деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных и духовно - нравственных ценностей принятых в обществе.

Поэтому известно, что организация воспитательного процесса – это совместная деятельность субъектов воспитания – детей и взрослых, включающая социальное творчество, деятельность, имеющую определенный социальный эффект и формирующую у детей актуальный социальный опыт.

Многие из ведущих педагогов в понятие воспитания вкладывают свое видение нюансов этого процесса. Например, Н.Е. Щуркова определяет воспитание как «создание нормальных, соответствующих культуре условий жизни ребёнка, позитивные влияния которых педагог усиливает, негативные нейтрализует либо интерпретирует с позиции современной культуры» [10].

В.С. Леднев говорит, что «…одна из аксиом педагогики состоит в том, что учебно-воспитательный процесс предполагает наличие особым образом организованной дидактической (педагогической) среды, отвечающей цели и задачам образования, обусловленной рамками требований педагогической технологии, ограниченной экономическими возможностями общества и уровнем информационных технологий» [10].

Интересна точка зрения И.П.Иванова, утверждающего, что «цель воспитания – не только и не столько целенаправленное воздействие на личность ребенка, сколько организация, обустройство вместе с ним общей жизни как , самостроительство в процессе созидания. Он считал важным развитие у детей гуманно – личностных отношений к различным сторонам жизни, и прежде всего к самой жизни как к верховной ценности и к себе как «товарищу других людей».[10]

Если считать, что воспитательная среда школы - это организация социального школьного пространства с опорой на применение социальных функций для личностного развития всех ее участников, то воспитательная среда школы формируется в ходе проектирования всего образовательного пространства и включает в себя компоненты , обладающие определенными воспитательными функциями по разным направлениям воспитательной деятельности.

В целом воспитательная среда образовательного учреждения определена ученым, как комплексное воспитательное средство, возникающее в процессе целенаправленной организации предметно-практической, событийной, поведенческой составляющей и направленное на формирование, развитие и коррекцию определённых качеств учащихся [3].

Можно сделать вывод, что еще одним критерием наличия воспитательной среды в школе будет являться наличие информационного, событийного, предметно-пространственного, поведенческого окружений.

Воспитательную среду школы можно представить двумя составляющими: внутренняя и внешняя. В школе, где я работаю в г. Пестово Новгородской области, внутренняя воспитательная среда включает следующие компоненты: образовательный процесс; творческие объединения (военно – патриотическое объединение, школьный патруль правоохранительной направленности, танцевальная студия «Разные люди», образцовый песенный коллектив «Своя среда», шахматный клуб и другое); организацию ученического самоуправления (совет мэров классов); традиционные школьные праздники и мероприятия (смотр строя и песни, , «Отчизны верные сыны», битвы хоров, неделя проектов, новогодние праздники, конкурсы и мероприятия, посвященные историческим и памятным датам); профилактическую работу; Музей истории школы; микроклимат.

Внешняя воспитательная среда включает социокультурную среду школы:

 Пестовская детская школа искусств (музыкальная школа, хореография и изобразительное искусство)

МБУ Пестовская спортивная школа олимпийского резерва (плавание, академическая гребля, лыжероллеры и другое)

МАУ дополнительного образования центр внешкольной работы (изостудия, театральный кружок, студия «Солнечный город», «Юный техник», студия «Провинция» и другое)

Районный Дом Культуры

МАУК Центр народной культуры и досуга имени А.У.Барановского

Воскресная школа

Кинотеатр «Россия»

Межпоселенческая центральная районная библиотека.Н.Ганичева

Пестовский краеведческий музей

Новгородский кванториум. 

Проходят совместные мероприятия, экскурсии, акции, дни музея, ночи в музее, коллективные просмотры фильмов, школьные концерты в Домах Культуры, классные мероприятия и многое другое.

По мнению ученых, воспитательная среда – это совокупность окружающих обстоятельств, влияющих на личностное развитие воспитанников, и способствующих их вхождению в современное общество и культуру [1] В качестве необходимого фона воспитательной среды выделяется психолого-педагогическая атмосфера – совокупность эмоциональных взаимосвязей воспитателя и воспитанника, возникающих на основе доверия, уважения, сотрудничества и милосердия.

Воспитательная среда – это пространство воспитания. Субъекты воспитательной среды могут быть индивидуальными (дети; родители; педагоги различных специальностей, работающие в различных воспитательных учреждениях; волонтеры, из числа родителей и других членов микросоциума; муниципальные служащие и т.д.) и групповыми (семья; группы сверстников; соседские объединения по интересам; дошкольные, школьные и внешкольные учреждения; детские и юношеские объединения,; медицинские, культурные, общественные, религиозные, благотворительные организации; муниципальные органы управления и самоуправления и т.д.). [12]. Субъекты воспитательной среды в данном контексте являются социальной средой. Социальная среда – совокупность общественных отношений, складывающихся в обществе (уклад жизни, традиции, «окружающие человека социально-бытовые условия, обстановка, а также совокупность людей, связанных общностью этих условий»), доминирующие общественные идеи и ценности. Благоприятной социальной средой является та, где доминирующие идеи и ценности направлены на развитие творческой, инициативной личности.

Управление воспитательной средой осуществляет школа, выполняя функцию центра социокультурной среды.

В школе дети проводят большую часть времени, и воспитательная среда должна быть организована таким образом, чтобы школа была для детей комфортной, где дают не только образование, но и создают условия развития и реализации личности, в которой интересно.

Современная школа – исключительно сложный и весьма разветвленный по своей внутренней структуре механизм, который может успешно функционировать только при условии, если каждое его отдельное звено и подразделение будут действовать слаженно и эффективно. Наличие такой разветвленной структуры управленческих органов в школе требует организации их правильного взаимодействия, координации их работы и эффективного выполнения каждым из этих органов и подразделений своих специфических функций. Трудно добиваться высоких результатов в учении и воспитании, если педагогический коллектив школы, учащиеся, родители не будут иметь единой организованной воспитательной среды с четко очерченными целями [13].

Процесс управления всегда имеет место там, где осуществляется общая деятельность людей для достижения определенных результатов. Поскольку школьная воспитательная среда – это пространство, где осуществляется совместная деятельности людей (педагогов, учащихся, родителей), то целесообразно говорить об управлении ею. В науке термин «управление» трактуется с нескольких позиций. Согласно мнению В. С. Лазарева и М. М. Поташника, управление определяется как деятельность.[1].

Структура управляющей системы воспитательной среды большинства школ представлена четырьмя уровнями управления.

Первый уровень – директор школы, выполняющий управленческие функции по отношению к заместителям, учителям, воспитателям, техническому персоналу, родителям и учащимся. Директор в частности осуществляет обеспечение и организацию предметно-пространственного окружения школы.

Второй уровень – заместители директора школы, школьный психолог, социальный педагог, библиотекарь. Они обеспечивают поведенческое, событийное и информационно-культурного окружение субъектов воспитательной среды. Работа директора и его заместителей составляет часть процесса организации, поскольку требует выбора, использования и совершенствования определенных организационных форм; составления общего плана работы; объединения людей; руководства работой; согласования отдельных частей организации и работников, контроля работы. Успех работы руководителя, ее результат зависят от того, как подобраны исполнители той или иной работы, четко ли поставлены цели и задачи, составлен ли план и определена ли последовательность его выполнения.

Третий уровень – учителя, воспитатели, классные руководители, выполняющие управленческие функции по отношению к учащимся и родителям, кружкам в системе внеучебной деятельности. К этому уровню могут быть отнесены и педагоги, взаимодействующие с органами общественного управления и самоуправления, с учреждениями дополнительного образования.

Четвертый уровень – учащиеся. Выделение данного уровня подчеркивает субъект -субъектный характер отношений между учителями и учениками. Ученик, являясь объектом взаимодействия, в то же время выступает и субъектом своего развития [9].

Г.К.Селевко считает главной целью в воспитательной среде воспитание активного, инициативного самостоятельного гражданина, полноценного культурного человека, семьянина и мастера в своем деле, способного к постоянному самосовершенствованию.

Классный руководитель – это непосредственный и основной организатор учебно-воспитательной работы в школе, официальное лицо, назначаемое ее директором для осуществления воспитательной работы в классе [4].

Функции классного руководителя определяются необходимостью организации в воспитательной среде школы условий для учащихся, содействия их разностороннего развития, духовному становлению:

1. Аналитическая: изучение индивидуальных особенностей учащихся, сформировавшихся под влиянием (или без влияния) семьи; выявление специфики и определение динамики развития коллектива группы; изучение и анализ состояния и условий семейного воспитания каждого воспитанника; изучение и анализ воспитательных возможностей окружающей среды для обучающихся, воспитательных возможностей педагогического коллектива.

2. Прогностическая: прогнозирование уровней индивидуального развития обучающихся и этапов формирования коллектива группы; предвидение результата намеченного дела; построение модели воспитательной педагогической системы, соответствующей воспитательной системе учреждения в целом; определение перспектив жизни и деятельности учащихся, группы; предвидение последствий складывающихся в коллективе отношений.

3. Организационно-координирующая: организация и стимулирование деятельности воспитанников; помощь и сотрудничество в планировании общественно значимой деятельности учащихся, в организации деятельности органов самоуправления; установление связей семьи, образовательного учреждения, социума; содействие воспитанникам в получении дополнительного образования; защита прав и свобод учащихся; индивидуальная работа с воспитанниками.

4. Коммуникативная: развитие и регулирование межличностных отношений между воспитанниками; помощь в адаптации каждого члена группы в коллективе; содействие общему благоприятному психологическому климату в коллективе в целом и для каждого отдельного воспитанника; помощь учащимся 39 в установлении отношений с социумом [7]. В рамках организации воспитательной среды в школе классный руководитель должен способствовать созданию микроклимата в классе, формирование межличностных отношений, их коррекция, регулирование взаимоотношений.

Классный руководитель должен организовывать творческие дела в классе с привлечением учащихся или всего коллектива класса, используя метод коллективно-творческих дел. Классный руководитель должен обеспечивать включенность в реализацию программ и проектов класса всех структур и субъектов воспитательной среды [14].

Классному руководителю необходимо организовывать различные виды воспитания (нравственного, трудового, гражданского, эстетического).

В задачи классного руководителя входит охрана здоровья с учетом отклонений от норм здоровья каждого ученика, укрепление здоровья, вовлечение класса в физкультурную, спортивную работу, а так же организация спортивных соревнований, спортивных игр, походов.

Забота о внешнем виде воспитанников и организация питания детей непосредственные задачи в рамках организации воспитательной среды.

Системное построение классных часов позволяет взаимодействовать всем субъектам воспитательной среды, направленного на организацию и осуществление поисковой деятельности обучающихся; активно и самостоятельно получать учащимися тематическую информацию и знания; овладевать способами применения полученных данных в условиях междисциплинарного синтеза; раскрывать интеллектуально-когнитивный потенциал личности.

Это создает благоприятные условия для самореализации потенциальных возможностей учащихся. Уровень воспитанности детей является показателем наличия или отсутствия воспитательной среды в учреждении.

Классному руководителю необходимо вовлекать родителей детей своего класса в организацию воспитательной среды школы, а именно, осуществлять индивидуальную работу с родителями, проводить беседы, классные часы. Привлекать родителей для организации внеклассных и внешкольных мероприятий [2]. Обобщая вышесказанное, можно понять, что в задачи педагога входит организация поведенческого, событийного и информационно культурного окружения в школе.

На данный момент я являюсь классным руководителем 6 класса и стараюсь создавать успешную воспитательную среду. В качестве объединения коллектива класса я использую туристические походы экологической направленности (изучаем растения, болезни деревьев, состояние местного леса) с ориентированием по карте на местности. Для того, чтобы сходить в поход на 20 км, я с учениками уже совершили 3 похода осенью и два похода на лыжах зимой. Весной и летом в нашем районе активны клещи, поэтому в походы не ходим, но некоторые учащиеся класса принимают участие в районных туристических слетах. Неофициальная обстановка очень хорошо раскрывает детей, помогает увидеть их положительные качества и проблемные моменты, которые потом прорабатываются в ежедневной школьной воспитательной работе.

Убеждена, что для каждого ученика важно чувствовать заинтересованность не только в учебе, но и в выстраивании взаимоотношений со сверстниками, находить точки общения с родителями, быть успешными в разных делах и деятельностях.

Основными критериями наличия воспитательной среды в школе являются информационное, поведенческое, событийное, предметно-пространственное окружения в школе. Высокий уровень воспитанности учащихся, обеспечение квалифицированными и профессиональными специалистами в области воспитания, научно-методическое обеспечение процесса воспитания, вовлеченность в воспитательную работу школы и удовлетворенность родителей ею – это важные критерии наличия воспитательной среды в школе.

Содержание организации воспитательной среды в школе – совокупность действий, ведущих к созданию и совершенствованию предметно-пространственного, поведенческого, событийного и информационно-культурного окружения, а так же, взаимосвязей между субъектами воспитательной среды, совместно реализующих воспитательные цели, целенаправленно влияющие на личностное развитие воспитанников способствующие их вхождению в современное общество и культуру.

И сегодня актуально утверждение И.П.Иванова, что проявление любви через заботу и творчество через участие в социальной общественной деятельности обеспечивает условия для развития и самореализации растущего человека.

 

Список использованной литературы

Воспитание. Научные дискуссии и исследования. Под. ред. Е. В. Титовой, Санкт – Петербург, изд. РГПУ им. А.И. Герцена, 2005 год.

Капралова Р.М. Работа классного руководителя с родителями / под. ред. Р.М. Капраловой. М.: Просвещение, 1980. 92 с.

Леднев В.С. Содержание образования: структура, перспективы. М.: Высшая школа, 1991. 224 с.

Лутошкин А.Н. Как вести за собой. М., 1986. 114 с.

Национальная доктрина образования в Российской Федерации» (до 2025 г.). Постановление Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 г. № 751, г. Москва. URL: http://rg. ru/2000/10/11/doktrina-dok.html (дата обращения: 08.05.2016).

Национальная доктрина образования в Российской Федерации» (до 2025 г.). Постановление Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 г. № 751, г. Москва: URL: http://rg. ru/2000/10/11/doktrina-dok.html (дата обращения: 12.07.2016).

Организация воспитательной работы в школе: пособие для директоров общеобразовательных учреждений. М.: Школьная пресса, 2004. 92 с.

Панасенко М.В. Технология воспитания ответственности подростков (на примере уроков гуманитарного цикла). Методические рекомендации. Магнитогорск, 1999. 28 с.

Педагогика / под. ред. В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н. Шиянов. М.: Школа-пресс, 2000. 298 с.

Пидкасистый П.И. Психология и педагогика / П.И. Пидкасистый // 2-е изд. М.: ЮРАЙТ, 2011. 714 с.

Савва Л.И. Педагогика в образно-логическом изложении: учебное пособие / под. ред. Л.И. Савва, Сайгушева Н.Я., О.А. Веденеевой. Магнитогорск: Магнитогорский Дом печати, 2015. 129 с. 47. Селиванова Н.Л. Современные представления о воспитательном пространстве // Педагогика. 2000. №6. С. 35–39.

Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» URL:http://www. rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html (дата обращения: 08.05.2016).

Шамова Т.И., Шибанова Г.Н. Воспитательная система школы: сущность, содержание, управление. М., 2005. 216 с.

Ярулов А.А. Взаимодействующее управление как ключевой ресурс успешной реализации ФГОС / под. ред. А. А. Ярулова. М.: УЦ «Перспектива», 2014. 223 с. 76

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации