Воспитательный и образовательный потенциал исследовательской и проектной деятельности
Проект
«Воспитательный и образовательный потенциал исследовательской и проектной деятельности»
Автор проекта: Морозова О.С.,
учитель истории и обществознания
первой квалификационной категории
г.Новосибирск, 2020г.
Паспорт проекта
Полное название проекта | «Социальное партнерство школы и семьи как фактор повышения их воспитательного потенциала» |
Разработчик проекта | Морозова Ольга Сергеевна, учитель истории и обществознания первой квалификационной категории. |
Заказчик проекта | Социум |
Исполнители проекта | Администрация лицея Классные руководители Обучающиеся Родители |
Инновационная составляющая проекта | Основной идеей проекта является разработка и внедрение эффективной модели взаимодействия классного руководителя с родителями и представителями общественности для повышения воспитательного потенциала семьи и школы. |
Основания для разработки проекта | - Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы (Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 295 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 31 марта 2019 г. N 376); - Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. с изменениями 2019 г.; - приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010г. № 1897 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 г. № 1644); - распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва "Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года". |
Срок реализации проекта | Сентябрь 2019 г. – май 2020 г. |
Объемы и источники финансирования проекта | Финансирование в объёме бюджета |
Система организации контроля за исполнением проекта | Контроль над реализацией проекта выполняет заместитель директора по воспитательной работе. Корректировка (уточнение) программных мероприятий осуществляется кафедрой воспитательной работы. Результаты контроля предоставляются общественности через публикации на сайте школы, блоге учителя истории и классного руководителя. |
Краткая аннотация проекта
Основной идеей проекта является разработка и внедрение эффективной модели взаимодействия классного руководителя с родителями и представителями общественности для повышения воспитательного потенциала семьи и школы. Системообразующую роль играет проектная технология. Ее использование дает возможность классному руководителю создавать условия для развития взаимодействия всех участников образовательного процесса. Ребята и родители вовлекаются в активный творческий процесс, имеют возможность формулировать цель деятельности, разрабатывают план решения проблемы. Работа в группе, позволяет сформировать особый стиль общения, линии поведения, использовать те навыки, которые раньше были в коммуникации не нужны. Социальные партнеры находятся в равных условиях, не бояться быть не понятым, сделать ошибку. Используя проектную технологию (в течение 5 лет), я не раз имела возможность видеть, как меняются взаимоотношения семьи и школы. Возрастает доверие между социальными партнерами. Данная модель взаимодействия классного руководителя с родителями повышает воспитательный потенциала семьи и школы.
Возможны следующие формы реализации проекта:
через систему открытых классных часов классными руководителями,
проведение внеурочных занятий.
Данные мероприятия проводятся совместно с родителями, что позволяет родителям и детям по-новому взглянуть друг на друга в специально созданных «экстремальных» условиях. Данный проект, реализуемый совместно с учащимися 6 класса и их родителями, его можно рассматривать как первый этап социального взаимодействия. В дальнейшем предполагается внедрять и другие формы работы.
Постановка проблемы и актуальность проекта
Без дружеского взаимодействия, без тонкого взаимопонимания
учителя и родителей, школы и семьи невозможно счастье ребенка,
жизнь его может лишиться счастья, а без этого нет детства.
В. А. Сухомлинский.
Современное новое качество образования предполагает изменение не только содержания, но и всей области отношений между учащимися, их родителями, педагогами, школьной администрацией. Участники образовательного процесса выступают в современной школе партнерами. Социальное партнерство – особый вид совместной деятельности между субъектами социума, характеризующийся доверием, общими целями и ценностями, добровольностью и долговременностью отношений, а также признанием взаимной ответственности сторон за результат их
сотрудничества и развития. Необходимость объединения усилий школы и ее социального окружения так же продиктована изменяющимися условиями жизни общества, новыми технологиями и социальными требованиями к развитию личности, обеспечению готовности выпускников к социальной и профессиональной адаптации в обществе. Макаренко подчеркивал: «Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги»1. Во-первых, зачастую влияния оказываемые школой и семьей на ребенка разнонаправлены. Это приводит к социальной дезадаптации ребенка, обострению отношений между школой и семьей, к взаимному непониманию между школой, родителями и ребенком, снижению эффективности воспитательных воздействий на ребенка со стороны, как школы, так и семьи. Во-вторых, спектр вопросов взаимодействия школы и семьи сузился до вопросов, касающихся, в основном, обучения ребенка, отклонений в его поведении и материальными вопросами. Но без помощи семьи школа не может обеспечить высоких результатов воспитания. В отличие от социальных институтов семья воздействует на ребенка каждодневно, поэтому располагает почти неограниченными возможностями в формировании его личностных качеств. В-третьих, родители не считают школу «честным партнером» в совместном деле воспитания и образования. «Слова о школе развития, о воспитании, о педагогике сотрудничества, даже о жизненном и профессиональном самоопределении растущей личности родительский корпус в целом воспринимает как, в лучшем случае, педагогические декларации или как, в худшем случае, посягательство на частную жизнь семьи»2. Преодоление указанных тенденций происходит в последние полтора десятилетия с большим трудом, что также вызвано спецификой функционирования российской семьи в конце ХХ – начале XXI вв. Сложившиеся противоречия во взаимодействии школы и семьи на практике породили кризис имеющейся системы социальных партнеров. Поэтому необходимо искать новые пути взаимодействия, основанные на активной совместной деятельности: эмоционально-насыщенной, творческой по характеру, социальной по направленности; включающей единство когнитивного (новые знания), коммуникативного (общение), рефлексивного (анализ, самоанализ) аспектов. Требуется особая система организации деятельности всех участников образовательного процесса.
Цель проекта:
разработка и внедрение эффективной модели взаимодействия
классного руководителя с родителями и представителями общественности для повышения воспитательного потенциала семьи и школы.
Задачи:
Изучить теоретическую литературу по теме, педагогический опыт, выявить принципы и сущностные характеристики социального партнерства классного руководителя с родителями в рамках ФГОС
Сформировать банк инструментария форм, методов и приемов работы.
Разработать модель взаимодействия с родителями и представителями общественности.
Создать в рамках учебно-воспитательного процесса спектр возможностей для эффективного внедрения полученной модели.
Разработать систему способов оценки эффективности данных мероприятий.
Готовность к реализации проекта
Реализация проекта осуществляется в рамках воспитательной работы школы. Общее руководство осуществляет заместитель директора по воспитательной работе. Применяются такие формы работы как классные часы, проектная деятельность, лектории, внеклассные мероприятия. Подготовку осуществляет классный руководитель, родители и учащиеся.
Факторы, которые могут повлиять на реализацию проекта :
СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ Реализация государственных программ Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы (Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 295 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 31 марта 2019 г. N 376); - Привлечение к работе над проектом родителей, учащихся, педагогов лицея т.е. всех участников образовательного процесса (социальных партнеров). Разработанная система социального партнерства может быть использована классными руководителями. Готовность дополнять проект и вводить новые темы для его реализации в зависимости от изменения веяний времени. | ВОЗМОЖНОСТИ Обучение классных руководителей активным методам работы с учащимися и их родителями. Формирование классно-родительских коллективов. Проведение тематических классных часов (родители-дети), написание совместных проектов (например, ЗОЖ, Наш город - наши истории. ) Составление программы воспитания в соответствии с требованиями ФГОС
|
СЛАБЫЕ СТОРОНЫ Необходимо дополнительное время для подготовки и написания совместных проектов в условиях занятости родителей и детей. | УГРОЗЫ Обучение в две смены учащихся (необходимость состыковки времени работы преподавателя, родителей и времени обучения учащихся). Переформирование классных коллективов полное или частичное. (специализация классов) |
Этапы, содержание и методы реализации проекта
I этап (сентябрь-октябрь 2019 г.): организационный
№ | Содержание деятельности | Сроки реализации |
Формирование теоретической базы по теме проекта. Организация социального партнерства классного руководителя с родителями в рамках ФГОС - изучение теоретической литературы, раскрывающей закономерности, принципы и сущностные характеристики социального партнерства школы и родителей: Воликова Т. В., Гребенщиков И. В., Лернер П.С., Макаренко А.С. и др. - ознакомление с имеющимся педагогическим опытом по организации взаимодействия семьи и школы: Сухорукова А. С., Филиппова Е. Ф. и др. - анализ методических рекомендаций, выбор наиболее эффективных приёмов, форм работы. Понятие «социальное партнерство» на современном этапе развития общества: - знакомство с трактовками понятия на основе нескольких источников, определение основных его составляющих; - выявление структурных элементов понятия «социальное партнерство» - особый тип совместной деятельности между субъектами образовательного процесса, который характеризуется доверием, общими целями и ценностями; - определение условий, способствующих эффективной организации деятельности открытого, доверительного диалога, творческой атмосферы работы. | сентябрь 2019 г. | |
2. | Анализ нормативно-правовых документов для реализации проекта (Программы развития школы на 2018-2020 г., Основной образовательной программы школы на 2015-2020 г.). | сентябрь 2019 г. |
3. | Формирование кадрового обеспечения для реализации проекта: заместитель директора по воспитательной работе, классный руководитель, соц.педагог и психолог Лицея. | сентябрь 2019 г. |
4. | Изучение мотивации социальных заказчиков; - проведение первичной диагностики на уровень сформированности классного и родительского коллективов; - проведение анкетирования среди учащихся 6 Б класса, направленного на выявление их потребностей в совместной творческой деятельности (с целью уточнения компонентов деятельности); - проведение анкетирования среди родителей, позволяющего определить их отношение к совместной реализации проекта. Диагностика осуществляется по средством интерактивного общения. База данных формируется на гугл-диске, при использовании электронной анкеты - шаблона. Для прохождения анкетирования родители получают ссылку через мессенджер WhatsApp Формируется электронная база данных. | октябрь 2019 г. |
5. | Организация деятельности классного руководителя, социального педагога, психолога и завуча по воспитательной работе - постановка цели и задач проекта; - анализ механизмов его эффективной реализации в рамках социального партнерства; - определение содержания и элементов предполагаемой модели (с учётом результатов анкетирования учащихся 6 Б класса и родителей); - разработка модели социального партнерства семьи и школы в рамках работы классного руководителя 6Б класса, социального педагога, психолога и завуча по воспитательной работе, основанной на реализации их педагогического, творческого и воспитательного потенциала. | |
Второй этап (октябрь 2019- апрель2020 г.): деятельностный
Основные мероприятия этапа
№ п/п | Предполагаемое содержание деятельности | Предполагаемый период для реализации мероприятий |
1. | Диагностика и выбор основных направлений деятельности На стадии формирования классного и родительского коллективов (5-6 класс) необходимо выработать общие цели для построения социального партнерства На основе анализа данных выявлены интересы участников образовательного процесса, подобрана тематика мероприятий, формы вовлечения родителей в учебно-воспитательный процесс: совместные классные часы; проектно-исследовательская деятельность: «Каникулы в родном городе», «Герои ВОВ – герои 6Б» (учащиеся, родители, педагоги, администрация лицея). «университет для родителей»: цикл родительских собраний социально значимым темам: «Социальные сети в жизни школьника», «Осторожно – снюсы!», «Мобильный телефон - друг или враг» и др., проводятся классным руководителем при активном участии заместителя директора по воспитательной работе, социального педагога, психолога; открытые уроки в рамках дня открытых дверей; | октябрь 2019 |
2. | Реализация основных направлений деятельности Классный час. Модель взаимодействия классного руководителя с родителями предполагает реализацию нескольких направлений деятельности, одним из которых является проведение совместных классных часов. Классный час «Семейное древо профессий» Приложение 1 (в рамках Лицейского дня профориентации) призван познакомить ребят с миром профессий, через знакомство с семейными традициями и профессиональными семейными династиями. Особую значимость имеет подготовительный этап, т.к. над разработкой классного часа трудятся все участники образовательного процесса. Каждая семья в творческой форме рассказывает о профессиях в своей семье. Все выступления связаны не только общей темой, но и общим сценарием-сценкой. Участники классного часа попадают в поезд профессий, на необитаемый остров и волшебный лифт, а так же посещают виртуальную экскурсию. Гостями действа становятся семьи 6Б класса, представители администрации Лицея, педагоги школ НСО, что позволяет осуществить социальное взаимодействие. Несколько родителей выступают в роли сценаристов, звукорежиссеров, операторов. Родители совместно с классным руководителем готовят викторину: "Необитаемый остров", «Загадки о семейных профессиях», для всех участников мероприятия, которая отделяет одно выступление семейного коллектива от другого. Классный час несет в себе высокий воспитательный, творческий потенциал. Участники мероприятия объединены общими целями, интересами, выступают как социальные партнеры. | октябрь-ноябрь 2019 |
3. | «Проектно-исследовательская деятельность» Одним из направлений социального партнерства является проектно - деятельностное, реализующееся через разработку и осуществление школой и семьей совместных социальных, образовательных, культурных проектов, отдельных дел и акций, направленных на решение воспитательных задач (в рамках внеурочной деятельности «За страницами учебника истории»). Так же проектная деятельность позволяет создать условия для активизации познавательной, исследовательской, творческой деятельности обучающихся, педагогов, родителей. Проектная деятельность основана на принципах сотрудничества и диалога. Родитель чувствует, что он нужен школе и что школа работает с ним постоянно и системно. Информационное взаимодействие осуществляется через блог учителя - классного руководителя, эл.почты, мессенджер WhatsApp). Тему проекта учащиеся и родители выбирали самостоятельно исходя из собственных интересов и предпочтений («Каникулы в родном городе» Приложение 2). Работа над проектом раскрыла потенциал учащихся 6 «Б» класса, которые совместно с родителями и классным руководителем разработали цель проекта: стимулирование интереса к истории родного города; для того чтобы ее достичь поставили задачи: познакомить сверстников с наиболее интересными местами Новосибирска, создать каталог-презентацию, сценарий сказки «Каникулы в родном городе»/ «Каникулы Колобка в Новоибирске» Приложение 3 Учащиеся класса разделились на секции, во главе которых стояли родители: 1-ая секция: «Аналитики» - группа, которая занималась разработкой анкеты для выявления интересов подростков (10-15 лет) по вопросу «Как и где я отдыхаю в родном городе» (2 направления: спорт и здоровье, интеллект). Проводила опрос среди учеников школы, родителей и детей района, изучала программы регионального телевидения и местные газеты по данному направлению; выполнила анализ и мониторинг, помогла создать платформу для работы второй группы. Функцию контроля и информатизации осуществляли родители. 2-ая секция: «Исследователи» На основании выводов «аналитиков» провела экскурсию-исследование по Новосибирску (2ГИС, работа с картами, литературой, посещение интересных мест, выбранных по результатам опроса и отобранных по результатам исследования). В период посещения музеев, кинотеатров, и др. участники группы составили краткие отчеты-резюме о каждом объекте (в виде письменного отчета и фоторепортажей), выполнив тем самым главную задачу – историческое исследование. Родители осуществляли функции организаторов «походов» в музеи, кинотеатры, а так же контроля и информатизации. 3-я секция проводила открытые мероприятия, классные часы, конкурсы о родном городе, конкурс рисунков в рамках проекта «Мое любимое место города» для школьников лицея и учеников района, выставку лучших рисунков. Своей работой секция стимулировала интерес и познавательную деятельность подростков нашего лицея. Обосновывая актуальность, учащиеся научились аргументировать свою позицию. При разработке способов сбора и анализа информации по теме проекта получили возможность проявить фантазию, предлагая свои варианты решения проблемы. Среди ребят и родителей оказалось много творческих натур: Анна продемонстрировала свои возможности в области фотосъемки, Ирина проявила художественный вкус, создавая выставку рисунков. При реализации задуманного, в классе появились сценаристы: Юлия, Елизавета, Светлана, Валерия, которые готовили сказку для начальной школы по теме проекта. Работа дала возможность привлечь всех участников образовательного процесса: ребят, учителей, психолога, родителей и т.д. Причем, осознание того, что союзники в лице педагогов, родителей, классного руководителя необходимы, для успешной реализации задуманного, у ребят и родителей происходило самостоятельно. Получили развитие и организаторские способности ребят, так как работа в группах требовала согласованности действий всех секций: сбор работ на конкурс рисунков, проведение анкетирования и т.д. Процесс творчества неразрывно связан с процессом познания и воспитания. Так же важно, что классный руководитель не навязывает готового содержания, а у ребят возникает желание посоветоваться с педагогом и родителями. Работа над совместным проектом способствовала: - формированию культуры общения школьников с товарищами, педагогами, родителями; - сплочению участников образовательного процесса; - привлечению родителей к учебно-воспитательному процессу, организации и проведению мероприятий разной направленности, исходя из интересов и желания учащихся, родителей, педагога. Продуктом проекта стал сценарий сказки «Каникулы в Новосибирске» (Приложение ) В рамках проектно - деятельностного партнерства, ведется работа над проектом «Герои ВОВ – герои 6Б». Осуществлен первый этап работы по сбору и анализу информации: собраны документальные материалы, фотографии, письма с фронта. Предполагается создание сайта «Герои Победы» или электронного альбома, силами учеников и родителей, при поддержке Администрации лицея. Активная группа родителей предложила шаблон анкеты, позволяющий сформировать разделы сайта/электронного альбома. Предполагается проведение внеклассного мероприятия по итогам работы над проектом. | декабрь 2019-февраль 2020 |
4. | «Университет для родителей». Работу в рамках данного направления осуществляет классный руководитель совместно с заместителем директора по воспитательной работе, социальным педагогом и психологом, методистами лицея. Тематики обучающих занятий различны: «Образовательная программа Лицея», «Социальные сети в жизни школьника», «Осторожно – Снюсы!», «Мобильный телефон-друг или враг» и др. Данное направление включает в себя общешкольные родительские собрания, классные собрания, диспуты. Зачастую «заказчиками таких собраний и лекций» выступают родители. во-первых, их беспокоит социальная обстановка в которой живут и воспитываются дети. Но как подчеркивают сами родители, они не имеют базовых педагогических знаний которые помогли бы им разобраться в проблеме, правильно выстроить беседу со своим ребенком. Во-вторых, большую часть времени ребята проводят в образовательном учреждении, поэтому родители хотят и имеют право знать, какая работа проводится педагогическим коллективом. «Университет для родителей» реализует задачу психолого-педагогического просвещение родителей. | в течение года сентябрь-май 2019-2020 |
5. | Открытые уроки в рамках дня открытых дверей. «В целях обеспечения реализации основной образовательной программы в образовательном учреждении должны создаваться условия, обеспечивающие возможность участия родителей в образовательном процессе. Необходимо проводить работу по педагогическому просвещению и образованию родителей, по укреплению сотрудничества с родителями, использую различные виды и формы»3. Актуальными становятся открытые уроки с привлечением родительского ресурса. В рамках дня открытых дверей в Лицей приглашаются родители обучающихся. Они принимают активное участие в работе классного коллектива. Обычно родителей не более 10 человек. Поэтому урок проводится в виде группового занятия. Формируются коллективы по 5-6 обучающихся плюс два родителя. Уроки открытия новых знаний, урок-диспут и др. позволяют соединить педагогическое просвещение с педагогическим самообразованием родителей. В рамках урока они вместе с обучающимися определяют тему занятия, формулируют цель, задачи урока. Т.е. родители проходят с ребятами все этапы урока, становятся равноправными участниками образовательного процесса. Родители видят работу класса в целом и работу своего ребенка, и что немало важно подготовительную работу, которую проводит учитель, прежде чем прийти на урок. Во время занятия происходит знакомство с новыми подходами в образовании, методиками преподавания. Такое взаимодействие позволяет создать атмосферу взаимопонимания. Об этом свидетельствуют отзывы родителей в рамках обратной связи. | в течение года сентябрь-май 2019-2020 |
III этап (апрель – май 2019г.): аналитический
№ | Содержание деятельности | Сроки реализации |
1. | Научно-методическая деятельность - формирования банка инструментария форм, методов и приемов работы классного руководителя с родительским коллективом на основе изученной теоретической литературы и педагогического опыта; - формирование электронного банка методических разработок по организации работы с родителями в рамках социального партнерства; сформирована методическая копилка классных часов: «Семейное древо профессий», «Семейные ценности»; разработаны сценарии открытых уроков в рамках дня открытых дверей; (родители, дети, кл.руководитель, учитель-предметник); - разработка методических рекомендаций организации работы с родителями в рамках ФГОС; - оформление педагогического опыта, накопленного в ходе реализации проекта. | Апрель 2019 г. |
2. | Психолого-педагогическая деятельность - сравнительный анализ результатов первичной и вторичной диагностик с целью определения эффективности реализованных в ходе проекта мероприятий; - изучение степени удовлетворенности социальных заказчиков (учащихся 6б класса, их родителей) организованной в рамках образовательного учреждения деятельностью, основанной на реализации модели социального партнерства. | Май 2019 г. |
3. | Учебная и внеучебная деятельность - использование разработанной модели во внеурочной деятельности и в совместной деятельности с родителями в рамках работы классного руководителя. | Май 2019 г. |
4. | Мониторинговая деятельность - проведение мониторинга уровня воспитанности учащихся 6 Б класса - разработка системы способов оценки ценностно-смыслового отношения социальных партнеров к совместной деятельности; оценка воспитательного компонента. | Май 2019 г. |
В период реализации проекта растет интерес социальных партнеров к совместной групповой деятельности, к нестандартным ситуациям и способам их решения. Атмосфера в классно-родительском коллективе стала более благожелательной.
Прогнозируемые конечные результаты деятельности
По окончании реализации проекта предполагается:
повышение эффективности совместной воспитательной деятельности семьи и школы;
расширение партнерских взаимоотношений с родителями через организацию проектно-исследовательской деятельности, праздников, акций;
вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс школы через систему открытых уроков и родительских университетов.
Практическая значимость результатов
В связи с тем, что данный проект уже частично реализован и должен быть закончен в мае 2020 года, можно говорить о том, что:
- разработана и апробирована система мероприятий, направленных вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс школы;
- формуется активная жизненная позиции родителей по отношению к школе;
- разработаны продукты методической деятельности (сценарии классных часов, материалы обучающих лекций, конспекты совместных открытых уроков).
- определены направления дальнейшей работы ;
Критерии и показатели эффективности реализации проекта:
Высокая мотивация социальных партнеров к творческой и воспитательной деятельности по реализованным в ходе проекта направлениям;
Отсутствие конфликтных ситуаций между классно-родительским коллективом 6 Б и педагогическим коллективом Лицея.
Формирование в классе позитивного эмоционального фона и толерантного отношения обучающихся друг к другу.
Повышения уровня воспитанности учащихся 6 Б класса с 66% до 73% (по данным анкетирования);
Ресурсное обеспечение проекта
Финансовые средства для приобретения канцелярских товаров (цветные маркеры, флипчарты, бумага для принтера, файлы), необходимых для проведения занятий с учащимися – 2000 рублей.
Оплата работы преподавателей заложена в бюджет лицея.
Функционкционал участников проекта
Заместитель директора по воспитательной работе:
Составление плана воспитательной работы на текущий учебный год;
Осуществление контроля за подготовкой тематических классных часов, родительских собраний, открытых занятий;
Организация мониторинга эффективности реализации проекта.
Классный руководитель:
Готовит методическое обеспечение занятий;
Проводит обучающие семинары для родителей по проектной деятельности; классные часы, родительские собрания.
Оценивает успешность овладения учащимися и родителями навыками командной работы, уровень воспитанности учащихся класса.
Учащиеся и родители:
Овладевают основами командной и групповой работы;
Раскрывают свой воспитательный потенциал, учатся ответственно относиться к принимаемым решениям.
Ставят совместные цели и задачи. Разрабатывают планы их реализации.
Перечень источников
Список использованной литературы
Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М.: Академический проект, 2001.
Безруких М., Ефимова С., Круглов Б. Почему учиться трудно? М.1996.
Воликова Т. В. Учитель и семья. - Москва, 1997
Гребенщиков И. В. Школа и семья. - Москва, 1995.
Кулик Л.А., Берестов Н.И. Семейное воспитание. – М.: Просвещение, 1990.
Лернер П.С. Бифуркации педагогической парадигмы в профильном образовании учащихся старших классов // Профильная школа Москвы: опыт, проблемы перспективы: Материалы науч.-практич. конференции (г. Москва, 14–15 мая 2003 г.). М., 2003
Лернер П.С. «О жизненном самоопределении школьника». Домашнее воспитание, №5, 2002.
Макаренко А.С. Педагогические сочинения в 8 т.: Т.5 – 1985г.
Подласый И. П. Педагогика т. 2 - Москва, 1999.
Сухомлинский В. Мудрость родительской любви. - Москва, 1990.
Сухомлинский о воспитании В.А./ Сост. С. Л. Соловейчик. М. 1979.
Сухорукова А. С. Управление сотворческими процессами. // Библиотека журнала «Директор школы», 2000. — № 8.
Филиппова Е. Ф. Социальное партнерство — условие развития школы. // Журнал «Справочник руководителя образовательного учреждения» — 2004. — № 6 — с. 38–41.
1 Макаренко А.С. Педагогические сочинения в 8 т.: Т.5 – 1985г.
2 Лернер П.С. Бифуркации педагогической парадигмы в профильном образовании учащихся старших классов // Профильная школа Москвы: опыт, проблемы перспективы: Материалы науч.-практич. конференции (г. Москва, 14–15 мая 2003 г.). М., 2003
3 ФГОС (пункт 22)