12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Кулагина Светлана Петровна108

АН ДОО «Алмазик» г.Мирный РС (Якутия)

Детский сад №12 «Солнышко»


Кулагина Светлана Петровна, учитель-логопед


БЕСЕДА С РОДИТЕЛЯМИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Все тайны мироздания, или Счастливое детство


Да, что заешь в детстве –

знаешь на всю жизнь, но и:

чего не знаешь в детстве -

не знаешь на всю жизнь.

Марина Цветаева


Вы, наверно, обращали внимание на то, как красив думающий ребёнок? Как он прекрасен, когда озарён мыслью! Его глаза горят и сверкают! А ведь в наших с вами силе помочь ребёнку стать умным! Каждый человек рождается с огромными потенциальными возможностями мозга, развивать которые необходимо с раннего детства. Главными психическими функциями, позволяющими успешно обучаться детям в школе, являются память, внимание, мышление, воображение и речь. Но часто они остаются не развитыми в должной мере! А ведь специалисты разных стран рассматривают ранний и дошкольный возраст в качестве важных ступеней интеллектуального развития ребёнка. Несомненно, умным легче вырасти не тому ребёнку, который организовывал своё мышление сам, а тому, которому помогли научиться мыслить! Недавно встретилась замечательная фраза великого философа Иммануила Канта: «Обучать ребёнка следует не мыслям, а мышлению».

Давайте рассмотрим обычную ситуацию в обычной семье: потихоньку растёт малыш, окружённый вниманием мамы и папы, бабушки и дедушки. Лишённые педагогических компетенций, родители и не задумываются, что потенциал развития их ребёночка намного больше, чем то, что они себе представляют!!

Оказывается, их малыш уже в два года способен отлично запоминать буквы и к трём годам способен знать все буквы алфавита! Правда, здесь родители не должны забывать, что учить ребёнка следует звукам, а не буквам!! Иначе получится так, что начнёт малыш складывать слоги, а тут вдруг и препятствие: «Эль» пропеть с «А» и не удастся.

В четыре года обыкновенные дети свободно, причём бегло, читают!! Мои личные четыре ребёнка - яркий тому пример.

Безусловно, такое станет открытием после того, как родители будут работать с ним! Но часто взрослые объясняют своё нежелание заниматься ребёнком отсутствием свободного времени, что является лишь отговоркой. Умные родители рядом с умными детьми, а не наоборот!!

Возможно, услышу возражение: и что? Читать? А пусть учит школа! Родители и не подозревают, какой толчок в развитии ребёнка даёт раннее чтение!

А семейное чтение?! Почему бы ему не стать традицией в каждой семье? Ребёнок чётко ждёт определённого, например, вечернего времени как праздника души в ожидании продолжения замечательной сказки или весёлых рассказов Виктора Драгунского!

Эти важные и главные страницы жизни ребёнка обязательно скажутся на его мироощущении, характере, восприятии жизни, и, конечно, дадут мощный толчок бесконечной любви к Вселенной…

«Читайте детям стихи. Пусть ухо их приучается к гармонии русского слова, сердце преисполнится чувством изящного. Пусть поэзия действует на них как музыка», - сказал В.Г. Белинский. Но стремимся ли мы к этому? Учим стихи в детском саду лишь те, что дал воспитатель, в школе - лишь те, что даёт программа. А творчество наших детей? Почему-то к нему и не побуждаем!! Как мало, а то и вовсе не сочиняем с ребёнком сказки, простые истории, а ведь это очень развивает воображение малыша! Простейший пример такой работы в бесхитростной игре «Подберём рифму?» - увлекательное действие для обеих сторон! Не замедлит сформироваться и богатая речь вашего чада.

А вот некоторые из 75 простых советов психолога Венди Уильямс, которые помогут ребёнку полюбить чтение:

Наслаждайтесь чтением сами и выработайте у детей отношение к чтению, как к удовольствию.
Читайте детям вслух с самого раннего возраста.

Подпишитесь на журналы для ребенка (на его имя!) с учетом его интересов и увлечений.

Оставляйте «печатные материалы» везде, где дети смогут их увидеть.

Пусть дети видят, как Вы сами читаете с удовольствием: цитируйте, смейтесь, заучивайте отрывки, делитесь прочитанным и т.п.

Чаще берите детей с собой в библиотеку и учите их пользоваться её фондами.
Показывайте, что Вы цените чтение: покупайте книги, дарите их сами и получайте в качестве подарков.
Сделайте чтение увлекательным занятием: покажите, что книги полны превосходных идей, которые дети могут использовать в своей жизни.
Пусть дети сами выбирают себе книги и журналы (в библиотеке, книжном магазине и т.п.)
Читайте детям волшебные сказки.
Читайте детективы, и пусть дети пытаются угадать, кто преступник.

Пусть ребенок читает кому-нибудь из домашних или своим друзьям, которые еще не умеют читать.
Поощряйте чтение: наградой может быть новая книга, подарочный купон из книжного магазина, принадлежности для рисования, билеты в театр, поход в зоопарк или музей, разрешение подольше не ложиться спать, чтобы почитать.
На видном месте дома повесьте список, где будет отражен прогресс ребенка в чтении (сколько книг прочитано и за какой срок).
Пусть дети следят за опечатками и отмечают их в книге.
Повесьте дома карту мира или страны и проводите среди детей соревнование, кто больше прочитает книг о различных странах, городах и т.д.
Сделайте «шкалу времени» и пусть дети отмечают на ней исторические периоды, о которых они прочитали.
Купите исторические карты и книги, описывающие различные исторические периоды. Заведите «семейный каталог», в котором будете отмечать, что прочитал каждый из членов семьи.
Пусть дети «заведуют» рецептами и, когда вы готовите, читают Вам вслух.
Пусть они сами выбирают из книг рецепты, понравившихся им блюд, а затем вместе с Вами воплощают их в жизнь.
Просите детей, чтобы они читали вам этикетки на продуктах. Превратите это в игру, спросит: «Ну-ка, кто скажет, что содержит больше калорий?»
Пусть дети сами готовят пирожки или другие сладости с запеченными в них «счастливыми билетиками», на которых они напишут «предсказания».
Проведите соревнование, кто придумает рецепт самого невкусного блюда.
Напишите собственную семейную поваренную книгу.
Пусть дети читают каталоги и выбирают товары для себя и других.

Пусть дети помогают делать покупки и проверяют чеки.
Пусть они составляют списки покупок.

Если вы путешествуете вместе с детьми, предложите им почитать о тех местах, куда Вы едете.
Во время поездки на машине пусть дети слушают магнитофонные записи литературных произведений.
Пусть дети читают карту и помогают ориентироваться на местности.
Пусть дети помогают издавать «семейный журнал» или «летопись путешествий».
Разрежьте газету и попросите детей скомпоновать самые неподходящие друг к другу заголовки и статьи.
Играйте в настольные игры, которые предполагают чтение.
Выделите дома специальное место для чтения (укромный уголок с полками и т.п.)
В доме должна быть детская библиотека.
Интересуйтесь мнением детей о последних новостях (оставляйте в доступном месте газеты).

А карта? Узнать, что ты капля в огромном и прекрасном мире – разве это не удивительнейшее открытие для малыша? Не теряя времени даром, по пути в сад, школу, на прогулке играем с родными! Безусловно, нужно начать с карты родного края или республики. Выучить водные артерии, горы и возвышенности, полезные ископаемые, флору и фауну, города и посёлки. Карту своей малой родины можно создать самим, непременно с участием сына или дочери. Поверьте, это такой увлекательный процесс!

Затем можно смело идти дальше!! «Давай, родной, узнаем, например, столицы разных государств?! Запоминай!» И вот уже на следующий день вы можете проверить память своего малыша.

Незаметно пробежит время, и вот уже ваш сын или дочь лучше вас знает столицы стран и государств, реки и моря, горы и океаны, - и всё это через игру, ведь играя, мы образовываем!!

Образовываем везде и всегда, на ходу придумывая для ребёнка игры! Вот, например, имя человека! Оно самое «сладостное для человека» - почему бы не играть так с ребёнком, чтобы он знал не только уменьшительно-ласкательные имена, но и полные, да ещё и что они означают?

А что значит ваша фамилия? Почему бы не поискать вместе с ребёнком её значение в научно-популярной литературе? Глядишь, и узнаете происхождение фамилии своего рода. Тут же начнёте и составлять генеалогическое древо своей семьи, - вот и получится настоящая исследовательская работа.

А игры со словами? Как прекрасно перед сном, обнимая детей, играть в чудные игры со словами. Невероятное множество бесхитростных вариантов, несомненно, подтолкнут ваших деток и к поиску нужного слова в Словарях, Энциклопедиях, что позволит возникнуть в семье такой ценности, как уважение к слову и книге.

Давай узнаем, давай понаблюдаем, давай поэкспериментируем!! Может быть, это так? Возможно, по-другому? Для ребёнка естественнее, и потому гораздо легче, постигать новое, действуя подобно учёному, чем получать уже добытые кем-то знания в готовом виде. А почему бы на вопросы детей различного типа не подавать ребёнку энциклопедии и научные книги? Ребёнок, без сомнения, научится работать с книгами и сам добывать знания! Так мы потихоньку раскроем нашему ребёнку все тайны мироздания!

Развить мышление, аналитические способности и воображение малыша, выработать такие черты его характера, как организованность, целеустремленность и объективность, помогут интеллектуальные игры: шахматы, шашки, уголки. Именно дадут возможность нашим детям стать предельно внимательными, собранными. Занятия интеллектуальными играми укрепят память вашего малыша. Михаил Ботвинник считал, что «Шахматы – типичная задача, подобная тем, которые людям приходится решать в повседневной жизни: переход улицы, оркестровка мелодий, управление предприятием и т.д.».

Если родители не умеют играть в шахматы, пусть не ленятся водить малыша в шахматный клуб или студию.

Развиваем мышление везде и всегда, на ходу придумывая бесхитростные и замысловатые задачки! Например, вы вместе с ребёнком подошли к банкомату. Банкомат не принял вашу купюру. Ребёнок должен помочь справиться с задачей: какие комбинации по расположению купюры нужно предпринять, чтобы, наконец, автомат её «взял»? Пусть ребёнок учится всегда мыслить!

Нельзя пройти и мимо великой сокровищницы - музыки! Слушаем с малышом шедевры классики, и не перестаём восхищаться!

Учим дружбе с детьми другой национальности, а не толерантности.

Учимся вместе с ребёнком сопереживанию - большому и великому чувству! Не остаёмся никогда равнодушными к чужой беде – у человека либо у животного.

Как важен наш труд - именно труд кропотливый! – родителя, учителя и ученика – во всём, что окружает нас рядом! Детство ребёнка даёт взрослым уникальный шанс вложить в малыша очень многое и дать ему несомненное Счастье!


Душа ребёнка – пламенный сосуд:

Прозрачны стенки, совершенны формы,

Но от того, чем мы его наполним,

Зависит будущего человека суть.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.