Статья «Воспитательная среда учебных заведений начального и среднего образования в рамках современных ФГОС»
Воспитательная среда учебных заведений начального и среднего образования в рамках современных ФГОС
«Учителю принадлежит самая главная роль в формировании будущего страны. Из всех профессий профессия учителя – самая благородная, самая трудная и самая важная».
Ш.А.Амонашвили
С 1 сентября 2022 года в школах внедряют новые ФГОС. Для начала нужно четко понимать, что такое ФГОС?
ФГОС — это федеральные государственные образовательные стандарты. Они представляют собой совокупность обязательных требований к образованию различных уровней — от детских садов до курсов повышения квалификации.
ФГОС имеют силу закона и должны соблюдаться учреждениями основного общего образования. На организации с лицензией на дополнительное образование ФГОС не распространяются.
Что определяют ФГОС? Качество всей образовательной системы. Они направлены на объединение разрозненных программ, упорядочивание существующих элементов.
Для каждого уровня образования разработан свой государственный стандарт:
ФГОС дошкольного образования,
ФГОС начального общего образования (1–4 классы),
ФГОС основного общего образования (5–9 классы),
ФГОС среднего общего образования (10–11 классы).
Федеральные стандарты образования в России применяются с 2004 года. Они призваны упорядочить и улучшить нынешнюю систему, помочь ученикам эффективнее осваивать программы различных уровней и переходить со ступени на ступень.
ФГОС для школы принято делить на три поколения — в зависимости от того, в каких годах они применялись.
Первые были приняты в 2004 году и назывались государственными образовательными стандартами. Аббревиатура ФГОС ещё не использовалась. Во главу ставился набор информации, обязательной для изучения.
Но вернемся к теме нашей статьи и попытаемся понять, как связать воспитательную среду учебных заведений с ФГОС третьего поколения.
Воспитательная среда школы - это многомерное социально-педагогическое явление, связанное в единое целое различными коммуникативными механизмами и развитие ценностных ориентаций личности. Цель воспитательной системы – воспитать свободную, творчески развитую, социально ориентированную личность, готовую к созидательной трудовой деятельности и нравственному поведению и способную к самореализации и к саморазвитию.
Создание в школе условий для развития личности ребёнка – это значит создание условий для решения каждой личностью четырёх задач на каждом возрастном этапе своей жизни: cамопознание, самоопределение, самореализация, саморегуляция.
В центре воспитательной системы – ребенок (формирование ценностных ситуаций, развитие его творческих способностей, формирование мотивации развития, создание ситуации успеха, самореализация личности).
Согласно требованиям нового Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования процесс взаимодействия школы и детей должен быть направлен на «воспитание, социализацию и духовно-нравственное развитие обучающихся, их самоидентификацию и гражданское становление».
Сегодня поле деятельности для творческого поиска ребенка, стоит во главе воспитания. Следовательно, в этом и будет заключаться главная задача классного руководителя.
В своей деятельности классный руководитель руководствуется положениями Конвенции о правах ребенка, законодательства Российской Федерации о правах ребенка и их гарантиях, Закона РФ «Об образовании», нормами Устава школы.
Основными функциями деятельности классного руководства являются:
1.Организация деятельности классного коллектива.
2. Организация учебной работы классного коллектива.
3.Организация внеучебной жизни класса.
4. Изучение личности школьников.
5.Социальная защита школьников.
6.Работа с родителями.
Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. В основе сотруднического взаимодействия семьи и классного руководителя должны лежать принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу. Семья играет основную роль в развитии ребёнка, формируя его нравственные начала и жизненные принципы. Семья может, как создать личность, так и разрушить её, в возможностях семьи - укрепление или же ослабление психического здоровья ребёнка. От образа построения семейных отношений зависит, какими вырастут дети. Именно в семье осуществляется подготовка ребёнка к жизни, она представляет собой его первый и самый глубокий источник социальных идеалов, осуществляет закладку основ гражданского поведения. Родители – первые воспитатели – имеют самое сильное влияние на детей.
Из опыта работы с родителями можно рекомендовать основные, но на самом деле очень действенные приемы: родительские собрания, индивидуальные беседы, организация совместных досуговых мероприятий. Данные формы помогают сплотить родительский коллектив, наладить хорошие отношения с родителями, дать нужный совет в воспитании детей.
Очень интересно и необычно на родительских собраниях применять различные методики в виде игр.
Игра «Знакомство».
Цель игры: снижение уровня эмоционального напряжения между участниками встречи и установление контакта; в процессе игры как можно больше узнать друг о друге.
Правила игры. Все родители рассаживаются по кругу. Классный руководитель начинает игру «Знакомство». Он встает в центр круга. Предлагает поменяться местами всем тем, кто обладает общим признаком. Называет этот признак. Например, «Поменяйтесь местами те, у кого в семье один ребенок». Все, кто соответствует этому признаку, должны поменяться местами. При этом ведущий должен постараться успеть занять одно место из свободных, а тот, кто остается в центре круга без места, продолжает игру. Лучше заранее приготовить наводящие вопросы и написать их на карточках. Ведущие вытягивают карточку и читают вопрос. Могут предложить свой.
Так же важно периодически проводить анкетирование для родителей. Это очень полезная информация для классного руководителя, которая поможет в работе с детьми.