Статья «Воспитательная среда в условиях классной и внеклассной работы в начальной школе»
«Воспитательная среда в условиях классной и внеклассной работы в начальной школе».
Необходимым для развития личности в условиях школьной среды является организация не только образовательного, но и воспитательного процесса, в рамках которого учащиеся смогут получить достаточное количество социального опыта и знаний, а также научиться применять их в жизни. В Законе «Об образовании в Российской Федерации» сказано: «Воспитание – деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения…1». Уже с дошкольного возраста следует создавать детям ситуации, выход из которых можно найти только в том случае, если применить рациональное мышление и организованность. Таким образом, используя уже имеющиеся способности и опыт каждого ребенка, методом проб и ошибок помочь разобраться, как следовало бы поступить в том или ином случае. В создании и проигрывании житейских ситуаций важную роль занимает именно игра, которая является основной деятельностью детей дошкольного возраста. В условиях игры у ребенка есть возможность посмотреть на ситуацию с разных сторон. В будущем, столкнувшись с похожим случаем, основываясь уже на полученном опыте, ребенок сможет с легкостью принять правильное решение. В рамках дошкольного образования, мы говорим о том, с чем каждый человек встречается ежедневно, то есть с принятием временной социальной роли: пассажир в автобусе, покупатель в магазине или сын/дочь дома, но с приходом в школу все меняется.
Воспитательная работа в школах должна быть направлена именно на то, чтобы ребенок на выходе из школы обладал достаточным количеством знаний не только интеллектуальных, но и нравственных, духовных, социальных; умел решать возникающие проблемы, житейские вопросы. Учитель в современном мире – это не только человек, дающий знания в какой – либо предметной области, а в первую очередь, наставник – тот, к кому хочется обращаться, за кем хочется следовать и кому хочется доверять. И именно задача наставника передать детям тот опыт, который есть у него, с помощью разговоров, с помощью ответов на интересующие их вопросы, с помощью проигрывания ситуаций, то есть организации классной и внеклассной работы.
При организации классной работы мной используются следующие способы воспитания современной личности:
Способ |
Описание |
Общение |
Учащиеся занимают комфортное положение, и в рамках живого диалога идет обсуждение затронутой темы (может быть несколько тем). Каждый имеет право высказать свое мнение, задать вопрос, посоветоваться или поделиться своими мыслями. |
Ролевая игра |
Создание педагогом ситуации, в которой учащиеся принимают разные роли. Если ситуация простая, с которой сталкиваются люди каждый день, то это возможность увидеть себя со стороны и понять других людей. Если ситуация встречается редко, а то и вовсе не встречается, то это поможет развить мышление, научиться выходить из любой ситуации и совершать обдуманные поступки. |
Инсценировка |
Проигрывание одной ситуации разными вариантами развития событий (Например, проиграть все варианты того, как можно поступить, если на улице был найден бумажник). Оценить и обсудить каждую из сценок, сделать вывод. |
«Огонек» |
Проводится в кругу, в спокойной и тихой обстановке. В рамках огонька может быть обсуждение школьного дня или недели, обсуждение сложившейся проблемы, морального состояние учащихся, а также чтение и обсуждение притчи. |
Игры на сплочение и доверие |
Проведение игр в помещении или на свежем воздухе. Может быть в формате веревочного курса или квеста, прохождение которого зависит от каждого учащегося класса. |
Игра «Дебаты» |
Игра, которая учит отстаивать свое мнение, уметь доказывать свою точку зрения и приводить аргументацию. Педагогом задается вопрос, на которой ответ спорный или не для всех очевидный. Дети выбирают один из трех вариантов – «согласен», «не согласен» или «не знаю». Каждая группа встает друг напротив друга. Команда, которая ответила «Не знаю» - наблюдатели. Команды «согласен» и «не согласен» должны отстоять свое мнение и убедить ребят из команды «не знаю» перейти на их сторону. Побеждает та команда, которая убедит всех перейти к ним. В конце – обсуждение вопроса и итог. |
Фильмы |
Просмотр поучительных фильмов, в которых заложены нормы морали и культурное наследие. Обсуждение. |
Посещение онлайн-музеев в связи с пандемией. |
Внеклассная работа в школе организовывается с помощью кружков, общешкольных мероприятий и игр, экскурсий, тематических встреч. Здесь созданы все условия для развития личности, социальных навыков, демонстрации творческих способностей и самовыражения. В течение 2021 – 2022 учебного года было проведено огромное количество внутришкольных конкурсов и выставок, связанных с духовно – нравственным воспитанием («Моя семья», «ЗОЖ», «Культурно – историческое наследие», «Правила дорожного движения», «День Победы» и др.), мероприятий (сбор макулатуры «Бережем планету вместе», «Литературная гостиная», «Бессмертный полк»). Проводились также игры (например, квест «Наследники победы», где дети проходили различные физические испытания). В школу были приглашены на тематические встречи ветераны. В рамках самоопределения были проведены онлайн – уроки с представителями различных профессий (гончар, дежурный по депо и др.). Также была организована акция, в которой дети могли написать письмо ветеранам и пожилым людям, которые остались одни. В каждом мероприятии был получен определенный социально - значимый опыт, который несомненно пригодится в жизни.
Помимо классной и внеклассной работы, отдельное внимание хотелось бы уделить цифровизации и развитию современных технологий. В наше время важно научить детей правильно использовать электронные ресурсы, развивать компьютерную грамотность, быть аккуратными при работе в интернете, использовать полученный социальный опыт и основы воспитания не только в условиях реальной жизни, но и уметь «переносить» в виртуальную. Именно поэтому считаю необходимым уделять должное внимание ведению социальных блогов и аккаунтов детей, их коммуникации в интернете, а также безопасности. Учитель, если мы говорим о его роли как наставника, может оценивать адекватность поведения ребенка в сети, давать советы, делать замечания, оказывать положительное воздействие на юных пользователей, которым еще столькому предстоит научиться. Именно в целях такого взаимодействия между учителем и учеником, необходимо выстраивать доверительные, дружеские отношения, в которых ребенку будет комфортно делиться с педагогом своими секретами, рассказывать о своей жизни, а также иметь связь через социальные сети. Это еще один компонент развития культурной личности, который в XXI веке является одним из важнейших.
Итак, особое внимание при организации воспитательной работы уделяется коммуникативному воздействию учащихся, творческому развитию личности, обретению социально - значимого опыта, знакомству с нормами и обычаями, помощи в поиске себя, самоопределению и самореализации. В школах проводится большое количество патриотических, экологических и спортивных мероприятий, но не стоит забывать, что самая объёмная работа лежит именно на классном руководителе, с которым дети проводят большее время своей школьной жизни. Чем интереснее и разнообразнее будет школьная жизнь, чем полезнее будет опыт, который дети приобретут в школьные годы, тем с большей благодарностью они будут вспоминать своих драгоценных учителей - наставников.
1 Закон РФ «Об образовании» от 29 декабря 2012 г. N 273 – ФЗ // Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года, одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года . — М. : Просвещение, 2010.