Статья на тему «Формула Здоровья»
Формула здоровья
Моисейкин А.В.,
учитель МБОУ СШ № 37
г. Липецка
“Здоровьесберегающие образовательные технологии – это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся”
Проф. Н.К.Смирнов
В наше сложное время нельзя оставаться равнодушным, смотреть на безделье подростков, на их сомнительные игры и пустое времяпрепровождение, поэтому я - учитель высшей квалификационной категории по информатике МБОУ СШ № 37 г. Липецка, решил, что здоровье детей, их организованный досуг – это самое важное направление учебно-воспитательной работы педагога. Как учитель, преподающий информатику, понимаю, что ученики на моих уроках работают с «опасным», с точки зрения здоровья, инструментом – компьютером. Более того, процесс восприятия материала требует от ученика более значительного, чем при других методах обучения, зрительного, эмоционального, умственного напряжения. Информация учениками воспринимается с экрана монитора, что увеличивает зрительную нагрузку. Самыми уязвимыми при работе с компьютере являются, прежде всего, глаза, зрение. Различение знаков со светящегося экрана чередуется с переводом взгляда на клавиатуру, вызывает напряжение мышц двигательного аппарата. Статическая неподвижная рабочая поза, вызывающая усталость и боль в мышцах рук, шеи, плеч и спины, может привести к нарушениям опорно-двигательного аппарата, ухудшению состояния здоровья школьников, снижению работоспособности, внимания, головным болям, общему утомлению учащихся. Поэтому стараюсь строить свой урок так, чтобы чередовать работу за компьютером и другими видами деятельности, применяю здоровьесберегающие технологии. Обязательно провожу физкультминутки, упражнения для глаз. Кабинет информатики оборудован ростовой мебелью, компьютерными креслами, что позволяет любому ученику сидеть правильно за компьютером, сохранять осанку, соблюдать гигиенические требования к рабочему месту.
Основными целями здоровьесбережения на уроках информатики и ИКТ, являются следующие:
создание организационно - педагогических, материально – технических, санитарно – гигиенических и других условий здоровьесбережения, учитывающих индивидуальные показатели состояния учащихся;
создание материально – технического, содержательного и информационного обеспечения агитационной работы по приобщению подрастающего поколения к здоровому образу жизни.
Для реализации данных целей стараюсь решить следующие задачи:
отслеживать санитарно – гигиенического состояния класса;
нормировать учебную нагрузку и объем домашнего задания в соответствии с требованиями;
давать знания по предмету несущие воспитательное воздействие, в том числе, формирующие здоровый образа жизни учащихся;
осваивать новые методы деятельности в процессе обучения школьников, предполагающие использование здоровьесберегающих технологий на уроках.
Самообразование и участие в обобщении опыта путем ознакомления с работами коллег, научной литературой по проблеме здоровьесбережения является неотъемлемой частью работы каждого учителя информатики и ИКТ.
При составлении тематического планирования мне приходится предусматривать здоровьесберегающие компоненты. При подготовке к урокам, в зависимости от содержания учебного материала, планирую вопросы о сохранении и укреплении здоровья, формировании здорового образа жизни.
В наш информационный век ученики осваивают информационное пространство – Интернет. Здесь, кроме заболеваний глаз и костно-мышечной системы учащихся подстерегают различные психические ловушки. Это связано с негативной информацией, которая может попасться учащимся при путешествии по всемирной паутине. С такой информацией необходимо бороться с законных позиций, т.е. принимать законы по борьбе с пропагандой наркотиков, насилия, экстремизма. Как показывает опыт, вводить фильтры и запреты сверху, мало эффективно. Запретный плод всегда сладок. Поэтому здесь есть один выход - воспитывать информационную культуру учащихся. Стараюсь сделать Интернет безопасным, прописываю пути для поиска информации по различным темам. Вместе с учащимися разрабатываем правила Internet-этикета, памятки по безопасному путешествию по всемирной паутине. Конечно, на уроке не хватает времени для проведения работы по воспитанию правильного отношения ребенка к своему здоровью, но здесь приходит на помощь внеурочная деятельность по предмету.
Вооружая учащихся знаниями и методами работы с мультимедийными презентациями я стремлюсь к тому, чтобы учащиеся применяли свои знания на благо своему здоровью, вели пропаганду здорового образа жизни. Школьный конкурс мультимедийных презентаций «Формула здорового образа жизни» стал традиционным. В этом конкурсе принимают участие все желающие, и после завершения конкурса медиатека школы пополняется презентациями, видеороликами по этой важной тематике, которые потом используются учителями нашей школы во внеклассной работе. Такие презентации можно увидеть на школьном сайте, сайте учителей и классов нашей школы. Уже не первый год школьники нашей школы участвуют и побеждают в конкурсах различного уровня по здоровому образу жизн, где применяют свои знания по ИКТ в разработке различных проектов, осваивая новые программы и инструменты.
Я являюсь классным руководителем 10 класса МБОУ СШ № 37 г. Липецка. Когда учащиеся пришли в 5 класс из начальной школы, то первое, на что я обратил внимание – это здоровье детей. В классе больше половины детей имеют хронические заболевания. Поэтому основным направлением в воспитательной работе с классом и родителями стало сохранение здоровья учащихся.
Для реализации этого направления разрабатываются и проводятся тематические классные часы, декады здорового образа жизни, различные мероприятия, которые я стараюсь проводить при участии родителей класса, но самым большим подспорьем в формировании здорового образа жизни я является занятость детей физкультурой и спортом. Наша школа находится в 30 км от города Липецка. Среди учреждений дополнительного образования в микрорайоне поселка функционирует только музыкальная школа, а чтобы заниматься спортом детям приходится ездить в город Липецк. Не каждый родитель отпустит 10-14 летнего подростка одного в спортивную секцию, которая находится в Липецке. Поэтому я, в прошлом легкоатлет-перворазрядник, решил организовать группы по изучению основ морского многоборья. Школа заключила договор с учреждением дополнительного образования ЦДТ «Левобережный». Наша школа носит имя одного из выпускников школы, старшего мичмана АПЛ «КУРСК» Владимира Козадёрова, поэтому заниматься в объединении «Юный моряк»» для наших учеников - полезно и почетно.
Формирование зрелой, физически здоровой, адаптированной к жизни в социуме личности - вот цель, которую я поставил перед собой, начав работать преподавателем дополнительного образования.
Реализация программы дополнительного воспитания по морскому многоборью позволяет мне решать следующие задачи:
- воспитание гордости за свою страну, уважение к Вооружённым Силам, их боевым традициям, военной профессии;
- формирование у подростков здорового образа жизни;
- воспитание гуманного отношения к людям;
- формирование у молодёжи социальной активности;
Смысл моей работы заключается в том, чтобы добиться и от себя, и от ученика не только наличие теоретических и практических знаний, умений и навыков, но и решать воспитательные задачи, применять новые технологии, использовать педагогические инновации, самосовершенствоваться и достигать лучших результатов в обучении.
Для организации физкультурно–массовой деятельности во внеурочное время я стараюсь, чтобы эта цель была принята учащимся и заложена в его сознание таким образом, чтобы у него пробудился интерес к занятию, возникло желание проявить определённое волевое усилие для достижения своих спортивных целей и вести здоровый образ жизни.
Я считаю, что занятия любым видом спорта – это феномен единства развития в человеке физического и духовного, формирование культуры движений, это способ жизни и способ развития целостной личности. Поэтому в своей работе использую такие методы и формы обучения:
Словесно-практический метод – объяснение новой темы я совмещаю с показом, что является эффективным усвоением нового материала.
Метод имитации – направлен на то, чтобы лучше усвоить новую тему и технику выполнения упражнения.
Методы стимулирования интереса к занятиям:
игры, игровые формы организации занятий – всем известно, что через игру можно активизировать процесс непроизвольного запоминания, повышение интереса к спортивной деятельности, углублению познания через эмоции. Ещё К. Д. Ушинский говорил, что в игре «формируются все стороны души человеческой, его ум, его сердце, его воля… не только в игре высказываются наклонности ребёнка и относительная сила его души, но и сама игра имеет большое влияние на развитие способностей и наклонностей, а, следовательно, и на его будущую судьбу».
в своей работе я стараюсь использовать и экскурсии. Конечно, это спорный вопрос: экскурсия – это метод или форма обучения? В моей практике - это является методом стимулирования интереса к учёбе. Зимой мы с детьми ходим в пельменные походы на лыжах, где играем, совершенствуем навыки и умения лыжной ходьбы и бега, закаляемся, совмещаем приятное с полезным. В нашей школе создан музей «Истоки», где одна из экспозиций посвящена подводнику Владимиру Козадерову. Экскурсии в школьный музей позволяют мне создать положительно эмоциональный настрой ребятам, что помогает при ведении занятий. Традиционным стал и велопробег в село Двуречки, Грязинского района Липецкой области на родину 4 героев Советского Союза - Литаврина С.Г., Басинских В.А., Бахаева С.А., Присекина Т.З. и героя России Флерова И.А. с посещением музея И.А.Флерова.
летом, я со своими воспитанниками участвую в работе летнего лагеря с дневным пребыванием. Эта смена в лагере подводит итог всему, чему я научил учащихся за год. Здесь проходят практические занятия на ялах, совершенствуется физическую подготовка. Завершает смену - однодневный поход на ялах, где проходит награждение, анализируется пройденный курс обучения, ставятся новые задачи.
Методы поощрения и порицания – проходят в необычной форме, то есть я использую методику «нему» беседу», которая играет большую роль на реализацию этого метода. Эта форма акцентирует внимание учащихся на занятии, ребёнок постоянно смотрит на педагога, внимательно слушает задание, пытается выполнить так же, как и у него и поведение конечно, соответствующее на уроке, потому что ребёнок сосредоточен на занятие.
Методы контроля и самоконтроля:
индивидуальный контроль - применяю к тем учащимся, которые освобождены или относятся к специальной медицинской группе. На занятии они выполняют отдельно комплекс гимнастики или работают по карточкам. Также учащихся с медицинскими противопоказаниями я привлекаю для организации мероприятий в качестве помощников, судей на отдельных этапах. Все это позволяет учащимся чувствовать свою значимость, верить в свой успех.
Практические занятия - использую систематически в течение всего учебного периода.
Сдача контрольных нормативов.
Методы, используемые для приобретения новых знаний, их закрепления и выработки умений и навыков:
работа с информацией (книги, интернет, учебные пособия и плакаты - использую как метод получения новых знаний, написание учащимися рефератов и докладов по темам: «Развитие видов спорта, морского многоборья», «Влияние спорта на формирование здорового образа жизни» и т.п.;
практические упражнения – использую на каждом уроке.
Разрабатывая содержание обучения и воспитания, исхожу из следующего триединства условий:
Содержание должно удовлетворять интересы общества во всестороннем физическом развитии личности школьников, так как наблюдается снижение уровня здорового поколения. Это видно из состояния здоровья учащихся. Зачастую этому способствует ряд причин – пустующие спортивные площадки, отсутствие умения играть в игровые виды спорта: баскетбол, волейбол и даже футбол, пристрастие школьников к курению, алкоголю, наркотическим средствам. Поэтому моя задача заключается в том, чтобы помочь учащимся овладеть спортивной грамотностью, научить их тому, что я знаю и умею сам.
Содержание должно обеспечивать формирование знаний, умений и навыков в организации и проведении самостоятельных форм занятий.
Содержание должно формировать самостоятельность учащихся и их творчество, развивать межличностные общение, уважение к себе и окружающим, давать возможность для самовыражения и содействовать самоопределению.
В учебном процессе немаловажную роль играют и средства обучения. На уроках я использую такие средства: свои организаторские способности, ТСО, спортинвентарь- это всё является предметной поддержкой учебного процесса. Некоторые учебные пособия делаем вместе с ребятами.
В своей работе я стараюсь использовать нетрадиционные формы обучения. Систематическое применение образовательных технологий, правильная разработка содержания образования и планомерное использование средств обучения даёт неплохие результаты. За последние пять лет мои ученики не раз становились победителями и призерами соревнований по морскому многоборью различного уровня. Наряду с успехами существуют и проблемы, над решением которых необходимо продолжать работу. Есть дети, которые хотели бы заниматься морским многоборьем, но по медицинским показаниям они не могут быть записанными в группу. Я считаю, что нельзя «проходить» мимо таких случаев, надо совместно с медицинскими специалистами разрабатывать занятия для таких детей. А нам педагогам, необходимо изучать соответствующую литературу. Занятия способствуют развитию положительного отношения к обучению: ребята обычно лучше учатся и серьёзнее относятся к поручениям, развиваются крепкие дружеские отношения, чувство коллективизма и взаимовыручки.
Более 10 лет назад по моей инициативе было разработано положение о Школьной Спартакиаде. 1 сентября 2010 года был дан старт Первой Школьной Спартакиаде, в которой принимают участие не только команды классов, но и команда учителей. Разработана круглогодичная циклограмма соревнования. После каждого соревнования подводятся итоги, и команде победительнице вручается переходящий кубок, наиболее отличившиеся спортсмены награждаются грамотами. С сентября по январь проводятся соревнования по легкоатлетическому кроссу, теннису, баскетболу, мини-футболу, легкоатлетической эстафеты, волейболу в которых каждый год принимает более 200 учащихся и 20% преподавателей нашей школы. Все остальные учащиеся приходят на спортивные соревнования, чтобы поддержать команду класса или классного руководителя, придумывая кричалки, девизы.
Все это способствует формированию здорового образа жизни учащихся и помогает мне вывести формулу здоровья:
ЗДОРОВЬЕ= Генотип + ЗОЖ + спорт + улыбки - вредные привычки.