Статья на тему «Воспитательная среда учебных заведений начального и среднего образования в рамках современных фгос»
УДК
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СРЕДА УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ НАЧАЛЬНОГО И СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАМКАХ СОВРЕМЕННЫХ ФГОС
Дементьева Карина Александровна,
учитель начальных классов
МБОУ «Охотниковская средняя школа»
Аннотация. В статье рассмотрены условия формирования гармонично развитой и воспитанной личности в учебных заведениях начального и среднего образования в рамках современных ФГОС. Выделены факторы влияющие на воспитание.
Постановка проблемы. В наше время страна играет главную роль в привлечении общественных сил и социальных институтов к разрешению множества проблем воспитания. В современной действительности подготовлены и приняты нормативные документы, закладывающие правовые и культурные основы выстраивания образовательной политики институтов общества и государства в отношении воспитания: ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации», «Национальная доктрина образования в Российской Федерации» (до 2025 г.), «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» и др. Все эти документы подчеркивают значимость воспитания в обеспечении готовности и способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, самооценке, к реализации творческого потенциала, пониманию смысла своей жизни, индивидуально-ответственному поведению обучающихся. Современное социокультурное, экономическое развитие страны, процессы глобализации, информатизации общества увеличивают значимость воспитания человека. Однако современная система школьного образования, направленная, в основном, на достижение результатов в соответствии с образовательными стандартами. Она не позволяет уделять достаточного внимания актуальным проблемам воспитания. Воспитание становится как никогда социально востребованной и актуальной проблемой развития гражданского общества России. В связи с этим возрастает роль воспитательной среды, образовательного учреждения, в которой ребенок мог бы обращаться к высоким нравственным и эстетическим образцам в активном взаимодействии с педагогами, родителями, сверстниками. В этой связи особо важным становится вопрос об организации воспитательной среды общеобразовательной организации как пространства возможностей для самореализации личности каждого участника образовательных отношений.
Анализ исследований и публикаций. Свой вклад в исследование проблемы воспитания внести такие известные советские педагоги, как Н.К. Крупская, которая подчеркивала, что лишь школа, тесно связанная с окружающей жизнью, с интересами ребенка, открывающая ему различные сферы применения своих сил, создает условия для развития человеческой личности. Один из виднейших отечественных педагогов А.С. Макаренко всю свою научную деятельность связывал с воспитательной практикой. Он практически осуществлял воспитательную работу в колонии для малолетних преступников, преобразовав ее в коммуну, – этот педагогический опыт Макаренко описал в литературных произведениях «Педагогическая поэма» и «Флаги на башнях». В.А. Сухомлинский является крупнейшим педагогом нашего столетия, его педагогические работы переведены на 40 языков народов мира, он рассматривал практически все аспекты теории и практики воспитания, дидактики и школоведения.
В последние годы заметно возрос интерес исследователей к феномену воспитательной среды. Этим вопросом занимались и продолжают заниматься такие ученые как Б.Н. Алмазов, В.Т. Бочарова, З.А. Галагузова, Н.Е. Щуркова, А.В. Мудрик, М.В. Панасенко и др. Проблема организации воспитательной среды в школе нашла отражение в работах Ю.С. Мануйлова, Л.И. Новикова, В.С. Безруковой, С.С. Моложавый, И.А. Шаповаловой.
Таким образом проблеме воспитания всегда уделялось достаточное внимание и эта проблема по сей день актуальна.
Цель данной статьи: изучить условия формирования воспитательной среды учебных заведений начального и среднего образования в рамках современных ФГОС.
Изложение основного материала.
Воспитание – это специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого (учащегося) с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс.
Цель воспитания - это ожидаемое изменение в человеке (или группе людей), осуществленное под воздействием специально подготовленных и планомерно проведенных воспитательных действий.
Важнейшая задача воспитания — выявление склонностей и дарований, развитие в соответствии с индивидуальными особенностями человека, его способностями и возможностями.
Среди задач воспитания в современной системе российского образования выделяются следующие:
-формирование у каждого воспитанника ясной смысл жизненной установки
-гармоническое развитие личности, ее нравственных, интеллектуальных и волевых сфер.
-овладение общечеловеческими нравственными ценностями.
-формирование активной гражданской позиции.
-обеспечение высокого уровня общения, взаимоотношений в учебном и трудовом коллективе на основе сложившихся социально значимых коллективных норм.
Принципы воспитания – это определенная система требований к процессу воспитания.
1.К числу основных принципов воспитания, отражающих логику воспитательного процесса, относится принцип гуманистической направленности воспитания. Этот принцип выражает отношение педагога к воспитаннику как к ответственному и самостоятельному субъекту собственного развития.
2.Принцип связи с жизнью и трудом – это традиционное для советской педагогики требование к воспитанию. На его основе регулируются как цели и содержание воспитания, так и методика воспитательного процесса. расширение опыта воспитуемых, успешную адаптацию молодежи к жизни.
3.Принцип формирования сознания и поведения – это закона единства сознания и деятельности, согласно которому сознание возникает, формируется и проявляется в деятельности.
4.Принцип воспитания в коллективе и через коллектив – это требование вытекает из необходимости формировать определенную мораль и поведение.
5.Принцип требований и уважения к личности воспитанника - такой стиль и тон отношений с учащимися, который не подавляет, а раскрепощает их силы, побуждает к положительным действиям и поступкам, внушает чувство собственного достоинства и ответственности за свое поведение.
6.Принцип систематичности и непрерывности воспитательных воздействий, чтобы семья поддерживала требования школы. Данный принцип предполагает единство требований и в учительской среде. Непрерывность воспитательного процесса реализуется благодаря развитой системе внеклассной и внешкольной работы.
7.Принцип воспитания возрастным и индивидуальным особенностям учащихся. каждый ребенок – это особый мир. Поэтому процесс воспитания должен быть еще более индивидуализированным, чем процесс обучения. Это станет возможным, если учитель, опираясь на имеющиеся у ребенка в данный момент потребности и интересы, сумеет найти такие формы и способы их удовлетворения, которые порождали бы новые потребности и новые интересы как решающую основу мотивации поведения и деятельности.
Форма воспитательной работы, по определению - это устанавливаемый порядок организации конкретных актов, ситуации.
В настоящее время используются формы воспитательной работы, классифицированные по количеству участников.
• Массовые: тематические вечера, утренники, вечера вопросов и ответов, устные журналы, смотры, конкурсы, фестивали, турниры, аукционы, выставки, походы, экспедиции, митинги, собрания, клубная работа, ярмарки, театр и др.
• Групповые: кружки, студии, ансамбли, секции, классные часы, КТД, гостиные: музыкальные, литературные, поэтические и др.; круглые столы, конференции, народные посиделки, "капустники", КВН, стенная печать, психоигры и психотренинги общения и др.
• Индивидуальные: поручения, коллекционирование, внеклассное чтение, физическое совершенствование, компьютерные игры и занятия и др.
Средства воспитания - это совокупность приемов воспитания; как правило, это предметы материальной и духовной культуры.
Средствами воспитания является художественная литература и другие книги, газеты, журналы, радио, телевидение, кино, театр, выставки, музеи, игры, спорт, художественная самодеятельность, интересный собеседник, разнообразные предм цели культуры и природных.
Современное образование требует современных способов решения тех или иных проблем, которые могут возникнуть в классе. Но чтобы не возникло этих проблем, нужно помнить о факторах, которые влияют на воспитание и микроклимат в классе. Среди них я хочу выделить следующие: авторитет учителя, воздействие на лидеров, спортивная деятельность, трудовая деятельность, совместная деятельность, игровая деятельность, воспитание в семье. Все эти факторы влияют на воспитание детей в классе, а также формируют коллектив с определённым внутренним стилем отношений между собой. Подробнее рассмотрим каждый из них.
1) Авторитет учителя. Учитель – самый важный элемент для поддержания воспитательной среды в классе. Именно от учителя зависит, то каким будет этот класс в дальнейшем. Для того, чтобы дети «не переходили черту» в общении, учителю нужно иметь твёрдый авторитет среди них. Что же такое авторитет учителя? В энциклопедическом словаре педагога В.С. Безрукова даёт следующее толкование: «авторитет учителя – это признание учащимися достоинств учителя, результатом чего является доверие, признание и поддержка его идей и действий. В системе образования авторитет учителя используется как метод воспитания». [1] Однако, авторитет учителя довольно шаткий и уязвим. Так учитель, авторитетный для детей одного возраста, может не восприниматься детьми другого, авторитетный в одном виде деятельности педагог может игнорироваться в другом и т.д. Учителю приходится упорно трудиться на свой авторитет и еще больше сил тратить на его постоянное подтверждение и поддержание.
2) Воздействие на лидеров. Тема воздействия на лидеров остаётся в моём опыте значимой, так как лидер может, как помочь преодолеть трудности, так и вызвать эти самые трудности. Как правило, лидеров можно заметить ещё в начальной школе. Это не просто ребёнок-отличник или общительный ребёнок. Лидер – ребёнок, которому подражают и к которому прислушиваются. Таким детям можно поручить обеспечить порядок на перемене, пока учитель будет на совещании или если его срочно вызовут. Придя в класс, учитель заметит, что в его отсутствие все вели себя хорошо. С лидером хотят дружить, на него обращают внимание, его поведение перенимает весь класс. Энциклопедический словарь даёт следующее определение данному понятию «лидер (от англ. leader — ведущий, первый, идущий впереди) – лицо в какой-либо группе (организации), пользующееся большим, признанным авторитетом, обладающее влиянием, которое проявляется как управляющие действия [2]. Чтобы действия имели положительный эффект необходимо установить с лидером партнёрские отношения. Главная ошибка классного руководителя в работе с лидером - противопоставлять свою власть его власти. Следует привлекать лидера в деятельность: в диалог о материале урока, внеклассную работу, групповые задания с другими учениками. Сам факт участия лидера в деятельности привлекает к ней тех, кто хочет больше с ним общаться. Однако, не позволяйте лидеру при всех саботировать решения, которые приняли вы.
3) Спортивная деятельность. Занятия спортом дисциплинирует человека, а значит влияет на его воспитание. Для классов можно устраивать соревнования спортивного характера. Это должны быть команды со своим девизом и эмблемой, кричалкой. Соревновательный дух укрепит отношения в классе, если они будут тренироваться, готовиться, репетировать и т.д. Положительное влияние окажет победа в состязаниях. Среди минусов следует отметить возможность проигрыша. Это разочарует коллектив и усугубит отношения в подростковом классе.
4) Трудовая деятельность. Как говорится в анекдоте «труд сделал из обезьяны человека»! Из опыта советского обучения трудовая деятельность всегда имела положительное воздействие на воспитание личности. Трудовое воспитание, это не только уроки труда в средней школе, не дежурство в детском саду, и даже не коллективная уборка класса. В педагогике трудовое воспитание – есть «последовательный комплекс действий, направленный на передачу детям знаний (о труде и профессиях), навыков (самообслуживания, взаимопомощи и совместной коллективной деятельности) и элементарных умений на бытовом уровне» [3]. Труд – это культура, это – прогресс, это один из аспектов нравственности. Дети, зная как тяжело трудиться и зарабатывать, уважительнее относятся к родителям и всем тем, кто работает. Здесь же срабатывает и финансовая грамотность. Появляется сознательность того, что некоторые вещи не стоит покупать, а лучше купить что-то полезное.
5) Совместная деятельность. Совместная деятельность подразумевает собой занятия в группах, парами или целым коллективом. На уроках это могут быть совместные проекты, дискуссии, взаимопроверка. Кроме уроков совместная деятельность может проявиться в подготовке праздников и активном участии в них, поздравлениях, сценках и в других внеклассных мероприятиях. В своей работе я часто поручаю детям, которые хорошо усваивают школьный материал помочь другим малоуспевающим. Это практикуется с 1 класса. В результате в классе нет изгоев, все стараются друг другу помочь. Отличники охотно помогают слабым, а те в свою очередь принимают их помощь (что очень важно) и помогают им в чём-то другом, например, выполняют физический труд – дежурство или делятся своими предметами, если кто-то что-то забыл. Совместная деятельность учит слушать мнения других, воспитывает такие человеческие качества, как взаимоподдержка, организованность, ответственность, сплачивает коллектив.
6) Игровая деятельность. Игровая деятельность ещё в дошкольное время играет важную роль в воспитании личности. Через игру ребёнок познаёт мир, примеряет на себя разные роли, учится находиться в обществе других детей. Н. К. Крупская рассматривала игру как «средство всестороннего развития ребенка: игра – способ познания окружающего и в то же время она укрепляет физические силы ребенка, развивает организаторские способности, творчество, объединяет детский коллектив» [4]. В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми. Игра является своеобразной практической деятельностью ребенка и средством всестороннего воспитания. В игре происходит формирование восприятия, мышления, памяти, речи – тех фундаментальных психических процессов, без достаточного развития которых нельзя говорить о воспитании гармоничной личности.
7) Воспитание в семье. Бесспорно, это самый важный фактор из всех перечисленных. Воспитание в семье является фундаментом для воспитания личности ребёнка, подростка в целом. Именно семья даёт те азы и нормы поведения, которые ребёнок потом перенимает и проносит через всю жизнь. От семьи будет зависеть отношения ребёнка к школе, к учителю, сверстникам, пожилым людям, к своим обязанностям и т.д. А. С. Макаренко в своей книге «О воспитании детей» писал, что семья – это «…тот очаг, где происходит первичная закладка и формирование чувств, мыслей, характера и сознания ребёнка» [5]. Воспитание детей это те только долг перед обществом, но ещё и обязанность каждого родителя. Родителям необходимо подавать хороший пример своим детям. Это такое правило «требуешь - соответствуй». Чтобы дети выросли воспитанными и умными, следует самим вести себя правильно, быть любознательными, целеустремлёнными и начитанными.
Выводы. Анализируя всё вышеизложенное, можно сделать вывод, что воспитательная среда должна формироваться и поддерживаться не только в учебных заведениях, но и быть составляющей всей жизни человека.
Список использованных источников
1. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога). — Екатеринбург. В.С. Безрукова. 2000.
2. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890 - 1907.
3.Электронный ресурс https://vospitanie.guru/trudovoe
4. Крупская, Н.К. История советской дошкольной педагогики: Роль игры в детском саду 1980 г.
5. А.С. Макаренко «О воспитании в семье» – Москва, 1955