Статья «Воспитательный потенциал учебного занятия по ЛЕГО конструированию для детей 5-6 лет»
Воспитательный потенциал учебного занятия по ЛЕГО конструированию для детей 5-6 лет
Коваленко Ирина Вячеславовна,
педагог дополнительного образования
БОУ ДО г. Омска «ДДТ ОАО»
В современном мире актуальным является формирование у дошкольников прединженерного мышления. Данное понятие введено Миназовой Л. И. По ее мнению, прединженерное мышление можно формировать на основе научно-технической деятельности. Прединженерное мышление имеет тенденцию к универсализации и распространению на все сферы человеческой жизни.
LEGO – это уникальный конструктор. Технология LEGO – одна из известных и распространенных сегодня педагогических систем, использующая трехмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребенка. LEGO имеет полифункциональные свойства, он весьма эффективен для развития прединженерного мышления.
Целенаправленное использование ЛЕГО-конструирования создает условия не только для интенсивного развития элементов логического мышления, способностей детей к моделированию, формируя навыки прединженерного мышления, но и для формирования личностных качеств, таких как целеустремленность, самостоятельность, аккуратность, умение работать в команде, планируя деятельность. Конструктор побуждает работать два полушария головного мозга, что сказывается на всестороннем развитии ребенка.
Интеграция образовательных областей «познавательно-речевое развитие» и «социально-коммуникативное развитие» на занятии по легоконструированию позволяет педагогу достигать воспитательных задач.
На занятиях по легомоделированию дети 4-5 лет начинают собирать простые фигуры по рисунку и играть с ними. Для развития мелкомоторных умений конструкторы «Лего» подходят лучше всего. Сконструированные из блоков «LEGO DUPLO» игрушечные животные помогают каждому ребёнку получить положительные эмоции от самостоятельного творчества и взаимодействия в парной работе. Подбор деталей, сортировка, скрепление, разбор моделей - всё это требует от ребёнка беглости пальцев, определенной ловкости.
Для поддержания интереса к занятиям начальным техническим моделированием мы используем разнообразные формы и методы проведения занятий:
беседы, в том числе эвристические, с совместным целеполаганием;
работа по образцу (выполнение заданий в предложенной последовательности);
самостоятельное проектирование (закрепление теоретических знаний и осуществления собственных незабываемых открытий);
коллективные работы (дети работают группами, парами).
Организованные педагогом дидактические игры расширяют кругозор, актуализируют знания об окружающем мире, создают предпосылки для формирования коммуникативных компетенций. Мы создаем условия для усвоения ребёнком знаний о домашних и диких животных, их жизни в природе. Используя прием визуализации, ребёнок активно взаимодействует с собственной сконструированной игрушкой, участвует в эвристической беседе. Осваивая тему «Домашние животные» дети в парной работе конструируют одно из домашних животных, схему которого они получают, отгадав загадку. В данной теме отрабатываются знания детей об особенностях содержания и роли домашних животных в жизни людей. Дети конструируют кошку, собаку, лошадь. На занятии «Дикие животные» дети конструируют жирафа, медведя (бурого и белого), слона.
Ребёнок конструирует по образцу или схеме (исходя из своих возможностей) заданную модель, параллельно участвуя в беседе об особенностях жизни данного животного. Во время занятия ребёнок оперирует собственным наглядным пособием, которое он отождествляет с живыми объектами, отображаемыми в презентации. Дети 5 лет работают с конструктором «LEGO DUPLO», ближе к шести годам используем конструкторы «LEGO education» и «LEGO Classic», в которых размер деталей уменьшается, ввиду чего усиливается работа мышц кистей. При этом формируются важные когнитивные функции: восприятие и ощущение, внимание, память, мышление, воображение. Для развития эмоциональной и волевой сферы детям важно не только создать игрушку, но и поиграть со своими друзьями в группе. Свободная игра с собственным сконструированным животным является важным моментом каждого занятия. В домашней обстановке ребёнок может продолжить играть с понравившимся животным, сконструировав его по предложенной схеме. Таким образом, происходит закрепление знаний, полученных на занятии, а также развитие мелкой моторики и беглости в сборке.
Кроме того, созданные модели игрушек могут стать помощниками в регулировании поведения ребенка (стеснительность, агрессивность, обидчивость). Для этого на занятии организуется сюжетно- ролевые игры, в которых через игровой сюжет можно проиграть жизненные ситуации и найти правильный выход. При этом можно применять оценку поведения и его регулирование именно через игрушку ребёнка, не применяя оценку личности, чтобы сформировать представления о добре и зле, доброжелательность, сопереживание, умение усмирять страхи и капризы, аккуратность, организованность.