Всероссийский конкурс для школьных педагогов на лучшую образовательную статью «Просто о сложном» (II) (Прямая и косвенная речь в английском языке)
Я, Дубинина Лариса Витальевна, учитель английского языка Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Лицей государственной службы и управления» города Канаш Чувашской Республики. Я решила принять участие во
Всероссийском конкурсе для школьных педагогов на лучшую образовательную статью «Просто о сложном» (II). В своей работе я использую УМК “Английский в фокусе” (М.: Просвещение).
Я согласна, что всё, что непонятно, становится сложным и неинтересным. А «сложное» состоит из набора «простого». И это «простое» мы и должны донести до детей.
Я решила разобрать по пунктам один сложный вопрос – это «Прямая и косвенная речь». Как часто мы передаем кому-то слова других людей? Каждый день. Во всех этих предложениях мы пересказываем слова других людей, то есть используем косвенную речь. В английском языке такие предложения образуются по определенным правилам. Понять и запомнить их несложно. В статье я расскажу, как перевести прямую речь в косвенную в английском языке с помощью моих личных таблиц. Эту таблицу всегда использую при изучении данной темы в разных классах. Например, в 8 классе (Модуль 8), 9 классе (Модуль 8), 10 классе (Модуль 8), 11 классе (Модуль 6). Обучающимся легко вспомнить тему «Прямая и косвенная речь» и применить на практике благодаря данной таблице.
Косвенная речь (Indirect Speech) I (Согласование времен не требуется)Для передачи просьб, команд
_ ask(s) - - - to do something - - - .
order(s) not to do
Для передачи сообщения
_ say(s) to - - - that - = = - - - .
tell(s)
A) Для передачи общих вопросов
_ ask(s) - - - if - = = - - - .
order(s)
B) Для передачи специальных вопросов
_ ask(s) - - - вопросительное слово - = = - - - .
is interested
say(s)
(- подлежащее, = сказуемое, --- второстепенные члены предложения)
Косвенная речь (Indirect Speech) II
(Требуется согласование времен)Для передачи просьб, команд
_ asked - - - to do something - - - .
ordered not to do
Для передачи сообщения
_ said to
told - - - that - = = - - - .
answered
A) Для передачи общих вопросов
_ asked - - - if - = = - - - .
ordered
B) Для передачи специальных вопросов
asked
_ was interested - - - вопросительное слово - = = - - - .
said
to be:
am/is => was have/ has => had
are => were must => had to
may => might
will => would
shall => should
can => could
(- подлежащее, = сказуемое, --- второстепенные члены предложения)
При согласовании времен слова и выражения, обозначающие время, заменяются на:
Прямая речь | Косвенная речь |
this этот | that тот |
these эти | those те |
here здесь | there там |
now сейчас | then тогда |
today сегодня | that day в тот день |
tomorrow завтра | the next day на следующий день |
yesterday вчера | the day before за день |
При согласовании времен мне в работе очень помогает технология И.Я. Полетаевой по обучению видовременных форм английского глагола (ИЯШ №6/1991). Данная технология предлагает специальные таблицы под общим названием «Time and Tenses»: видовременные формы английского глагола в Active Voice, Passive Voice. С помощью этих таблиц школьники легко и просто усваивают тему. Таблицы составлены компактно, в них нет ничего лишнего, они нравятся ученикам. Работая по такой технологии, школьники обретают чувство языка и его грамматический строй.
Видовременные формы английского глагола, Active Voice
| Present (настоящее) | Past (прошедшее) | Future (будущее) | Future in the Past |
Indefinite (Simple ) (Simple) | + V, V-s. ? Do/Does V-1? _ do not/does not V-1. (don’t/doesn’t) | + V-2, V-ed. ? Did V-1? _ did not V-1. (didn’t) | +shall/will V-1. ? Shall/will V-1? - shall/will not V-1. (shan’t/won’t) | +should/would V-1. ? Should/would V-1? -should/would not V-1. (shouldn’t/wouldn’t) |
Continuous | + am/ is/ are V-ing. ? Am/ is/ are V-ing? - am/ is/ are not V-ing. (isn’t/aren’t) | + was/ were V-ing. ? Was/ were V-ing? - was/were not V-ing. (wasn’t/weren’t) | +shall/will be V-ing. ?Shall/will be V-ing? - shall/will not be V-ing. (shan’t/won’t) | +should/would be V-ing. ? Should/would be V-ing? -should/would not be V-ing. (shouldn’t/wouldn’t) |
Perfect | + have /has V-3/V-ed ? Have /has V-3/V-ed? - have /has not V-3/V-ed. (haven’t/hasn’t) | + had V-3/V-ed ? Had V-3/V-ed? - had not V-3/V-ed. (hadn’t) | +shall/will have V-3/V-ed. ?Shall/will have V-3/Ved? - shall/will not have V-3/Ved. (shan’t/won’t) | +should/would have V-3/V-ed. ? Should/would have V-3/Ved? - should/would not have V-3/Ved. (shouldn’t/wouldn’t) |
Perfect Continuous | + have /has been V-ing. ? Have /has been V-ing? - have /has not been V-ing. (haven’t/hasn’t) | + had been V-ing. ? Had been V-ing? - had not been V-ing. (hadn’t) | +shall/will have been V-ing. ?Shall/will have been V-ing? - shall/will not have been V-ing. (shan’t/won’t) | +should/would have been V-ing. ? Should/would have been V-ing? - should/would not have been Ving. (shouldn’t/wouldn’t) |
Итак, мы разобрали основные правила, которые понадобятся, чтобы перевести прямую речь в косвенную.
Накопленный мною опыт, частично отраженный в настоящей работе, показывает, что применение принципа «Просто о сложном» на уроках английского языка расширяет возможности творчества как учителя, так и учеников, повышает интерес к предмету, способствует повышению мотивации у обучающихся.