Программа учебного курса «Конструирование в среде ЛЕГО» для 5–8 классов
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 42
с углубленным изучением отдельных предметов г. о. Самара.
Утверждено к использованию
решением педагогического совета № 1 от « 28 » августа 2014года
Программа учебного курса
«Конструирование в среде ЛЕГО»
5 – 8 классы
Автор: Пародина Ольга Александровна учитель технологии высшей категории
Самара, 2014 год
Пояснительная записка.
Рабочая программа разработана на основе примерной программы по технологии, Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, авторской программы учебного курса «Конструирование в среде ЛЕГО», автор - Пародина О.А. Программа утверждена решением педагогического совета протокол № 1 от 28 августа 2014 года.
Учебная программа курса «Конструирование в среде ЛЕГО» представляет собой последовательный курс, позволяющий расширить знания учащихся в образовательной области «Технология» и сформировать умения проектирования, моделирования и конструирования технологических систем.
Освоение технологических знаний, в том числе и конструирования, позволяет развивать широкие познавательные интересы и инициативу учащихся, стремление к творчеству, отношение к труду и творчеству как к состоянию нормального человеческого существования, ощущение доступности обновления своих компетенций.
Изучение курса «Конструирование в среде ЛЕГО» направлено на достижение следующих целей:
способствовать творческому развитию учащихся;
ознакомить учащихся с основами графической грамотности;
способствовать формированию технического мышления и пространственного представления, творческого воображения, художественно-конструкторских способностей;
сформировать такие умения и навыки в конструировании, как выполнение эскизов, описание модели, разработка конструкции.
Проведение практических работ и создание проектов, направленных на решение проблем различных жизненных ситуаций с применением изучаемых технологий позволяет ориентировать учащихся на формирование:
основ гражданской идентичности и чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
ценностей семьи и общества и их уважение;
чувства прекрасного и эстетических чувств;
способности к организации своей учебной деятельности;
самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе;
целеустремленности и настойчивости в достижении целей;
готовности к сотрудничеству и помощи тем, кто в ней нуждается.
Общая характеристика учебного курса.
Программа включает в себя различные разделы и темы, которые позволят проектировать, строить и испытывать механизмы.
Практическим занятиям предшествуют беседы по изучаемой теме. Изучение механизмов направлено от простого к сложному. Учащиеся конструируют механизмы, помогающие решить различные практические проблемы.
Для закрепления изученных тем ребята сами разрабатывают и собирают модели технологических систем для решения трудных ситуаций, возникающих в реальной жизни. В процессе работы используются различные наборы Lego, а так же компьютерные программы.
Описание места учебного курса в учебном плане.
На занятия по конструированию в 5-8 классах отводится 1 час в неделю, 34 часа в год. Всего на курс отводится 136 часов.
Результаты освоения учебного курса.
Усвоение данной программы обеспечивает достижение следующих результатов.
Личностные результаты
Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе о нравственных нормах.
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, учений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия.
Овладение способностью принимать и реализовывать цели и задачи учебной деятельности, приемами поиска средств ее осуществления.
Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Познавательные универсальные учебные действия.
Использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, готовить свое выступление и выступать с мультимедийным сопровождением, соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.
Использование знаково-символических средств представления информации для создания графических моделей, изучаемых объектов.
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесение к известным понятиям.
Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Коммуникативные универсальные учебные действия.
Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме.
Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Предметные результаты.
В результате изучения курса «Конструирование» обучающиеся на ступени основного общего образования получат следующие знания и умения.
5 класс.
Ученик научится:
собирать различные конструкции из Lego, используя различные способы крепления;
работать с компьютерной программой Lego Cad;
выполнять эскизы модели;
читать простейшие схемы сборки моделей из Lego;
собирать модель по эскизу или схеме.
Ученик получит возможность научиться:
самостоятельно разрабатывать конструкцию устройства для решения жизненной проблемы;
самостоятельно вычерчивать эскиз простого устройства в 3-х видах;
Введение. Знакомство с конструктором. Конструирование и моделирование арок. Конструирование и моделирование мостов. Строительные конструкции на стяжках. Строительные конструкции на растяжках. Жесткие опорные конструкции.
Компьютерное 3D моделирование (9 часов)
Основа графической грамотности. Эскиз модели в трех видах. Знакомство с программой Lego Cad. Виртуальная модель.
Проектирование (9 часов). Резерв (3 часа)
Моделирование и конструирование систем по проблемной ситуации. Мини-проект «Детский городок». Составление плана. Разработка и сборка конструкции. Представление работ.
6 класс. «Motorized systems»
Введение в модульное конструирование. Знакомство с конструктором. Модули ременной передачи и ременного сцепления. Модуль цилиндрической зубчатой передачи. Передача вращения под углом 90 градусов. Блоки и полиспасты. Преобразование видов движения: кулачки, кривошипы, эксцентрики. Конструирование и моделирование устройств с использованием различных механизмов. Описание моделей
7 класс. «Пневматика Lego Dacta»
Пневматика Lego Dacta (21 час)
Введение. Знакомство с конструктором. Изучение элементов пневматической системы. Исследования работы устройств. Мини – проект. Моделирование и конструирование устройства.
Творческий практикум (13 часов)
Выбор темы для проекта. Постановка проблемы. Цели и задачи проекта. Исследования по проблеме. Разработка конструкции. Дизайн-анализ технологической системы. Презентация работ.
8 класс. « Энергия, работа, мощность»
Энергия, работа, мощность (12 часов)
Знакомство с конструктором Elab 9680. Потенциальная энергия. Поднимаем груз. Используем редуктор. Кинетическая энергия. Скатываемся с горки. Сопротивление воздуха. Потенциальная – кинетическая – потенциальная. Производство электроэнергии. Подключение генератора к мотору. Аккумулирование энергии в резиновой ленте. Аккумулирование кинетической и электрической энергии. Энергосистема.
Творческий практикум (22 часа)
Моделирование и конструирование систем по проблемной ситуации. Исследования работы созданной системы.
Тематический план курса.
5 класс
№ урока п.п.
№ урока в теме
Тема урока
Примечание
Количество
часов
I.Строительные конструкции– 13 часов
Введение. Свойства строительных конструкций. Арки.
Карт. 1.1, 1.2
1
Конструирование арок.
Карт. 1.3
1
Моделирование арок.
Карт. 1.4
1
Строительные конструкции на стяжках. Устойчивость конструкции.